Органы чувств
Оценка 4.9

Органы чувств

Оценка 4.9
docx
08.12.2021
Органы чувств
окр мир.docx

 ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

3 А класс

Учитель Пашаева Э.Э.

Дата 06.12.2021

Урок 27

МЫ И НАШЕ ЗДОРОВЬЕ

 

Тема: Органы чувств

 

Цели

·         Образовательные: познакомить детей с органами чувств и их значением для человека;

расширить знания о работе органов чувств, о соблюдении гигиенических требований к охране органов чувств.

·         Развивающие: развивать исследовательские умения, речь, логическое мышление, познавательную активность учащихся.

закреплять умение сопоставлять признаки предметов и органы чувств, с помощью которых они узнаются; совершенствовать навыки контроля и самоконтроля, навыки работы в парах;
Воспитательные:
содействовать развитию творческих способностей личности; формировать эмоционально-положительное отношение к предмету.

Планируемые результаты

Предметные:

·         Знать названия органов обоняния и вкуса.

·         Уметь сопоставлять признаки предметов и органов чувств, с помощью которых они узнаются.

Личностные: формирование чувства ответственности и заботы о собственном здоровье
Метапредметные: 
умение вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам

Оборудование: презентация

1.    Организационный момент

2.    Актуализация знаний учащихся

ААктуализация знаний (фронтальный опрос):

-Какой раздел начали изучать? ( Мы и наше здоровье)

-С какой темой мы знакомились на прошлом уроке? (Организм человека.)

-Для чего нам нужно изучать свой организм? (Чтобы правильно ухаживать заним, чтобы мыслить, трудиться, правильно использовать свои силы).

- Какие органы человека вы знаете?

( Сердце, печень, почки, желудок, легкие, мозг, кишечник и т.д.).

-Что такое системы органов? (Органы, выполняющие общую работу).

Приведите примеры.

-Назовите известные вам системы органов! ( Нервная система, кровеносная, пищеварительная, дыхательная, выделительная, опорно - двигательная).

-Какая система управляет деятельностью организма? (Нервная система)

-Какие науки нам помогают изучить наш организм? (Физиология, анатомия, гигиена).

-Что изучают анатомия? (строение тела человека),

-Физиология (работу его органов),

-Гигиена (сохранение и укрепление здоровья человека)?

-Зачем нам нужно знать, как заботиться о здоровье? ( Чтобы правильно использовать свой организм и, не причиняя ему вред выполнять различную работу, вовремя предотвращать болезни.)

Б)Выполните задания на листочках.

 

3.Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

- Чтобы определить какая тема сегодняшнего урока отгадайте загадку :

 

Всё это наши помощники, без которых нам не обойтись в окружающем мире

                  Есть пять помощников на службе у тебя,
                  Не замечая, их используешь шутя:
                  Глаза тебе даны, чтоб видеть,
                 А уши служат, чтобы слышать,
                 Язык во рту, чтоб вкус понять,
                 А носик - запах различать, 
                 Руки - чтоб ласкать, трудиться,
                 Воды из кружечки напиться.
                 И ни к чему твоя тревога, они всегда тебе помогут.

О чём говорится в этом стихотворении? Назовите одним словосочетанием. (Органы чувств). Это будет темой нашего урока – Органы чувств.

Сегодня на урок пришел странный человечек Да ещё с каким – подарком. Про подарок мы с вами поговорим попозже, а пока скажите, что такого странного в нашем госте?

-А зачем они нужны человеку? Может, и не нужны они совсем?

- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?

1. Что это такое?

2. Для чего нужно?

3. Как сохранить?

А чтобы ответить на все эти вопросы, нам предстоит провести настоящее исследование.

Кстати, кто такие исследователи?

Это люди, которые что-то изучают, исследуют.

Значит, и мы можем назвать себя исследователями.

Так что же будет предметом нашего исследования?

Мы будем исследовать человека.

Верно. Предметом нашего сегодняшнего исследования будет человек, вернее его организм. Глаза, рот, нос, уши - это всё части организма - его органы. Давайте приступим к исследованию.

4 Открытие новых знаний 
1. Глаза – орган зрения

- Я загадаю вам загадку, ответив на неё, узнаете, с какого органа мы начнём разговор: 
Брат с братом через дорожку живут, 
А друг друга не видят (глаза) 
- Правильно, глаза. Глаза - орган зрения

Игра «Чудесный мешочек».

