Тема: «Формирование стратегии смыслового чтения и работы с текстом на уроках биологии
у детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС ООО»
Добрый день, уважаемые коллеги! Я учитель биологии. Наша школа является региональной инновационной площадкой по адаптации и социализации детей с ОВЗ.
Я рада встрече с Вами и надеюсь на наше взаимное сотрудничество, я приглашаю вас к совместной работе на мастер- класс.
Музыка природы - Природа. Как часто мы слышим это слово, оно рождает у нас различные ассоциации и образы. Я предлагаю Вам, на предложенных для работы творческих листках, отобразить свое видение природы.
- А теперь я попрошу всех показать свои работы. Неудивительно, что нет ни одного повторяющегося рисунка, ведь мир природы многолик и неповторим. Для кого-то это волшебный мир цветка или бег волны, для другого - таинственный лес, а в образах третьих- наша уникальная планета.
- Так и у всех детей, разный уровень развития мышления, произвольного внимания, речи, памяти, воображения, важным обстоятельством является разный темп работы на уроке. Детям требуется разное время и для овладения учебными умениями и навыками.
- Но что делать, если дети еще ко всему этому имеют особенности здоровья, а ФГОС предъявляет строгие рамки требований к выпускникам по овладению ими предметными умениями и навыками?
- С такой проблемой я сталкиваюсь, работая в специальных коррекционных классах 7 вида в нашей школе.
как научить учащихся самостоятельно находить знания? 2. Как научить отделять главное в тексте или в речи и уметь акцентироваться на этой информации?
Теоретическая часть
Цель: обеспечить понимание участниками мастер-класса, что такое стратегия смыслового чтения.
Во фгос четко прописано, что ведущей целью общего образования является развитие мотивационных, операциональных и когнитивных ресурсов личности учащегося в условиях системно-деятельностного подхода к организации обучения.
· мотивационные ресурсы – это ценностные ориентации, образовательные потребности и интересы, которые определяют мотивы деятельности;
· операциональные ресурсы включают в себя освоенные универсальные и специальные способы деятельности;
· когнитивные ресурсы – это, прежде всего, знания, составляющие основу научного представления о мире, предметные умения и навыки. (слайд)
В концепции универсальных учебных действий наряду с другими познавательными универсальными действиями выделены действия смыслового чтения, связанные с осмыслением цели чтения и выбора вида чтения в зависимости от коммуникативной задачи и определением основной и второстепенной информации, с формулированием проблемы и главной идеи текста. Смысловое чтение - достаточно новое понятие в педагогике. По определению А.А.Леонтьева, смысловое чтение - это восприятие графически оформленной текстовой информации и ее переработка в личностно-смысловые установки в соответствии с познавательной задачей.
Под такими действиями понимают конкретные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий и понимания смысла изучаемого материала.
При смысловом виде чтения происходят процессы постижения читателем ценностно-смыслового момента текста, т. е. осуществляется процесс его интерпретации, наделения смыслом. Говоря упрощенно: «Какая мысль заложена внутри слова, текста, иллюстрации, задания и т.п.»
Цель смыслового чтения – максимально точно и полно понять содержание текста, уловить все детали и практически осмыслить извлеченную информацию.
Ведь для того, чтобы чтение было смысловым, учащимся необходимо точно и полно понимать смысл текста, составлять свою систему образов, осмысливать информацию, т.е. осуществлять познавательную деятельность.
А задача всех учебных предметов, в том числе и предмета биологии - научить учащихся вдумчиво читать, извлекать из прочитанного, нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать.
Понимание текста - это сложный процесс, состоящий из трех стадий:
выбор в словах контекстуально актуализированных значений;
(Работа с первичным восприятием (формирование смысловых установок). Эмоциональная оценка текста с помощью вопросов: Что понравилось? (Не понравилось?) Почему? О чем текст? (первичная работа с названием))
выявление поверхностного смысла на базе этих значений; Работа с частями текста. Применение схем, таблиц, других приемов визуализации. (Работа над смыслом части текста.)
