Мастер-класс
«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»: Особенностей введения агрокомпонента в содержание учебных предметов «Русский язык « и «Литература» 5 – 6 классы.
Подготовила:
Тарасова Нина Иннокентьевна, учитель русского языка и литературы, высшей кв. категории
МОУ Казачинская СОШ
С. Казачинское
Казачинско-Ленский район
Иркутской области
Введение
Школа в сельской местности является органичной и неотъемлемой частью села, она отражает все его ценности, нравственные и духовные, проблемы и противоречия. Поэтому школа и село взаимосвязаны, ведь пока есть школа, живет село, и пока живет село, существует школа. Сегодня можно констатировать некоторое отстранение образования и воспитания в сельской школе от потребностей сельского социума, поскольку они не ориентированы на формирование у учащихся личностных качеств, ценностных ориентаций, социально значимых знаний, отвечающих динамичным изменениям сельского социума и необходимых для организации самостоятельной, достойной жизни на селе. Насущной проблемой современного общества стало возрождение села. Селу нужны хозяева, любящие свою родину, желающие организовать в ней достойную жизнь. Поэтому назрела необходимость привлечения молодежи в родное село, увеличения доли выпускников, получающих образование, необходимое в сельском хозяйстве и в селе. Школа, как центр развития не только образовательного, воспитательного, но и социального развития, призвана изменить ситуацию. В 2018 году мы стали пилотной площадкой по внедрению агробизнесобразования. Практическая значимость этой модели – формирование сельскохозяйственной грамотности, необходимых знаний по культуре сельского хозяйства, воспитание «хозяина земли», умеющего не только работать на земле, но и реализовывать организаторские способности, мыслить стратегически.
Цель нашей агробизнес-школы: воспитание инициативных, трудолюбивых, любящих родное село выпускников, готовых работать на земле, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям.
Внедрение агрокомпонента не только в воспитательную деятельность, но и в учебную часть может способствовать решению этой цели. В связи с этим выявление особенностей введения агрокомпонента в содержание учебных предметов – актуальная тема.
Как решать эти задачи на уроках русского языка и литературы?
Цель моей работы: определить содержание агрокомпонента в образовательной программе учебного предмета «Русский язык» и «Литература» в 5- 6 классах.
Задачи:
1.Обобщить опыт введения агрокомпонента на уроках русского языка и литературы в 5- 6 классах;
2. Создать дидактические материалы для введения агрокомпонента в обучение русскому языку и литературы в 5- 6 классах.
3.Введение агрокомпонента в содержание образовательной программы по предметам «Русский язык» и «Литература».
Практическая значимость моей работы: предложенный материал может быть использован на уроках русского язык и литературы в агропрофилированных школах.
Функциональное значение агрокомпонента
Агротехнологический компонент - дополнительный материал в содержании учебного предмета, реализующий цели агропрофилированной школы по воспитании и обучении будущего хозяина села.
Агрокомпонент вводится в рабочие программы по всем учебным предметам и имеет следующие функциональные значения: ознакомление обучающихся с особенностями сельского социума, воспитание чувства уважения к сельскому труду и формирование чувства любви к родному месту.
Основное предназначение агрокомпонента – воспитание чувства сопричастности школьников к сельской жизни, духовно-нравственное воспитание их как хозяев земли, как носителей и продолжателей сибирской культуры, а также формирование компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде. Также введение агрокомпонента в содержание уроков расширяет его границы, развивает эрудицию учащихся, является дополнительным информационным дидактическим средством.
По учебному предмету «Русский язык» введение агрокомпонента предполагает, в основном, работу с текстом. По опыту внедрения агрокомпонента на уроках русского языка в 5- 6 классах можно выявить следующие формы работы:
1. Выполнение упражнений по заданиям учебника;
2. Работа по развитию речи;
3. Проверочные работы по тексту.
Агрокомпонент на страницах учебника
Учебники «Русский язык. 5 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2018 и «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./ М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др. содержат упражнения агротехнологической направленности (см. Приложение №1). Содержание этих упражнений соответствует агрокомпоненту, но форма упражнений, в основном, текст: стихотворный или прозаический. Задания упражнений разные в зависимости от темы урока. Агрокомпонент вводится как дополнительная беседа по содержанию упражнений или как дополнительный информационный материал.
Например, по теме урока «Морфемы в слове. Орфограммы в приставках и в корнях слов» дано упражнение с заданием: Диктант. Графически обозначьте орфограммы.
В(?)ющееся р..стение, ра(з,с) пол..житься у руч(?)я, зар..сли ежевики, выр..щенный в оранжерее цветок, прил..гать усилия, ра (з,с)жечь костѐр.
