РУССКИЙ ЯЗЫК
3 класс
Учитель Пашаева Э.Э.
Дата 09.12.2021
Урок 54
Тема: Правописание слов с удвоенными согласными. Перенос слов с удвоенными согласными
Цель:формировать умение правильно писать слова с удвоенными согласными.
Планируемые результаты:
Личностные
результаты:
становление внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к
школе, изучению русского языка, понимания необходимости учения; развитие
интереса к познанию русского языка, осознание ответственности за произнесенную
в общении речь;
Метапредметные результаты
Регулятивные УУД: принимать и сохранять цель и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи; планировать (в сотрудничестве с учителем и самостоятельно ) свои действия для решения задачи; оценивать свои достижения, определять трудности, осознавать причины успеха и неуспеха и способы преодоления трудностей; адекватно воспринимать оценку своей работы учителями, товарищами.
Познавательные
УДД: осознавать
познавательную задачу, решать её (под руководством учителя или самостоятельно);
воспринимать смысл читаемых текстов, осознанно строить речевые высказывания в
устной и письменной форме; находить языковые примеры для иллюстрации изучаемых
языковых понятий;
Коммуникативные УУД: выражать свои мысли и чувства в устной и письменной
форме, ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
оценивать мысли, советы, предложениями других людей, принимать их во внимание и
пытаться учитывать в своей деятельности;
Предметные результаты:
Обучающийся
научится: применять
ранее изученные правила правописания, а также правописание слов с удвоенными
согласными; подбирать примеры с определённой орфограммой; обнаруживать
орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах; применять
разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова подбор
однокоренных слов, разбор слов по составу, использование орфографического
словаря,
Оборудование: карточки.
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Минута каллиграфии
чкчн ночка ночной
III. Актуализация знаний
1). Повторение о правописании слов с непроизносимой согласной - фронтальная работа
— К данным словам подберите однокоренные слова с непроизносимыми согласными, отвечающие на вопрос какой? Запишите по образцу. Выделите в словах корень, подчеркните непроизносимые согласные.
Образец: радость — радостный.
Тягость, грусть, ярость, злость, кость, доблесть, жалость, капуста, пост, уста.
IV. Самоопределение к деятельности
1). Слушание сказки
— Послушайте сказку про девочку Аллу.
Жила-была девочка Алла. Училась она в третьем классе.
Как-то на дом было задано написать слова с удвоенными согласными. Алла получила двойку.
Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой удвоенные согласные и возмущённо кричали:
— Ты не знаешь правила! Ты не можешь правильно написать слова с удвоенными согласными! В наказание мы исчезнем из твоего имени.
И Алла разучилась писать своё имя...
Когда на уроке русского языка дети писали «Алла», девочка не смогла этого сделать и заплакала.
— Почему ты плачешь? — спросила её учительница.
— Я не знаю, как пишется моё имя.
Учительница с улыбкой посмотрела на девочку и сказала:
— Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе.
Девочка обрадовалась, выучила правило и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и такие слова, как ванна, касса, класс, коллектив, аллея, коллекция.
— Сформулируйте тему урока.
V. Работа по теме урока
1). Упр. 233 (с. 121).
— Прочитайте. Найдите слова, которые одинаково произносятся, но имеют разное значение.
— Объясните лексическое значение каждого слова.
(Бал— большой танцевальный вечер, балл— цифровая отметка успехов;
сор— мелкие сухие отбросы, ссора— состояние взаимной вражды,
взаимная перебранка.)
— Выполните письменное задание к упражнению.
(Взаимопроверка.)
2). Сведения о языке (с.121)
— Прочитайте ниже сведения о языке.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными в корне?
3). Упр. 234 (с. 122).
— Прочитайте. Объясните лексическое значение данных слов.
— Запишите слова в алфавитном порядке, разделив их для переноса.
(Ан-тен-на, ап-пе-тит, бас-сейн, грам-ма-ти-ка, дрож-жи, кол-ледж, кол-лек-тив, кол-лек-ция, кросс, крос-сворд, пас-са-жир, суб-бо-та, тен-нис, тер-ра-са, трол-лей-бус, хок-кей.)
-В какой части слова находятся удвоенные согласные?
— Образуйте от выделенных слов однокоренные слова.
(Теннисист, хоккеист.)
— С помощью какой части слова образованы однокоренные слова?
(С помощью суффикса -ист.)
Физкультминутка
VI. Закрепление изученного материала
1). . Работа со словами из словаря– с.122.
— Объясните значение слов коллектив и коллекция.
(Коллектив— группа лиц, объединённых общей работой, учёбой,
общими интересами.
Коллекция— систематизированное собрание каких-нибудь
предметов: монет, марок, картин и др.)
— Найдите слова коллектив и коллекция в орфографическом словаре.
— Запишите их в тетрадь. Обозначьте орфограммы.
— Составьте предложения со словами коллектив и коллекция, запишите.
— Запомните написание этих слов.
2). Упр.235 (с.122)
-Почему в данных словах пишется удвоенная –нн-?
(корень заканчивается на –н- + суффикс –н-)
3). Самостоятельная работа (карточка №76)
-Найди и исправь ошибки:
Первые халада.
Выпал первый снек. Звёзныминачями всё затехало. Холат прикрыл речькузиркалнымлдом.. Тёмный лес на биригу был похож на стражу из великанов.
(15 ошибок)
VII. Рефлексия
— Прочитайте. Назовите слова с удвоенными согласными в корне.
Спросите, не повысив тона:
Что больше - центнер или тонна?
Необходимы соль и крупы,
Чтоб кашу наварить для группы.
Радиоволна идёт сквозь стену.
Мы её поймаем на антенну.
— Как проверить написание слов с удвоенными согласными?
— Оцените свою работу на уроке.
VIII.Подведение итогов урока
— Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.