Мастер-класс для педагогов «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника.»
Оценка 4.7

Мастер-класс для педагогов «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника.»

Оценка 4.7
Мероприятия +2
docx
воспитание
Все классы
14.09.2022
Мастер-класс для педагогов  «Игры –экспериментирование  в воспитании младшего дошкольника.»
1 Мастер-класс Игры-экспериментирование в воспитании младшего дошкольника..docx

 РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЕЙ ГРУПП МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

ПО ТЕМЕ: « Детское экспериментирование, как средство развития познавательной активности детей младшего возраста»

 

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 4»Ладушки»

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

для педагогов

 

«Игры –экспериментирование

в воспитании младшего дошкольника.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила и провела:

                                       воспитатель МКДОУ № 4

Супрун Т.И.

 

 

 

 

 

с. Манычское

2020

Тема: «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника»

Цель:  Повысить уровень знаний и умений у педагогов об опытно-экспериментальной игровой деятельности детей младшего возраста и возможности применения их на практике.

 Задачи:

1.     Повысить уровень компетентности воспитателей  в вопросах детского экспериментирования.

2.     Продемонстрировать некоторые виды игрового экспериментирования для малышей.

3.     Создать условия для плодотворного общения участников мастер-класса в данной области с целью развития их творческого потенциала.

Практическая значимость: Данный мастер-класс может быть интересен педагогам, работающим по теме экспериментирования и поисковой деятельности детей. Педагог, использующий экспериментирование в своей работе, найдет для себя что-то новое, а неработающий, поймет насколько это интересное и увлекательное занятие. 

Мастер - класс проводится для педагогов ДОУ.

Оборудование: мультимедийная установка, музыкальный центр, стол для рисования песком, подносы с песком для воспитателей, резиновые и бумажные игрушки, мелки цветные, цветной песок, пластиковые стаканчики.

Продолжительность – 15-20 минут

Форма проведения:

5минут – вводная часть

15 минут - практическая деятельность

Конечный результат:

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов в познавательно-экспериментальной деятельности.

Содержание мастер-класса:

1.Теоретическая часть «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника»– 5 мин.

2.Практическая деятельность. – 15 мин.

Ход мастер-класса

1.     Вводная часть.

 

- На мультимедийном экране слайд № 1 Титульный лист

 

Слайд 2.    « Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать гласит народная мудрость»

 

Здравствуйте уважаемые коллеги!

Сегодня мы поговорим с вами о детском экспериментировании. Для начала вспомним, что же такое эксперимент?

Детское экспериментирование-это деятельность в результате которой ребенок самостоятельно, или под незаметным для него руководством взрослого делает для себя открытие.

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами).

Конечно, по отношению к детям младшего дошкольного возраста экспериментальная деятельность во многом упрощена и носит игровой характер. 

Опыт моей работы в младшей группе показывает, что элементарное экспериментирование доступно и интересно детям младшего возраста.

Дети с удовольствием обследуют воздух, песок, воду, познают их свойства, плещутся в воде, открывают ее тайны, пускают пузыри, отправляют в плавание кораблики.

Почему же у большинства ребят с возрастом интерес к исследованиям пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые? Нередко на стремление ребенка познакомиться с окружающим миром мы реагируем так: «Отойди немедленно от лужи, ты уже испачкала платье! Не трогай песок руками, он грязный! Возьми совок! Отряхни руки, посмотри, они уже все в песке! Выбрось эту гадость, где ты только такое находишь? Лучше покатайся на качелях! Брось камень, испачкаешься! Не смотри по сторонам, а то споткнешься! Лучше смотри под ноги!» Может быть, мы , сами того не желая, отбиваем у ребенка естественный интерес к исследованиям? Проходит время, и ребенок уже сам говорит другим детям: нельзя трогать песок руками, он грязный, и ему уже совершенно неинтересно, почему с деревьев опадают листья. Может быть, мы просто утратили детскую способность видеть и наблюдать? Для того чтобы дети не потеряли интерес к окружающему миру, важно вовремя поддержать их стремление исследовать все и вся. Пусть даже при этом пострадает красивая одежда или испачкаются руки. Одежду можно постирать, руки - помыть. А вот исчезнувший интерес к окружающему с годами восстановить практически невозможно.

