Мастер-класс "Организация парной и групповой форм работы на уроках в условиях реализации ФГОС
Оценка 5

Мастер-класс "Организация парной и групповой форм работы на уроках в условиях реализации ФГОС

Оценка 5
docx
08.12.2021
Мастер-класс "Организация парной и групповой форм  работы на уроках в условиях реализации ФГОС
Мастер- класс.docx

                                                 Мастер-класс

"Организация парной и групповой форм работы на уроках в условиях реализации ФГОС»

 

 

Подготовила:

учитель начальных классов

Дзедаева Э.Е.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глобальные изменения в информационной, коммуникационной, профессиональной и других сферах современного общества требуют корректировки содержательных, методических, технологических аспектов образования, пересмотра прежних ценностных приоритетов, целевых установок и педагогических средств.

Технология классно-урочной системы на протяжении столетий оказывалась наиболее эффективной для массовой передачи знаний, умений и навыков молодому поколению. Происходящие в современности изменения в общественной жизни требуют развитие новых способов образования, педагогических технологий, имеющих дело с индивидуальным развитием личности, творческой инициацией. Акцент переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и четко планировать действия, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах.

Организация группового мыследеятельностного взаимодействия занимает важное место в системе обучения.

Основная цель групповой работы – развитие мышления учащихся. В то же время эффективность групповой работы проявила себя и в скорости решения задач, и в создании благоприятных условий для учебного самоопределения, и в формировании навыков организаторской работы, и, пожалуй, самое важное, в формировании рефлексивных способностей. Обучение групповой форме взаимодействия начинается с первых дней пребывания ребенка в школе. В это время закладываются навыки взаимопонимания, ''клише'' для выражения своего мнения, согласия или несогласия. Дети готовятся к тому, что им предстоит вступать в спор.

В 1 классе на фронтальную работу может отводиться лишь 10% всего времени. Цель первого года обучения – создание детского коллектива на основе эмоционального стремления к совместной деятельности. Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости. Они учатся общаться друг с другом, работать в парах. Каждый выполняет индивидуальное задание и делится своим успехом с одноклассником. Первые недели основное внимание уделяется развитию мелкой моторики, умению вступать в коммуникацию, желанию совместно выполнять задания, осознанной мотивации к учебной деятельности.

 

 

В традиции принято учитывать активность учащихся на уроке по поднятым рукам, выступлениям отдельных учащихся перед всем классом. А если ребенок в силу своих психологических особенностей не может пока публично выступать? Где уверенность в том, что дети, внешне принимающие активное участие на уроке, имеют знания по данному материалу?

При совместной деятельности проявляется, в первую очередь, активность учащихся в малых группах – там им комфортнее. Учащийся пока еще не может по разным причинам публично выступать и высказывать свои мысли вслух перед всем классом и учителем, но зато в группе он может занимать активную позицию, обсуждать наравне со всеми предложенные вопросы и задания. Учащийся в такой ситуации чувствует себя увереннее, что достаточно важно, особенно на первом этапе обучения. Роль учителя при групповой форме работы.

1. Наблюдать со стороны за ходом работы групп; быть готовым прийти на помощь, но только по просьбе группы.

2. Не спешить прерывать работу группы, кроме тех случаев, когда она идёт не по правилам или учащиеся неправильно поняли задание.

3. Не отдавать предпочтение ни одной группе – всем уделять равное внимание.

Образование групп

Количество участников группы зависит от возраста и решаемой задачи.  – это 4-5 учеников и более

Как объединять детей в группы?

·                    На первом этапе учитель распределяет детей в группы так, чтобы в каждой группе был сильный учащийся. Роли в группах учитель распределяет сам.

·                    Учитель делит на группы, назначая организатора. Организатор распределяет роли, следит за правильностью хода обсуждения.

·                    Учитель назначает лидера для каждой группы из числа наиболее способных учащихся, а лидеры по очереди отбирают по одному участнику, таким образом равномерно распределяя между собой сильных и слабых.

·                    Открытки или листы бумаги разного цвета разрезать на части и предложить детям вытянуть любой кусочек. Собрали частички одного цвета или одной открытки – получилась группа.

·                    Загадки. Учитель назначает командиров групп – например, тех, кто быстро и правильно справились с предыдущим заданием. Каждый командир получает карточку с текстом загадки (лучше, если они будут на одну тему). Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки. Командиры поочередно читают загадки, дети отгадывают и объединяются в группы. Группы получаются разные по силам, но в каждой есть командир.