После выполнения основного грамматического задания проводится беседа о цветах, о способах выращивания цветов с демонстрированием презентационного, иллюстрационного материала.
По теме урока «Простое предложение. Знаки препинания в предложениях с однородными членами» дано упражнение с заданием: к выделенным словам подбрать несколько однородных членов. Расставить знаки препинания. Используя данные предложения, рассказать о субботниках в вашей школе.
1.В школьн..м саду учашиеся обр..зали сухие сучья на фруктовых деревьях: - , - .
2. Девочки сост..вляли коллекц..и жёлтых - - осенних листьев для украшения класса.
3. После дружной работы ребята разговаривали - - .
4. Ребята взяли сумки -- - и пошли домой.
После выполнения заданий упражнения проводится беседа развивающего характера: что вы знаете о плодовых деревьях, растущих в нашей суровой местности? Как можно вырастить такое дерево? Кто у нас в деревне выращивает такие деревья?
Есть интересные развивающие упражнения из различных художественных произведений: эпических, лирических. Например, по теме урока «Профессиональные слова» в упражнении предлагается задание: Прочитайте Определите военную специальность тракториста? По каким словам вы это узнали? Спишите, обозначая орфограммы?
Тракторист
В..дѐт он трактор б..р..здой, С упрям..й цел..ною споря,
Как будто тральщик б..евой
По энскому кв..драту моря.
Плывут эскадры обл..ков
Над г..ловой его безмолвно,
И вдаль б..гут от лемехов
Прямые барх..тные волны.
(Н. Букин)
После выполнения задания упражнения проводится беседа о сельскохозяйственной технике, о трактористах, об их профессиональных качествах.
Практически все упражнения с агротехнологическим содержанием имеют различные задания работы с текстом. Но содержание каждого упражнения можно расширить дополнительной информацией, иллюстративным материалом, развивающей и познавательной беседой, благодаря которым постепенно прививается интерес обучащихся к сельской жизни, работе, воспитывается чувство гордости, восхищения такими людьми, чувства любви к родине и родной природе. Агрокомпонент как текст для развития связной речи
В программе учебного предмета “Русский язык” обязательно предусмотрены часы для развития речи. Это могут быть свободные диктанты, выборочные и подробные изложения, сочинения. Формы работа с текстом могут быть разнообразными: составить план к тексту, пересказать, дополнить или продолжить его, изменить текст, диктанты с творческим заданием и т.п.
Для такой работы необходимо подобрать тексты с агротехнологическим содержанием. Так, по тексту «Борьба с оврагами» предлагается задание распространить предложения, добавив различные второстепенные члены. После выполнения работы проводится информационная беседа об укреплении границ водоемов, о выравнивании земельных участков.
1.Много оврагов вокруг села. Юннаты местной школы ведут борьбу с оврагами.
2.В питомнике ребята выращивают деревца и кустарники. Через два-три года деревца окрепнут. Тогда ребята высаживают их по оврагам.
3.За пять лет школьники посадили тысячи деревьев и кустарников.
4.Колхозники благодарны юным натуралистам.
Текст для изложения 5 класс ДВА ПЛУГА
Из одного и того же куска железа в одной и той же мастерской были сделаны два плуга. Один из них попал в руки земледельца и немедленно пошел в работу. Другой долго и совершенно бесполезно провалялся в лавке купца.
Случилось так, что через несколько лет оба земляка опять встретились, Плуг земледельца блестел, как серебро. Он был даже еще лучше, чем в то время, когда он только что вышел из мастерской. А плуг, который пролежал без всякого дела в лавке, потемнел и покрылся ржавчиной.
— Скажи, пожалуйста, почему ты так блестишь? — спросил заржавевший плуг у своего старого знакомого.
Тот отвечал:
— От труда, дружок. А ты заржавел потому, что все это время пролежал на боку, ничего не делал.
(По К. Ушинскому)
После проверочного диктанта «Как зимуют рыбы» учащиеся получают творческое задание: рассказать, какая рыба водится в нашей реке Киренга, в чем еѐ ценность .
В зимней реке сумрачно и глухо. Не просвечивает сквозь воду солнце, не блестит песок, не цветут подводные травы.
В глубокой тишине стоят рыбы, не шевелятся. Еще осенью рыбы собираются в стада и выбирают место для зимовки. Широкий плоский лещ перед зимовкой поднимается на поверхность, лежит здесь и прощается со светом и воздухом. Потом он стремительно бросается в глубину и ложится на дно. Сазаны выбирают дно илистое. Веселые проворные окуни любят устраиваться на зиму среди камней. Щуки и судаки рядами дремлют в темных ложбинках.
Пойдет время к весне, сгонит солнышко лед и заглянет в реку. Рыбы проснутся и поплывут, раздуют жабры.
