Из истории музея МБОУ «Школа №1»
В День космонавтики, 12 апреля 1972 года, была открыта космическая комната. Она стала подарком школе выпускных 10-х классов. Был создан клуб «Космос». В космической комнате были оформлены стенды: «Б.В. Волынов – гордость школы», «История развития космонавтики», «Пионеры Вселенной», «Космонавты – гости Прокопьевска».
В 1975-1976 учебном году комната была переоборудована: появились красочно оформленные панно, поменялись стенды.
14 марта 1978 года космической комнате было присвоено звание «Школьного музея». В том же году под руководством Близнюк Лидии Григорьевны была начата подготовка к открытию второго зала музея «Космос» – «Гагаринского зала».
В музее с 1972 по 1984 годы неоднократно проходили встречи с прославленным земляком Борисом Валентиновичем Волыновым, он привозил подарки и сувениры: тюбики с пищей космонавтов, значки, марки, медали, конверты со штампом орбитальной станции «Салют–5», точную копию календаря, который был с космонавтом на орбитальной станции, дарственные книги.
В сентябре 2003 года было выделено новое помещение, изменено название музея, начался сбор материала по истории школы.
23 августа 2006 года под патронажем Главы города Валерия Анатольевича Гаранина состоялось торжественное открытие новой обновлённой экспозиции исторического музея имени дважды Героя СССР, лётчика-космонавта Бориса Валентиновича Волынова.
В настоящее время экспозиция музея состоит из 4 разделов: «Жемчужина Кузбасса», «Они сражались за нашу великую Родину», «Сын планеты Земля», «История первой средней школы».
В 2009 году музей прошел паспортизацию в ГАОУ ДОД КО «Областном центре детского и юношеского туризма и экскурсий».
В системе историко-краеведческого воспитания школы важное место занимает экскурсионно-массовая работа, которая предполагает подготовку и проведение экскурсий, а также использование музея в общественной жизни школы, включение его в единую систему учебно-воспитательной работы школьного коллектива.
Из года в год растет посещаемость музея: если в 2014-2015 учебном году музей посетили 1175 чел., то в 2016-2017 уже 2545 чел., было проведено 130 экскурсий, а за первое полугодие этого учебного года – 1200 чел.
Учащиеся школ города оставляют записи в книге отзывов, выражают благодарность за интересные и познавательные экскурсии, открытие новых фактов по истории родного края, космонавтики.
Музей также посещают обучающиеся образовательных учреждений других городов Кемеровской области: Кемерово, Калтана, Таштагола и др, оставляя замечательные отзывы.
Краеведческая и учебно-исследовательская деятельность
Исторический музей действует с целью развития личности, способной к определению, обогащению, реализации жизненных планов в различных сферах жизнедеятельности на основе интеллекта, гражданственности, гуманности и патриотизма, знаний истории Кузбасса, родного города, космонавтики.
Его задачами являются:
Ø привлечение обучающихся школы к активной социально-значимой деятельности,
Ø развитие проектной, учебно-исследовательской деятельности,
Ø организация экскурсионной работы с фондами музея и т.д.
На каждый учебный год составляются планы работы школьного музея.
Работа школьного музея строится на основе самоуправления. Создан Совет Музея из числа инициативных учащихся.
Наш актив – это добровольное творческое объединение обучающихся, стремящихся совершенствовать свой интеллект, приобретать умения и навыки поисково-исследовательской и экскурсионной деятельности, состоящий из 13 человек (обучающиеся 5-9 классов).
С глубокой любовью и заинтересованностью собирают материалы для музея учащиеся нашей школы. В этот труд они вкладывают свою настойчивость, интерес, время. Для многих ребят работа в школьном музее становится школой творческого труда и поиска, общественной активности и гражданственности.
Одним из условий успешной организации и деятельности школьного музея - преемственность в работе актива. Она обеспечивается тем, что в состав актива включаются учащиеся разных возрастных групп. Ребята сообща, совместно участвуют в выполнении заданий по поиску и сбору музейных материалов, их учету и хранению, оформлению выставок, экспозиций, в подготовке и проведении экскурсий.
