МАСТЕР КЛАСС
Эффективный урок: технология исследовательского обучения
Подготовила: Тавеева Д.Р.
учитель начальных классов МБОУ Лекаревская СОШ
Технология
от греческих слов technо (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение).
это и способы деятельности, и то, как личность участвует в деятельности.
Щукина Галина Ивановна
считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Джон Дьюи
По утверждению американского философа и педагога , чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, а опыт.
Призвание школы – не изымать молодежь из окружающей среды и заставлять изучать сведения о том, как познавали мир другие люди…
Он считал, что в процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов:
-инстинкта делания,
-исследовательского инстинкта,
-художественного инстинкта и
-социального инстинкта.
На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка; используя их, школа может превратить обучение в продуктивный и увлекательный процесс. Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы учащийся оказывался в позиции исследователя
Михаил Владимирович Кларин
Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»
Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. Три уровня его практической реализации:
– преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;
– преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;
– постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Учебное исследование учащегося, так же, как и исследование, проводимое ученым, неизбежно включает следующие элементы:
– выделение предмета исследования, постановку проблемы (что и зачем нужно изучать, познавать, исследовать);
– определение целей и задач исследования (какой результат, какие знания мы должны получать, чему научиться, какие задачи для этого решать);
– выработку гипотез, выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выдвижение предположений, идей относительно поставленной проблемы и решения задач); выбор гипотезы;
– выбор методов исследования (способов решения задач – наблюдения, анализа, измерения, сравнения, эксперимента, моделирования и т.д.);
– разработка методики проведения исследования (планирование исследовательской деятельности учащихся);
– реализация методики или плана исследования (сбор материала путем изучения литературы, применения запланированных методов);
– анализ и обобщение полученных данных;
– подготовку и защиту итогового продукта (доклад, отчет, проект и др.).
Технология исследовательской работы
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Задачи на развитие смекалки и логики:
- Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
Фрагмент урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Виды углов. Прямой угол. Построение прямого угла» хочу показать, как работает технология исследовательского обучения на каждом этапе урока
Ι этап. Формирование понятий
Задание 1. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нём построены. (Карточки с фигурами на доске)
Инструкция №1.
1 - Начертите в тетради два луча, имеющие общее начало, которые пересекаются под прямым углом. Можешь использовать угольник.
2 - Какой угол у тебя получился? Подпиши его название. Рассмотрите углы, лежащие у вас на столе. Распределите их по группам.
ΙΙ этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий
Затем следуют интерпретирующие вопросы: «Что будет, если…», «Что произошло, когда…», «Может ли быть…».
- Посмотрите, какие разные эти углы.
- Рассмотрите схему и назовите, как называются части угла и запишите их.
Вывод 1: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).
(Приходят к выводу 2, что углы надо назвать.)
Инструкция №2.
1 - Рассмотри первую группу. Как можно назвать углы этой группы?
2 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название.
3 - Рассмотри углы другой группы. Как их можно назвать?
4 - Начерти один угол из этой группы и подпиши его название.
ΙΙΙ этап. Объяснение новых фактов на основе свойств
Инструкция №3.
1 - Можно ли острый угол расположить внутри прямого, так чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый острый угол с прямым углом.
2 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.
3 - Спиши предложение и дополни запись:
Острый угол_____ прямого угла.
Проверим работу групп, на доску поместили соответствующий чертеж.
ВСЕ ОСТРЫЕ УГЛЫ МЕНЬШЕ ПРЯМОГО.
Инструкция №4.
1 - Можно ли тупой угол расположить внутри прямого угла? Почему?
2 - А прямой угол внутри тупого угла, так, чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый тупой угол с прямым углом.
3 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.
4 - Спиши предложение, заполнив пропуски:
Тупой угол______ прямого угла.
5 - Сравни острый и тупой углы. Запиши предложение и дополни запись:
Тупой угол________ острого угла.
Проверим работу групп.
- Какую запись получили, сравнив тупой и прямой углы? Острый и тупой углы?
ВСЕ ТУПЫЕ УГЛЫ БОЛЬШЕ ПРЯМОГО.
Рефлексия
Значимо для учителя самому научиться:
создавать среду, направляющую учащегося к самоуправлению в принятии решения,
выстраивать диалогическое общение с учениками,
провоцировать появление вопросов,
выстраивать доверительные отношения с учащимися,
учитывать интересы и мотивацию ребенка, не забывая про свою,
давать ученикам право в принятии решения,
развивать у себя «открытое мышление».
Что дает участие в исследовательской деятельности ребенку?
Что дает организация исследовательской деятельности педагогу?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.