МАСТЕР-КЛАСС
Методическая разработка
интегрированного урока по математике
и окружающему миру
в 4 классе
на тему:
Решение задач по теме «Величины».
Подготовила и провела учитель начальных классов
МКОУ СОШ №1 с. Эльхотово
Маруда О. А.
Интегрированный урок по окружающему миру и математике в 4 классе.
Учитель: Маруда О. А.
Класс: 4
Дата проведения: 26.02.2022г.
Тип урока: закрепление изученного материала.
Тема урока: Решение задач по теме «Величины». Природные зоны. Арктика.
Цель : обобщение знаний об изученных величинах, познакомить с природной зоной
арктических пустынь.
Задачи: закреплять умение преобразовывать числа, полученные при измерении
длины, массы;
-совершенствовать устные и письменные
вычислительные навыки;
-развивать мышление и речь, обогатить словарный
запас, познавательный интерес;
- воспитывать экологическую культуру, учить
применять знания о природе в разных ситуациях;
- Показать практическое значение географических знаний на разных этапах развития человеческого общества.
- Формировать умения наблюдать, фиксировать и объяснять экологические проблемы, особенности хозяйственной деятельности людей, связанные с природными условиями, вызвать интерес к предмету – окружающий мир.
Тип урока: обобщение и закрепление знаний.
Форма работы: фронтальная, парная, групповая
Оборудование: ноутбук, экран, проектор ,презентация к уроку ,карточки,
учебники Плешакова “Мир вокруг нас”, Моро «Математика».
Ход урока.
1. Организационный момент.Активизация познавательной деятельности.
2. Актуализация знаний.
- Мы живем с вами в прекрасном крае, который расположен в самом центре Кавказа.
- Как называется наша малая родина? (РСО-Алания)
- Нам посчастливилось родиться в таком прекрасном месте. По территории наша республика мала, но она богата уникальным животным и растительным миром. Поближе с нашим краем мы будем знакомиться с вами на уроках окружающего мира.
- А сегодня на уроке мы с вами совершим путешествие по большой Родине -России.
- А куда, вы сейчас догадаетесь, послушав отрывок из сказки.
«Она жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены её чертогов, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись одна за другой на сотни километров – просторные, высокие , до самого неба. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Вьюги разостлали здесь пушистые, блестевшие серебром ковры. Но холодно и пустынно было в этих белых, ослепительно сверкающих залах»
- Кто она? Где жила?
(Снежная Королева из сказки Г. Х. Андерсена)
Здесь круглый год метет пурга,
Куда ни глянь, одни снега.
Не всякий выживает тут,
Без теплой шубы холод лют.
И даже летом и весной
Покров не тает ледяной. ( Арктика)
- Мы отправляемся в гости к Снежной Королеве, в зону вечных снегов и льдов – на острова Северного Ледовитого океана. Природа здесь суровая, очень холодная и очень красивая.
-Нам предстоит собраться в научную экспедицию. Но чтобы стать членом экспедиции, надо пройти отборочный тур.
3. Устный счет. Решение практических задач с величинами.
- Нам надо взять с собой 15 кг гречневой крупы, 20 кг риса, 25 кг манной крупы и 15 кг овсянки. Какое количество крупы нам надо купить?
- Каждый из 12 членов экспедиции возьмет с собой по 5 литров воды. Сколько литров воды возьмем?
- Рюкзак весит 50 кг. Какой груз понесет наша экспедиция, состоящая из 12 человек?
Нам надо купить теплую одежду. Комбинезон стоит 15 тыс. руб., шапка и шарф 3 тыс. 500руб., сапоги 7 тыс. руб., перчатки 1тыс. 500руб. на какую сумму совершим покупку?
-Молодцы! Вы успешно прошли испытания и вас зачисляют в состав научной экспедиции.
4. Введение в тему урока.
- Помогите сформулировать тему нашего урока.
Тема урока: Решение задач. Путешествие.
- Район, в который мы сегодня отправляемся, называется Арктика.
- Кто знает, что означает это красивое слово «АРКТИКА»?