Сотрудничество педагогов и обучающихся предусматривает следующие формы:
Ø работу секций школьного музея,
Ø индивидуальную и групповую работу актива под руководством учителей, руководителя музея на базе детской библиотеки имени А.С. Пушкина, городского краеведческого музея, городского совета ветеранов,
Ø организацию краеведческих игр, конкурсов, уроков города, родиноведения и т.д.
Исторический музей сотрудничает со школьным поэтическим клубом «Вдохновение», с детской библиотекой имени А.С. Пушкина; с городским советом ветеранов войны, труда, вооруженных сил и правоохранительных органов. Городским краеведческим музеем, с музеем истории пионерской и комсомольской организаций города Прокопьевска Дворца детского творчества имени Ю.А. Гагарина, с другими общественными музеями города.
Совместно с клубом «Вдохновение», которым руководит учитель русского языка и литературы Лукьянова Людмила Павловна, проводятся творческие конкурсы, уроки мужества, родиноведения
Учащиеся школы посещают Городской краеведческий музей, общественные музеи Дворца детского творчества и городской музей истории народного образования. Полученную краеведческую информацию они используют для участия в городских и областных конкурсах, викторинах, конференциях.
В музее действует исторический клуб «Память», где учащиеся школы получают дополнительные знания по истории родного края, города; знакомятся со школьными годами, жизненным путём прославленных выпускников школы разных лет. Совет музея ведет переписку с выпускниками школы: Малаховским Владиславом Степановичем, Кузнецовым Владиславом Ивановичем, Федченко Алексеем Ивановичем, Астаповой Галиной Михайловной и другими. Они присылают свои воспоминания, фотографии, грамоты, личные документы, которые позволяют учащимся их детально обрабатывать, систематизировать и выполнять исследовательские работы на различные городские, областные конкурсы и конференции.
За последние 5 лет было подготовлено 30 исследовательских работ учащихся: «Звёздная гордость Прокопьевска», «М.Г. Елькин - учитель, учёный, краевед», «Из истории музея школы№1», «Василиса Кожина – героиня Отечественной войны 1812 года», «Евросоюз: за и против;
«Истоки краеведческого и музейного движения в Прокопьевске», «Школа №1 в годы Великой Отечественной войны», «Б.В. Волынов: новый взгляд на Героя космоса», «Школьный духовой оркестр», «Общество «Юный историк»», «Служить во благо Родины», «Школьный телескоп Максутова», «Ваш подвиг бессмертен», «Судьба сибирского парня», «Государственные символы России»;
в 2016 году «Подвиг на века», «Становление угольного гиганта Кузбасса», «У истоков прокопьевского комсомола», «Военный круговорот А.И. Федченко-выпускника школы 1942 года», «Выборы 1939 года в Прокопьевске», «Зимние каникулы 1939 года в Прокопьевске», «Строки из фронтовых писем», «Улица Комсомольская 1930-х годов», «История пионерской организации школы №1»;
в 2017 году – «Исследователь сибирского края», «Легенда российской математики», «Облигация 1917 года», «История школы №1 1930-х. годов»,
«Школьный музей-хранитель памяти»
В январе 2018 года подготовлена работа «Фотоаппарат «ФЭД-3»», сейчас учащиеся заняты сбором материала для работы «Прокопьевск накануне грозных испытаний».
К 85-летнему юбилею актив музея, учителя-предметники собирали, систематизировали материал о жизни школы разных лет, судьбах директоров, учителей, учеников. Установлено, что за эти годы в школе работало более 500 учителей, выпущено 156 медалистов. И в январе 2017 года совет музея принял участие в работе над созданием книги по истории родной школы «Это нашей истории строки», которая вышла в свет 4 октября 2017 года.
Важное место в работе исторического музея школы занимает учебно-исследовательская работа.
Сбор и исследование местного материала способствует развитию познавательных способностей, мышления учащихся, формированию навыков культуры труда, воспитанию гражданских чувств.
По материалам музея учащиеся пишут сочинения, эссе, доклады, рефераты, исследовательские работы.
Дети, даже самые маленькие, с большим интересом изучают прошлое родного края, знакомятся с духовно-нравственными ценностями, этнографическим наследием родного города.
Именно эти мероприятия являются неисчерпаемым источником обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитания у них любви к стране своего детства.
