Мастер класс для педагогов "Использование песочной терапии в коррекции речи у дошкольников с ОНР
Оценка 4.7

Мастер класс для педагогов "Использование песочной терапии в коррекции речи у дошкольников с ОНР

Оценка 4.7
docx
19.12.2023
Мастер класс для педагогов "Использование песочной терапии в коррекции речи у дошкольников с ОНР
Масте класс для педагогов.docx

 

 



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Мастер – класс для педагогов

«Использование методов песочной терапии в работе логопеда»

 

\

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

             Подготовила:

            учитель – логопед

                                                                                 первой квалификационной

                                                                                 категории    Быкова Л.В.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цель: Познакомить педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии.

Задачи:

·         Познакомить педагогов с играми, используемыми на занятиях по речевому развитию.

·         Способствовать развитию интереса к данной методике

·         Способствовать внедрению в практику работы педагогов инновационных методик и технологий, направленных на всестороннее развитие личности ребёнка дошкольника

В качестве песочницы использую световой стол, наполненный песком (кварцевый песок, кинетический песок).

Для организации игр с песком использую камешки, мелкие игрушки, формочки и предметы.

Добрый день, уважаемые коллеги!

Тема моего мастер-класса «Использование методов песочной терапии в работе логопеда».

Подумайте с чем в первую очередь у вас ассоциируется песок? Многие из вас представили море, пляж, яркое солнце. Все это завораживает и позволяет расслабиться, забыть о проблемах, отдохнуть.

Наверняка, каждому из вас приходилось бывать на песчаном пляже. Оказавшись там, вы с удовольствием водите ладонью по песку, строите из него волшебные замки.

Вспомните свое детство, как вы с удовольствием проводили время за играми в песочнице, впервые учились что-то строить, знакомились и общались с другими детьми, налаживали контакт.

К.Д. Ушинский сказал: «Наилучшая для малыша та игрушка, которую он может заставить по-разному изменяться, для маленьких детей наилучшая игрушка – это кучка песка».

Имея в своем арсенале песок и световой столик, я решила вовлечь их в работу с детьми, а именно, проводить работу по речевому развитию.

И сегодня на мастер –классе, я хотела бы показать как использую световой стол с песком, во время автоматизации и дифференциации звуков у детей.

Благодаря данному методу работы у детей:

ü  усиливается желание узнавать что-то новое, экспериментировать и работать самостоятельно.

ü  в песочнице развивается тактильная чувствительность как основа "ручного интеллекта".

ü  в играх с песком более гармонично и интенсивно развиваются все познавательные функции (восприятие, внимание, память, мышление), а главное для нас - речь и моторика.

ü  совершенствуется предметно-игровая деятельность, что способствует развитию сюжетно- ролевой игры и коммуникативных навыков ребёнка.

 

 


Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей более интересной, увлекательной, более продуктивной.

Игры с песком можно использовать, как в индивидуальной работе, так и в работе с подгруппой. Перед началом работы с песком предлагаем ребёнку вспомнить правила поведения в песочнице:

ü  «Нельзя брать песок в рот.

ü  Нельзя кидаться песком.

ü  Песок не должен высыпаться из песочницы.

ü  Отряхивать руки и играть можно только над песочницей.

ü  После игры надо помыть руки и убрать за собой рабочее место».

Итак, я предлагаю вам, познакомиться с песком.

Упражнение «Чувствительные ладошки». Положите ладони на песок. Давайте его погладим внутренней, затем тыльной стороной ладони. Расскажите, какие ощущения, ассоциации у вас вызывает песок?

Погладьте песок между ладоней.

Поиграйте на поверхности песка, как на пианино.

Подобные упражнения я использую в начале занятия. Это способствует развитию мелкой моторики рук, а, следовательно, активизирует умственную деятельность.

Какие игры можно использовать для развития диафрагмального дыхания, вы видите на слайде.

§  ИГРЫ НА РАЗВИТИЕ ДИАФРАГМАЛЬНОГО ДЫХАНИЯ

Сейчас мы поиграем в игру «Что под песком?». Такие игры позволяют развивать дыхание у детей.

Под тонким слоем песка картинка. Сдувая песок через коктейльную трубочку, открывается изображение.

§  АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ

Произнося автоматизируемые звуки (изолированно, в слогах, словах), одновременно производить соответствующие движения пальчиками в песке.

(Р: круги, спиральки на песке, С: насыпать горочку из песка, Ш: дорожка для змейки.

Вариант игры: «Найди игрушки на заданный звук»

§  ДЕФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ

Детям предлагаю раселить игрушки в домики С-Ш. . Построить из песка домики, расселить в них игрушки. В первый домик – игрушки, в названии которых есть звук С, во второй в названии которых есть звук Ш.