Работа с энциклопедией
Арктическая пустыня («Арктос» в переводе с греческого — медведь) — природная зона, часть арктического географического пояса, бассейна Северного Ледовитого океана. Это самая северная из природных зон, характеризуется арктическим климатом. Пространства покрыты ледниками, щебнем и обломками камней.
-Наша научная экспедиция отправляется за полярный круг, в зону арктических пустынь.Членами нашей экспедиции являются географы, ботаники, зоологи и экологи.Им предстоит выяснить:
- Почему этот суровый край называют арктической пустыней?
- Арктика! Она живая или это там, где пусто?
-Нашей экспедиции предстоит сегодня выяснить:
· Почему здесь такие суровые условия? (задача для географов);
· Какие растения встречаются в этой зоне (задача для ботаников);
· Какие животные населяют арктическую пустыню (задача для зоологов).
· Какие экологические проблемы есть в этой зоне(задача для экологов)
(Каждая группа получает раздаточный материал и карточку- «помогайку».
При ответе используется атлас, карты, учебник, энциклопедии).
От учителя каждая группа получила вопросы и задания, на которые нужно ответить, а так же представить своё исследование в форме короткого устного рассказа, подкрепленного иллюстрациями.
Практическая работа в группах, исследовательская деятельность.
- А теперь начните работу в группах. Сейчас каждая группа будет решать свою проблему. Для этого вам предстоит побывать в роли исследователей и поработать с предложенной вам информацией. Группы получат карточки, где обозначена эта информация. Вам нужно выбрать материал для решения поставленной перед вами задачи.
На выполнение задания отводится 10 минут.
1 группа.
Природные условия Арктики.
а). Где расположена зона Арктики?
б). Погодные условия летом и зимой.
в). Необычное явление в Арктике.
Задача.
Найдите площадь арктической суши, если онаравна площади прямоугольника со сторонами 2 тыс. км и 7 тыс. км.
2 группа.
Растительный мир Арктики.
а). Растения Арктики.
б). Особенности растительного мира.
в).Много или мало там растений? Почему?
Задача.
Взрослый морж весит 2 тонны 100кг, а новорожденный детеныш 70 кг. Во сколько раз морж тяжелее детеныша?
3 группа.
Животный мир Арктики.
а). Какие звери и птицы обитают в Арктике?
б).Как они приспосабливаются к жизни в этой зоне?
в). Чем питаются?
Задача.
За один день Тюлень съедает 5 кг рыбы. На сколько дней ему хватит 125 кг рыбы?Сколько кг рыбы съедят 3 тюленя за две недели?
4 группа.
Арктика и человек. Экологические проблемы
а). Население Арктики, их занятия.
б). Экологические проблемы Арктики.
- О чём предупреждают условные знаки?
в). Как охраняют природу Арктики?
Задача.
Государственный природный заповедник «Остров Врангеля».
Общая площадь — 2 225 650 га, в том. Площадь охранной зоны — 795 650 га.Остальную площадь занимает акватория. Найдите площадь акватории и выразите
ее в кв. км
1. Работа в группах. Выступление членов экспедиции:
Экспедиции географов предстояло выяснить: «Почему здесь такие суровые условия?
Географы, вам слово.( По очереди выступают и другие группы)
-Итак, все научные группы хорошо поработали. Можем ли мы назвать арктическую зону пустынной?
(В Арктике совсем не пусто. Там, несмотря на суровые условия, растут растения, живут животные и птицы и даже выращивают своих детенышей.)
2. Подведение итогов. Рефлексия.
- Где расположена зона арктических пустынь?
-Каковы природные условия в этой зоне?
-Какие растения и животные характерны для этой зоны?
- Почему люди с давних пор осваивают Арктику?
-Какие экологические проблемы возникли в Арктике?
-Как охранят природу северного края?
3. Домашнее задание( по выбору):
Решить задачу на стр. учебника, выучить таблицу с единицами величин.
Творческие задания:
«Я эколог-исследователь». Приготовить сообщение о редком растении или животном из заповедника на о.Врангеля.
«Сам себе художник”. Нарисуй, как ты представляешь себе Арктику.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.