К 85 – летнему юбилею родной школы в актовом зале были оформлены баннеры: «Этапы большого пути»; «Салют, пионерия», «Капитаны школьного корабля», «Учительница первая моя», «Учителя преподавали в школе главное – науку жизни», «Учились и учили в школе № 1», «Памяти павших будьте достойны», «Это нашей истории строки», «В поисках исчезнувших тысячелетий», «Беспокойные сердца»…
Члены актива музея успешно защищают учебно-исследовательские работы, являются победителями и призёрами всероссийских, региональных, муниципальных конкурсов, например:
-четырнадцатого Всероссийского конкурса научно-исследовательских
и творческих работ молодёжи и очного итогового соревнования Всероссийского молодёжного фестиваля - Петухов Александр – победитель, защищал работу «школьный музей – хранитель памяти»,
- областного конкурса исследовательских работ среди активистов поисковых объединений Кемеровской области «Он погиб за Родину», Петухов Александр - II место, защищал работу «Подвиг на века»,
- IV межрегиональной поисково-исследовательской конференции «Сибирия» Шиянов Александр - III место, защищал работу «Служить во благо Отечества»
- всероссийского заочного конкурса научно-исследовательских, изобретательских и творческих работ обучающихся «Юность, наука, культура» Ильин Вячеслав - лауреат, представлял работу «Первый в Западной Сибири»
- областного конкурса учебно-исследовательских работ «Юный архивист» Шишкина Елена – III место, выступала с работой «Прокопьевск предвоенный»,
А также принимают активное участие: в областном конкурсе «Юный архивист» (2014 г.), областной - туристско-краеведческой конференции «Живи, Кузнецкая земля!» (2014,2015,2016, 2017 гг.), областной конкурс творческих работ «Энергия памяти Великой Победы» (2015г.), в именном конкурсе группы компаний «Конкорд» «Юный корреспондент Кузбасса» (2015г.), областном детском литературно-экологическом конкурсе «Зеленый листок» (2015 г.), V Областной научно-практической конференции «ДИАЛОГ» (2016 г.), научно-практической конференции «Эрудит-2016», III областном конкурсе учебно-исследовательских работ «Юный архивист» (2016 г.), областном конкурсе экскурсоводов (2016,2017 гг.) областной поисково-исследовательской конференции «С Героями в одном строю», областном конкурсе «Наше наследие» Попкова Марина, областном конкуре творческих работ «Покорение космоса» Поляева Елизавета (2017 г.).
В 2016 году был создан сайт исторического музея имени Б.В. Волынова МБОУ «Школа №1» http://prk-school1.wix.com/muzvol, который является публичным органом информации школьного музея, доступ к которому открыт всем желающим. Сайт позволяет обмениваться опытом с педагогами школ, руководителями других общественных музеев, общаться с ними, выступает как средство массовой информации. Все, кому небезразличны, интересны вопросы образования, истории родного города могут зайти на сайт и получить нужную информацию. Цель создания сайта - популяризация школьного исторического музея среди учащихся и жителей города Прокопьевска.
Проект внеурочной деятельности учащихся
«Это нашей истории строки»
1. Характеристика имеющегося состояния проблемы
«Жемчужиной Кузбасса» называют наш город в Сибири. 10 мая 2016 года у него был 85-летний юбилей. 4 октября 2017 года «звёздной» школе исполнилось 85 лет.
В ходе изучения учебного материала по региональному компоненту важно освоить учащимися универсальные учебные действия, составляющие основу умения учиться. Получение новых знаний, их преобразование и, конечно, применение, должно обеспечить ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».
Важно привить интерес к изучению исследуемого материала по региональному компоненту, убедить в его важности. Необходимо знать свои корни, свою историю рода, историю нашей «малой» родины, пути постижения истины, духовного познания мира.
РК расширяет совокупность используемых в учебном процессе методов познания, содействует формированию целостного и предметного видения мира, окружающей природы, различных культурных традиций, человеческих судеб, вовлекая в процесс социализации ученика, который должен стать всесторонне развитой личностью, гражданином своей страны, человеком, влюблённым в свою «малую» родину.
Согласно требованиям ФГОС задачей современной школы является развитие ответственного, инициативного, компетентного, творческого гражданина России.