§  ФОРМИРОВАНИЕ СЛОГОВОЙ СТРУКТЫЦРЫ СЛОВА Игра «Клумба»

Я вам предлагаю потренироваться сажать цветы. Нарисуйте три клумбы (линии). На нижнюю сажаем цветы, в названии которых 1 слог, на среднюю 2 слога, на верхнюю – 3 слога.

 

 


§  ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Игры с буквами «Найти буквы и выложить слово» (ОСЕНЬ)

§  ПРОПЕДЕВТИКА И КОРРЕКЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ

-правильное употребление в речи предлогов, наречий,

-   согласование        сущ.                      и  прилагательных в           роде        (шарик         –       легкий,                 блюдце – пластмассовое);

-настоящее и прошедшее время глаголов откапываю, я откапал…);

-использование пиктограммам: соотносить картинки с определенными понятиями.  (рассказ о животных);

а также отработка других понятий и категорий.

§  РАЗВИТИЕ СВЯЗНОЙ РЕЧИ

(ПРИ ЭТОМ ОДНОВРЕМЕННО ПРОВОДИТСЯ АВТОМАТИЗАЦИЯ ЗВУКОВ)

Таким образом, опыт работы показывает, что использование песочной терапии дает положительные результаты:

ü  у обучающихся значительно возрастает интерес к логопедическим занятиям.

ü  обучающиеся чувствуют себя более успешными.

ü  на занятиях нет места монотонности и скуке.

ü  повышается мотивация речевого общения;

ü  развиваются первичные произносительные умения и навыки;

ü  пополняется и активизируется словарь;

ü  корректируется грамматический строй речи, связная речь;

ü  развивается мелкая моторика, зрительное восприятие;

ü  формируются навыки чтения и письма.

Помимо речевого развития элементы песочной терапии используют для:

ü  Развитие творческих возможностей личности;

ü  Формирование эмоционального равновесия и позитивного восприятия мира;

ü  Формирование позитивных коммуникативных моделей;

ü  Творческая коррекция проблемных ситуаций;

ü  Коррекция страхов, замкнутости, агрессивности;

ü  Повышение личностного потенциала ребёнка  (уверенность, самостоятельность, ответственность);

ü  Развитие познавательных процессов (внимания, памяти, мышления, воображения);

ü  Развитие навыков общения.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Помните, что для дошкольников это прежде всего игра, которая доставляет огромное удовольствие. Учитесь, играя!

Как вы думаете, если мы целенаправленно будем учить детей играть в песок, помогать им организовывать свою деятельность в мини-песочнице, это будет воспитателям в помощь? Будет ли приносить пользу?

Песочница – прекрасный посредник для установления контакта с ребенком. И если ребенок еще плохо говорит и не может рассказать взрослому о своих переживаниях, то в играх с песком все становится возможным. Проигрывая волнующую ситуацию с помощью маленьких фигурок, создавая картину из песка, ребенок освобождается от напряжения и беспокойства.

 

 

Список используемой литературы:
1. Баряева Л. Б., Кондратьева С.Ю. Игры-занятия с песком и водой: Пособие для педагогов и родителей. - СПб.: 2008.
2. Грабенко Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Чудеса на песке / Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – СПб.: Речь, 2008.- 340с.

3.Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. Практикум по креативной терапии /Т.М. Грабенко, Т.Д. Зинкевич - Евстигнеева – М.: Сфера Речь,2001.С.279–299.

4. Набойкина. Е.Л. Сказки и игры с «особым» ребенком / Е.Л. Набойкина – СПб.: Речь, 2006.-144с.

5.Забуга О. В. Использование элементов песочной и акватерапии в работе логопеда при коррекции всех сторон речи у дошкольников [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 189

6. Новиковская О. А. Сборник развивающих игр с водой и песком для дошкольников.- СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2005
7. Пятница Т.В., Башинская Т.В. Система коррекционного воздействия при моторной алалии. Москва 2010г.
8. Сакович Н.А. - Тенденции песочной терапии.
9. Сакович Н. А. Технология игры в песок. Игры на мосту / Н.А. Сакович – СПб. : Речь,2006.– 176с.



 

Мастер – класс для педагогов «Использование методов песочной терапии в работе логопеда» \

Мастер – класс для педагогов «Использование методов песочной терапии в работе логопеда» \

Цель: Познакомить педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии

Цель: Познакомить педагогов с приёмами развития речевых способностей детей посредством элементов песочной терапии

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей…

Опираясь на приёмы работы в песочнице, педагог может сделать традиционную методику по расширению словарного запаса, развитию связной речи, формированию фонематического слуха и восприятия у детей…

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Список используемой литературы: 1

Список используемой литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.12.2023