В мешочке лежат различные предметы: куб, пузырек, игрушка – лопатка, книжечка, щетка и др. Все предметы должны быть различные по цвету, форме, сделаны из разных материалов.

- У меня есть чудесный мешочек, в котором лежит много разных предметов. Кто может определить, что это за предмет, и какой он? (Дети описывают предмет не глядя на него)

- Какой цвет этого предмета?

- Почему не можем сказать? (Не видим)

- А теперь вытащим из мешочка и посмотрим.

Ребята, закройте глаза. С закрытыми глазами скажите, какой предмет появился у меня на столе? (выставляется на стол игрушка)
Откройте глаза. Почему же вы не смогли ответить на мой вопрос?
Потому, что мы не видели.

Итак, благодаря глазам мы можем видеть и различать предметы.

- Что вам помогло?

- Глаза – орган зрения, который помогает видеть все вокруг нас.

-А как вы думаете, надо ли беречь глаза? Почему?

Сообщение – орган зрения.

Глаза – самые совершенные и самые загадочные органы в нашем теле. Через них мы больше всего узнаем о том, что творится вокруг, и в то же время именно глаза больше всего горят о человеке.

В древности ученые предполагали, что человеческая душа смотрит на мир через дыры глаз. И, если подумать, это почти так и есть. Наш глаз устроен примерно как фотоаппарат, в котором, когда нажимаешь кнопку затвора, открывается маленькое круглое отверстие. Через это отверстие свет попадает на пленку и рисует на ней то, на что был направлен фотоаппарат. 

Зрение – это способность воспринимать величину, форму, цвет предметов и их

расположение.

Человеческий глаз не видит предмет сразу. Глаз воспринимает лишь световые волны. Эта информация передается в определенный участок мозга. И тогда эти световые волны воспринимаются в виде определенных предметов. Тогда человек видит его цвет, размер. Человеческий глаз устроен так, что видит в темноте и при ярком свете.

-Берегите зрение!

Правила 

1.Читай, пиши только при хорошем освещении, но помни, что яркий свет не должен попадать в глаза.

2. Следи за тем, чтобы книга или тетрадь были на расстоянии 30-35 см от глаз. Для этого поставь руку локтем на стол и кончиками пальцев дотянись до виска.

3. Книгу при чтении полезно поставить на наклонную подставку. При письме свет должен падать слева. Иначе тень от руки закроет тетрадь.

4. Не читай лежа.

5. Не читай в транспорте. Книга прыгает перед глазами, и они устают быстро.

6. Если долго читаешь, пишешь, рисуешь, через каждые 20-30 минут давать глазам отдохнуть: смотри в окно, вдаль, пока не сосчитаешь до 20.

7. Вредно для глаз подолгу смотреть телевизор, компьютер. Нельзя смотреть передачи более 1,5 часа. Садись от экрана телевизора не ближе, чем в 2-3 метрах.

8. Не три глаза руками – так можно занести соринку или опасные бактерии.

9. Пользуйся чистым носовым платком.

10. Не стесняйся носить очки.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган зрения очень важен.)

Эти рисунки вызывают у нас обман зрения или как написано в научных книгах, зрительные ИЛЛЮЗИИ. Кто из вас знает, как по-другому называют фокусников в цирке?

Дети совместно с учителем формулируют название профессии: иллюзионист. Учитель делает вывод.

Обман зрения можно объяснить тем, что в обработке зрительной информации участвуют не только глаза, но мозг. Глаза правильно передают информацию, а мозг может по-разному ее воспринимать. Мозг позволяет нам видеть картинку окружающего мира целиком.

Физкультминутка (для глаз)

2. Уши - орган слуха

- О каком органе следующая загадка? 

Оля слушает в лесу, 
Как кричат кукушки. 
А для этого нужны 
Нашей Оле…

 

Игра «Угадай голос».

-Сейчас мы с вами опять немножко поиграем. Игра называется «Угадай голос соседа». Один из вас выходит и поворачивается спиной к классу, а остальные по очереди будут говорить слово - ПРИРОДА. Водящий  должен определить, чей голос он слышит. (Участвуют 3-4 человека)

- Что помогало ведущим угадывать?

 Слух – это способность человека воспринимать звуковые волны.

Сообщение – орган слуха.

С помощью ушей мы слышим речь других людей, звуки природы, музыку и т. д. Второй по важности орган чувств у человека – ухо.

