Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка
Оценка 4.6

Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка

Оценка 4.6
doc
русский язык
5 кл—7 кл
17.04.2021
Мастер-класс по развитию речи учащихся 5-7 классов на уроках русского языка
мастер-класс.doc

Мастер – класс на  конкурс «Учитель года»

   Свой мастер-класс я назвала «Визитная карточка человека».  Если коротко определить тему, то можно сказать словами Сократа: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть».  Действительно, как много о каждом из нас  может рассказать  наша  речь.  Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь  человека - это его визитная карточка.  Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством.  Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её  до собеседника, слушателя  играют важную роль в построении взаимоотношений  в семье, в кругу друзей, на работе.  Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи.  В школе  эта задача  решается в первую очередь на уроках русского языка  и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя  есть свои  наработки  в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим  опытом работы в этой  области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.

    Игра–ассоциация по цепочке. Я называю первое  слово   солнце, вы называете  к нему ассоциацию - лето,  потом следующий  -  каникулы, другой -    друзья и т.д.

      Школа. Знания. Учитель. Наставник. Помощник.         Март. Праздник. Радость. Улыбка. Доброта.

    Игра «Лесенка».  Я называю первое  слово, а каждый из вас  добавляет по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок. 

      Друг.   Настоящий друг. Настоящий друг поможет. Настоящий друг поможет в беде. Настоящий друг всегда поможет в беде. Настоящий друг всегда мне поможет в беде.  (и не предаст)

    Учитель. Молодой учитель. Молодой учитель математики. Молодой учитель математики у доски.

    Такие игровые задания можно использовать в начале урока. Они не занимают много времени.

      Построение предложения по алгоритму. Составьте любое количество предложений, не связанных между собой. Их структура и содержание должны соответствовать алгоритму:  кто-где-чем-зачем-когда. У Вас 2 мин. на  подготовку.    Прочитайте предложения.

      Следующее задание. Я назову  слова, которые вы должны запомнить, а затем  записать  по памяти. Лошадь, дорога, мост, грузовик, ананас, моряк, игрушка, Новосибирск.  Записываем. Проверяем. Кто написал все  8 слов? Прочитайте. Допишите пропущенные  слова.  Составьте  текст, используя данные слова. У вас 5 минут. Прочитайте полученный текст.

     Ещё одна интересная форма работы – синквейн, который  можно использовать на обобщающих уроках или  можно  давать задание на свободные темы.  Я хочу вам предложить иную форму, которую я использую недавно. Даймонд –7-стишие.   Составляется сверху и снизу по алгоритму.  (На слайде)                                     

   Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.

Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.

Третья строчка – 3 глагола или деепричастия, которые относятся также к первому существительному.

4-я строчка –  фраза (два противоположных по смыслу нераспространенных предложения), в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.

5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному.  Пример даймонда. День - Ночь

    Составим   даймонд  «Учитель – Ученик»  (Лист А3)

 1. Учитель.   

 2. Активный, знающий.         

 3.  Воспитывает, обучает, организует.

 4. Учитель отдаёт, а ученик получает.

 5. Учится, узнаёт, подражает.

 6. Пассивный, обучаемый.    

 7. Ученик.    

      Ещё одно задание, которое я назвала «Озвучание ситуации по рисунку».   Предлагаю придумать диалог. У каждого участника должно быть  не менее 5 реплик.

situaciya_1      zima-za-oknom

    Мой мастер-класс подошёл к концу. Завершить своё выступление    хочу притчей.

Одному восточному правителю приснился страшный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы.  Обеспокоенный, он призвал  толкователя сновидений. Тот очень внимательно выслушал рассказ правителя и сказал: — Мой господин, я должен сообщить тебе плохую весть. Так же, как ты потерял все свои зубы, ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Это толкoвание разгневало правителя. Толкoватель сновидений был брошен в тюрьму.   Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ, сказал: — Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех.   Царь обрадовался и щедро наградил толкoвателя за эти слова. Придворные были в изумлении: — Твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду? — спросили они. Удачливый толкователь снов на это ответил: — Вы правы. Мы оба одинаково истолковали сновидение. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как это сказать. Я вам желаю, чтобы вы  всегда знали, что и как сказать.

      Благодарю за участие.  Спасибо за внимание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Мастер – класс на конкурс «Учитель года»

Мастер – класс на конкурс «Учитель года»

Мой мастер-класс подошёл к концу

Мой мастер-класс подошёл к концу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.04.2021