Щукина Галина Ивановна
считает, что интересный урок можно создать за счёт следующих условий:
личности учителя (даже скучный материал, объясняемый любимым учителем, хорошо усваивается);
содержания учебного материала;
применения современных обучающих технологий.
Если первые два пункта не всегда в нашей власти, то последний – поле для творческой деятельности любого преподавателя.
Джон Дьюи
По утверждению американского философа и педагога , чужие слова и книги могут дать знания, но воспитывают не они, а опыт.
Призвание школы – не изымать молодежь из окружающей среды и заставлять изучать сведения о том, как познавали мир другие люди…
Он считал, что в процессе обучения надо исходить из четырех основных детских инстинктов:
-инстинкта делания,
-исследовательского инстинкта,
-художественного инстинкта и
-социального инстинкта.
На основе этих инстинктов развиваются интересы ребенка; используя их, школа может превратить обучение в продуктивный и увлекательный процесс. Для этого обучение должно быть организовано так, чтобы учащийся оказывался в позиции исследователя
Михаил Владимирович Кларин
Раскрывая сущность исследовательского обучения, известный российский ученый в области сравнительной педагогики пишет: «Это обучение, в котором учащийся ставится в ситуацию, когда он сам овладевает понятиями и подходом к решению проблем в процессе познания, в большей или меньшей степени организованного (направляемого) учителем»
Исследовательское обучение – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению (познанию) окружающего мира. Три уровня его практической реализации:
– преподаватель ставит проблему и намечает стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит самостоятельно найти учащимся;
– преподаватель ставит проблему, но уже метод ее решения учащиеся ищут самостоятельно;
– постановка проблемы, поиск методов ее исследования и разработка решения осуществляются учащимися самостоятельно.
Учебное исследование учащегося, так же, как и исследование, проводимое ученым, неизбежно включает следующие элементы:
– выделение предмета исследования, постановку проблемы (что и зачем нужно изучать, познавать, исследовать);
– определение целей и задач исследования (какой результат, какие знания мы должны получать, чему научиться, какие задачи для этого решать);
– выработку гипотез, выявление и систематизация подходов к решению проблемы (выдвижение предположений, идей относительно поставленной проблемы и решения задач); выбор гипотезы;
– выбор методов исследования (способов решения задач – наблюдения, анализа, измерения, сравнения, эксперимента, моделирования и т.д.);
– разработка методики проведения исследования (планирование исследовательской деятельности учащихся);
– реализация методики или плана исследования (сбор материала путем изучения литературы, применения запланированных методов);
– анализ и обобщение полученных данных;
– подготовку и защиту итогового продукта (доклад, отчет, проект и др.).
Технология исследовательской работы
Фокус. Задумайте число, прибавьте к нему 14, к результату прибавьте 6, вычтите задуманное число. У вас получилось 20.
Задачи на развитие смекалки и логики:
- Сыну 10 лет, а отцу 36 лет. Через сколько лет сын будет младше отца вдвое?
Фрагмент урока математики во 2 классе по теме: «Угол. Виды углов. Прямой угол. Построение прямого угла» хочу показать, как работает технология исследовательского обучения на каждом этапе урока
Ι этап. Формирование понятий
Задание 1. Впереди таинственный город. Чтобы войти в него, надо рассказать, какие дома в нём построены. (Карточки с фигурами на доске)
Инструкция №1.
1 - Начертите в тетради два луча, имеющие общее начало, которые пересекаются под прямым углом. Можешь использовать угольник.
2 - Какой угол у тебя получился? Подпиши его название. Рассмотрите углы, лежащие у вас на столе. Распределите их по группам.
ΙΙ этап. Обнаружение свойств. Построение выводов и следствий
Затем следуют интерпретирующие вопросы: «Что будет, если…», «Что произошло, когда…», «Может ли быть…».
- Посмотрите, какие разные эти углы.
- Рассмотрите схему и назовите, как называются части угла и запишите их.
Вывод 1: угол - это геометрическая фигура, образованная двумя разными лучами с общим началом).
(Приходят к выводу 2, что углы надо назвать.)
ΙΙΙ этап. Объяснение новых фактов на основе свойств
Вводный побуждающий вопрос учителя может носить отвлеченный абстрактно-теоретический характер: «Что изменится, если…», «Что произошло бы, если…». Например, при работе по определению признаков фигуры можно задать такой вопрос: «Что произойдет, если условие и утверждение поменять местами?». Так, ученики формулируют утверждение, обратное свойству. На заключительной фазе стратегии учащиеся проверяют выдвинутые ими предположения, гипотезы, выводы, либо указывают условия, при которых можно произвести проверку.
При такой работе ученики могут сформулировать признаки, которые в школьных учебниках не формулируются .
Инструкция №3.
1 - Можно ли острый угол расположить внутри прямого, так чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый острый угол с прямым углом.
2 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.
3 - Спиши предложение и дополни запись:
Острый угол_____ прямого угла.
Проверим работу групп, на доску поместили соответствующий чертеж.
ВСЕ ОСТРЫЕ УГЛЫ МЕНЬШЕ ПРЯМОГО.
Инструкция №4.
1 - Можно ли тупой угол расположить внутри прямого угла? Почему?
2 - А прямой угол внутри тупого угла, так, чтобы их вершины совпадали? Сравни каждый тупой угол с прямым углом.
3 - Покажи на чертеже, как это можно сделать.
4 - Спиши предложение, заполнив пропуски:
Тупой угол______ прямого угла.
5 - Сравни острый и тупой углы. Запиши предложение и дополни запись:
Тупой угол________ острого угла.
Проверим работу групп.
- Какую запись получили, сравнив тупой и прямой углы? Острый и тупой углы?
ВСЕ ТУПЫЕ УГЛЫ БОЛЬШЕ ПРЯМОГО.
Рефлексия
Значимо для учителя самому научиться:
создавать среду, направляющую учащегося к самоуправлению в принятии решения,
выстраивать диалогическое общение с учениками,
провоцировать появление вопросов,
выстраивать доверительные отношения с учащимися,
учитывать интересы и мотивацию ребенка, не забывая про свою,
давать ученикам право в принятии решения,
развивать у себя «открытое мышление».
Что дает участие в исследовательской деятельности ребенку?
Что дает организация исследовательской деятельности педагогу?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.