Дети легко находят объекты для исследований. Ведь для них весь окружающий мир - это одна большая лаборатория. Главное, чтобы об этом помнили мы, взрослые!

К счастью, в последнее время в дошкольных учреждениях все больше внимания уделяется исследовательской деятельности детей. Не исключение и наш детский сад, где создаются все условия, для совместного нахождения ответов на вопросы «почему?» и «как?».

Основа этих игр - это  действия ребенка  с определенным предметом объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. Активно использую сказочные сюжеты, так как сказка и подвижные игры позволяют детям не только пережить, но и изучить различные процессы преобразования.

Структура игры – экспериментирования:

•        Постановка, формулирование проблемы;

•        Выдвижение предположений, отбор способов проверки, выдвинутых деталей;

•        Проверка гипотез;

•        Подведение итогов, вывод;

•        Фиксация результатов;

•        Вопросы детей

Для положительной мотивации деятельности детей   использую различные стимулы, такие как:

• новизна, необычность объекта

• тайна, сюрприз

• мотив помощи

• познавательный момент (почему так)

• ситуация выбора

В процессе экспериментирования воспитатель выступает как равноправный партнер, направляющий детскую деятельность в нужное русло.

Знания не рассказанные воспитателем, а добытые  самостоятельно, являются осознанными и более прочными.

Слайд 3   « Чем больше ребенок видит, слышит, переживает, чем больше узнает и  усваивает, тем значительнее и продуктивнее будет его деятельность».

Л. С. Выготский

Малыши- природные исследователи окружающего мира.

Он изучает все как может и чем может( глазами, ушами, носом, языком, руками)

Опыты – словно фокусы. Только загадка фокуса так и остаётся неразгаданной, а вот всё, что получается в результате опытов, можно объяснить и понять.

Им интересно абсолютно все, поэтому обязательно нужно поддерживать стремление ребенка к экспериментированию. Большую радость и удивление малыши испытывают от своих маленьких «открытий».

Опыты помогают развивать мышление, логику, творчество детей, позволяет наглядно показать связи между живым и неживым в природе. Они предоставляют детям возможность самим найти ответы на вопросы «Как?» и «Почему?».

Слайд 4.                                                                            Китайская пословица гласит:

 «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму».

Усваивается все крепко и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.

Экспериментирование - прямой путь к воспитанию неординарных, смышлёных детей. 

Если ребенок-исследователь найдет поддержку у педагогов и родителей, из него вырастет исследователь- взрослый - умный, наблюдательный, умеющий самостоятельно делать выводы и логически мыслить. Взрослый, который всю жизнь будет находить в окружающем мире что-нибудь интересное и необычное, который умеет удивляться и радоваться всему, что видит вокруг.

 

  2. Практическая часть.

 

Организационный момент.

Сегодня мы поговорим об экспериментировании с песком. И сейчас я предлагаю вам окунуться в мир детства и приглашаю на мастер-класс 4 человека .

Думаю, что педагоги, использующие экспериментирование в своей работе, найдут для себя что-то новое, а начинающие – поймут, насколько это интересное и увлекательное занятие

Что и как? Почему и зачем?
Как ответить успеть детям всем?
И родителям знания дать – 
Что смешать? Как смешать? С чем смешать?

И в солнце, и в дождь,

И в любую погоду

Изучать будем мы неживую природу.

Давайте посмотрим немного теории.

 

Слайд № 5 

«Самая лучшая игрушка для детей - кучка песка!»  сказал известный педагог К.Д. Ушинский. Почему песок? Песок – природный материал, он доступен абсолютно каждому. 

 

Слайд № 6

Для малышей игры с песком позволяют:

- развивать мелкую моторику рук, что очень важно для развития речи ребенка;

- справляться с эмоциональным состоянием, что крайне актуально для детей раннего дошкольного возраста.

-развивать любознательность, мышление, воображение.

 

Слайд № 7

Что нужно для игр с песком?

-        Чистый просеянный песок

-        Песочница, деревянный ящик или поднос с высокими бортиками

-        Ваша фантазия 

 

Слайд № 8

Для игр может использоваться обычный песок. Песок нужно тщательно просеивать, чтобы все мелкие камушки и грязь ушли, потом обработать кипятком или раствором марганца или прокалить в духовке.

