МАСТЕР-КЛАСС «ИГРОВЫЕ МЕТОДЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РЕБЁНКОМ ПРИ ПОДГОТОВКЕ К ШКОЛЕ»
Задачи: Образовательные: Научить родителей играм, развивающим у детей познавательные процессы (внимание, мышление, память, речь) волю. Развивающие: Развитие коммуникативных умений родителей. Выработка новых навыков взаимодействия с ребенком - будущим школьником. Воспитательные: Способствовать сближению взрослых и детей в процессе выполнения заданий и игр. Активизация словаря: Саморегуляция, когнитивные способности, замысел игры, творческий потенциал. Образовательные области: Познавательное развитие, речевое развитие, социально - коммуникативное развитие. Предварительная работа: Консультация для родителей «Обучение решению задач на смекалку», «Развиваем в игре математические способности». Виды деятельности: Игровая, коммуникативная, исследовательско-познавательная (интеллектуально-познавательная), конструирование. Планируемый результат: У родителей сформированы знания к играм, развивающие у детей познавательные процессы, проявляют интерес к данной проблеме. У родителей сформирована мотивация готовности детей к школе. Оборудование: Экран, мультимедийная установка, листы бумаги в клетку, цветные карандаши, предметные картинки к игре «Потерянные вещи», игра-конструктор «Колумбово яйцо» на каждого родителя, бланки незаконченных предложений - упражнение «Школьное будущее моего ребенка», памятки для родителей: «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу», «Советы родителям будущих первоклассников», Компетенции: Уметь организовывать ведущие в дошкольном возрасте виды деятельности, обеспечивая развитие детей. Владение теорией и методиками познавательного и личностного развития детей дошкольного возраста (знание вариативных образовательных программ, технологий, дополнительных средств развития детей, умение интегрировать содержание образовательной работы). Ход Мастер класса. Вводная часть. Скоро наши дети из дошколят превратятся в школьников. Игра сменится на учёбу, а перечень трат увеличится не только на игрушки, одежду, но и на школьные принадлежности, форму. В настоящее время, в семейном воспитании сформировалась достаточно распространённая тенденция: готовить к школе ребёнка, прибегая к помощи репетитора, платных подготовительных курсов и т. д. То есть, с одной стороны, родители стремятся обеспечить своему ребёнку хороший стартовый уровень для обучения в школе, а с другой стороны, не стремятся лично участвовать в этом процессе из-за того, что не знают, как организовать занятия дома или не имеют достаточно времени. Многие учителя начальных классов указывают, что отставание в учебе нередко связано с низким уровнем развития памяти, неумением поддерживать внимание, осуществлять самоконтроль. Поэтому необходимо научить ребенка играм, вырабатывающим у него способность следовать правилу, управлять своим вниманием, памятью, мышлением. К большому сожалению, некоторые родители не считают игру полезным делом. Но, так ли это на самом деле? Какое отношение игра имеет к подготовке к школе. • Основная часть Хочется развеять неправильное мнение об игре. Игра - это ведущий вид деятельности дошкольника. Она формирует всё то, что необходимо для полноценного развития личности дошкольника. Именно в игре ребёнок действует, как активный деятель, он вникает в смысл (замысел) игрового сюжета и реализует его в процессе игры. -Что такое замысел игры? В игре у ребёнка реализуется творческий потенциал. -Как Вы понимаете, что такое творческий потенциал? Очень важный аспект процесса игровой деятельности: ребёнок в игре практически не утомляется, поскольку это вид деятельности для него наиболее интересный, эмоционально значимый. Самостоятельность, активность, саморегуляция поведения и действий- важнейшие черты мотивированной игровой деятельности, они имеют существенное значение для формирования личности будущего школьника. Выгодский Л.