·                    Пословицы написать на узкой полоске бумаги и разрезать на несколько частей. Дети берут фрагменты пословиц и собирают их в единое целое. Пословицы должны быть знакомы ребятам и могут затрагивать различные темы: труд – лень, правда – ложь и т.д. В начале обучения учитель подбирает пословицы сам, а в дальнейшем привлекает к этому детей.

 

 

3 этап: групповая работа

Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Учитель вместе с 1-2 детьми у доски показывает на примере весь ход работы, обращая внимание на ошибки и удачи. Образец работы усваивается после разбора 2-3 ошибок. Разбирать надо не содержательную ошибку (в решении), а ход взаимодействия.

Рефлексия (для культивирования которой и строится сотрудничество детей) возникает, вспыхивает в разрывах взаимодействия. Поэтому для накопления рефлексивного потенциала группу обязательно надо проводить через разрывы, конфликты. Конструктивный конфликт развертывается вокруг противоречия, разрешение которого в групповой дискуссии способствует и обнаружению оптимальных стратегий решения задач, и отношению к точкам зрения других детей как достойным уважения и понимания, а к учителю не как к носителю единственно верной точки зрения, а как к опытному коллеге по общей работе. Таким образом, учебное сотрудничество в группах должно строиться так, чтобы провоцировать интеллектуальный конфликт, содержательное разрешение которого и дает групповой эффект.

Необходимо специально учить детей дискуссии и конструктивному разрешению конфликтов.

В ходе уроков учитель должен демонстрировать как позитивные образцы взаимодействия (поощрение сработавшихся групп и демонстрация менее удачливым группам веера возможностей группового взаимодействия), так и негативные образцы (задача: обнажить. Заострить конфликтную сторону взаимодействия). Негативные образцы помогают классу не только интуитивно нащупать, но и вывести. Осознать нормы и правила взаимодействия как средство предотвратить обиды и другие неприятности, перевести личный, деструктивный конфликт (ссору) в интеллектуальный, конструктивный конфликт (спор). Негативные образцы взаимодействия на первых этапах обучения учитель демонстрирует сам (разыгрывая типичные ситуации, практически никогда не называя имен детей, в чьей работе они наблюдались).

Варианты ''негативных'' образцов:

1) задания с выходом на вопрос: ''Сумели ли дети друг с другом договориться? Прийти к единому мнению?''

2) задания с выходом на вопрос: ''что важнее – сделать все правильно и быстро или сделать все по-честному и дружно?''

3) задания с выходом на то, что никогда нельзя соглашаться просто так, необходимо требовать доказательства. Нельзя навязывать свою точку зрения.

4) задания-ловушки – являются эффективнейшими средствами запуска дискуссий.

Задания-ловушки строятся так, чтобы с неизбежностью разделить, поляризовать класс на группы, высказывающие столь разные точки зрения что эта разница очевидна даже самому эгоцентрическому сознанию.

Можно выделить несколько типов заданий-ловушек:

1) Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя. Учитель задает вопрос, и, работая вместе с классом, присоединяется к неверному детскому ответу или сам дает неверные ответ. Детям предоставляется открытый выбор: либо сразу повторить ответ учителя, либо попробовать ответить самостоятельно.

2) Задания-ловушки, различающие понятийную и житейскую логики. Здесь учителю необходимо знать, что понятийное мышление не станет подлинно содержательным, понятийная точка зрения не станет собственной точкой зрения ребенка, пока она не будет в явном виде противопоставлена плохо осознаваемой житейской точке зрения (пример: червяк – змея, корова – теленок). Если подобные задания сразу выносить на общеклассную дискуссию, то эффект от такой работы небольшой. Необходимо вначале организовывать микродискуссии.

3) Задачи, не имеющие решения. Такие задачи воспитывают небуквальное, неисполнительное отношение к заданиям учителя.

4) Задачи с недостающими данными. Также культивируют небуквальное учебное отношение с взрослыми.

5) Ситуации открытого незнания. Такие задания являются центром развития рефлексии – способности знать о своем незнании.

Для того, чтобы групповая работа давала желанный развивающий эффект, необходимо учителю отслеживать перераспределение между детьми ролей. Перераспределение, обмен ролями – обязательный принцип организации групповой работы, нацеленный на то, чтобы учить детей различать и координировать свою точку зрения и точку зрения партнеров, согласовывать разные способы действий, учитывать замыслы другого человека.

