Мастер – класс для педагогов
«Использование методов песочной терапии в работе логопеда»
\
Подготовила:
учитель – логопед
первой квалификационной
категории Быкова Л.В.
Цель: Познакомить педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии.
Задачи:
· Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.
· Способствовать развитию интереса к данной методике
· Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка – дошкольника
В качестве песочницы использую световой стол, наполненный песком (кварцевый песок, кинетический песок).
Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.
Добрый день, уважаемые коллеги!
Тема моего мастер-класса «Использование методов песочной терапии в работе логопеда».
Подумайте с чем в первую очередь у вас ассоциируется песок? Многие из вас представили море, пляж, яркое солнце. Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть.
Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песчаном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки.
Вспомните свое детство, как вы с удовольствием проводили время за играми в песочнице, впервые учились что-то строить, знакомились и общались с другими детьми, налаживали контакт.
К.Д. Ушинский сказал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей наилучшая игрушка – это кучка песка».
Имея в своем арсенале песок и световой столик, я решила вовлечь их в работу с детьми, а именно, проводить работу по речевому развитию.
И сегодня на мастер –классе, я хотела бы показать как использую световой стол с песком, во время автоматизации и дифференциации звуков у детей.
Благодаря данному методу работы у детей:
ü усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.
ü в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".
ü в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.
ü совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.
Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.
Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице:
ü «Нельзя брать песок в рот.
ü Нельзя кидаться песком.
ü Песок не должен высыпаться из песочницы.
ü Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.
ü После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».
Итак, я предлагаю вам, познакомиться с песком.
Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?
Погладьте песок между ладоней.
Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.
Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.
Какие игры можно использовать для развития диафрагмального дыхания, вы видите на слайде.
§ ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ
Сейчас мы поиграем в игру «Что под песком?». Такие игры позволяют развивать дыхание у детей.
Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок через коктейльную трубочку, открывается изображение.
§ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ
Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.
(Р: круги, спиральки на песке, С: насыпать горочку из песка, Ш: дорожка для змейки.
Вариант игры: «Найди игрушки на заданный звук»
§ ДЕФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ
Детям предлагаю раселить игрушки в домики С-Ш. . Построить из песка домики, расселить в них игрушки. В первый домик – игрушки, в названии которых есть звук С, во второй – в названии которых есть звук Ш.
§ ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТЫЦРЫ СЛОВА Игра «Клумба»
Я вам предлагаю потренироваться сажать цветы. Нарисуйте три клумбы (линии). На нижнюю сажаем цветы, в названии которых 1 слог, на среднюю – 2 слога, на верхнюю – 3 слога.
§ ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ
Игры с буквами «Найти буквы и выложить слово» (ОСЕНЬ)
§ ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
-правильное употребление в речи предлогов, наречий,
- согласование сущ. и прилагательных в роде (шарик – легкий, блюдце – пластмассовое);
-настоящее и прошедшее время глаголов (я откапываю, я откапал…);
-использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями. (рассказ о животных);
а также отработка других понятий и категорий.
§ РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ
(ПРИ ЭТОМ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТСЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ)
Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:
ü у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.
ü обучающиеся чувствуют себя более успешными.
ü на занятиях нет места монотонности и скуке.
ü повышается мотивация речевого общения;
ü развиваются первичные произносительные умения и навыки;
ü пополняется и активизируется словарь;
ü корректируется грамматический строй речи, связная речь;
ü развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;
ü формируются навыки чтения и письма.
Помимо речевого развития элементы песочной терапии используют для:
ü Развитие творческих возможностей личности;
ü Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;
ü Формирование позитивных коммуникативных моделей;
ü Творческая коррекция проблемных ситуаций;
ü Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;
ü Повышение личностного потенциала ребёнка (уверенность, самостоятельность, ответственность);
ü Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);
ü Развитие навыков общения.
Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Помните, что для дошкольников — это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие. Учитесь, играя!
Как вы думаете, если мы целенаправленно будем учить детей играть в песок, помогать им организовывать свою деятельность в мини-песочнице, это будет воспитателям в помощь? Будет ли приносить пользу?
Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.
Список используемой
литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева
С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.:
2008.
2. Грабенко Т.М.,
Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич -
Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.
3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.
4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.
5.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189
6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр
с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
7. Пятница Т.В., Башинская Т.В.
Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
8. Сакович Н.А. - Тенденции
песочной терапии.
9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А.
Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.