Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности в рамках логопедического воздействия на обучающихся с ОВЗ"
Оценка 4.8

Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности в рамках логопедического воздействия на обучающихся с ОВЗ"

Оценка 4.8
docx
21.10.2024
Мастер-класс "Формирование функциональной грамотности в рамках логопедического воздействия на обучающихся с ОВЗ"
Масленникова М.В., мастер-класс районный.docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

 

 

 

 

                                                             

                                                            

 

 

 

 

 

 

Мастер-класс

 «Формирование функциональной грамотности в рамках логопедического воздействия на обучающихся с ОВЗ»

 

(в рамках встречи педагогов Еловского муниципального округа Пермского края «Компетентный учитель – функционально грамотный ученик»)

 

 

 

Подготовила: Масленникова М.В.,  учитель-логопед,

                                                                       высшая квалификационная категория

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27.04.2024 г.

Я приветствую вас, уважаемые коллеги, на мастер-классе!

«Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности...» - отмечает Наталья Федоровна Виноградова, доктор педагогических наук, профессор, заслуженный деятель науки РФ.

Основы функциональной грамотности закладываются в начальной школе.

В настоящее время в школах района обучается определенное количество ребят, имеющих статус ОВЗ. У многих прослеживаются дисфункции, мешающие формированию грамотной устной и письменной речи, как  существенного компонента функциональной грамотности, такие как:

- неустойчивое внимание,     

- недостаточная наблюдательность к языковым явлениям,

- недостаточное развитие способности к переключению,

- скрытое левшество (левша, доминирует правое полушарие: левая рука, глаз, нога доминируют; передается по наследству), леворукость (частое использование левой руки при рисовании, письме, в игре – но к генетике не относится), амбидекстрия («оба» — врождённое или выработанное в тренировке равное развитие функций обеих рук без выделения ведущей руки, а также способность человека выполнять двигательные действия правой и левой рукой с одинаковой скоростью и эффективностью)

- недостаточное развитие мелкой моторики,

- снижение или полное отсутствие ориентировки в схеме тела,

- снижение слуховой и зрительной памяти,

- дефекты произношения,

- недостаточная способность к запоминанию (преимущественно лингвистического материала),

- слабо развитое словесно-логическое мышление,

- пониженная познавательная активность в области языковых явлений,

- неумение проявлять волевые усилия для преодоления трудностей учебной работы.

Поэтому особую актуальность этот вопрос имеет при работе с детьми с ОВЗ, так как, развивая функциональную грамотность обучающихся, мы способствуем развитию их сниженного интеллекта.  

В нашу школу поступают дети, в большинстве случаев, имеющие диагноз -  системное недоразвитие речи (легкой, средней, тяжелой степени). Поэтому коррекционную работу по речевому развитию мы проводим (а нас два логопеда) так же в системе, оказывая воздействие на развитие всех речевых компонентов.

На логопедических занятиях практическим умениям уделяется особое место, так как при обучении детей в школе мы формируем у них жизненные компетентности, позволяющие им адаптироваться в обществе. Работаем над правильным звукопроизношением. Ребята учатся правильно выстраивать ответ на поставленный вопрос, при этом не испытывая затруднений в построении лексико-грамматических конструкций. Учатся подбирать точные слова, что развивает активный словарь обучающихся. Наши занятия способствуют общей грамотности школьника с ОВЗ.

 

Как учитель-логопед я выстраиваю свою работу в соответствии определенных лексических тем, что позволяет детям обобщать полученные знания, закреплять свои умения и навыки как мыслительной, так и произносительной стороны.

Какой темой сегодняшнего мастер-класса будут объединены все задания, я попрошу вас догадаться самих, ответив на мой вопрос-загадку: (звучит музыка весенних звуков)

-Её ждут с нетерпением,
С отличным настроением,
Красива, зелена,
Любимая...
                                       (сегодня тема нашего занятия «Весна»)

                               

I. И начнем мы с развития артикуляционного аппарата. (взяли зеркала)

- мы с весной играем, челюсть развиваем:

1.весна наступила и сугробы все растаяли (надули, втянули щечки)

2.«сосульки тают» («иголочка», «блинчик»);

3. «капель стучит по крыше» («молоточек»);

 

II. Работа над речевым дыханием

1.Трубим-весну кличем; (трубочки)

2. Подул весенний ветерок. (палочки с фольгой)

3.Природа просыпается и слышим звуки:

-«кап»-«кап»-«кап» дождь большой (по ладони стучим кулачком)

-«кап»-«кап»-«кап»  по ладони каждым пальчиком (мелкий дождик)

III. Пальчиковая гимнастика

1.Упражнение «Весна»: (пальчики рук веером на локоточках)

1 – весна

2 – капель

3 – сосульки тают

4 – март пришел

5 – идет апрель

Птицы прилетают (скещивают руки и машут кистями)

2.Упражнение «Весна в природе»: («Пальчики здороваются»)

Тает снег, уходит лед.