Общие правила организации групповой работы

·         При построении учебного сотрудничества самих детей необходимо учесть, что такой формы общения в детском опыте еще не было. Поэтому детское сотрудничество следует культивировать с той же тщательностью, что и любой другой навык: не игнорируя ''мелочей'', не пытаясь перейти к сложному до проработки простейшего.

·         Вводя новую форму, необходимо дать ее образец. Несколько образцов разных стилей взаимодействия помогают детям подобрать свой собственный стиль.

·         По-настоящему образец совместной работы будет освоен детьми только после разбора 2-3 ошибок.

·         Как соединять детей в группы? С учетом их личных склонностей, но не только по этому критерию. Самому слабому ученику нужен не столько ''сильный'', сколько терпеливый и доброжелательный партнер.

·         Для срабатывания групп нужны минимум 3-5 занятий.

·         При оценке работы группы следует подчеркивать не столько ученические, сколько человеческие добродетели.

·         Групповая работа требует перестановки парт.

В чем же заключаются положительные моменты групповой работы?

1) Дети всегда готовы делиться тем, что они хорошо знают (своими выводами, находками). Подобная форма располагает к общению на заданную тему. Следовательно, идет активная работа по формированию речевых навыков, умения общаться с аудиторией. Развивается умение отстаивать свою точку зрения, использовать доказательства, делать выводы.

2) Ребята занимаются конкретным, интересующим их делом, а не повторной работой, результаты которой уже достигнуты. Следовательно, сохраняется интерес к познанию. В связи с этим нужно помнить о зоне ближайшего развития, т.е. не предлагать детям работу для контроля знаний, если тема еще не усвоена или качественно не отработана.

3) Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу. В целом же – повышается творческий потенциал.

4) Знания усваиваются прочнее. В работе детей отмечается осознанное владение теоретическим материалом и умение оперировать на практике. Дифференцируется не только работа в классе, но и домашняя.

5) При подготовке к занятию учитывается уровень знаний и возможностей каждого школьника. Ребенку не дается не усвоенный им материал в качестве контроля знаний. Он предлагается для наблюдения и дальнейших выводов. Когда выводы сделаны и отработаны, можно их закреплять, а после закрепления – контролировать. Только в этом случае учитель может дать оценку работе.

Учитель должен помнить, что важно сохранить стремление ребенка к познанию и развить его.

ПАРНАЯ РАБОТА  НА  УРОКАХ

Идеальной формой для сотрудничества и взаимопомощи является парное обучение работа в паре – это выполнение задания двумя учениками, которые, общаясь и взаимодействуя, выполняют решение задачи, направленной на получение общего итога.

Существует много видов парной работы. Все они сводятся к четырем основным:

В парах можно:

- читать,

- писать словарные диктанты,

·         проверять друг у друга работы на предмет орфографической зоркости и каллиграфии,

·         придумывать условие своей задачи и формулировать несколько вопросов к данному условию,

- решать задачи и примеры разными способами на скорость,

- выполнять и составлять тесты,

- проверять друг у друга знание таблицы умножения и состав чисел.

Работа в парах на уроках привлекает  учеников. Однако, как показывает практика, первый опыт ее организации может быть неудачным  (излишний шум, медленный темп работы учащимися, их неумение действовать совместно), что отталкивает от дальнейшего использования этой формы.

Так, когда же лучше начинать обучение в парах?

Чем привлекательна эта работа?

И что дает она каждому ребенку?

            Организация парной работы, конечно же, имеет свои особенности. С первых дней организации такой работы необходимо вводить правила совместной работы

1.    При разговоре смотри на собеседника

2.    Говори в паре тихо, чтобы не мешать одноклассникам

3.    Называй товарища по имени, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять его, дополнять, оценивать.

4.    Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней.

5.    Вводить особенный знак, который показывает, что пара с заданием справилась, называется «домик»

Способы формирования пары.

 

1.Самый простой и естественный для школьного класса способ – образовать в пару детей, сидящих за одной партой.

 

При этом не тратится время, постепенно накапливается опыт взаимодействия именно у этой пары. Но опыт ограничен индивидуальными особенностями данных детей.

 Сложилось – будут хорошо работать, не сложилось – будут конфликты.