Контрольный диктант 6 класс в конце учебного года предполагает задание: понаблюдать за работой пчел и сравнить с описанием в тексте.
Лучик солнца блеснул из-за леса, коснулся верхушек деревьев, отыскал в листве шарики зеленых яблочек. Дрожь света пробежала по саду, и заискрились алмазами росинки на придорожной траве.
Разгорелось солнце, и словно пламенем вспыхнули густые ветки деревьев.
Первая пчелка зазвенела в теплом воздухе притихшего утра. За ней метнулась другая, третья. Синяя стрекоза присела на улей, но пчелы равнодушны к беззаботной попрыгунье. У них нет времени. Они делают круги над пасекой, выбирают направление и улетают в леса, в луга.
Все больше оживляются ульи, и вот уже кружатся бесконечными клубами воздушной пряжи сборщики нектара. У края дороги растет подсолнух. Он привлекает к себе пчел, но больше всего любят они цветы липы. В ясную погоду семья этих трудолюбивых непосед собирает до пяти килограммов меда. (119 слов)
(На основе книги Д. Зуева «Времена года»)
Агрокомпонент как средство для развития речи предполагает и такой вид работы как сочинение, главная цель которого как формирование лингвистических и языковых компетенций, так и формирование самооценки , самоанализа, позволяющих определиться с выбором будущей профессии. Такие сочинения тесно связаны по содержанию с сельским социумом и с внутренним миром обучающихся. Они постепенно формируют чувство любви и уважения к окружающему миру, к истории села, к сельскому труду.
Темы сочинений:
Что я делала летом?
Труд красит человека.
Профессии моих родственников.
Мой известный односельчанин.
Человек, на которого я хочу равняться.
Что такое любить Родину?
В чѐм красота зимы?
Красота родной природы.
Берегите природу!
Агрокомпонент на уроках литературы.
Огромную роль в воспитании инициативных, трудолюбивых, любящих родное село учеников, готовых работать на земле, готовых к преобразованию своей жизни, умеющих адаптироваться к изменяющимся условиям играют уроки литературы, которые являются и «уроками жизни».
Реализовать цель агрошколы помогают произведения как для обязательного чтения, так и для внеклассного. Начиная изучать фольклор, используем различные формы и приемы. При изучении пословиц – работа со справочниками – словарями пословиц, подбор синонимичных пословиц из других языков составление комментария к группам пословиц, составление синквейна и т.п.
Так, например: прокомментировать пословицы:
« Всякому мила своя сторона».
« На чужой стороне и весна не красна»
« На чужой стороне и сокола зовут вороной»
«На чужбине и калач не в радость, а на Родине и чѐрный хлеб в сладость»
«Береги Родину, как зеницу ока»
Комментарии, данный учащимися.
Да, мы любим свою Родину за еѐ славное прошлое, за еѐ величавую и разнообразную природу; за еѐ героический и трудолюбивый народ. Чувство национального достоинства предполагает ответственность за судьбу народа, складывающуюся веками. Быть достойным сыном своего народа
– значит достойно представлять свой народ среди других народов.
Синквейн: ПОСЛОВИЦА –
Поучительная, образная.
Подсказывает, утешает, напоминает.
Пословица недаром молвится! Жизнь.
При изучении былины «Вольга и Микула Селянинович» использует устное словесное рисование, сопоставительную характеристику героев (Сопоставьте Вольгу и Микулу. Кто, по-вашему, главный герой былины? Докажите вашу мысль.)
Это задание помогает понять, что былина построена на сопоставлении могущественного князя и простого пахаря Микулы. Микула показан в работе. Он вспахивает поле, которому нет ни конца, ни края. Гиперболическое изображение крестьянского труда дает возможность понять, какими красивыми, сильными и могучими видел народ своих богатырей. Любовь в описании богатырского труда и в том, каким видят его певцы-сказители. Под стать хозяину и богатырский конь. Князь Вольга показан мудрым, обладающим силой чудесных превращений, и он и его дружина во всем уступают крестьянину Микуле Селяниновичу.
Вывод, к которому приходят учащиеся: в этой былине народ опоэтизировал крестьянский труд, воспел работу хлебопашца, народного кормильца, выразил мысль: чтобы дать жизнь родному полю, нужны настоящие богатыри.
При изучении произведения И.С.Тургенева «Муму» лучше понять образ главного героя Герасима помогает работа в группах. Чтобы выявить особенности характера героя, предлагаются следующие вопросы:
1. Как описывает автор Герасима?
2. Отношение к труду
3. Интерьер каморки.
4. Отношение окружающих к герою.