С. подчёркивал, что личность ребёнка формируют четыре фактора: наследственность, обучение и воспитание, среда и активность самого ребёнка. В игре благоприятно соблюдены все, три внешних фактора, поскольку игра активизирует процесс деятельности ребёнка. Обучение и воспитание приобретает форму сотрудничества и партнёрской деятельности с родителем. Игровая среда, мотивирует ребёнка к деятельности, также способствует развитию ребёнка. Но к школьной жизни должны быть готовы и его родители. - Но для начала нашего мастер - класса предлагаю пройти тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?» 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 1. 2. 3. 4. 5. 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9/ 10/ 11/ 12/ 13/ / 15/ Результаты тестирования: до 4 баллов - это означает, что у Вас есть все основания оптимистично ждать первого сентября - по крайней мере, сами вполне готовы к школьной жизни Вашего ребенка; 5-10 баллов - лучше подготовиться к возможным трудностям заранее; 10 баллов и больше - было бы неплохо посоветоваться с детским психологом. А теперь обратим внимание на то, в каких столбцах получено 2 или 3 крестика. 1 -необходимо больше заниматься играми и заданиями, развивающими память, внимание, тонкую моторику. 2 -нужно обратить внимание на то, умеет ли Ваш ребенок общаться с другими детьми. 3 -предвидятся сложности, связанные со здоровьем ребенка, но еще есть время заняться закаливанием и общеукрепляющими упражнениями. 4 - есть опасения, что ребенок не найдет контакта с учительницей, надо обратить внимание на сюжетные игры. 5 - ваш ребенок недостаточно самостоятелен, вероятно, он излишне привязан к матери. Сейчас хотелось бы Вам показать какие игры и упражнения мы используем в ДОУ с Вашими детьми (показ слайдов). -Какие игры Вы знаете? - Какие игры у Вас есть дома, в какие игры Вы играете дома совместно с детьми? Но, чтобы научить детей - следует научиться самому взрослому. Сегодня я хочу Вам предложить игры и упражнения для подготовки детей к школе без особых (специальных) затрат. Мы будем сами выполнять эти задания, т.е. - играть в те игры, которые так необходимы вашим детям, чтобы подготовиться к школе. В конце нашей встречи Вам будут предложены памятки, тренировочные игры и упражнения. Упражнение на развитие произвольного внимания: Игра «10 квадратов» Предложите ребенку лист бумаги в клетку и цветные карандаши. Дайте задание: нарисовать в ряд 10 квадратов. Когда эта работа будет завершена, предупредите ребенка: «А теперь слушай очень внимательно. Я дам тебе еще одно задание, но произнесу его только один раз. Запомни, что надо будет рисовать и как. Будь внимательным, заштрихуй красным карандашом третий, седьмой и девятый квадраты». Если ребенок пытается переспросить вас, не уточняйте, важно, чтобы он сделал так, как услышал сам. Задание считается выполненным, если ребенок его безошибочно выполнил самостоятельно. В том случае, если ребенку потребовалась помощь повторите упражнение на следующий день, изменив условия (предложите нарисовать 10 треугольников или кругов и закрасить синим или желтым карандашом 2, 4, 7 фигуру). Если ребенок справился с первым заданием, можно продолжить работу, постепенно усложняя задания. Дайте ребенку задание вычеркнуть в каком-либо тексте все буквы А, буквы И обвести в кружок, буквы Д подчеркнуть. Д/игра: Разбери фигуры по признаку. - Какие геометрические фигуры вы видите, назовите? - На столе лежат разные геометрические фигуры, возьмите по одной фигуре и разделитесь по группам. По каким признакам можно разделить фигуры? (по форме, по цветам, по величине) (родители берут по фигуре и делятся произвольно по группам, затем объясняют свои действия. Игра продолжается со сменой фигур 3-4 раза). Игры с счётными палочками. - Для чего нужны