Исторический музей имени дважды Героя Советского Союза, Героя Кузбасса, Почётного гражданина Кемеровской области и города Прокопьевска, лётчика-космонавта Бориса Валентиновича Волынова МБОУ «Школы №1» является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания у учащихся всего города любви к родному краю. Тесно связанный со всем образовательным процессом школы, он создает благоприятные условия для успешной внеурочной деятельности учащихся, помогает развивать у них умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке получаемой информации. А фиксация происходящих событий: фотосъемка, описание, интервьюирование, формирование банка краеведческих данных, ведение специальных летописей и хроник, пополнение фондов школьного музея - все это является важным средством документирования истории родного края. Краеведческая работа в историческом музее нашей школы ведется уже много лет.
Готовясь к 85 - летию города и 85 летнему юбилею школы, решили выйти за «рамки школьного музея» и разработали проект «Прокопьевск - Жемчужина Кузбасса», который направлен на формирование образной реконструкции прошлого родного города, школы №1 на основе разных видов источников: архивных материалов, фотографий из семейного альбома, воспоминаний, интервьюирования и развивает творческие способности, объединяет людей увлечённых краеведческой, поисковой, исследовательской деятельностью.
Проблема: новое поколение учащихся слабо знает историю родного города, не владеет навыками поисковой, исследовательской, творческой деятельности.
Актуальность данного проекта: освоение навыков поисковой, исследовательской деятельности учащихся путем сбора, систематизации и обобщения материалов, хранящихся в фондах школьного музея, семейных архивах; создания новой видео продукции, макета школы, символики исторического музея.
Это позволит современным школьникам не только продуктивно работать, но и будет способствовать развитию их самостоятельности, формированию активной жизненной позиции.
Проект имеет цель: развитие познавательного и творческого потенциала учащихся через поисковую, исследовательскую деятельность.
И ставит следующие задачи:
Ø выполнить исследовательские работы краеведческого характера,
Ø создать видео продукцию по истории родного города,
Ø изготовить макет в рамках проекта,
Ø создать символику школьного музея,
Ø издать книгу «Это нашей истории строки»
Новизна проекта «Прокопьевск – Жемчужина Кузбасса» состоит в том, что успешно проведённая поисковая, исследовательская деятельность учащихся в рамках ФГОС способствует формированию у современных школьников интереса к изучению истории родного города, школы, своих «корней».
Проект рассчитан на учащихся школы 4-8-х классов, интересующихся духовными ценностями, историей родного края, ведущих поисковую, исследовательскую и творческую работу.
Ресурсы, используемые в проекте.
Для реализации проекта школа располагает необходимыми ресурсами:
Материально-техническая база: учебные кабинеты; исторический музей имени Б.В. Волынова; библиотека; оборудование: фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, принтер, сканер.
Методическое обеспечение:
При реализации проекта внеурочной деятельности учащихся «Это нашей истории строки» используются различные методы обучения:
Ø словесные: рассказ, беседа, сообщения - эти методы способствуют развитию речи, логического мышления, обогащению теоретических знаний детей, являются источником новой информации;
Ø наглядные: демонстрации рисунков, плакатов, иллюстраций, макетов, фотографий - дают возможность более детального обследования объектов, дополняют словесные методы, способствуют развитию творчества учащихся;
Ø практические: творческие работы, экскурсии по городу, изготовление макетов, презентаций, видеофильмов, сборников, альбомов, мини-музеи - позволяют учащимся почувствовать их причастность к историческому наследию народа, его ценностям.
Кадровое обеспечение: заместитель директора по воспитательной работе, руководитель музея, учитель истории и обществознания.
Стратегия достижения поставленной цели
Для осуществления проекта необходимо собрать фотографии, архивные документы, воспоминания старожилов города, жителей микрорайона школы, материалы бесед с интересными людьми, творческими, героическими личностями, служащими для учащихся примером.
Собранные материалы систематизируются, обобщаются, сканируются на электронный носитель для дальнейшего создания видео продукции и пополнения фондов музейного зала, создания презентаций, научно-исследовательских, творческих работ.
