Мастер-класс для учителей-логопедов
«Логосказки в коррекционной работе с детьми»
Слайд 1
Цель: Поделиться опытом работы с «логосказкой» для использования в логопедической коррекционной работе.
Задачи:
Вовлекать педагогов в активную познавательную деятельность – работу со сказкой.
Ход : (теоретическая часть)
Здравствуйте, дорогие коллеги!
Настроение есть? …. (Есть)
Улыбки всегда? (Да)
Тогда мастер – класс начинать нам пора!
(музыка «В гостях у сказки»)
Слайд 2. Актуальность темы
В последние годы наблюдается рост числа детей с нарушениями речевого развития. Задачи логопедической работы сводятся к социальной адаптации и интеграции ребенка, имеющего речевое нарушение, в среду нормально развивающихся сверстников. Необходимо развитие звуковой стороны, словарного запаса, грамматического строя, связной речи. Одним из видов инноваций в логопедической практике являются - ЛОГОСКАЗКИ.
Логопедическое воздействие в игровой, сказочной форме является наиболее универсальным, комплексным и результативным методом воздействия в коррекционной работе.
Слайд 3. Целью использования логосказок является:
Коррекция и развитие речи дошкольников через использование логосказок.
Основная цель логосказки – всестороннее, последовательное развитие речи детей и связанных с ней психических процессов (внимания, памяти, мышления, воображения) путём использования элементов сказкотерапии.
Слайд 4.
Приёмы сказкотерапии – логосказки являются одними из оптимальных приёмов при работе с детьми с нарушениями речи.
Слайд 5. Предметно – развивающая среда
Для проведения коррекционно – развивающей работы по логосказкам необходима соответствующая предметно – развивающая среда. Сюда входят различные виды театров (настольный, Би–ба-бо, пальчиковый, теневой и другие, ширмы, костюмы, шапочки – маски, наборы дисков для прослушивания сказок; картотеки по логосказкам …
Слайд 6. Виды логосказок:
Артикуляционные (развивают речевое дыхание, артикуляционную моторику)
Пальчиковые (развивают мелкую моторику)
Лексико – грамматические (обогощают словарный запас, закрепляют знания грамматических категорий)
Сказки по развитию связной речи (развивают монологическую речь)
Сказки по обучению грамоте (знакомят со звуками и буквами)
Слайд 7. Артикуляционные сказки
Комплексы артикуляционных упражнений объединяются в виде увлекательных сказок о Язычке. Такие сказки вызывают у детей интерес к органам артикуляции, развивают их подвижность, активизируют зрительное восприятие.
Игровым персонажем,который создает благоприятный эмоциональный фон на индивидуальных занятиях является: лягушонок - Кваки,Грибок-Добрячок, попугай –Кеша… Заинтересованность ребенка повышается во время самостоятельной работы с этими замечательными игрушками.
Слайд 8. Артикуляционная сказка «Лиса и колобок»
Бежала лиса по лесу. Хвостиком махала (язык вправо – влево). Навстречу ей колобок (надули щеки).
Лиса облизнулась (облизать широким языком верхнюю губу).
И говорит: «Сядь, колобок, ко мне на язычок и спой свою песенку (Язык чашечкой).
Колобок сел лисе на язычок,а лиса его и проглотила (Убрать чашечку в рот).
Слайд 9. Пальчиковые сказки
- стимулируют действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;
- развивают мелкую моторику;
- совершенствуют психические процессы: внимание и память, которые тесно связанны с речью;
- повышают интерес детей к русским народным сказкам, к малому фольклорному жанру.
Слайд 10. Пальчиковая сказка «Рукавичка»
Бежит Зайка – Побегайка по полю.Подбежал к рукавичке и спрашивает:
- Кто в рукавичке живёт? (проигрываем с детьми сказку пальчиками, изображая героев сказки)
Слайд 11. Фонетические сказки
Фонетические сказки предусматривают работу над нарушенным звуком или группой звуков. В них подобран речевой материал на автоматизируемый или дифференцируемые звуки.
Чтобы получить устойчивый результат в работе с детьми со сложными речевыми нарушениями требуются многократные повторы слов, фраз на определенные группы звуков. Попадая в логосказку, ребёнок путешествует по ней вместе с главными героями, помогает в трудных ситуациях. В результате происходит ненавязчивое закрепление трудных звуков.
Слайд 12. Фонетические сказки
«Зимняя сказка» (С,З,Ш)
Сказка «Колобок» (звуки Л- Ль)
Слайд 13. Лексико – грамматические сказки
Лексико-грамматические сказки авторов: Г. А. Быстровой, Э. А. Сизовой, Т., А. Шуйской несут определенную лексическую или грамматическую нагрузку. В логосказках используются различные способы обогащения, активизации словарного запаса, словообразование, словоизменение.
Слайд 14. Лексико – грамматическая сказка «Чудесный ручеёк»
«Чудесный ручеёк» (словообразование) (Т. Шуйская)
Из лесных ключей взял свое начало маленький ручеёк. Чистый и холодный, весёлый и молодой, бежал он через лес. Задержался у берёзки — вырос под берёзкой подберёзовик, завернул к осинке — закраснел под осинкой подосиновик. Пробежал ручеёк через бор — и в бору появились крепкие боровики, плеснул водой на мох — и мох украсили моховики. Выскочил ручеёк к ельнику —заволновались там волнушки:
— Не спеши, ручеёк, дай водички ещё на грибок!
Да где уж ему — не слышит ручеёк! Покатился он с кочки, обогнул большой камень, скатился с горочки и… растворился в водах лесной речушки.
Слайд 15. Сказки по развитию связной речи.
Драматизации сказок активизируют движения органов артикуляционного аппарата, формируют лексико-грамматический строй речи, развивают общую и мелкую моторику пальцев рук, координацию движений, мимику, пантомиму, психические процессы, творческие способности. У детей формируется мелодико-интонационная выразительность, развивается связная монологическая речь, автоматизируются звуки в речи.
Слайд 16. Сказки по обучению грамоте
- Формируют и дифференцируют понятия: «звук», «буква», «гласный звук», «согласный звук»;
- развивают фонематический слух;
- закрепляют зрительные образы букв;
Главные герои сказок – звуки и буквы, наделенные своими характерами. На занятиях дети погружаются в мир сказочных персонажей «Сказочного города букв».
Слайд 17. Играем в сказки
Разыгрываем с детьми сказки.
Пальчиковый театр «Теремок»;театр би-ба-бо «Колобок».
А педагоги воспитывают артистические качества, раскрывают творческий потенциал детей, учат чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя; развивают память, внимание, воображение; совершенствуют речевое общение детей в игровой деятельности.
Слайд 18. Сказка «Теремок букв»
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква А к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
-Кто, кто в теремочке живет? -Кто, кто в невысоком живет?
Никто не отвечает букве А. Зашла она в теремок и стала жить.
Стоит в поле теремок, он не низок не высок.
Буква У к теремочку спешит. У дверей остановилась, стучит.
- Кто, кто в теремочке живет? - Кто, кто в невысоком живет?
В окошке теремочка появляется буква А.
(Аналогично к теремку подбегают другие гласные буквы).
Буквы гласные в теремочке живут, буквы гласные громко песни поют.
Слайд 19.
Выводы:
-Использование в практике работы с «логосказками» способствует успешному овладению грамотной и связной речью;
- Правильному употреблению лексико – грамматические категорий;
- У детей значительно улучшается звукопроизношение;
- Появляется мотивация к занятиям;
В процессе работы формируется дружеское взаимодействие между всеми участниками образовательного процесса.
Слайд 20. Спасибо за внимание!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.