 

Слайд № 9

В последнее время в продаже легко найти различные виды песка для детского экспериментирования: кварцевый, кинетический, обработанный речной песок.

Обязательно объясните ребенку правила игры с песком:

 

Слайд № 10

Нельзя брать песок в рот

 

Слайд № 11

Нельзя грязными руками тереть глаза

 

Слайд № 12

Нельзя кидаться песком

 

Слайд № 13

После игры с песком – обязательно помыть руки! 

 

Слайд № 14

 Проводить простейшие игры-опыты с малышами под силу любому воспитателю.  Я покажу вам некоторые из них. 

 

Слайд №15

Игра-опыт № 1 «Следы на песке»

Нас сегодня ждал песочек – чистый, свежий, золотой. 

Залезай в него, дружочек: хочешь – рой, а хочешь – строй. 

Возьмите в ладошку песочек, пересыпьте его из одной ладошки в другую. Ручки радуются песочку! Легко ли сыплется песок? (легко)

Представим, что наши пальчики, как ножки, пойдут гулять по песочку.

Пальчиковая гимнастика

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Долго шли они пешком.

А потом бегом, бегом.

Немного поскакали,

А в конце в песок упали.

А теперь сожмите руки в кулачок и покажем, как … 

- «Идёт медведь» —кулачками и ладонями с силой надавливаем на песок 

Мишка косолапый 

По лесу идет,

Топ-топ-топ.. 

- «Прыгают зайцы» — кончиками пальцев ударяем по поверхности песка, двигаясь в разных направлениях. 

Маленькие зайчики.

 Прыг-скок, прыг-скок!

Прыгают, как мячики!

 Прыг-скок, прыг-скок.

 - «Ползёт змея» —пальцами рук проводим волны на поверхности песка (в разных направлениях). 

Змея очковая в песке 

Очки вдруг потеряла. 

Ползет она в большой тоске, 

Ползет куда попало. 

- «Бежит сороконожка» — ребенок двигает всеми пальцами, имитируя движение сороконожки

У сороконожки заболели ножки. 

Видишь на дорожке снятые сапожки? 

 

Слайд №16

Игра-опыт № 2 «Угадай на ощупь»

А сейчас работаем в паре, один из вас закрывает глаза, а другой в это время прячет в песке игрушку. Задача найти в песке игрушку и отгадать на ощупь, что это. Затем меняетесь ролями. В эту игру также можно играть и во дворе в песочнице во время прогулки как группой так и в парах. В ходе опыта можно выявить свойства песка: сухой песок сыпется струйкой, из него нельзя лепить, а из мокрого песка можно. 

Слайд №17

Игра-опыт № 3 «Рисуем на песке»

А теперь наши пальчики будут учиться рисовать на песке — они станут художниками. Для малышей их первые рисунки состоят из прямых и волнистых линий. Возьмите бумажный кораблик, положите его в центр подноса и нарисуйте волны на море – одним пальчиком, затем несколькими пальчиками.

Возьмите резиновую игрушку, посадите в центр песочницы. Нарисуем дорожку для зайчика, лесенку для белочки, ступеньки для мышки и т.д.

Помните, для игр с песком можно брать только моющиеся игрушки (резиновые или пластмассовые) либо утилизирующиеся (например, бумажные).

С малышами постарше можно попробовать сделать более сложный рисунок.

Сначала нарисуем, как по небу бегут облака…

Облака собрались в кучу, 

Превратились в злую тучу. 

Стали лить на землю воду, 

И испортили погоду. (рисуют дождь) 

Сколько знаю я дождей? 

Сосчитайте поскорей. 

Дождик с ветром, 

Дождь грибной, (рисуют гриб) 

Дождик с радугой-дугой, (рисуют радугу) 

Чего не хватает на рисунке? (Солнышка). Давайте нарисуем солнышко.

Посмотрите, какие красивые картины у вас получились!

 

Слайд №18

Игра-опыт № 4 «Делаем цветной песок»

Натрите мел на терке и перемешайте его с сухим сыпучим песком на подносе.

Из цветного песка можно сделать массу интересных вещей, которые порадуют и вас и вашего ребенка. Посмотрите на экран. (видеоролик).