Выпуск мультимедийной продукции:
1.Видеофильма «Прокопьевск из прошлого в настоящее»
Поиск фотографий, сканирование, фотографирование современного облика памятных мест города Прокопьевска: улица Комсомольская середины 1930-х годов, образцовая средняя школа №1, имени Бориса Валентиновича Волынова, 2015 года. Соревнования велосипедистов на улице Комсомольской 1935 года и современная улица. Памятник Героям – комсомольцам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Детская библиотека имени А.С. Пушкина. Дом по улице Фасадной с магазином книготорг, 1960 год и современный вид здания. Редакция городской газеты «Забой», 1935 год, торговый центр, 2015 год. Строительство «Дома специалистов», 1935 год, проспект Шахтёров, 2015 год.
Изготовление макета «Образцовая средняя школа №1» 1932 года
Создан по фотографии здания школы 1932 года. Масштаб 1: 100. Материал изготовления – бумага, картон. Высота макета -14 см., длина - 45 см., ширина -30 см. Площадь - 0,144 кв.м. Время изготовления - октябрь - декабрь 2015 года.
«Символика школьного музея».
1. Создание флага исторического музея имени лётчика-космонавта, дважды Героя СССР, Героя Кузбасса Бориса Валентиновича Волынова МБОУ «Школа №1» города Прокопьевска, утвержденный на заседании совета музея.
Он представляет собой прямоугольное полотнище, разделённое вилообразно на три части: две горизонтальные полосы одинаковой ширины — верхняя синего, нижняя зеленого цветов; у древка белый равнобедренный треугольник высотой равной 1/3 длины полотнища основание которого совпадает с краем у древка, в центре треугольника эллипс с изображением стыковки космических кораблей «Союза - 4» и «Союза - 5».
Отношение ширины флага к его длине 3:4
На символику цветов флага распространяется также геральдическое значение цветов:
белый – символ чистоты, открытости, новых возможностей;
синий – символ
ясности и стремления к совершенству;
зелёный — символ надежды, радости изобилия, хороших знаний.
2. Разработка герба музея, который представляет собой геральдический щит, разделённый тремя цветами: темно-синим, белым и зелёным. На символику цветов герба распространяется также геральдическое значение цветов:
-синий – символ ясности и стремления к совершенству, космического пространства;
- белый – символ чистоты, открытости, новых возможностей;
- зелёный — символ надежды, радости изобилия, хороших знаний.
На темно-синем фоне изображение космического корабля «Союз».
На зелёном фоне – книги, как источник знаний, новой информации, исторического источника.
Под гербом размещена красная лента с надписью золотыми буквами Исторический музей МБОУ «Школа №1».
3. Создание слов гимна музея:
Не сравнится с просторами нашими
Никакая другая страна
Вот такая привольная, сильная
Нам с тобою Россия нужна.
Ничего нет роднее Кузбасса,
Достиженьями радует нас.
Пробы он у нас высшего класса,
Дорог сердцу любого из нас.
И Прокопьевск - «Жемчужина» края
Город детства, прекрасной поры!
Лучше дома, чем он, я не знаю
Здесь родные мне парки, дворы.
Ничего нет дороже, чем школа,
Она - «Звёздная» гордость моя.
В путь отправимся дальний мы скоро,
Сохраним её в сердце всегда.
4. создание книги «Это нашей истории строки».
Содержание книги: Этапы большого пути, Становление образцовой средней школы, В годы суровых испытаний, Мужская средняя школа,
Школа от 1950-х до 1990-х годов, Школа 2000-х годов, Учителями славится Россия…, Выпускники – наша гордость, Говорят выпускники
Ожидаемые результаты:
Ø проникновение уважением к культурному, духовному наследию родного города, истории школы, деятельности знаменитых земляков
Ø развитие творческих, познавательных интересов учащихся, мобилизация их знаний,
Ø приобретение ими социально - значимых умений и навыков.
План реализации.
