Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Мастер-класс
«Формирование функциональной грамотности в рамках логопедического воздействия на обучающихся с ОВЗ»
(в рамках встречи педагогов Еловского муниципального округа Пермского края «Компетентный учитель – функционально грамотный ученик»)
Подготовила: Масленникова М.В., учитель-логопед,
высшая квалификационная категория
27.04.2024 г.
Я приветствую вас, уважаемые коллеги, на мастер-классе!
«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности...» - отмечает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.
Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.
В настоящее время в школах района обучается определенное количество ребят, имеющих статус ОВЗ. У многих прослеживаются дисфункции, мешающие формированию грамотной устной и письменной речи, как существенного компонента функциональной грамотности, такие как:
- неустойчивое внимание,
- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,
- недостаточное развитие способности к переключению,
- скрытое левшество (левша, доминирует правое полушарие: левая рука, глаз, нога доминируют; передается по наследству), леворукость (частое использование левой руки при рисовании, письме, в игре – но к генетике не относится), амбидекстрия («оба» — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки, а также способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью)
- недостаточное развитие мелкой моторики,
- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,
- снижение слуховой и зрительной памяти,
- дефекты произношения,
- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),
- слабо развитое словесно-логическое мышление,
- пониженная познавательная активность в области языковых явлений,
- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.
Поэтому особую актуальность этот вопрос имеет при работе с детьми с ОВЗ, так как, развивая функциональную грамотность обучающихся, мы способствуем развитию их сниженного интеллекта.
В нашу школу поступают дети, в большинстве случаев, имеющие диагноз - системное недоразвитие речи (легкой, средней, тяжелой степени). Поэтому коррекционную работу по речевому развитию мы проводим (а нас два логопеда) так же в системе, оказывая воздействие на развитие всех речевых компонентов.
На логопедических занятиях практическим умениям уделяется особое место, так как при обучении детей в школе мы формируем у них жизненные компетентности, позволяющие им адаптироваться в обществе. Работаем над правильным звукопроизношением. Ребята учатся правильно выстраивать ответ на поставленный вопрос, при этом не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций. Учатся подбирать точные слова, что развивает активный словарь обучающихся. Наши занятия способствуют общей грамотности школьника с ОВЗ.
Как учитель-логопед я выстраиваю свою работу в соответствии определенных лексических тем, что позволяет детям обобщать полученные знания, закреплять свои умения и навыки как мыслительной, так и произносительной стороны.
Какой темой сегодняшнего мастер-класса будут объединены все задания, я попрошу вас догадаться самих, ответив на мой вопрос-загадку: (звучит музыка весенних звуков)
-Её ждут с нетерпением,
С отличным настроением,
Красива, зелена,
Любимая... (сегодня тема нашего
занятия «Весна»)
I. И начнем мы с развития артикуляционного аппарата. (взяли зеркала)
- мы с весной играем, челюсть развиваем:
1.весна наступила и сугробы все растаяли (надули, втянули щечки)
2.«сосульки тают» («иголочка», «блинчик»);
3. «капель стучит по крыше» («молоточек»);
II. Работа над речевым дыханием
1.Трубим-весну кличем; (трубочки)
2. Подул весенний ветерок. (палочки с фольгой)
3.Природа просыпается и слышим звуки:
-«кап»-«кап»-«кап» дождь большой (по ладони стучим кулачком)
-«кап»-«кап»-«кап» по ладони каждым пальчиком (мелкий дождик)
III. Пальчиковая гимнастика
1.Упражнение «Весна»: (пальчики рук веером на локоточках)
1 – весна
2 – капель
3 – сосульки тают
4 – март пришел
5 – идет апрель
Птицы прилетают (скещивают руки и машут кистями)
2.Упражнение «Весна в природе»: («Пальчики здороваются»)
Тает снег, уходит лед.
И на речке ледоход.
В гости к нам пришёл апрель
С крыш закапала капель.
IV. Работа по развитию общей моторики
Упражнение «Весна идет»
Раньше был сугроб на крыше (руки над головой крышкой)
Стал потом все ниже, ниже (приседают)
Оседал он, оседал, а потом совсем пропал.
Солнышко сильней пригрело (руки вверх, потрясли кистями раскрытыми)
Растопить весь снег сумело.
Все деревья вдруг проснулись (руки вверх)
И от снега отряхнулись. (встряхивания руками)
Пробудились ото сна.
Это к нам пришла весна! (помахивания, руки в стороны)
V. Работа по развитию фонематического слуха.
1.Упражнение «Поймай невесеннее слово» (по строчке на парту)
- ручьи, проталины, сугробы;
- скворечник, снеговик, почки;
- синица, ласточка, скворец;
- просыпается, спит, пробуждается;
2. Упражнение «Отхлопай слово»
- весна, - ручей
- ледоход, - сосулька,
- проталины, - подснежник.
VI. Звуки речи закрепляем, и по парам повторяем: (С-З)
(четкое проговаривание строк)
1.Травка зеленеет, 2. Солнце ясноглазое
солнышко блестит. Встало ото сна,
Ласточка с весною А навстречу Зоренька
В сени к нам летит. Да красным-красна.
3.Долго шла весна тайком 4. Зайка, заинька косой,
От ветров и стужи, что ж ты бегаешь босой?
А сегодня прямиком Подожди меня в лесу —
Шлепает по лужам. я ботинки принесу.
VII. Развиваем лексико-грамматические категории
1. Весна какая? (ответы: теплая, ранняя, радостная….)
Ручей какой? (ответы: звонкий, журчащий, ….)
2. Посчитай до 5: проталина, звонкий ручеёк.
3. Закончи предложение:
- Солнце светит ярко, а будет светить еще…..
- Снег тает быстро, а будет таять еще….
- День длинный, а будет еще ….
- Небо высокое, а будет еще….
- Ветер теплый, а станет еще….
VIII. Развиваем память, внимание
1. Игра «4 лишний»
- март, зима, апрель, май;
- воробей, ласточка, грач, соловей;
- тает, замерзает, просыпвается, журчит;
2. Игра «Что пропущено?»
- зима, лето, осень; (весна)
- март, май, июнь; (апрель)
- ночь, день, вечер. (утро)
3. Ответьте на вопрос:
- чего больше на дереве: веточек или листочков?
- кого меньше: ласточек или птиц?
- чего больше: деревьев или берез?
IX. Релаксация. Солнышко одарите лучами-прищепками, выразив одним словом, свое отношение-мнение о мастер-классе.
X. Итог. Уважаемые коллеги! Мастер-класс подошел к концу. Всех благодарю за участие.
Вывод: Работая по формированию функциональной грамотности (как элементарной, так и функциональной) на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ мы способствуем формированию у ребёнка правильных речевых навыков и выработке способности у обучающихся применения этих речевых навыков в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.