Мастер класс "Формирование основ работы с текстом у детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО"
Оценка 5

Мастер класс "Формирование основ работы с текстом у детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО"

Оценка 5
Особые потребности
docx
биология +1
6 кл—7 кл
24.03.2020
Мастер класс "Формирование основ работы с текстом у детей с ОВЗ на уроках биологии в условиях реализации ФГОС ООО"
мастер класс включает приложение, в котором есть задания по работе с текстом учебника
мастер класс.docx

Тема:  «Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии

у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО»

 

Добрый день, уважаемые коллеги! Я учитель биологии. Наша школа является региональной инновационной площадкой по адаптации и социализации детей с ОВЗ.

Я рада встрече с Вами и надеюсь на наше взаимное сотрудничество, я приглашаю вас  к совместной работе на  мастер- класс.

 Музыка природы - Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, на предложенных для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.  

- А теперь я попрошу всех показать свои работы. Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.

- Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.

- Но что делать, если дети еще ко всему этому имеют особенности  здоровья, а ФГОС предъявляет строгие рамки требований к выпускникам по овладению ими предметными умениями и навыками?

- С такой проблемой я сталкиваюсь, работая в специальных коррекционных классах 7 вида в нашей школе. 

  как научить учащихся самостоятельно находить знания? 2. Как научить отделять главное в тексте или в речи и уметь акцентироваться на этой информации?

Теоретическая часть

Цель:  обеспечить понимание участниками мастер-класса, что такое стратегия смыслового чтения.

Во фгос четко прописано, что ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.

· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;

· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;

· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки. (слайд)

В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение - достаточно новое понятие в педагогике. По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с познавательной задачей.

Под такими действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения  учебных заданий и понимания смысла изучаемого материала.

При смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Говоря упрощенно:  «Какая мысль заложена внутри слова, текста, иллюстрации, задания и т.п.»         

Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.

Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.

А задача всех учебных предметов, в том числе и  предмета биологии - научить учащихся вдумчиво читать, извлекать из прочитанного, нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.

Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:

выбор в словах контекстуально актуализированных значений;

 (Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок). Эмоциональная  оценка текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием))

выявление поверхностного смысла на базе этих значений;  Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. (Работа над смыслом части текста.)

интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.

Реконструкция смысловых структур. Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей.  Процесс  перевода текста в другую знаковую систему.

Практическая часть

Цель: участники увидят на примере отсканированного текста учебника УМК Сонин, Плешаков 6 кл «Биология. Живой организм» некоторые приёмы работы с текстом. 

Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!

Перейдем к практической части. Пред вами текст учебника, который я отсканировала. Попробуем отработать несколько приемов.

Задание: 1.Попробуйте по названию темы и иллюстрациям к параграфу определить, о чем пойдет речь.

(подчеркните нужное) биологический: процесс, явление, объект, иное ____________________________________________ допишите сами.

О чем может пойти речь?_____________________________________________

 

Что я уже знаю

Что хотел бы узнать

 

Задание: 2.

А. Прочитайте текст по абзацам.

Б. Озаглавьте каждый абзац.

Задание: 3. «Глоссарий»

Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.

 

Найдите в тексте ключевые слова (они выделены жирным шрифтом)  и выпишите в словарик. Устно объясните своими словами выписанные термины.

 

Задание:4. Прием эвристических вопросов.

Составьте вопрос(ы) к тексту параграфа  используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»….

Устно работайте в паре задавайте вопросы, которые составили, ваш оппонент должен ответить. В случае если ответ не последовал,  вы сами должны ответить на свой вопрос. За каждый правильный ответ 1балл, за каждый вопрос на который ответил оппонент 1балл.

Задание 5. Рефлексия. Вернемся к вашим таблицам. Получили ли вы ответы на то что хотели узнать? Беседа фронтально с учителем.

Что я уже знаю

Что хотел бы узнать

 

Поблагодарить за совместную успешную работу !!!

 

 

 

Рефлексия

Закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами  Гёте: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность.  Помочь им в этом – задача всех учителей.

На память о нашей встрече вы оставите мне плод вашего труда – «Какой я вижу природу» и ваши портретики, показывающие ваше отношению к мастер-классу.

Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:

Каким был для вас мастер-класс плодотворным или нет.

 

КОНЕЦ

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

КАКОЙ Я ВИЖУ ПРИРОДУ:

 

 

Задание: 1.Попробуйте по названию темы и иллюстрациям к параграфу определить, о чем пойдет речь.  (подчеркните нужное)

биологический: процесс, явление, объект, иное ______________________________ (допишите сами)

О чем может пойти речь?_________________________________________________________________

 

Что я уже знаю

 

 

 

 

Что хотел бы узнать

 

Задание: 2.

А. Прочитайте текст по абзацам.   Б. Озаглавьте каждый абзац.

 

 

 

 

Задание: 3. «Глоссарий»

Найдите в тексте ключевые слова (они выделены жирным шрифтом)  и выпишите в словарик. Устно объясните своими словами выписанные термины.

 

 

 

 

Задание:4. Прием эвристических вопросов.

Составьте вопрос(ы) к тексту параграфа  используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»….

Устно работайте в паре задавайте вопросы, которые составили, ваш оппонент должен ответить. В случае если ответ не последовал,  вы сами должны ответить на свой вопрос. За каждый правильный ответ 1балл, за каждый вопрос на который ответил оппонент 1балл.

 

Задание 5. Рефлексия. Вернемся к вашим таблицам. Получили ли вы ответы на то, что хотели узнать?


 

Тема: «Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии у детей с

Тема: «Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии у детей с

Реконструкция смысловых структур

Реконструкция смысловых структур

Приложение №1 КАКОЙ Я ВИЖУ ПРИРОДУ:

Приложение №1 КАКОЙ Я ВИЖУ ПРИРОДУ:
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.03.2020