Мастер-класс "Новые информационные технологии: использование интерактивной доски на уроке"
Оценка 4.7

Мастер-класс "Новые информационные технологии: использование интерактивной доски на уроке"

Оценка 4.7
docx
02.02.2020
Мастер-класс "Новые информационные технологии:  использование интерактивной доски на уроке"
мастер-класс.docx

Мастер-класс

Новые информационные технологии:

использование интерактивной доски на уроке

 

Давидович З.В., учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Мы занимаемся творчеством всякий раз, когда выражаем сложную мысль или заполняем текстом чистый лист бумаги. Если мы делаем это эффективно и необычно, значит, нас по праву можно назвать творческими людьми.

                              Джеймс Алан Гарднер

Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения в образовательном процессе направлено на повышение эффективности и качества обучения учащихся.

Использование ЭСО в образовательном процессе дает педагогам дополнительные дидактические возможности:

  • обратную связь между пользователем и ЭСО, что позволяет обеспечить интерактивный диалог;
  • компьютерную визуализацию учебной информации, предполагающую реализацию возможностей современных средств визуализации объектов, процессов, явлений (как реальных, так и виртуальных), а также их моделей, представление их в динамике;
  • компьютерное моделирование изучаемых объектов, явлений, процессов;
  • автоматизацию процессов вычислительной и информационно-поисковой деятельности;
  • автоматизацию процессов управления учебной деятельностью и контроля за результатами усвоения материала.

Необходимо отметить, что использование ЭСО в образовательном процессе значительно влияет на формы и методы представления учебного материала, характер взаимодействия между обучаемым и педагогом и, соответственно, на методику проведения занятий в целом. Вместе с тем ЭСО не заменяют традиционные подходы к обучению, а значительно повышают их эффективность. Главное для педагога — найти соответствующее место ЭСО в образовательном процессе. Любой из типов уроков может быть проведен с использованием ЭСО.

Применение ЭСО возможно также при подготовке и проведении учителем факультативных занятий, организации самоподготовки.

Выбор форм, методов и средств обучения и воспитания определяется учителем самостоятельно на основе сформулированных учебной программой требований к знаниям и умениям учащихся с учетом их возрастных и психологических особенностей, а также уровня обученности.

 

Тема нашего мастер класса ….

- Какие цели мы будем сегодня преследовать?

- Какую цель ставит перед собой каждый из вас? (Запись вариантов на доске.)

 

Рассматриваемые вопросы:

- Как применять интерактивные средства на уроках и факультативных занятиях?

- Как с помощью интерактивных средств помочь учащимся в подготовке к ЦТ?

- Где найти готовые разработки?

 

1.            Интерактивная доска как средство повышения эффективности образовательного процесса.

Интерактивная доска (ИД) - это устройство, позволяющее лектору или докладчику объединить два различных инструмента: экран для отображения информации и обычную маркерную доску. Работа с интерактивной доской не требует специальных навыков или знаний. Перед началом работы интерактивная доска подключается к компьютеру и проектору. На нее, как на экран проецируется изображение от любого источника (компьютерного или видеосигнала), с которым можно работать прямо на поверхности доски. Манипуляции компьютерной мыши осуществляются касанием поверхности, тем самым докладчик имеет полный доступ к управлению компьютером.

Для чего нужна интерактивная доска?

Интерактивные доски могут изменить преподавание и обучение в различных направлениях. Вот три из них:

1. Презентации, демонстрации и создание моделей

    Использование необходимого программного обеспечения и ресурсов в сочетании с интерактивной доской может улучшить понимание новых идей.

2. Активное вовлечение учащихся

     Мотивация и вовлеченность учащихся на занятии может быть увеличена за счет использования интерактивной доски.

3. Улучшение темпа и течения занятия

    Использование интерактивной доски может улучшить планирование, темп и течение урока.