Как результат, вывод: Герасим подобен русскому былинному богатырю. Природа одарила его красотой, здоровьем, умом, добрым сердцем, но забыла подарить ему речь и слух. Герасим любит крестьянскую работу, умеет трудиться на земле. А вот работа в огороде – с метлой и бочкой – кажется ему нелепой, но он упорно выполняет порученное дело. Во всѐм Герасим любит порядок, аккуратность
Автор восхищается монолитной фигурой крестьянского богатыря, показывает, как крепко связан он с родной землѐй и своей нелѐгкой работой. Писатель горячо сочувствует Герасиму, и это выявляется как в прямых оценках, так и в сравнениях, которые раскрывают отношение писателя к происходящему. Тургенев подчѐркивает близость Герасима к земле, к природе, а потому и сравнивает его с деревом, растущим на плодородной земле, с молодым, здоровым быком; с пойманным зверем, который потерял самое дорогое – свободу.
Маленького героя автобиографического рассказа В. Астафьева «Конь с розовой гривой» приучают к труду с детства. Нравственный урок, преподнесенный ему бабушкой, рассказчик запоминает на всю жизнь, что трудиться надо добросовестно. В учебнике представлена такая рубрика: «Будьте внимательны к слову». В ней даны задания, которые интегрируют учебный материал русского языка и литературы. После изучения рассказа «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева есть такие задания: «Составьте небольшой словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумайте, почему писатель использовал их в своем произведении, а не заменил их другими словами». Оно позволяет учащимся почувствовать не только индивидуальный стиль писателя, богатство русской речи, но и представить особенности изображаемого времени, жизни деревни и еѐ людей.
Когда изучается рассказ И.С. Тургенева «Бежин луг», одно из заданий предлагает ребятам, пользуясь иллюстрацией, сравнить, совпадает ли их представление о внешности мальчишек с тем, как они изображены на иллюстрации. Иллюстрации помогают ребятам понять текст, представить, как выглядят герои, понять, как трудно приходилось их сверстникам в те годы.
Это только тот небольшой перечень художественных произведений, разные приемы и методы работы с ними, которые помогают решить основные задачи агротехнологического компонента.
Подводя итог сказанному, можно сформулировать следующие выводы:
Агрокомпонент имеет цель духовно-нравственного воспитания школьников как хозяев земли, как носителей и продолжателей русской культуры, а также как средство формирования компетенций для их дальнейшей самореализации и социального самоопределения в современной сельской социокультурной среде.
Введение агрокомпонента в содержание уроков расширяет его границы, развивает эрудицию учащихся, является дополнительным информационным дидактическим средством.
Всякое общество начинается со школы, и ею же оно и заканчивается. При всех разрушительных тенденциях именно школа сохраняет возможность воспитания юного поколения в духе общности, социальной ответственности, крестьянской морали.
Использованная литература
1. Арсирий А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. Часть 2. –
М.: Просвещение, 1967.
2. Л.А. Брусенская, Г.Ф. Гаврилова. Сборник диктантов для учащихся 5-6 классов. Ростов н/Д: «Феникс», 1997.
3. Блинов Г.И., Антохина В.А. Сборник диктантов по орфографии и пунктуации: 5-9 кл.: Кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1999.
4. Малюшкин А.Б. Комплексный анализ текста. Рабочая тетрадь. 5 класс. – М.:ТЦ Сфера, 2011.
5. «Русский язык. 6 класс»: учебник для общеобразовательных учреждений, в 2 ч./
М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор
Н.М.Шанский. – М.: Просвещение, 2016.
6. Шипицына Г.М. Русский язык: Изложения и сочинения. 6 кл. – М.: Дрофа, 2001.
Тема мастер- класса:
«ОТ ТРАДИЦИЙ К ИННОВАЦИЯМ»: Особенностей введения агрокомпонента в содержание учебных предметов. («Русский язык « и «Литература» 5 – 6 классы)
Цель: представить технику применения содержания агрокомпонента в образовательной программе учебных предметов «Русский язык» и «Литература».
Задачи.:
• передача своего опыта путем прямого и комментированного показа методов, приемов, используемых на уроках русского языка и литературы, совместная отработка методических подходов и приемов;
• рефлексия собственного профессионального мастерства участниками мастер- класса.
Ожидаемые результаты: применение коллегами в своей педагогической деятельности опыта работы по применению агрокомпонента на уроках русского языка и литературы.
Оборудование: авторская презентация, ноутбук, мультимедиа проектор, экран для показа презентации, школьный колокольчик (для звонка)
Добрый день, уважаемые коллеги!
Важная задача учителя увлечь детей за собой, поэтому каждый урок требует чего -то нового, интересного.
Моим педагогическим кредо являются слова К. Д. Ушинского: "Вечно изобретать, пробовать, совершенствовать и совершенствоваться – вот единственный курс учительской жизни".
