Мастер – класс на конкурс «Учитель года»
Свой мастер-класс я назвала «Визитная карточка человека». Если коротко определить тему, то можно сказать словами Сократа: «Скажи что-нибудь. Я хочу тебя увидеть». Действительно, как много о каждом из нас может рассказать наша речь. Речь является показателем уровня культуры человека, его мышления, интеллекта, воспитания, образования. Речь человека - это его визитная карточка. Во все времена будут востребованы люди, которые владеют ораторским искусством. Умение чётко и убедительно говорить, правильно сформулировать мысль и донести её до собеседника, слушателя играют важную роль в построении взаимоотношений в семье, в кругу друзей, на работе. Современная школа должна подготовить человека думающего, чувствующего, который не только имеет знания, но и умеет использовать эти знания в жизни, который умеет общаться. Поэтому одной из наиболее важных задач на современном этапе обучения учащихся является развитие речи. В школе эта задача решается в первую очередь на уроках русского языка и литературы через использование разных методов, приемов. У каждого учителя есть свои наработки в данном направлении. Я бы хотела поделиться своим опытом работы в этой области и предложить некоторые из заданий, которые я использую на уроке. Вначале давайте немного поиграем.
Игра–ассоциация по цепочке. Я называю первое слово солнце, вы называете к нему ассоциацию - лето, потом следующий - каникулы, другой - друзья и т.д.
Школа. Знания. Учитель. Наставник. Помощник. Март. Праздник. Радость. Улыбка. Доброта.
Игра «Лесенка». Я называю первое слово, а каждый из вас добавляет по одному слову, подходящему по смыслу, чтобы получилось предложение. «Жёлтый»; жёлтый цыплёнок; гуляет жёлтый цыплёнок; по траве гуляет жёлтый цыплёнок; по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок; на широком лугу по зелёной траве гуляет жёлтый цыплёнок.
Друг. Настоящий друг. Настоящий друг поможет. Настоящий друг поможет в беде. Настоящий друг всегда поможет в беде. Настоящий друг всегда мне поможет в беде. (и не предаст)
Учитель. Молодой учитель. Молодой учитель математики. Молодой учитель математики у доски.
Такие игровые задания можно использовать в начале урока. Они не занимают много времени.
Построение предложения по алгоритму. Составьте любое количество предложений, не связанных между собой. Их структура и содержание должны соответствовать алгоритму: кто-где-чем-зачем-когда. У Вас 2 мин. на подготовку. Прочитайте предложения.
Следующее задание. Я назову слова, которые вы должны запомнить, а затем записать по памяти. Лошадь, дорога, мост, грузовик, ананас, моряк, игрушка, Новосибирск. Записываем. Проверяем. Кто написал все 8 слов? Прочитайте. Допишите пропущенные слова. Составьте текст, используя данные слова. У вас 5 минут. Прочитайте полученный текст.
Ещё одна интересная форма работы – синквейн, который можно использовать на обобщающих уроках или можно давать задание на свободные темы. Я хочу вам предложить иную форму, которую я использую недавно. Даймонд –7-стишие. Составляется сверху и снизу по алгоритму. (На слайде)
Первая и последняя строчки представляют собой существительные – антонимы.
Вторая строчка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к первому существительному.
Третья строчка – 3 глагола или деепричастия, которые относятся также к первому существительному.
4-я строчка – фраза (два противоположных по смыслу нераспространенных предложения), в качестве подлежащих выступают существительные из первой и последней строчек.
5-я и 6-я строчки зеркально повторяют 2-ю и 3-ю, только относятся уже к последнему существительному. Пример даймонда. День - Ночь
Составим даймонд «Учитель – Ученик» (Лист А3)
1. Учитель.
2. Активный, знающий.
3. Воспитывает, обучает, организует.
4. Учитель отдаёт, а ученик получает.
5. Учится, узнаёт, подражает.
6. Пассивный, обучаемый.
7. Ученик.
Ещё одно задание, которое я назвала «Озвучание ситуации по рисунку». Предлагаю придумать диалог. У каждого участника должно быть не менее 5 реплик.
Мой мастер-класс подошёл к концу. Завершить своё выступление хочу притчей.
Одному восточному правителю приснился страшный сон. Во сне он увидел, как один за другим у него выпали все зубы. Обеспокоенный, он призвал толкователя сновидений. Тот очень внимательно выслушал рассказ правителя и сказал: — Мой господин, я должен сообщить тебе плохую весть. Так же, как ты потерял все свои зубы, ты потеряешь одного за другим всех своих близких. Это толкoвание разгневало правителя. Толкoватель сновидений был брошен в тюрьму. Затем царь позвал другого толкователя снов. Тот, выслушав рассказ, сказал: — Мой господин, у меня для тебя хорошие вести. Ты будешь жить дольше, чем другие члены твоей семьи. Ты переживешь их всех. Царь обрадовался и щедро наградил толкoвателя за эти слова. Придворные были в изумлении: — Твои слова почти не отличались от слов твоего предшественника. Так почему же он был наказан, а ты получил награду? — спросили они. Удачливый толкователь снов на это ответил: — Вы правы. Мы оба одинаково истолковали сновидение. Но дело не только в том, что сказать, но и в том, как это сказать. Я вам желаю, чтобы вы всегда знали, что и как сказать.
Благодарю за участие. Спасибо за внимание.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.