счётные палочки детям дошкольного и младшего школьного возраста? - Так же из счётных палочек можно выложить различные фигуры и предметы. Давайте поиграем. Я буду вам называть фигуру, а Вы должны её выложить. Выложите 2 треугольника из 5 палочек, 2 прямоугольника из 5 палочек, 2 квадрата из 7 палочек. (показ фигур на слайдах) - Скажите, что развивается у детей играя с счётными палочками? Математическая игра-конструктор «Колумбово яйцо» Предназначена для детей 3-8 лет. В нее можно играть, составляя из частей Колумбова Яйца забавные фигурки всевозможных предметов, птиц и зверей. При этом нужно придерживаться простых правил. 1. Части конструктора должны соединяться таким образом, чтобы они не перекрывали друг другу. 2. В составленной фигурке должны быть использованы все части конструктора. Игра имеет четыре уровня сложности. Предлагаю сложить по одной фигуре с каждого уровня по образцу (фигуры представлены на слайдах). Игры на операции аналитического мышления. Словесные игры Игра «Правая - левая» Цель: совершенствовать процесс концентрации и переключения внимания, слуховое восприятие, ориентирование в пространстве, речевые навыки и активизацию взаимодействия полушарий мозга. Описание игры. Взрослый читает ряд слов с твёрдыми и мягкими согласными в конце слова. В паузах между словами ребёнок поднимает руку: правую - если окончание твёрдое и левую, если окончание мягкое. - Давайте поиграем, будьте внимательны! Игра «Да - нетка?» Цель: Формировать у ребёнка способность к аналитическим операциям мышления, обогащать словарный запас, связную речь. Условие игры: на вопросы можно отвечать только «Да» или «Нет». Взрослый загадывает предмет. Ребёнок задаёт вопросы, например: «Он живой или нет?», далее, если неживой: «Он сделан человеком или нет?» и т. д. Затем взрослый и ребёнок меняются ролями (игра с родителями, отгаданный предмет показываю на картинке). • Заключительная часть. Упражнение «Школьное будущее моего ребенка». Главный совет, который могут дать педагоги родителям будущих первоклассников, - любите своего ребенка таким, какой он есть, уважайте его индивидуальность, будьте внимательными к его жизни, к его настроению, желаниям. Я предлагаю вашему вниманию следующее упражнение. Я зачитаю несколько незаконченных предложений, которые вам необходимо завершить. Правило одно - заканчивать предложение надо сразу, не задумываясь. Правильных или неправильных ответов здесь быть не может, любой ответ, а как правило, то, что первым приходит в голову – это и есть настоящее ваше мнение, позволит вам глубже взглянуть на отношения с ребенком, осознать свою роль в его жизни. • В школе мой ребенок будет… • Меня волнуют предстоящие перемены, потому что… • Когда моего ребенка укоряют, я… • Когда ребенок пойдет в первый класс… • Когда он получит пятерку, я… • Я думаю, что школа для моего ребенка… Теперь перечитайте каждое предложение еще раз и задумайтесь, совпадают ли ваши предположения с возможностями вашего ребенка, какое значение именно для вас имеют различные аспекты школьной жизни ребенка, и какие ожидания вы связываете с его поступлением в школу. IV. Рефлексия. - Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие. Родителям раздаются бланки для обратной связи, где участники тренинга отвечают на вопросы: • Полезной ли была сегодняшняя встреча? • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе? • Ваши пожелания организаторам? Приложение Бланки обратной связи. • Полезной ли была сегодняшняя встреча? ______________________________ • Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе? ____________________________________________________________ • Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе? ___________________________________________________ • Ваши пожелания организаторам? _____________________________________ Памятка «Что необходимо знать и уметь ребёнку, идущему в школу». 