 

2.Также использую пары сменного состава. Способы образования таких пар могут быть разными:

 

-по схеме класса, заранее подготовленной учителем;

 

- жеребьевка или случайности (найдите пару к своей картинке, разрезанной открытке, к своей половинке пословицы, ответ к своей загадке, вытащите из мешочка номер и т.д.)

 

Наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени обобщения (высокий — средний, средний — низкий).

 

! Случаются ситуации, что ребенок не хочет работать в паре. Не стоит тратить время урока на публичное выяснение причин, позвольте ему работать отдельно, но вернитесь к этой проблеме на следующих уроках.

 

Следующий этап — научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счет, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идет обсуждение в парах. Это значит говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их («Передайте друг другу, о чем я вам только что рассказала»; «Скажи напарнику, как ты его понял» и т.п.) Следует научить детей правильно задавать вопросы и точно отвечать на них.

При работе в парах ученики приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя); постоянно готовиться к ответу (для ребенка важно, чтобы его спросили); учиться говорить, отвечать, доказывать. Ученик может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается — общаться с одноклассником, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравится. Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей не отвлекаться и общаться только по теме урока. Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные ученики начинают говорить, поскольку знают, их выслушают, не будут смеяться, при необходимости объяснят и помогут.

Те вопросы на которые дети не могут ответить в парах, разбираются фронтально.Так постепенно у детей появляется умение работать в парах.

            Какие еще могут предлагаться задания?

 

1. Взаимопроверка правила (устный опрос) на уроках русского языка или математики. Ученик рассказывает соседу по парте правило, приводит примеры, объясняет их. Затем учащиеся меняются ролями, оценивают друг друга. При этом можно спросить любую пару около доски или возле парты.

2. Проверка Д/З. Составляем вопросы друг другу по д-/з

3. Работа с карточками. 

Когда проводится работа в паре,  роль учителя в этом случае – оказывать помощь и консультировать, решая спорные вопросы.

 

 

           

благодаря использованию групповой работы:

         реализуется принцип деятельности;

         улучшается успеваемость;

         формируется мотивация учения и обучения;

         порождает взаимную ответственность, внимательность,

         соблюдается дифференцированный подход;

         работа в группе помогает ребенку проявить себя, 

         улучшаются межличностные отношения;

         устанавливается психологический комфорт в коллективе

         достигается всеобщий и всеохватывающий контроль знаний

А закончить своё выступление я бы хотела вот таким стихотворением:

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

 

Практическая часть

Уважаемые коллеги.

Не зря гласит китайская мудрость:

Скажи мне и я забуду,

Покажи мне и я запомню,

Вовлеки меня и я научусь.

 

Я прошу вас помочь мне организовать пары.(рядом сидящие).

Для начала настроимся на работу «Разминка пальчиков».

«Желаю успеха большого во всем и везде –  Удачи тебе!»

 

 

Проработаем поэтапное освоение групповой работы :

1 этап – Работа в паре.«Мы – напарники»

 

Сейчас я вам предлагаю выполнить задание в парах,

 Перед вами лежат задания, прочтите и выполните их, советуясь со своим соседом по парте. После окончания просигнальте о своей готовности.

Задание для парной работы:

Продолжи закономерность:

3,6,9,__, ___, ___.

10, 7, 8, 5, __, __, ___.

90, 85, 80, ­­___, ____, ____.

 

2 этап – Работа в четвёрках.

Девиз данного вида деятельности«Мы – сплоченная команда».

Предлагаю вам вновь выступить в роли учащихся и выполнить задание в четверках. Для ускорения процесса сами распределите между собой роли. Данное задание можно использовать при закреплении материала по теме «Природные сообщества»

Задание для групп - четвёрок:

Задание:Распредели обитателей по природным сообществам

Луг  

Озеро 

Поле

Лес

Болото

 

 

 

 

 

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

После окончания работы спикеры каждой группы называют свой ответ, остальные участники внимательно слушают и заполняют пустые графы таблицы. Таким образом, у каждой группы заполняется вся таблица.

3 этап – Работа в «больших группах». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами. Для каждой группы (ряда) я предлагаю задание, которое называется «Математический бумеранг». Почему оно так называется?

