Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"
Оценка 4.6

Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"

Оценка 4.6
Документация
docx
воспитание
4 кл—5 кл
12.02.2023
Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"
Мастер-класс для учителей начальных классов на тему "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"
Мячина С.А..docx

Мастер-класс

«Духовно-нравственное воспитание школьников

в современном образовательном пространстве»

 

 - Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно-нравственного возрождения нашего народа. Именно мы, учителя, не только на отдельном уроке по «Основам православной культуры», а и на всех других уроках, а также во внеурочной каждодневной деятельности, духовно устремляемся к детским сердцам и душам. 

  - Какой же он – урок ОПК? Каждый урок должен начинаться интригой. Для этого можно использовать традиционные приемы. Вы видите их на экране:

(Стихи, афоризм, письмо, высказывание, афиша, страница газеты – всё может стать интригой)

 - Но самое, пожалуй, интересное – использование в качестве интриги интервью, взятого у родителей по поводу их отношения, например, к иконе («Была ли в Вашей жизни встреча с иконой?..») или государственному празднику Дню семьи, любви и верности, неслучайно отмечаемому именно в день памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских. Учащиеся сами составляют вопросник и записывают ответы матери, отца или бабушки. Другое поколение – другое и видение.

(В «Повести о Петре и Февронии» немало чудесного, но за сказочностью скрывается главное - это семья, любовь. Именно их выбирали Пётр и Феврония, когда перед ними вставал выбор: любовь или богатство, семья или власть)

 - Движемся дальше. Для определения темы урока можно использовать традиционные, хорошо зарекомендовавшие себя приемы, обратите внимание на экран:

приёмы сравнения:

а) сравнения межвидовые, межродовые, внутриродовые

б) нахождение в группе предметов лишнего.

Заполнение «слепых» таблиц, (алгоритмов).

Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление. Детям можно предложить такое задание.

 - Один из мыслителей и писателей придумал список вопросов, который определял самые ценные вещи для опрашиваемых по этому списку людей. Один из вопросов звучит так: какие книги вы бы взяли с собой на необитаемый остров? Подумай, какую книгу чаще всех других называли опрашиваемые люди (а среди них были величайшие ученые, поэты, философы) и почему? Какова же будет тема урока? (библия и евангелие)

Итак, тему урока определили. Движемся дальше. Как выяснить цель урока? Я предлагаю такой прием.

 - Предположим, тема нашего урока – «Православная молитва». Детям предлагается задание.

Задание. Преобразуйте повествовательные предложения в вопросительные и определите, на какие вопросы мы сможем найти ответы на сегодняшнем уроке (предложения записаны на экране).

1.​ Слово «православие» означает умение правильно славить Бога.

2. Благодать - действие Бога, меняющее человека.

​ 3. Святые – люди, под действием благодать изменились так, что из их сердец струятся вера, надежда, любовь.

 (Отыскать ответы на следующие вопросы: 1.Что такое православие? 2.Что значит слово Благодать? Кто такие святые?)

 - Следующий этап урока — актуализация опорных знаний и их коррекция (если потребуется).

Цель этого этапа — выяснить, что дети уже знают по этой теме, а каких знаний не достаточно. Вариантов множество. Предлагаю вашему вниманию приёмы технологии развития критического мышления ТРКМ и технологии решения изобретательских задач ТРИЗ, которые можно использовать на этапе актуализации опорных знаний.

 - Уважаемые коллеги, как вы думаете, какие  важные для  духовно-нравственного развития личности слова начинаются на букву «Д»  (добро, доверие, доброта).

 - Предлагаю вам выполнить задание, используя прием "Брошенного камня" (предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари). Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации.

Например, можно расположить слово по вертикали и на каждую букву слова придумывать новые слова:

Д – добрый, дарить, давать, …

О – одарить, обнять, отблагодарить, …

Б – благо, беречь, благодарить, благотворительность, ….

Р – радость, радовать, родители, раздавать, ….