1. Своё имя, отчество и фамилию. 2. Свой возраст (желательно дату рождения). 3. Свой домашний адрес. 4. Свой город, его главные достопримечательности. 5. Страну, в которой живёт. 6. Фамилию, имя, отчество родителей, их профессию. 7. Времена года (последовательность, месяцы, основные приметы каждого времени года, загадки и стихи о временах года). 8. Домашних животных и их детёнышей. 9. Диких животных наших лесов, жарких стран, Севера, их повадки, детёнышей. 10. Транспорт наземный, водный, воздушный. 11. Различать одежду, обувь и головные уборы; зимующих и перелётных птиц; овощи, фрукты и ягоды. 12. 3нать и уметь рассказывать русские народные сказки. 13. Различать и правильно называть плоскостные геометрические фигуры: круг, квадрат, прямоугольник, треугольник, овал. 14. Свободно ориентироваться в пространстве и на листе бумаги (правая – левая сторона, верх – низ и т. д.) 15. Уметь полно и последовательно пересказать прослушанный или прочитанный рассказ, составить, придумать рассказ по картинке. 16. 3апомнить и назвать 6-10 картинок, слов. 17. Различать гласные и согласные звуки. 18. Разделять слова на слоги по количеству гласных звуков. 19. Хорошо владеть ножницами (резать полоски, квадраты, круги, прямоугольники, треугольники, овалы, вырезать по контуру предмет.) 20. Владеть карандашом: без линейки проводить вертикальные и горизонтальные линии, рисовать геометрические фигуры, животных, людей, различные предметы с опорой на геометрические формы, аккуратно закрашивать, штриховать карандашом, не выходя за контуры предметов. 21. Свободно считать до 10 и обратно, выполнять счётные операции в пределах 10. 22. Уметь внимательно, не отвлекаясь, слушать (30 – 35 минут). 23. Сохранять стройную, хорошую осанку, особенно в положении сидя. Памятка «Советы родителям будущих первоклассников». 1. Помогите своему ребёнку овладеть информацией, которая позволит ему не растеряться в обществе. Приучайте ребёнка содержать свои вещи в порядке. 3. Не пугайте ребёнка трудностями и неудачами в школе. 4. Научите ребёнка правильно реагировать на неудачи. 5. Помогите ребёнку обрести чувство уверенности в себе. 6. Приучайте ребёнка к самостоятельности. 7. Учите ребёнка чувствовать и удивляться, поощряйте его любознательность. 8. Стремитесь сделать полезным каждое мгновение общения с ребёнком. Тест «Готовы ли вы отдавать своего ребенка в школу?» 1. Мне кажется, что мой ребенок будет учиться хуже других детей. 2. Я опасаюсь, что мой ребенок часто будет обижать других детей. 3. На мой взгляд, четыре урока - непомерная нагрузка для маленького ребенка. 4. Трудно быть уверенным, что учителя младших классов хорошо понимают детей. 5. Ребенок может спокойно учиться только в том случае, если учительница - его собственная мама. 6. Трудно представить, что первоклассник может быстро научиться читать, считать и писать. 7. Мне кажется, что дети в этом возрасте еще не способны дружить. 8. Боюсь даже думать о том, как мой ребенок будет обходиться без дневного сна. 9. Мой ребенок часто плачет, когда к нему обращается незнакомый взрослый человек. 10. Мой ребенок не ходит в детский сад и никогда не расстается с матерью. 11. Начальная школа, по-моему, редко способна чему-либо научить ребенка. 12. Я опасаюсь, что дети будут дразнить моего ребенка. 13. Мой малыш, по-моему, значительно слабее своих сверстников. 14. Боюсь, что учительница не имеет возможности оценить успехи каждого ребенка. 15. Мой ребенок часто говорит: «Мама, мы пойдем в школу вместе!» Занесите свои ответы в табличку: если Вы согласны с утверждением, поставьте крестик после косой черты, если не согласны, оставьте клетку пустой. 1. 2. 3. 4. 5. 1/ 2/ 3/ 4/ 5/ 6/ 7/ 8/ 9/ 10/ 11/ 12/ 13/ 14/ 15/ ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «Фигурки из палочек»
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.