Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 18 «Непоседа» г. Ипатово Ипатовского района Ставропольского края
Мастер-класс:
«Инновационная мастерская логопеда: пластилинотерапия пластилинография».
Подготовила и провела:
учитель-логопед
Чернецкая Елена Юрьевна
г. Ипатово, 2020г.
«Инновационная мастерская логопеда: пластилинотерапия пластилинография».
Цель мастер-класса: повышение профессионального мастерства
педагогов, получение новых знаний и освоение их в практической деятельности.
Задачи мастер класса:
• освоение педагогами нетрадиционной техники работы с пластилином;
• обучение участников мастер- класса технике «пластилинография»;
Ожидаемый результат:
• проявление творчества педагогов в создании лепной картины с изображением
полуобъемных предметов на горизонтальной поверхности, разными способами;
• повышение уровня профессиональной компетентности педагогов по использованию
пластилинографии в работе с детьми.
Ежегодно проводя обследование речевого развития воспитанников в детском саду, учителя-логопеды отмечают увеличение количества дошкольников с речевой патологией. Речь – одна из важнейших психический функций человека. Нарушения речи могут негативно влиять на формирование личности ребенка, вызывать психические наслоения, способствовать развитию специфических особенностей эмоционально-волевой сферы, отрицательных черт человека и затруднять социализацию в целом. Это отрицательно сказывается на овладении грамотой, успеваемости в школе.
На сегодняшний день в арсенале специалистов, занимающихся коррекцией речи и обучением детей дошкольного возраста, имеется обширный практический материал, применение которого способствует эффективному речевому развитию ребенка.
По мнению кандидата педагогических наук, доцента по речевому развитию В.М. Акименко, практический материал можно условно разделить на две группы: во-первых, помогающий непосредственному речевому развитию ребенка и, во-вторых, опосредованный, к которому относятся нетрадиционные логопедические технологии.
Важную роль в создании образовательной среды играют так называемые инновационные технологии, что предполагает новые подходы к работе по устранению речевых нарушений.
Нарушение моторики; наличие парезов, параличей, общей скованности, дискоординации и слабости движений, двигательной расторможенности требуют серьезного коррекционного воздействия логопеда.
ФГОС ДО предусматривает проведение коррекционной работы с детьми, имеющими различные отклонения в развитии, в том числе и речевые нарушения, направленной на отбор и целесообразное использование специальных методов, приемов и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществление квалифицированной коррекции нарушений их развития с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, особых образовательных потребностей, социальной адаптации.
В дошкольной организации создается развивающая образовательная среда, представляющая собой систему условий социализации и индивидуализации детей.
Чтобы повысить эффективность коррекционных занятий, ускорить процесс постановки звуков, заинтересовать детей и включить их в педагогический процесс, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, инновационные технологии.
Необходимость проведения серьезной коррекционной работы логопеда с детьми через игру очевидна. Работа логопеда – это творческий поиск, облегчающий и направляющий процесс становления речи ребенка.
Владение инновационными педагогическими технологиями — это требования профессиональной квалификации педагога ХХI века.
В деятельности учителя-логопеда современные технологии приобретают всё большее значение. Они способствуют достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых нарушений у детей, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Находясь на границе соприкосновения педагогики, психологии и медицины, логопеды используют в своей практике, адаптируя к своим потребностям, наиболее эффективные, инновационные для неё технологии, помогающие оптимизировать работу учителя-логопеда.
Инновационные технологии в логопедической практике
-это лишь дополнение к общепринятым, проверенным временем технологиям (технология диагностики, технология звукопостановки, технология формирования речевого дыхания при различных нарушениях произносительной стороны речи);
- новые и обладающие повышенной эффективностью методы и инструменты, приёмы, являющиеся конечным результатом интеллектуальной деятельности педагога;
- новые способы взаимодействия педагога и ребёнка;
- новые стимулы, служащие для создания благоприятного эмоционального фона, способствующие включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций.
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Основным критерием «инновационности» технологии является повышение эффективности образовательного процесса за счёт её применения.
С введением ФГОС в дошкольное образование уделяется особое внимание развитию личностного потенциала и способностей каждого ребёнка дошкольного возраста, а также развитие интереса и мотивации детей к познанию мира и творчеству. Развитие данных способностей, в современном веке невозможно без использования инновационных технологий. Эти инновации принадлежат к числу эффективных средств коррекционно - развивающей работы и помогают достигнуть максимально успешных результатов в преодолении речевой патологии у детей дошкольного возраста. На фоне комплексной логопедической помощи инновационные методы оптимизируют процесс коррекции речи детей и способствуют оздоровлению всего организма. Следовательно, поиски новых приемов и методик в логопедической практике коррекции речи не утратили своей актуальности.