 

Слайд №19

Игра-опыт № 5 «Рисуем цветным песком»

Посмотрите, какая радуга получилась у нас из цветного песка, который мы сделали из обычного просеянного песка и цветных мелков. Я предлагаю вам самим сейчас сделать радугу в стакане.

 (Педагог раздает емкости с цветным песком и баночки декоративные или пластиковые стаканчики.)

 

3. Вывод.

Применяя в своей работе данные приемы я учу детей  видеть в обычном - необычное, в знакомом - незнакомое, в известном - неизвестное, и я надеюсь, что многие из них, на всю жизнь останутся почемучками и любознайками.

Вы должны осознавать, что вы воспитываете своих детей собственным примером. Каждая минута общения с ребёнком обогащает его, формирует его личность. Стройте своё общение с ребёнком как с равным, признавая за ним право на собственную точку зрения, поддерживайте познавательный интерес детей, их стремление узнавать новое, самостоятельно выяснить непонятное.

 

Слайд №20

 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном уровне в сравнении с теми, кто такой школы не прошел» К. Е. Тимирязев.

Слайд №21 «Спасибо за внимание!»

 

4. Рефлексия.

Уважаемые коллеги, спасибо за работу. Но нам хотелось бы узнать ваше мнение. Если вы считаете, что в процессе МК  получили практический опыт, то возьмите зеленый круг. Если же вы не узнали ничего нового - красный.

Я, надеюсь, что   мастер – класс вам понравился,  и вы будете вместе со своими детьми проводить такие же  и другие игры-опыты экспериментирования с песком и не только. 

Спасибо вам большое. До новых встреч.

 

Литература

 

1.                 Грабенко Т.М., Евстигнеева Т.Д.. Коррекционные, развивающие  адаптирующие игры. – СПб.: «Детство-пресс»

2.                 Грабенко Т.М., Евстигнеева Т.Д.. Практикум по песочной терапии. – СПб.:   «Речь», 2002.

3.                 Деркунская  В.А.  Игры  –  эксперименты  с  дошкольниками.  /  Центр

          педагогического образования, 2012  Дыбина  О.В., Рахманова  Н.П.,  Щетина  В.В.  Неизведанное  рядом. М., 2004

4.                 Зубкова Н.М. Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты

         для детей от 3 до 7 лет/ Издательство «Речь»2006Иванова А.И. Детское

         экспериментирование  как  метод  обучения.  /  Управление  ДОУ,  N  4,

         2004,

5.                 Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. ЧУДЕСА НА ПЕСКЕ.  ПРАКТИКУМ ПО ПЕСОЧНОЙ ТЕРАПИИ

6.                 Зейц Мариелла - Пишем и рисуем на песке.

7.                 Исакова  Н.В.  Развитие  познавательных  процессов  у  старших

         дошкольников через экспериментальную деятельность. / Детство-пресс

          2013

8.                 Новиковская О.А. Сборник развивающих игр с водой и песком. СПб.:

           «Детство-пресс», 2005.


 

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

РАЙОННОЕ МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ

Тема: «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника»

Тема: «Игры –экспериментирование в воспитании младшего дошкольника»

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами)

Игры-эксперименты — это игры на основе экспериментирования с предметом (предметами)

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы, такие как: • новизна, необычность объекта • тайна, сюрприз • мотив помощи • познавательный момент (почему так)…

Для положительной мотивации деятельности детей использую различные стимулы, такие как: • новизна, необычность объекта • тайна, сюрприз • мотив помощи • познавательный момент (почему так)…

И родителям знания дать – Что смешать?

И родителям знания дать – Что смешать?

Слайд № 14 Проводить простейшие игры-опыты с малышами под силу любому воспитателю

Слайд № 14 Проводить простейшие игры-опыты с малышами под силу любому воспитателю

Слайд №17 Игра-опыт № 3 «Рисуем на песке»

Слайд №17 Игра-опыт № 3 «Рисуем на песке»

Слайд №20 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном…

Слайд №20 «Люди, научившиеся… наблюдениям и опытам, приобретают способность сами ставить вопросы и получать на них фактические ответы, оказываясь на более высоком умственном и нравственном…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.09.2022