О – оберегать, озарять, окрылять, …

Предложенное задание напрямую определяет для учащихся объект познания и требует актуализации имеющегося опыта на уровне общих представлений о понятии и эмоционального впечатления, которое вызывает этот объект у детей. Выявление ассоциаций необходимо для того, чтобы в ходе занятий дети смогли осознать ограниченность их знаний по данной теме и нацелиться на изучение новой темы.

Переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике.

 - Одной из перспективных инновационных технологий, способствующих развитию внимания, памяти, речевой активности, творческого воображения, познавательной мотивации, является флипбук. Это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной или самостоятельной деятельности детей. Наполняемость флипбука может быть разнообразной, это зависит от возраста детей и задач, которые необходимо решить с помощью этого вида деятельности. Предлагаю вам заполнить флепбук на тему «Монастырь».

 - Устали, я предлагаю вам снять физическое и психологическое напряжение.

Как вы думаете, 1 мин – это много или мало? Что можно сделать за 1 минуту для души?

- За одну минуту можно позвонить близким и спросить как у них здоровье и не когда не забывать о родных 

- Спросить своего ребёнка, как он себя чувствует

- Почитайте короткую молитву 

- Можно поссориться и помириться, попросить прощения

У каждого своя мера и ценности определения этой минуты. 
Научитесь ценить минуту и время вообще. Идем дальше.

 - После хорошего отдыха предлагаем самое трудное задание. Оно может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. Они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д.

 - Оформить результаты своей работы детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом технологию сотрудничества (работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно). Дети могут выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д.

 - Я предлагаю вам прием, который станет отличной альтернативой эссе и синквейну.

Диаманта (или двойной синквейн) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне) заранее определены количество слов и даже возможные части речи:

1. Первый герой стихотворения - одно существительное;

2. Описание первого героя - два прилагательных;

3. Действия первого героя - три глагола (причастия, деепричастия);

4. Фраза, связующая двух героев стихотворения, устанавливающая их отношения (4 слова, но не обязательно) - любые части речи;

5. Действия второго героя - три глагола (причастия, деепричастия);

6. Описание второго героя - два прилагательных;

7. Второй герой стихотворения - одно существительное (антипод первому герою или его метаморфоза).

Язычество

Древнее, жестокое

Почитают, преклоняются, обожествляют

Многобожие, идол – храм, единобожие

Верят, крестятся, молятся

Православное, единое

Христианство

Применение данного приема обогащает словарный запас, развивает способность к выделению существенного, анализу и синтезу.

Следующий этап урока – домашнее задание. Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть четким и понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисково-познавательной деятельности. Они предусматривают повторение изученного, чтение дополнительных художественных и информационных текстов, интервью с членами семьи, творческую работу, поиск дополнительной информации и т.д. Например: «Подготовьте 1–2 вопроса по материалу, который мы изучали на предыдущих уроках, чтобы задать их одноклассникам»; «Подготовьте рассказ о том, какие обычаи и традиции существуют в вашей семье. При подготовке задания обратитесь за помощью к членам семьи», «Напишите небольшое сочинение на тему «Я хочу пожелать всем людям…».

ОПК в школе - это не только урок. Это жизнь интересная, насыщенная, творческая. Поскольку мы учителя начальных классов, у нас есть уникальная возможность интегрировать православие с другими учебными предметами: литературным чтением, трудовым обучением, изобразительным искусством

 

 

 

 





 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» -

Мастер-класс «Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве» -

Итак, тему урока определили. Движемся дальше

Итак, тему урока определили. Движемся дальше

Предложенное задание напрямую определяет для учащихся объект познания и требует актуализации имеющегося опыта на уровне общих представлений о понятии и эмоционального впечатления, которое вызывает этот…

Предложенное задание напрямую определяет для учащихся объект познания и требует актуализации имеющегося опыта на уровне общих представлений о понятии и эмоционального впечатления, которое вызывает этот…

Диаманта (или двойной синквейн ) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне ) заранее определены количество слов…

Диаманта (или двойной синквейн ) - это стихотворение, состоящее из семи строк, в каждой из которых (как и в синквейне ) заранее определены количество слов…

Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"

Мастер-класс "Духовно-нравственное воспитание школьников в современном образовательном пространстве"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.02.2023