Все годы работы учитель учится у мастеров педагогического труда. Кто такой учитель - мастер?
Я понимаю это слово так:
М - мудрость, приобретенная с годами.
А - активность, в ней сила, здоровье, успех.
С - счастье, А.С.Макаренко писал: "Научить человека быть счастливым нельзя, но воспитать его так, чтобы он был счастливым - можно!" Т - творчество, ведь, чтобы озарять светом других, нужно носить солнце в себе.
Е - единство, только в единстве учитель - ученик - родитель можно добиться всех поставленных целей, создать атмосферу доверия и ситуацию успеха.
Р - результат, я хочу видеть своих учеников уверенными, умело выбирающими свой путь в жизни. Работая учителем, стараюсь не только учить детей, но и постоянно учусь сама.
В 2018 году мы стали пилотной площадкой по внедрению агробизнесобразования. Практическая значимость этой модели – формирование сельскохозяйственной грамотности, необходимых знаний по культуре сельского хозяйства, воспитание «хозяина земли», умеющего не только работать на земле, но и реализовывать организаторские способности, мыслить стратегически.
В связи с этим пришлось задуматься, как интереснее и увлекательнее выделить эти аспекты в знакомых упражнениях, заданиях.
Сегодня я попытаюсь показать свою работу на конкретных темах русского языка в
5-6 классах.
Начала с подбора слов, текстов для закрепляющих, проверочных, контрольных и творческих работ. Сначала агрокомпонент проводила как дополнительную беседу по содержанию упражнений или вводила как дополнительный информационный материал. 1) Так, например, при изучении темы «Тире между подлежащим и сказуемым» использовала предложения о хлебе (Хлеб – всему голова. Хлеб- наш батюшка. Хлеб да каша- пища наша и др.). После выполнения задания по теме урока рассказала интересные факты:
В Древнем Риме хлебопечение было особо почитаемым делом. Раб-пекарь стоил в 3-4 раза дороже, чем раб-сапожник или раб-землепашец. В древности во многих городах Европы народ оказывал пекарям почет, их назначали на ответственные должности. Например, градоначальником Помпеи был пекарь. А король Франции велел себя именовать кроме других титулов, «королем хлеба».
Уставы византийских цехов в 10 веке предусматривали наказание тем, кто выпекал и продавал хлеб низкого качества. Их пороли, стригли наголо, привязывали к позорному столбу.
Чести резать хлеб удостаивался самый уважаемый член семьи: отец, мать или старший сын. Делали это старательно, приложив хлеб к груди и всегда стоя.
До наших дней сохранился воздвигнутый 2 тысячи лет назад в Риме 13-метровый памятник Марку Вергилию Эврисану, потомственному пекарю, создавшему несколько больших пекарен.
2). При изучении темы «Правописание окончаний существительных среднего рода намя" использую занимательную грамматику.
Задание: определите, о каком овоще идет речь? Запишите текст, объясните правописание окончаний разносклоняемых существительных.
Этот овощ с давних времен возделывался на Руси. В диком виде он растет на скалистых берегах Европы. У него высокий стебель с листьями. В наше время имеется много сортов. И созревают они в разное время. Каждый плод содержит семена. Но этот овощ семян не содержит. Лишь второй год вырастают стебли с желтыми цветками. Из цветков образуются стручки с круглыми мелкими семенами. (Подсказка, если не догадались, этот овощ имеет кочерыжку)
Работа с аудиторией. Попробуем выполнить и мы подобное задание ( текст читается по предложениям, после каждого – пауза). После изучения какой темы можно использовать этот текст?
Этот овощ был первым наглядным пособием при изучении астрономии, поскольку по его строению объясняли строение Вселенной.
Возделывание этого овоща началось в древние времена. Об этом говорят его изображения на стенах древнейших зданий Египта.
Из семян его вырастает и стебелѐк и корешок.
Он выделяет летучее вещество, от которого гибнут различные бактерии, амѐбы, инфузории.
Приготовление супа, закусок, мясных блюд не обходится без него.
3) Во время изучения темы « Имя существительное. Правописание суффиксов» Используя прием графический символ- словообразовательная модель, который позволяет развить пространственное мышление, логическую память, предлагаю задания различной сложности. Так одно из таких заданий:
С помощью суффикса -ок, -ек придумайте слова на тему «Природа» (-ок,-ек:
орешек, листочек, цветочек, грибочек).
С помощью суффикса –арь – слова на тему « Профессии сельского хозяйства»
(пахарь, косарь, свинарь)
С помощью суффикса -ѐнок, -онок придумайте слова на тему «Домашние животные и птицы», включив их в предложения.( За козой на своих тоненьких ножках прыгал козлѐнок. На лугу весело бегал жеребѐнок. За наседкой бежал цыплѐнок.)