Вы должны по очереди выполнить необходимые вычисления и записать ответы, передавая лист товарищам в вашей группе. Когда последний участник запишет ответ, он должен вернуть мне лист. (По команде учителя игра начинается)

Цепочка 1 ряда: 3 • 2 = 6• 3 = 18 : 2 = 9• 4 = 36 : 6 = 6•5 =30:10 = 3• 8 = 24 – 24 = 0

 

Цепочка 2 ряда: 150 – 50 = 100 + 70 = 170 – 110 = 60 + 220 = 280 – 130 = 150 + 350 = 500 – 270 = 230 – 200 = 30 – 30 = 0

 

Цепочка 3 ряда: 1дм – 4 см = 6см + 30мм = 9см + 11см = 2дм + 30см = 5дм – 15см = 35см + 35см = 7дм + 10см = 8дм + 2 дм = – 100см = 0

 

Решённые «бумеранги» учитель вывешивает на доску. Обратим внимание, что все бумеранги заканчиваются одним и тем же числом. Таким образом, можно подвести детей к изучению любой темы по математике, связанной с нулём.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

3,6,9,__, ___, ___.

 

10,  8,  __, __, ___.

 

90, 85, 80, ­­___, ____, ____.

 

 

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

 

3,6,9,__, ___, ___.

 

10,  8,  __, __, ___.

 

90, 85, 80, ­­___, ____, ____.

 

 

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

 

3,6,9,__, ___, ___.

 

10,  8,  __, __, ___.

 

90, 85, 80, ­­___, ____, ____.

 

 

Задание :

Найди закономерность и продолжи ряд

 

3,6,9,__, ___, ___.

 

10,  8,  __, __, ___.

 

90, 85, 80, ­­___, ____, ____.

 

 

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

 

Луг  

Озеро 

Поле

Лес

Болото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

 

Луг  

Озеро 

Поле

Лес

Болото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задание: Распредели обитателей по природным сообществам

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля,  бабочка.

 

Луг  

Озеро 

Поле

Лес

Болото

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цепочка 1 ряда:

 3 • 2 = _  • 3 =  : 2 =  • 4 = : 6 = • 5 = :10 =• 8 =  – 24 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цепочка 2 ряда:

150 – 50 = __+ 70 = __ – 110 = __ + 220 = __ – 130 = __+ 350 = _ – 270 = __ – 200 = __ – 30 =

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цепочка 3 ряда:

1дм – 4 см = _см + 30мм = _см + 11см = _дм + 30см = _дм – 15см = __см + 35см = __дм + 10см = __дм + 2 дм = __м – 100см =

 

 


 

Мастер-класс "Организация парной и групповой форм работы на уроках в условиях реализации

Мастер-класс "Организация парной и групповой форм работы на уроках в условиях реализации

Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости

Дети по желанию распределяются в группы на основе психологической совместимости

Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки

Остальные дети берут со стола листочки, на которых написаны отгадки

Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя

Задания-ловушки, различающие ориентацию ребенка на задачу и ориентацию на действия учителя

Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу

Развивается самостоятельность, повышается работоспособность, вырастает чувство ответственности за проделанную работу

Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней

Объясняем, как следует сидеть за партой, как выражать согласие и возражение, как оказывать помощь и просить о ней

Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей не отвлекаться и общаться только по теме урока

Ограничение во времени и нежелание отстать от других пар стимулирует детей не отвлекаться и общаться только по теме урока

Практическая часть Уважаемые коллеги

Практическая часть Уважаемые коллеги

Работа в «больших группах». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами

Работа в «больших группах». Сейчас, уважаемые коллеги, вы вновь попробуете свои силы, но уже целыми рядами

Задание : Найди закономерность и продолжи ряд 3,6,9,__, ___, ___

Задание : Найди закономерность и продолжи ряд 3,6,9,__, ___, ___

Задание : Найди закономерность и продолжи ряд 3,6,9,__, ___, ___

Задание : Найди закономерность и продолжи ряд 3,6,9,__, ___, ___

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля, бабочка

Слова для справок: суслик, кабан, комар, медведь, мышь, лягушка, лось, кулик, волк, крот, белка, пчела, заяц, шмель, цапля, бабочка

Цепочка 2 ряда: 150 – 50 = __ + 70 = __ – 110 = __ + 220 = __ – 130 = __ +…

Цепочка 2 ряда: 150 – 50 = __ + 70 = __ – 110 = __ + 220 = __ – 130 = __ +…
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021