Презентации, демонстрации и создание моделей

Интерактивная доска позволяет представить информацию с помощью различных мультимедийных ресурсов, преподаватели и учащиеся могут комментировать материал и изучать его максимально подробно. Преподаватели могут использовать доску для того, чтобы сделать представление идей увлекательным и динамичным. На доске можно легко изменять информацию или передвигать объекты, создавая новые связи. Преподаватели могут рассуждать вслух, комментируя свои действия, постепенно вовлекать учащихся и побуждать их записывать идеи на доске.

Активное участие

- Правильная работа с интерактивной доской может помочь преподавателям проверить знания учащихся.

 - Правильные вопросы для прояснения некоторых идей развивают дискуссию, позволяет учащимся лучше понять материал.

- Интерактивная доска становится центром внимания для всего класса. А если все материалы подготовлены заранее и легко доступны, она обеспечивает хороший темп урока.

Улучшение темпа и течения занятия

n На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета. К тому же тексты, рисунки или графики можно скрыть, а затем показать в ключевые моменты лекции. Преподаватели и учащиеся делают все это у доски перед всем классом, что, несомненно, привлекает всеобщее внимание.

n Заранее подготовленные тексты, таблицы, диаграммы, картинки, музыка, карты, а также добавление гиперссылок к мультимедийным файлам и Интернет-ресурсам зададут занятию бодрый темп: вы не будете тратить много времени на то, чтобы написать текст на обычной доске или перейти от экрана к клавиатуре.

n Все ресурсы можно комментировать прямо на экране, используя инструмент Перо, и сохранять записи для будущих уроков.

Преимущества для преподавателей:

- Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса

- Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя преподавателям рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов

- Позволяет преподавателям сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала

- Позволяет преподавателям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их

- Удобна при работе в большой аудитории

- Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост

Преимущества для учащихся

§  Делает занятия интересными и развивает мотивацию

§   Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков

§   Освобождает от необходимости записывать благодаря возможности сохранять и печатать все, что появляется на доске

§  Учащиеся начинают понимать более сложные идеи в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала

§  Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям

§  Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе

§  Им не нужна клавиатура, чтобы работать с этим оборудованием, таким образом повышается вовлеченность учащихся начальных классов или детей с ограниченными возможностями

Недостатки использования интерактивной доски

§  Интерактивные доски намного дороже, чем стандартные доски или же проектор с экраном.

§  Изображение, передаваемое на поверхность интерактивной доски, может закрываться человеком, находящимся около доски.

§  Если к интерактивной доске разрешен удаленный доступ, то некоторые пользователи могут передать на экран нежелательное сообщение или рисунок.

§  Малое количество готового ПО (надо создавать самим)

 

2. Расширение возможностей мультимедийных презентаций за счёт использования интерактивной доски на уроке.

Самый простой способ использования интерактивной доски учителем

         Как отметят многие учителя, работающие с интерактивной доской, завучи по информатизации и другие знающие люди, в России и странах СНГ интерактивная доска чаще всего используется для просмотра презентаций. Учителям, только начинающим осваивать работу с интерактивной доской, будет доступен самый простой способ работы с ней - использования ее в качестве простого экрана, изображение на который подается с компьютера.

         Во время работы с интерактивной доской в простом режиме изображение компьютера через проектор подается на интерактивную доску, а само управление компьютером можно производить с помощью специальных маркеров, идущих вместе с интерактивной доской

         Конечно, идеальным вариантом будет демонстрация своих собственных презентаций на уроке - учитель сделает свою презентацию специально для своих учеников, информация для презентации будет отобрана наилучшим образом и т.д. Но где же учителю взять столько сил, времени и знаний, чтобы подготовить хорошие презентации на все уроки? Существуют различные сайты и учительские порталы, которые помогают современному учителю сэкономить время и использовать уже готовые наработки. Интерактивная доска помогает сделать презентацию более подвижной и увлекательной.

    Единый стиль презентации

- Вся презентация должна быть выдержана в едином стиле, на базе одного шаблона.