Работа с аудиторией: Проведем аукцион слов: с помощью суффиксов придумайте слова, обозначающие деятельность человека.
-тель:( сеятель, производитель)
-ник:( колхозник, ударник, хозяйственник.)
4). Агрокомпонент как средство для развития речи предполагает и такой вид работы как сочинение, главная цель которого как формирование лингвистических и языковых компетенций, так и формирование самооценки , самоанализа, позволяющих определиться с выбором будущей профессии. Такие сочинения тесно связаны по содержанию с сельским социумом и с внутренним миром обучающихся. Они постепенно формируют чувство любви и уважения к окружающему миру, к истории села, к сельскому труду.
Темы сочинений:
Труд красит человека.
Профессии моих родственников.
Мой известный односельчанин.
Человек, на которого я хочу равняться.
Что такое любить Родину?
В чѐм красота зимы?
Красота родной природы.
Берегите природу! И др.
Кроме сочинений на свободную тему. Это и сочинения по картине. Интересны в этом плане разные картины Аркадия Александровича Пластова «Сенокос», « Ужин трактористов», «Витя – подпасок». Это могут быть как сочинения- описание картины, так и сочинение- рассказ ( по натюрморту Ф.П.Толстого «Путешествие птички» и др.) 5) Большим подспорьем в решении поставленных задач является интеграция учебного материала. Особенно удачным будет объединение русского языка и математики ( тема «Имя числительное»); русского языка и географии ( большинство тем по орфографии лексике), литература и изобразительное искусство, литература и история, русский язык и история и т. п.
Во время изучения рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг», одно из заданий предлагает ребятам, пользуясь иллюстрацией, сравнить, совпадает ли их представление о внешности мальчишек с тем, как они изображены на иллюстрации. Иллюстрации помогают ребятам понять текст, представить, как выглядят герои, понять, как трудно приходилось их сверстникам в те годы. Непосильный крестьянский труд лишил их детства, но даже в этих трудностях они пытаются найти что-то радостное и интересное.
В учебнике «Литературы» представлена такая рубрика: «Будьте внимательны к слову». В ней даны задания, которые интегрируют учебный материал русского языка и литературы. После изучения рассказа «Конь с розовой гривой» В. П. Астафьева есть такие задания: «Составьте небольшой словарик «сибирских» диалектизмов, местных слов. Подумайте, почему писатель использовал их в своем произведении, а не заменил их другими словами». Оно позволяет учащимся не только почувствовать индивидуальный стиль писателя, богатство русской речи, но и представить особенности изображаемого времени, жизни деревни и еѐ людей.
При изучении темы «Устное народное творчество» излюбленным приемом многих учителей является соединение знаний лексического и фольклорного материала. Так, например, при работе с пословицами. Задания: комментирование пословицы, подбор из других языков синонимичных, составление синквейна и т.п.- помогают нравственному взрослению школьников. Вот пример синквейна, составленного при обобщении темы «Пословицы и поговорки» в 5 классе:
ПОСЛОВИЦА –
Поучительная, образная.
Подсказывает, утешает, напоминает.
Пословица недаром молвится! Жизнь.
Работа с аудиторией. Поработаем и мы с пословицами. Продолжите известную пословицу :
Зѐрнышко к зѐрнышку –( будет мешок).
Колос к колосу –( родине сноп).
Земля любит навоз,( а лошадь овѐс).
Кто любит труд, (того люди чтут).
Летний день-(за зимнюю неделю).
Трудолюбию учатся три года,( лени – три дня).
В пашне огрехи, а (на кафтане прорехи).
Соха кормит,(веретено одевает). Труд приносит хлеб, а( лень – голод).
Не вырастешь овощей, (не сваришь и щей).
Работа с зубами, а( лень с языком).
Кто землю лелеет, того( земля жалеет).
Наше мероприятие подошло к концу.
Закройте, пожалуйста, глаза. Представьте любую птицу. Открывайте глаза. Какую птицу вы увидели? Скажите, пожалуйста, а мы можем сравнить педагога с птицей. В чем схожесть? (Заботится, оберегает. Парит в творчестве, новых идеях). Мне кажется, что не всегда педагоги бывают такими, а что им мешает? (рамки, клетка, бумажная волокита, отчеты, неуверенность в себе). Я хочу, чтобы вы были всегда свободной птицей, без ограничений, без той рамки, которая мешает творить. Большое спасибо. Я благодарю вам за помощь в проведении моего мастер-класса. Ваша активность, заинтересованность, активное участие позволили мне почувствовать, что вы ищите, находите и творите.