И на речке ледоход.

В гости к нам пришёл апрель

С крыш закапала капель.

IV. Работа по развитию общей моторики

Упражнение «Весна идет»

Раньше был сугроб на крыше (руки над головой крышкой)

Стал потом все ниже, ниже (приседают)

Оседал он, оседал, а потом совсем пропал.

Солнышко сильней пригрело (руки вверх, потрясли кистями раскрытыми)

Растопить весь снег сумело.

Все деревья вдруг проснулись (руки вверх)

И от снега отряхнулись. (встряхивания руками)

Пробудились ото сна.

Это к нам пришла весна!  (помахивания, руки в стороны)

V. Работа по развитию фонематического слуха.

1.Упражнение «Поймай невесеннее слово» (по строчке на парту)

- ручьи, проталины, сугробы;

- скворечник, снеговик, почки;

- синица, ласточка, скворец;

- просыпается, спит, пробуждается;

 

2. Упражнение «Отхлопай слово»

- весна,      - ручей

- ледоход, - сосулька,

 - проталины, - подснежник.

VI. Звуки речи закрепляем, и по парам повторяем: (С-З)

                       (четкое проговаривание строк)

1.Травка зеленеет,                                    2.   Солнце ясноглазое                                                                       

 солнышко блестит.                                        Встало ото сна,                                     

Ласточка с весною                                          А навстречу Зоренька

В сени к нам летит.                                        Да красным-красна.                               

 

3.Долго шла весна тайком                         4. Зайка, заинька косой,                      

    От ветров и стужи,                                     что ж ты бегаешь босой?                    

   А сегодня прямиком                                   Подожди меня в лесу —                      

   Шлепает по лужам.                                     я ботинки принесу.                              

 

VII. Развиваем лексико-грамматические категории

1.     Весна какая? (ответы: теплая, ранняя, радостная….)

Ручей какой? (ответы: звонкий, журчащий, ….)

2.     Посчитай до 5: проталина, звонкий ручеёк.

3.     Закончи предложение:

- Солнце светит ярко, а будет светить еще…..

- Снег тает быстро, а будет таять еще….

- День длинный, а будет еще ….

- Небо высокое, а будет еще….

- Ветер теплый, а станет еще….

  VIII. Развиваем память, внимание

1.     Игра «4 лишний»

- март, зима, апрель, май;

- воробей, ласточка, грач, соловей;

- тает, замерзает, просыпвается, журчит;

   

 2. Игра «Что пропущено?»

         - зима, лето, осень;                       (весна)

- март, май, июнь;                                 (апрель)

- ночь, день, вечер.                                (утро)

     3. Ответьте на вопрос:

- чего больше на дереве: веточек или листочков?

- кого меньше: ласточек или птиц?

- чего больше: деревьев или берез?

   IX. Релаксация.   Солнышко одарите лучами-прищепками, выразив одним словом, свое  отношение-мнение о мастер-классе. 

      X. Итог. Уважаемые коллеги! Мастер-класс подошел к концу. Всех благодарю за участие.  

Вывод: Работая по формированию функциональной грамотности (как элементарной, так и функциональной) на логопедических занятиях с детьми с ОВЗ  мы способствуем формированию у ребёнка правильных речевых навыков и  выработке способности у обучающихся применения этих речевых навыков в своей самостоятельной речи, в коммуникативной деятельности на уроке и в общении с окружающими.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

Я приветствую вас, уважаемые коллеги, на мастер-классе! «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности

Я приветствую вас, уважаемые коллеги, на мастер-классе! «Функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности

Какой темой сегодняшнего мастер-класса будут объединены все задания, я попрошу вас догадаться самих, ответив на мой вопрос-загадку: (звучит музыка весенних звуков) -Её ждут с нетерпением,

Какой темой сегодняшнего мастер-класса будут объединены все задания, я попрошу вас догадаться самих, ответив на мой вопрос-загадку: (звучит музыка весенних звуков) -Её ждут с нетерпением,

V . Работа по развитию фонематического слуха

V . Работа по развитию фонематического слуха

Ответьте на вопрос: - чего больше на дереве: веточек или листочков? - кого меньше: ласточек или птиц? - чего больше: деревьев или берез?

Ответьте на вопрос: - чего больше на дереве: веточек или листочков? - кого меньше: ласточек или птиц? - чего больше: деревьев или берез?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.10.2024