- Стиль включает в себя:

- общую схему шаблона: способ размещения информационных блоков;

- общую цветовую схему дизайна слайда;

- цвет фона или фоновый рисунок, декоративный элемент небольшого размера и др.;

- параметры шрифтов (гарнитура, цвет, размер) и их оформления (эффекты), используемых для различных типов текстовой информации (заголовки, основной текст, выделенный текст, гиперссылки, списки, подписи);

- способы оформления иллюстраций, схем, диаграмм, таблиц и др.

- Цветовая схема должна быть одинаковой на всех слайдах. Это создает у обучающегося ощущение связности, преемственности, стильности, комфортности.

- В стилевом оформлении презентации не рекомендуется использовать более 3 основных цветов и более 3 типов шрифта.

- Следует избегать излишне пёстрых стилей — оформление слайда не должно отвлекать внимание слушателей от содержательной части доносимой информации.

- Белое пространство признается одним из сильнейших средств выразительности, малогарнитурный набор – признаком стиля.

- Вспомогательная информация (управляющие кнопки) не должны преобладать над основной информацией (текстом, иллюстрациями).

- При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера.

 

3. Интерактивные игры на уроке и факультативном занятии.

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправлении поведения.

Игра выполняет следующие функции:

n  развлекательная (воодушевить, развлечь, доставить удовольствие)

n  коммуникативная (позволяет общаться)

n  самореализации (полигон в человеческой практике).

n  терапевтическая (помогает преодолеть трудности в различных видах деятельности).

n  диагностическая (отклонение от нормативного поведения)

Ребёнок в игре раскован, раскрыт. Он может себя проявить.

Интерактивные игры:

- позволяют продемонстрировать материал, сформировать определенную логику мышления;

- являются мотивационным средством;

- повышают продуктивность обучения;

 - многофункциональны и т.д.

Интерактивная игра - одна из наиболее продуктивных педагогических технологий, так как она создает оптимальные условия для самореализации, развития учеников.

Интерактивные игры способствуют стимулированию деятельности и социальному развитию, создают волшебный мир, где все принимают его законы и нормы. Дети не прячут свои эмоции, свободно общаются с участниками игры вербальным и невербальным методом, принимают решения, пробуют разные роли.

 

Минутка релаксации.

 

4. Использование интерактивных средств обучения русскому языку при подготовке к ЦТ.

Сейчас к выпускнику школы, вступающему во взрослую жизнь, предъявляются несколько иные, чем раньше, требования:

- умение творчески решать научные, производственные и общественные задачи;

- самостоятельно, критически мыслить;

- вырабатывать и отстаивать свою точку зрения;

- систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования.

В связи с этим важным представляется требование к такому результату образования, как сформированность учебно-познавательной деятельности, которая является совместной работой, формой сотрудничества педагогов, учащихся и их родителей, а также социума. Эффективная организация образовательного процесса, неотъемлемой частью которого является контроль и самоконтроль уровня знаний обучаемых, осознание субъективных способов добывания знаний, подготовка к дальнейшему самообразованию, подготовка школьников к профессиональному выбору во многом зависит от профессионализма педагогов и их готовности к реализации современных образовательных задач.

Одной из таких задач является относительно новое направление контроля уровня знаний учащихся – применение тестов, подготовка к итоговой аттестации и централизованному тестированию.

Централизованное тестирование в Республике Беларусь на протяжении ряда лет применяется как одна из форм проведения вступительных экзаменов в высшие и средние специальных учебные заведения.  Дифференцированные особенности тестов позволяют охватить все основные разделы программы, проверить сформированность разнообразных умений и навыков и с учетом этого проводить конкурсный отбор абитуриентов в вузы и средние специальные учебные заведения. Следовательно, абитуриенты должны демонстрировать на тестировании высокий уровень знаний по предметам.

Специфика дисциплины «Русский язык» такова, что абитуриенты в обязательно порядке должны сдавать тестирование по этому предмету либо по предмету «Белорусский язык» (на выбор). Отсюда следует, что преподавание предмета «Русский язык» на всех ступенях обучения должно отличаться глубиной и качеством изучаемого материала, носить практическую направленность и иметь конечной целью успешное участие учащегося в централизованном тестировании.