Приложения (методическая копилка)
«Имя числительное».
Оружие хлебороба.
В заводских цехах кипит работа. Делают машины для хлеборобов. Здесь немало новинок. Из ворот тракторного завода вышли мощные колесные машины «Т-125». Этот трактор с двигателем в 130 лошадиных сил. Он позволит повысить производительность труда на основных работах в сельском хозяйстве в полтора раза. К нему можно прицеплять транспортные средства, а также безмоторные комбайны. Ряд машин может работать на повышенных скоростях. Это трехкорпусные плуги. Они могут пахать на скорости до 10 километров в час. Выпускаются сеялки для сахарной свѐклы и комбайны для еѐ уборки. Они несут на себе приспособление для очистки корней. В серийное производство запускается много новинок.
« Сложные слова»
Колхоз купил сенокосилки и сноповязалки. Многие колхозы занимаются птицеводством. Организованы большие птицеводческие фермы. Экскурсия на колхозную свиноферму проведена в воскресенье. Будущие агрономы, зоотехники, садоводы, полеводы, пчеловоды учатся в сельскохозяйственном институте.
Юные рисоводы.
Год назад Колю выбрали звеньевым юных рисоводов. Вечерами он подолгу расспрашивал отца о рисовых плантациях, о поливе риса. Отец у Коли растит рис в колхозе. Много поработало звено летом, крепко воевало с сорняками, с камышом. Рисовое поле ровное, как стол. Когда обрабатывают рисовые поля, все бугорки срезают. И тут обнажаются менее плодородные слои почвы. Их называют срезы. «Мешают они урожаю»,- вздыхал отец. Но юные рисоводы доказали, срезы не страшны. Надо вовремя вносить удобрения и соблюдать режим полива. Урожай с опытных гектаров получили прекрасный. «Ы и И после Ц» Теплицы.
На улице снег, мороз, а за стеклом теплицы дозревают помидоры. Кудрявится зелень щавеля, петрушки, лука. Впереди новый сезон.
Овощеводы подготавливают зимние теплицы, здесь будут выращивать огурцы и помидоры. Надо убрать старый грунт, отремонтировать стеллажи, ящики, электропроводку. В теплицах следует провести дезинфекцию, побелку, заготовить новую почву. Вот поспела рассада огурцов, посеянных в декабре. Ёе рассаживают в грунт, поливают, подкармливают. В ящиках выращивают лук на перо, зелень свѐклы, щавеля, петрушки. Салат высаживают между молодыми растениями огурцов. Овощеводы стремятся вырастить зимой как можно больше зелени. «Союзы»
Земля – наша кормилица.
Самое ценное на Земле – земля, почва.
О земле говорят – плодородная, потому что она родит плоды: хлебное зерно и картофель, яблоки и бананы. На угле ничего не растет, на железе тоже. Даже на куске золота, на самом дорогом самородке, не вырастет лопух. На земле растут тысячи различных растений, чтобы дать людям пищу, одежду, жилье.
Мы не можем жить без растений, а растения не могут без земли, то есть без плодородной почвы. Почва тонким слоем всего в несколько десятков сантиметров покрывает земной шар. Вот этот плодородный слой, по которому мы ходим, и дал нашей планете жизнь. Поэтому землю надо беречь.
«Словообразование»
Цветочные часы
Многие растения раскрывают и закрывают венчики своих цветков по определенному расписанию. Дневные цветы пробуждаются, когда чуть начинается рассвет. Раскрывает голубые звездочки своих цветов цикорий, расправляет широкие лепестки шиповник, вспыхивают яркие огоньки маков. К шести часам утра начинают тянуть к ранним солнечным лучам желтые головки одуванчики, а за ними широко открывает лепестки гвоздика. Солнце уже заливает ослепительным светом лес, поле и речку. Тогда раскрывает белоснежный венчик лилия, которая растет на воде. Дневные цветы обычно первыми и засыпают. Кончается летний день, солнце опускается все ниже. И тут начинают оживать ночные цветы.
(По В.Ветлиной)(89 слов)
Какое это великое счастье – жить в мире без войн и с хлебом в достатке! Но хлеб – не манна небесная, сам по себе на стол не приходит, булки в поле родятся только в сказке.
Неизмерима цена его, хлеба!
«Цена» - это тревожные ночи, труд и пот, не измеряемые никакой часовой стрелкой.
Хлеб не волшебник, но все может. Мы еще спим в своих постелях, а машины с крытыми кузовами развозят его уже по магазинам. В предзоревую свежесть воздуха вплетается непередаваемо живительный и сладостный запах теплого хлеба. В урожайный год он приходит на наш стол особенно многоликим. И все это зависит от хлебороба.