интерпретация – постижение внутреннего смысла с учетом контекстуальной мотивации.
Реконструкция смысловых структур. Вычленение эпизодов, построение альтернативных моделей. Процесс перевода текста в другую знаковую систему.
Практическая часть
Цель: участники увидят на примере отсканированного текста учебника УМК Сонин, Плешаков 6 кл «Биология. Живой организм» некоторые приёмы работы с текстом.
Но лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать!
Перейдем к практической части. Пред вами текст учебника, который я отсканировала. Попробуем отработать несколько приемов.
Задание: 1.Попробуйте по названию темы и иллюстрациям к параграфу определить, о чем пойдет речь.
(подчеркните нужное) биологический: процесс, явление, объект, иное ____________________________________________ допишите сами.
О чем может пойти речь?_____________________________________________
Что я уже знаю |
Что хотел бы узнать
|
Задание: 2.
А. Прочитайте текст по абзацам.
Б. Озаглавьте каждый абзац.
Задание: 3. «Глоссарий»
Ключевые слова несут основную смысловую нагрузку. Они обозначают признак предмета, состояние или действие.
Найдите в тексте ключевые слова (они выделены жирным шрифтом) и выпишите в словарик. Устно объясните своими словами выписанные термины.
Задание:4. Прием эвристических вопросов.
Составьте вопрос(ы) к тексту параграфа используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»….
Устно работайте в паре задавайте вопросы, которые составили, ваш оппонент должен ответить. В случае если ответ не последовал, вы сами должны ответить на свой вопрос. За каждый правильный ответ 1балл, за каждый вопрос на который ответил оппонент 1балл.
Задание 5. Рефлексия. Вернемся к вашим таблицам. Получили ли вы ответы на то что хотели узнать? Беседа фронтально с учителем.
Что я уже знаю |
Что хотел бы узнать
|
Поблагодарить за совместную успешную работу !!!
Рефлексия
Закончить свой мастер-класс мне бы хотелось словами Гёте: «Человек должен верить, что непонятное можно понять…». Не секрет, что ученикам на уроке интересно тогда, когда понятно. Для того, чтобы учиться с интересом и увлечением, обучающиеся должны быть вовлечены в разнохарактерную деятельность. Помочь им в этом – задача всех учителей.
На память о нашей встрече вы оставите мне плод вашего труда – «Какой я вижу природу» и ваши портретики, показывающие ваше отношению к мастер-классу.
Я прошу на ваших творческих листах нарисовать:
Каким был для вас мастер-класс плодотворным или нет.
КОНЕЦ
Приложение №1
КАКОЙ Я ВИЖУ ПРИРОДУ:
Задание: 1.Попробуйте по названию темы и иллюстрациям к параграфу определить, о чем пойдет речь. (подчеркните нужное)
биологический: процесс, явление, объект, иное ______________________________ (допишите сами)
О чем может пойти речь?_________________________________________________________________
Что я уже знаю
|
Что хотел бы узнать
|
Задание: 2.
А. Прочитайте текст по абзацам. Б. Озаглавьте каждый абзац.
Задание: 3. «Глоссарий»
Найдите в тексте ключевые слова (они выделены жирным шрифтом) и выпишите в словарик. Устно объясните своими словами выписанные термины.
Задание:4. Прием эвристических вопросов.
Составьте вопрос(ы) к тексту параграфа используя слова «что», «кто», «зачем», «почему», «как», «чем», «когда»….
Устно работайте в паре задавайте вопросы, которые составили, ваш оппонент должен ответить. В случае если ответ не последовал, вы сами должны ответить на свой вопрос. За каждый правильный ответ 1балл, за каждый вопрос на который ответил оппонент 1балл.
Задание 5. Рефлексия. Вернемся к вашим таблицам. Получили ли вы ответы на то, что хотели узнать?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.