Выбор обучающей программы

Современный учитель уже не ищет ответ на вопрос, нужно ли использовать компьютер в учебном процессе. Перед ним стоят следующие вопросы:

- как эффективно использовать компьютер;

- какие бывают компьютерные обучающие программы (КОП);

- как не утонуть в море обучающих программ;

- как найти и выбрать нужную обучающую программу.

Можно выделить наиболее распространенные типы компьютерных средств, используемых в обучении.

Презентации — наиболее распространенный вид представления демонстрационных материалов. О презентации нам рассказали выше, не буду останавливаться.

Электронные энциклопедии объединяют функции демонстрационных и справочных материалов и, в соответствии со своим названием, являются электронным аналогом обычных справочно-информационных изданий, таких, как энциклопедии, словари, справочники. В отличие от своих бумажных аналогов, гипертекстовые энциклопедии обладают рядом дополнительных свойств и возможностей:

- обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;

- имеют удобную систему навигации на основе гиперссылок;

- могут включать в себя аудио- и видеофрагменты.

Дидактические материалы (сборники задач, диктантов, упражнений, примеров, рефератов и сочинений), представленные в электронном виде и объединенные в некую логическую структуру средствами гипертекста.

http://vedi.aesc.msu.ru/russian/index.php

 http://www.gramota.ru/class/coach/idictation/

http://gramota.ru/class/coach/tbgramota/

Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры, например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов.

Программы системы контроля знаний, такие, как опросники и тесты. Позволяют быстро, удобно, беспристрастно и автоматизировано обработать полученные результаты.

- http://effor.by/about/21_rla тесты онлайн

- http://www.examen.ru/add/tests/Russian - тесты онлайн

- http://vedy.by/  репетитор онлайн бета

 

Обучающие игры и развивающие программы в основном ориентированы на дошкольников и младших школьников. К этому типу относятся интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания во время игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и другие умения.

В результате работы с программным обеспечением различного типа выделим следующие принципы выбора программного продукта для использования на уроке:

Программа должна быть понятна с первого знакомства как преподавателям, так и ученикам. Управление программой должно быть максимально простым.

Преподаватель должен иметь возможность компоновать материал по своему усмотрению и при подготовке к уроку заниматься творчеством, а не запоминанием того, в каком порядке будет выводиться информация.

Программа должна позволять использовать информацию в любой форме представления (текст, таблицы, диаграммы, слайды, видео- и аудиофрагменты и т.д.).

 

Практическая работа. Работа в группах.

Рефлексия.


 

Скачано с www.znanio.ru

Мастер-класс Новые информационные технологии: использование интерактивной доски на уроке

Мастер-класс Новые информационные технологии: использование интерактивной доски на уроке

Рассматриваемые вопросы: - Как применять интерактивные средства на уроках и факультативных занятиях? -

Рассматриваемые вопросы: - Как применять интерактивные средства на уроках и факультативных занятиях? -

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета

На интерактивной доске можно легко передвигать объекты и надписи, добавлять комментарии к текстам, рисункам и диаграммам, выделять ключевые области и добавлять цвета

Малое количество готового ПО (надо создавать самим) 2

Малое количество готового ПО (надо создавать самим) 2

При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера

При выборе элементов стиля (цветовых соотношений, размера текста, иллюстраций, таблиц) рекомендуется проводить проверку шаблона презентации на удобство чтения с экрана компьютера

Одной из таких задач является относительно новое направление контроля уровня знаний учащихся – применение тестов, подготовка к итоговой аттестации и централизованному тестированию

Одной из таких задач является относительно новое направление контроля уровня знаний учащихся – применение тестов, подготовка к итоговой аттестации и централизованному тестированию

Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры , например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов

Также к дидактическим материалам можно отнести программы-тренажеры , например, для решения математических задач или для заучивания иностранных слов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020