Инновационные технологии на логопедических занятиях основываются на базе основных дидактических принципов:
1. Системный подход к коррекции речевых нарушений (исправление всех структурных компонентов языка).
2. Принцип последовательности обучения (от простого варианта — к сложному).
3. Принцип индивидуального подхода в обучении (учёт индивидуальных образовательных потребностей и возможностей детей).
Инновационные технологии, используемые в логопедической практике:
1. Информационно-коммуникативные (сотрудничество логопеда с родителями: консультативное направление, пропагандистское направление, диагностическое направление, обучающее направление).
Цель: повышение интереса детей и родителей к изучаемому материалу и качеству коррекционной работы. Данная технология позволяет разумно сочетать традиционные и современные средства и методы обучения.
2. Здоровьесберегающие:
·пальчиковая гимнастика;
·двигательная гимнастика;
·артикуляционная гимнастика;
·дыхательная гимнастика.
Цель: способствовать развитию мышц артикуляционного аппарата, развивать координацию движений, вырабатывать правильное дыхание. Данная технология повышает эффективность образовательного процесса за счёт её применения
3. Телесноориентированные техники:
·биоэнергопластика: соединение движений артикуляционного аппарата с движениями кисти руки;
·упражнения для релаксации: способствуют расслаблению, самонаблюдению.
Цель: способствовать развитию и совершенствованию произвольных движений (одеваться, ходить, играть, говорить), контролю своих телесных проявлений на развитие характера ребенка, речи. Данная технология учит ребенка самовыражаться, умению управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.
4. Логопедический массаж:
·традиционный; аппаратный;
·точечный; зондовый массаж;
·самомассаж.
Цель: укрепление или расслабление артикуляционных мышц, стимуляция мышечных ощущений. Данная технология направлена на коррекцию речевых нарушений, нормализацию мышечного тонуса.
5. Мнемотехника (на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение), весь текст зарисовывается схематично, глядя схемы – рисунки, ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию).
Цель: способствовать увеличению объема памяти, путем образования дополнительных ассоциаций. Данная технология помогает в развитии связной речи, ассоциативного мышления, зрительной и слуховой памяти, зрительного и слухового внимания, воображения, ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
6. СУ-ДЖОК терапия:
·массаж ладонных поверхностей каменными, металлическими или стеклянными разноцветными шариками;
·прищепочный массаж;
·массаж орехами, каштанами;
·массаж шестигранными карандашами;
·массаж чётками;
·массаж зондами, зондозаменителями;.
Цель: активизировать мыслительную деятельность, стимулировать речевую область в коре головного мозга, нормализация мышечный тонус. Данная технология помогает скорректировать речевые нарушения, оказывает положительный эмоциональный настрой, благоприятно влияет на мелкую моторику пальцев, тем самым способствуя развитию речи.
7. Игровая технология:
·физминутки;
·разминки.
Цель: способствовать успешной социализации, формированию социально активной личности, самореализации. Данная технология стимулирует детей к учебной деятельности, вызывает интерес и потребность общения, развивает когнитивные процессы.
Пластилинотерапия
Пластилинотерапия способствует развитию моторики, координации движений, гибкости и точности выполнения действий. Во время лепки у ребенка развивается мелкая моторика рук, совершенствуются мелкие движения пальцев, что, в свою очередь, влияет на развитие речи и мышления. Данный факт подтвержден многочисленными исследованиями, указывающими на то, что в коре головного мозга человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, расположены близко друг от друга. Таким образом, дети, развивая мелкую моторику, активизируют зоны мозга, отвечающие за речь.
В образовательной деятельности используется обычный детский пластилин как элемент подготовительной работы для постановки звуков. На первых двух занятиях каждого нового исправляемого звука учитель-логопед совместно с детьми лепит (моделирует) пластилиновый язычок. Считается, что лучшей игрушкой для ребенка будет та, которую он сделал своими руками. Созданная модель способствует становлению речи, подготавливает кисти рук, повышает работоспособность коры головного мозга; стимулирует развитие внимания, воображения, фантазии.
На первых этапах занятий опорой для зрительного образа правильного артикуляционного уклада является осязание предмета.
Пластилинография- это нетрадиционная
техника лепки, которая выражается в «рисовании» пластилином более или менее выпуклых по объему (барельефных) изображений на горизонтальной поверхности.
Полезные советы
·Во избежание деформации картины в качестве основы следует использовать плотный картон
·Предотвратить появление на основе жирных пятен поможет нанесенная на нее клейкая пленка или скотч
·Устранить ошибку, допущенную в процессе изображения объекта, можно, если нанести его контур под пленкой или специальным маркером
·Покрытие пластилиновой картины бесцветным лаком, продлит её «жизнь»
Творите вместе с детьми !!!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.