Реализация проекта осуществляется в течение двух лет в период с сентября 2015 года по сентябрь 2017 гг. и включал три основных этапа:
Мероприятия |
Сроки выполнения |
Ожидаемый результат |
Этап 1. Подготовительный. |
||
Заседание совета исторического музея, научного общества учащихся школы |
Сентябрь 2015 года |
Решение о создании проекта «Прокопьевск – «Жемчужина Кузбасса»».
|
Обоснование актуальности выбранной темы, формирование проблемы, определение целей, задач проекта |
Создание проекта
|
|
Встреча с учащимися и учителями, заинтересованными в реализации проекта. |
Создание инициативной группы по реализации проекта, формирование временных поисковых групп в 4 – 8 -х классах. |
|
Этап 2. Основной – практический. |
||
Индивидуальная поисково-исследовательская и коллективная работа в группах по сбору фактического материала по темам: Ø судьбы выпускников школы №1, Ø первые учителя образцовой средней школы №1, Ø предвоенный Прокопьевск, Ø прокопчане на фронтах Великой Отечественной войны, Ø фотографии старого Прокопьевска 1931 - 1981 годов, Символика школьного музея: Ø флаг музея, Ø герб музея, Ø гимн музея. Ø Создание эмблемы к 85-летию школы №1. Ø Обобщение собранного материала для издания книги «Это нашей истории строки» |
Сентябрь 2015 года – март 2017 года
|
Выбор темы учащимися, оформление, систематизация и обобщение найденных исторических материалов, написание исследовательских работ. Создание презентаций. Изготовление макетов. Символики школьного музея.
Выбор темы учащимися, оформление, систематизация и обобщение найденных исторических материалов, написание исследовательских работ. Создание презентаций. Изготовление макетов. Создание символики школьного музея. Подготовка материала к изданию книги.
|
Этап 3. Обобщающий. |
||
Защита исследовательских работ: Ø «Образцовая средняя школа №1 середины 1930-х годов», Ø «Зимние каникулы 1939 года в Прокопьевске», Ø «Выборы 1939 года в городе Прокопьевске», Ø «Подвиг на века», Ø «Исследователь сибирского края», Ø «Легенда российской математики», Ø «Школьный музей-хранитель памяти» и т.д. |
Февраль 2016 – март 2017 годов.
|
Результативное участие в муниципальных, региональных, всероссийских конкурсах,
|
Выпуск готовой продукции проекта: Ø макетов образцовой средней школы №1, 1932 года, Ø флага и герба музея, оформление уголка в историческом музее. Ø Эмблемы 85-летия первой средней школы города. Ø Видеофильма «Прокопьевск из прошлого в настоящее». Ø Книги «Это нашей истории строки»
|
Декабрь 2015 года - сентябрь 2017 года |
Экспонируются в историческом музее школы.
Показ для учащихся МБОУ «Школа №1» и ОУ города. Презентация книги на городском МО руководителей музеев в сентябре 2017 года
|
Информирование участников образовательного процесса о результатах реализации проекта. |
Октябрь 2017 года. |
Распространение готовой продукции.
|
Оценка результатов.
В результате выполнения проекта:
Ø повысился образовательный уровень учащихся, у них возрос интерес к изучению истории Прокопьевска, родной школы, её героических, талантливых выпускников, символики школьного музея;
Ø получены дополнительные навыки работы с историческими источниками, реконструкцией событий;
Ø повышен уровень участия в творческой, учебно-исследовательской деятельности, а также выступления на творческих конкурсах;
Ø издана книга по истории школы №1;
Ø реализована потребность в творчестве, общении.
Реализация проекта способствовала:
Ø индивидуализации воспитательно-образовательного процесса с учетом уровня подготовленности, способностей, интересов и потребностей учащихся;
Ø изменению характера познавательной деятельности учащихся в сторону её большей самостоятельности и поискового характера;
Ø формированию культуры работы с первоисточниками;
Ø поощрению творческого и продуктивного мышления;
Ø расширению информационного поля учащихся;
Таким образом, результат данного проекта: написание и успешная защита исследовательских работ, создание видеофильма, макета, символики школьного музея, издание книги по истории школы.
Фонды исторического музея школы пополнились новыми материалами.
В целом, проект внеурочной деятельности учащихся способствовал совершенствованию форм и методов гражданско-патриотического воспитания учащихся средствами краеведения и музееведения;
организации поисковой, исследовательской, творческой, оформительской деятельности учащихся школы, их участия в патриотическом движении города Прокопьевска.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.