На что по форме похожи наши уши? (на морские раковины) Поэтому внешняя часть уха называется ушной раковиной. Подобная форма ушей позволяет нам лучше слышать. Ушная раковина - это всего лишь внешняя часть нашего уха. А ещё у нас есть внутреннее

ухо и среднее ухо. Наружная часть ловит звук и передаёт его в среднее ухо. Там находится тонкая плёночка - барабанная перепонка. Звук ударяется об барабанную перепонку и передаётся во внутреннее ухо. Во внутреннем ухе находится слуховой нерв, который передаёт сигнал в головной мозг. После этого звуки приобретают для нас смысловое значение. Мы их различаем, понимаем.

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево. Об этом сигнализируют органы равновесия, заложенные во внутреннем ухе. Значит, ухо – это орган слуха и равновесия.

Береги уши  

1. Надо регулярно мыть уши с мылом и чистить туго скрученной ваткой.

2. Никогда не ковыряй в ушах спичками, булавкой и другими острыми предметами. Так можно повредить барабанную перепонку и совсем потерять слух.

3. Сильный шум, резкие звуки, громкая музыка портят слух, плохо влияют на весь организм. Чаще отдыхай в лесу, на лугу, у реки, среди тишины.

4. Если почувствуешь боль в ухе или туда попадет соринка (бусинка, насекомое), обратись к врачу.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган слуха тоже очень важен.)

Физминутка.  Релаксация. Звуки природы. Дети слушают музыку.

3 Нос – орган обоняния.

О каком органе следующая загадка? 

Он сопеть умеет громко,
И сморкаться очень звонко.
Иногда он в канапушках,
Или в рыженьких веснушках.
Что же это? Вам вопрос.
Догадались? Это .....


- А сейчас проведём эксперимент, нужно будет определить предмет по запаху (учащийся выходит к доске с завязанными глазами определяет запахи: лук, лимон, чеснок, хлеб, кофе). 
- Какой орган помогает нам определять запахи? 
- Правильно, нос-орган обоняния.

Сообщение – орган обоняния.

Чувство запаха возникает только тогда, когда человек делает вдох.

Поднесите к носу пахучее вещество. При нормальном дыхании вы будете ощущать его запахи. Задержите дыхание на некоторое время, и запаха чувствовать не будете, хотя источник его находится у самого носа.

Запахи могут поглощаться, и поэтому часто одежда впитывает запах табачного дыма, пищи, духов.

Влажный воздух повышает чувствительность к запахам. Вспомните, какую массу запахов вы чувствуете после дождя в саду, в парке.

Огорчения, волнения временно притупляют обоняние. Обоняние увеличивает информацию об окружающем мире. Наиболее остро обоняние летом и весной, особенно в теплую и влажную погоду. На свету обоняние острее, чем в темноте.

Как сохранить обоняние?  

1. Надо закаляться, беречь организм от простуды.

2. Не курить, так как обоняние ухудшается у курящих людей.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и почувствовали, какой вывод мы сделаем? (Орган обоняния очень важен.)

4 Орган вкуса

О каком органе следующая загадка? 

Если б не было его

Не сказал бы ничего.

Тридцать два молчат

Один поворачивает

Орган вкуса

-Мы проведём опыты: на столе стоят 3 стакана с водой.

-Можете ли вы, используя органы зрения, слуха, обоняния определить, в каком стакане сладкая вода, солёная вода, простая вода? (нет)

- А что для этого нужно сделать?

(нужно попробовать)

- Какой орган вы подключите к выполнению задания? (язык)

 

(вызывается ученик от каждой группы и пробует воду языком)

 

- Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

 

Язык помогает различать вкус еды.

Пища раздражает язык и мы ощущаем вкус. Качество пищи языку помогают определить органы зрения и обоняния.

Проведём эксперимент. Перед вами 3 стакана с водой. Как вы думаете, в каком стакане соленая вода, в каком – сладкая, в каком – пресная? Что нужно сделать, чтобы определить вкус воды в стаканах? (Попробовать. Дети их других команд выходят и определяют, где какая вода.) 

Сообщение – орган вкуса.

«Как вкусно!» - говоришь ты, когда ешь хорошо приготовленный обед, или фрукты, или пирожные. А что такое вкус? Возьми щепотку сахара и попробуй ее кончиком языка. Сразу почувствуешь: сладко. Если вместо сахара лизнешь крупинку соли, ощутишь: это соленое.