Поклонимся же ему и будем честны и совестливы перед его подвигом, великим и скромным одновременно. Выходя из булочной с батоном или кирпичиком теплого хлеба, еще и еще раз вспомним с благоговением, сердечным участием о руках, посеявших, вырастивших этот хлеб и положивших его на стол.
( По М.Алексееву)
«Синтаксис и пунктуация» Золотой дождь.
Все лето листья подставляли солнцу свои ладошки, щечки, спинки и животики. И так пропитались солнцем, что сами стали багряными и золотыми.Лес стал очень красив, когда все листья раскрасились в яркие цвета. Капля по листику щелкнет, и сорвется лист, а за ним и другой летит(I вариант). Спешит, торопится осень. Смывает холодный дождь золотой убор листьев (II вариант). Закружится пестрый смерч из листьев, когда вдруг налетит сильный ветер. Они шуршат, скребутся, летят, качаются, бегут. Шумит золотой дождь. «Что ты рано, осень, в гости к нам пришла?» – грустно шепчутся в лесу листочки.
Тексты для изложений.
Малиновые горы.
Малиновые горы – один из лучших уголков Северного Урала. Особенной высотой они не отличаются, но это не мешает им составлять центр громадного горного узла. Старинное башкирское название этих гор как-то потерялось, а нынешние они получили благодаря тому, что по увалам растѐт в изобилии малина. И такая малина – сравнить нельзя с лесной, но вызревая на солнце, эта горная малина приобретает особенный вкус.
С Малиновой горы открывается единственный в своем роде вид. Одних горных озер можно досчитать только до сотни, и это придаѐт картине совершенно особенный характер, точно горами прикрыто какое-то подземное море. Эти озѐра уходят далеко в благоверную башкирскую степь. Они отличаются глубиной, красиво разорванной береговой линией, массой островов, прозрачной водой и тем, наконец, что все они соединены между собой протоками, составляя один громадный резервуар, из которого берут воду уходящие в степь реки.
Вообще цепь горных озѐр составляет главную красоту восточного склона Урала, являясь в то же время неистощимым запасом живой силы.
Дерево
Издавна в народном сознании особо воспринималось отдельно стоящее дерево. Нашим далѐким предкам дерево напоминало человека. Его ствол казался туловищем, корни – ногами, крона – головой, ветви – руками. Как и человек, оно росло и мужало, старело и умирало. Дерево давало плоды. В нѐм шло движение живительных соков – точно так же. Как в человеке движется кровь. Оно могло болеть, стонать, скрипеть. Оно обладало такими достоинствами, как сила, крепость, твѐрдость.
Особое восприятие дерева можно найти в Библии. На первых же еѐ страницах упоминаются два дерева райского сада, призванные сыграть важную роль в истории человечества: древо жизни и древо познания добра и зла. Плоды первого дают бессмертие. Под деревом здесь разумеется вера, а под его плодами – дары веры: любовь, духовная чистота, бессмертие. Дерево же второе призвано испытать эту веру. Оно напоминает о том, что человек может избрать в своей жизни как путь добра, так и путь зла. Об этом и думает верующий человек, когда видит изображение дерева на иконах.
Особо примечались деревья-долгожители, деревья-красавцы. Русские художники и поэты оставили нам немало живописных и словесных образов таких деревьев. Достаточно, например, всмотреться в картины И. Шишкина «Корабельная роща», «Рожь», «Сосна». В лирических песнях люди делятся с деревом самыми сокровенными чувствами. Оно как бы становится чутким собеседником, другом.
Леса
Чехов устами доктора Астрова выразил одну из своих совершенно удивительных по меткости мыслей о том, что леса учат человека понимать прекрасное. В лесах с наибольшей выразительностью предстают перед нами величавая красота и могущество природы, усиленные некоторой дымкой таинственности. Это сообщает им особую прелесть. И я не могу умолчать о том, что в глубине наших лесов создавались подлинные жемчужины нашей поэзии.
Леса являются величайшим источником вдохновения и здоровья. Это исполинские лаборатории. Они вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Каждый из вас, конечно, помнит воздух после грозы. Он душист, свеж, полон озона. Так вот, в лесах как бы бушует невидимая и неслышная вечная гроза и расточает по земле потоки озонированного воздуха.
В лесах вы дышите воздухом, который в двести раз чище и здоровее воздуха городов. Он целебен, он удлиняет жизнь, он повышает нашу жизненную силу, и, наконец, он превращает механический, а подчас и затруднительный для нас процесс дыхания в наслаждение. Кто испытал это на себе, кто знает, как дышится в прогретых солнцем сосновых лесах, тот вспомнит, конечно, удивительное состояние как бы безотчѐтной радости и силы,охватывающее нас, как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.