Мастер-класс "Карусель вопросов". Использование технологии ТРИЗ в работе логопеда.
Оценка 4.8

Мастер-класс "Карусель вопросов". Использование технологии ТРИЗ в работе логопеда.

Оценка 4.8
Мероприятия
docx
логика +2
5 кл—11 кл
28.11.2023
Мастер-класс "Карусель вопросов". Использование технологии ТРИЗ в работе логопеда.
Мастер-класс проводился для членов ГМО учителей-логопедов и воспитателей логопедических групп.
Мастер-класс Карусель вопросов.docx

Мастер-класс «Карусель вопросов». Технология ТРИЗ в системе работы по развитию связной речи детей с ОНР.

Пушкарева О.В., учитель-логопед МОУ ООШ№4

 

 

 

 

Детские вопросы считаются важным показателем развития познавательного интереса и познавательной активности. Источником детских вопросов является опыт ребенка.

У ребенка к семи годам появляются способности к более обобщенному познанию, склонности к абстракции, умственной переработке впечатлений. А это первый признак того, что детские вопросы превращаются из средства познания в звено самостоятельного, то есть критического  мышления.

Дети с ОНР даже в 1 классе, работая с картиной, не могут задать вопрос к объектам. Они задают простые  конкретные вопросы  (Что? Кто? Что делает?) или уточняющие (Какой? Сколько? Куда?), практически не формулируют проблемные, творческие и оценочные вопросы. А ведь чем больше проблемных и оценочных вопросов, тем выше уровень интеллекта.

Технология ТРИЗ нацеливает на умение задавать вопросы. Обратитесь к играм данной технологии, оцените их с точки зрения педагога, который занимается проблемой развития связной речи дошкольников с ОНР и внедряйте в свою деятельность. Сегодня мы поиграем с вами в простую игру «Карусель вопросов», которая ставит перед детьми цель: активно использовать в собственной речевой деятельности поисковые вопросы. Данный вариант игры не связан лексической темой, он не ставит перед собой цель  составления рассказа. Главное: правильно формулировать вопрос, опираясь на символическую картинку и опорное слово вопроса. Конечно, я вам буду еще называть тип вопроса, детям этого не нужно. Итак, играем.

Взялись за руки . Идем по кругу, изображая карусель и говорим слова:

«- Мы по кругу идем,

-мы вопросы задаем». Остановились и смотрим на картинку в руках педагога.

 

Простые устанавливающие вопросы: «Кто? Что? Что делает?» (кто гуляет? Кто зовет Машу? Что растет под окном? Что делает дворник?)Так идет формулировка вопросов различных видов.

Взялись за руки . Идем по кругу, изображая карусель и говорим снова  слова:

«- Мы по кругу идем,

-мы вопросы задаем». Остановились и смотрим на картинку в руках педагога. Вопросы определительные (Какой? Какая? Какие? Какое? Который? Сколько?). Участники семинара задают вопросы: Какой по цвету мухомор? Который час сейчас? Сколько дней в году? Сколько пальцев на правой руке? Какой по вкусу лимон? И т.д.

Вновь участники берутся за руки. Идем по кругу, изображая карусель и говорим слова:

«- Мы по кругу идем,

-мы вопросы задаем». Остановились и смотрим на картинку в руках педагога.

Вопросы : целевые   (Зачем? Для чего? Кому?)проблемные (Почему?  Отчего?). Вопросы, задаваемые детьми примерно такие: «Зачем зимой повязывать шарф? Почему у нас зимой тепло? Кому подарили трансформера? Для чего надо мыть руки?» Им хочется не только задать вопрос, но и ответить на него. Но это другая игра. И детей надо учить достигать цель, то есть задавать провильно вопрос.

Вновь участники берутся за руки. Идем по кругу, изображая карусель и говорим слова:

«- Мы по кругу идем,

-мы вопросы задаем». Остановились и смотрим на картинку в руках педагога. Вопросы оценочные: (Что хорошо, а что плохо?) Этот вид вопросов достаточно широко применяется в ТРИЗовской игре «Хорошо-плохо» во всех вариантах. И поэтому дети, знакомые с этой игрой достаточно легко ориентируются при формулировке вопросов подобного типа. (что хорошего в жаре? Что плохого в температуре ? и т.д.

 

Постарайтесь разнообразить каждый вид вопросов, показывая предметные картинки из разных групп (транспорт, профессии, природа). Таким образом вы натолкнете детей на размышления, позволите не повторяться в формулировках вопросов. И , наоборот, если вы хотите отработать определенную лексическую тему, и синтаксическую конструкцию вопроса, то пусть дети ориентируются на правильную формулировку воспроса другими детьми. Поощряйте автивность и речевое творчество.

   

Рефлексия (как итог мастер-класса): Как вы думаете, в каких видах работы вы сможете использовать этот прием ТРИЗ? (во время наблюдений, при составлении рассказа по картине, при обсуждении литературного произведения, во время совместной деятельности и во время НОД при рассматривании объектов перед рисованием и конструированием).


 

Мастер-класс «Карусель вопросов»

Мастер-класс «Карусель вопросов»

Данный вариант игры не связан лексической темой, он не ставит перед собой цель составления рассказа

Данный вариант игры не связан лексической темой, он не ставит перед собой цель составления рассказа

Вновь участники берутся за руки

Вновь участники берутся за руки

Постарайтесь разнообразить каждый вид вопросов, показывая предметные картинки из разных групп (транспорт, профессии, природа)

Постарайтесь разнообразить каждый вид вопросов, показывая предметные картинки из разных групп (транспорт, профессии, природа)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.11.2023