А вот если кончиком языка прикоснуться к лимону или к капельке клюквенного сока, то и не поймешь, какой он. Только когда сок растворится у тебя во рту и попадет на боковые стороны языка, ты решишь: это кислое.

А когда попробуешь что-то горькое, тебе не скажут правду ни кончик языка, ни его края. Горькое ты почувствуешь только тогда, когда оно попадет на самую заднюю часть языка.

Сладкое и соленое язык ощущает своим кончиком, кислое – боками, а горькое – корнем.

Вывод: Из всего, что мы увидели, услышали и попробовали, какой вывод мы сделаем? 

5 Кожа-это орган осязания.

Мы в нее зимой и летом 

С головы до ног одеты, 

Даже на ночь снять не можем, 

Потому что это…

Игра «Узнай, что это?»

- И так у нас остался еще один, последний орган чувств. Сейчас я попрошу подойти ко мне 2 человек. Одному я завяжу глаза, а второй будет дотрагиваться до его руки различными предметами. Тот, кто с закрытыми глазами должен угадать, чем к нему прикоснулись. (Иметь надо вату или  кисточку для рисования, колючий предмет (расческу), теплый предмет (нагретый), тяжелый(грузик, гиря).

- Что чувствуешь?  (Тепло, боль, холод)

-Что помогает определить, какой это предмет?

-С помощью кожного покрова вы смогли определить свойства предметов: температуру, их тяжесть. Кожа помогает осязать различные прикосновения. Кожа – орган осязания.

- Ребята, как вы думаете, наша кожа требует ухода? Какого? (Ответы детей)

Осязание – это способность человека чувствовать прикосновения.

Сообщение. – орган осязание.

Кожа, оказывается, может «рассказать» человеку о том, что его окружает. Чувствительность нашего «скафандра» заключается в том, что он сообщает нам, к чему мы прикасаемся.

Закрыв глаза, ты можешь почувствовать шероховатость, гладкость, форму, ребристость поверхности, к которой прикоснулся, и угадать, что перед тобой. Это чувство называется осязанием.

Кожей мы можем ощущать холод или тепло, ветер или жару, жжение или удар, решить, что для нас хорошо, а что плохо. Это свойство коже придают пролегающие  в ней малюсенькие нервные окончания.

Но кожа не только предупреждает нас об угрозе для нашего тела, еще более важная ее задача – противостоять этой угрозе. Для этого кожа, как и кости, сочетает в себе такие качества, как прочность и упругость, то есть растяжимость.

Таким прочным и одновременно упругим веществом, входящим в состав клеток кожи, является органическое вещество кератин. Благодаря ему кожа никогда сама не рвется и не сползает.

Старайся не ранить кожу, не допускать ожогов, обморожения.

Вывод: – Какой орган чувств  помог определить предметы? (Орган осязания – кожа.) Какой вывод мы сделаем?

-Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств. Мы воспринимаем окружающий нас мир сразу всеми органами чувств. Их сигналы дополняют друг друга.

 

И все же ученые говорят: 

Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает, а мозг!”

 

-Как же это понять? (ответы детей)

Вывод: Всеми нашими органами чувств руководит ГОЛОВНОЙ МОЗГ.

 

-Учитель. У человека пять чувств – зрение, слух, обоняние, осязание, вкус. За них отвечают органы – глаза, уши, нос, язык, кожа. Эти органы воспринимают сигналы от окружающего мира и передают их в мозг, в специальные центры. Органы чувств нужно беречь.

 

5 Первичное закрепление. 
1. Игра.

- Сейчас мы с вами поиграем в игру, которая называется « Запрещается-разрешается». Зелёный светофорик – разрешается, красный светофорик – запрещается.

«Глаза» 
1.Смотреть долго телепередачи 
2.Играть длительное время за компьютером 
3.Делать зарядку для глаз 
4.Лёжа читать 
5.Больше кушать моркови и яблок 
6.Читать в общественном транспорте 

«Уши» 
1.Слушать громкую музыку 
2.Чистить уши острым предметом 
3.Каждое утро мыть уши 
4.Беречь барабанную перепонку 
5.Чаще отдыхать в лесу, у реки - среди тишины. 
«Кожа» 
1.Закаляться 
2.Не носить тесную одежду 
3.Не обрабатывать ранки 
4.Беречь от ожогов 
5.Беречь от обмораживания 

6 Рефлексия учебной деятельности.

- Продолжи предложение.

- На уроке я узнал...

- Меня удивило...

- Было трудно...

- Я понял что...

- Мне захотелось...

- Я желаю всем вам быть здоровыми и радоваться жизни. Берегите свое здоровье!

7. Итог урока.

А теперь давайте посмотрим какой подарок нам приготовил человечек ?

-Посмотрите что у меня в руках? (мандарин).

-Какой орган включается? (Орган зрения)

-Потрогайте кожу на ощупь. (Орган осязания).

-Почистим мандарин. (Орган обоняния).

-Съедим. (Орган вкуса).

-Какой орган помог всё услышать? (Орган слуха).

8 домашнее задание

с. 126-129, пересказ, подобрать пословицы о здоровье.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.    Какая наука изучает работу органов тела человека?

а) анатомия б) физиология в) гигиена

 

2.    Назови систему органов, которую образуют пищевод, желудок и кишечник.

а) нервная б) пищеварительная в) кровеносная

 

3.    Что управляет деятельностью всего организма?

а) головной мозг б) сердце в) желудок

 

4.    Отметь орган, который помогает человеку видеть окружающий мир.

а) ухо б) нос в) глаз

 

5.    Какой орган помогает человеку дышать?

а) желудок б) лёгкие в) сердце

 

6.    Дима выполнял задание по теме «Системы органов». К какой системе он должен отнести сердце и сосуды?

а) к нервной системе б) к пищеварительной системе в) к кровеносной системе

 

7.    В какой группе правильно перечислены органы чувств?

а) головной мозг, спинной мозг, нервы

б) глаза, уши, нос, язык, кожа

в) пищевод, печень, желудок, кишечник

 

8.    Как назвать способность человека чувствовать прикосновения?

а) обоняние б) осязание в) вкус

 

9 Куда поступают сигналы от органов чувств?

а) в сердце б) в спинной мозг в) в головной мозг

 

10.  С помощью какого органа человек получает больше всего сведений об окружающем мире.

а) глаза б) уши в) нос

 

 

 

 

 

 

 

2.    Какая наука изучает работу органов тела человека?

а) анатомия б) физиология в) гигиена

 

3.    Назови систему органов, которую образуют пищевод, желудок и кишечник.

а) нервная б) пищеварительная в) кровеносная

 

4.    Что управляет деятельностью всего организма?

а) головной мозг б) сердце в) желудок

 

5.    Отметь орган, который помогает человеку видеть окружающий мир.

а) ухо б) нос в) глаз

 

6.    Какой орган помогает человеку дышать?

а) желудок б) лёгкие в) сердце

 

7.    Дима выполнял задание по теме «Системы органов». К какой системе он должен отнести сердце и сосуды?

а) к нервной системе б) к пищеварительной системе в) к кровеносной системе

 

8.    В какой группе правильно перечислены органы чувств?

а) головной мозг, спинной мозг, нервы

б) глаза, уши, нос, язык, кожа

в) пищевод, печень, желудок, кишечник

 

9.    Как назвать способность человека чувствовать прикосновения?

а) обоняние б) осязание в) вкус

 

9 Куда поступают сигналы от органов чувств?

а) в сердце б) в спинной мозг в) в головной мозг

 

10.  С помощью какого органа человек получает больше всего сведений об окружающем мире.

а) глаза б) уши в) нос

 

 

 

 


 

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 А класс Учитель

ОКРУЖАЮЩИЙ МИР 3 А класс Учитель

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

Глаза тебе даны, чтоб видеть,

Человеческий глаз не видит предмет сразу

Человеческий глаз не видит предмет сразу

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево

Если закрыть глаза, то все равно будешь чувствовать, где верх, где низ, наклонился стул вправо или влево

Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

Какая вода находится в каждом из стаканов? (отвечают)

Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств

Учитель: сегодня вы узнали о том, какую роль в нашей жизни играют органы чувств

Какая наука изучает работу органов тела человека? а) анатомия б) физиология в) гигиена 2

Какая наука изучает работу органов тела человека? а) анатомия б) физиология в) гигиена 2

Куда поступают сигналы от органов чувств? а) в сердце б) в спинной мозг в) в головной мозг 10

Куда поступают сигналы от органов чувств? а) в сердце б) в спинной мозг в) в головной мозг 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.12.2021