муниципального общеобразовательного
учреждения «Школа с. Катравож
имени Героя Советского Союза
А.М. Зверева»
Ямало-Ненецкий автономный округ
Приуральский район
…Любовь и смерть
связаны неразрывно.
И.А. Бунин
- Уважаемые господа, как вы думаете, написать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку это дело сложное или не очень для выпускников школы?
- Сегодня я предлагаю вам побывать в роли 11- классников и испытать на себе некоторые ощущения при подготовке к сочинению. А в конце нашей с вами работы мы еще раз вернемся этому вопросу.
- Я попрошу фокус-группы занять свои места.
- Итак, прежде чем начать творческую работу, мы должны познакомиться с текстом, на основе которого должно быть написано сочинение. Это одно из требований. Перед нами рассказ И.А. Бунина «Часовня», завершающий сборник «Темные аллеи» и написанный уже стареющим писателем в далекой Франции.
_Чтение произведения.
- Какое настроение у вас вызвало это произведение? (грустное)
- Что необычного в этом тексте? (нет абзацев, напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.)
- Посмотрите на дату создания произведения. С какими вехами в истории нашей страны это связано?
- Где происходит действие?
- Что такое часовня? ( Часовня - маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря).
- Какие ассоциации вызывает у вас слово “часовня”? (Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека)
- Что это за бугры? (заброшенные могилы)
- Чьими глазами мы видим происходящее? (глазами детей.)
Работа фокус-групп
Карточка № 1 1 – 2 мин.
- Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей?
(Стиль становится другим с появлением детей: “Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело”. Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”).
- Пока работают фокус-группы, мы с вами попробуем тоже посмотреть на то, что происходит в произведении глазами детей.
- На какие два мира дети делят увиденное ими? (Дети по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).
- А мы попробуем воспроизвести разговор детей, когда они смотрели в часовню. (Диалог вплетен в рассуждение, детское объяснение смерти)
- Почему им больше жаль молодого человека, чем бабушек и дедушек? (его смерть противоестественна, он молодой, но не выполнил своей миссии)
- В чем трагизм его смерти? (сам уходит из жизни в молодом возрасте)
Ответы фокус-групп.
- Нетрудно заметить, что в основе композиции — антитеза:
- Давайте найдем в тексте примеры с антитезой.
(холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня “разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами)
- Попробуйте выделить из перечисленных вами антитез доминирующую (жизнь — смерть).
- Какую картину мы видим в начале произведения?
(В начале — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью.)
- Какой приём использует автор, чтобы создать такое впечатление? эпитеты.
(выразительные эпитеты: старая, заброшенная, одинокая, разрушающаяся, разбитое...).
- Но бугры, поросшие цветами и травами, зарастающая буйной зеленью часовня. О чем это символизирует? (Окружающая природа борется с разрушением, время всесильно и непобедимо).
- Обратимся вновь к тексту и найдем примеры, показывающие противоположность других форм времени (Лето, день, солнце (настоящее время) - и ночь, холод, тьма (прошлое).
“всегда” и “давно”, “молодой” и “старые”.
- Итак, в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. По-бунински жизнь от смерти не отделима, это круговорот, поэтому могилы, поросшие цветами. А дети – это цветы жизни. И всё снова и снова возвращается на круги своя. Поэтому в тексте нет абзацев.
- Обратите внимание, в какой форме употреблены глаголы в тексте (настоящего времени).
- Как вы думаете, кто рассказывает эту историю (немолодой человек, вспоминающий своё детство).
- Обратимся к фокус-группам и попросим выполнить очередные задания:
№1 Определить основную проблему произведения
№2 Определить авторскую позицию
А мы посмотрим еше одно противопоставление - пространство
ЗДЕСЬ (Поле, сад, усадьба, “синее море неба” солнце, цветы, жара)
Там — темно и холодно, там “железные ящики”. ( Темное пространство)
- Дети смотрят в часовню через …окно. Где оно находится? (на уровне земли)
- Окно – это символ… Это некая граница между двумя мирами: жизнь – смерть
- Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”.
- Что это дует? (дыхание смерти)
-Посмотрим последнее предложение (“И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”)
- Как построено предложение. Какие приёмы использует автор? (жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем). - весы
- Символом чего могут быть весы в данном тексте? (равновесие, гармония жизни.)
- Так гениально соединяются в рассказе французская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.
- К какому выводу мы приходим, опираясь на построение текста? (построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.)
- Как вы можете объяснить смысл заглавия рассказа? Символом чего может быть часовня?
( Часовня как память).
- На основании того, что мы с вами выявили, давайте определим тему этого произведения. (тема памяти).
Фокус группы: проблема торжество жизни над смертью;
Авторская позиция – предпоследнее предложение «В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака…» Хорошо! «… теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи». Замечательно! Это и есть Жизнь. Нужно ценить ее, наслаждаться каждым мгновением ее, но и не забывать, что окно открыто…
Ведь « чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».
крушение мира, цивилизации - (разрушенная часовня, место, где человек примиряется с Богом, как символ крушения мира, цивилизации, это ощущение человека начала 20 века)
Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.
Вот такой он, Иван Алексеевич Бунин! Удивительный мастер прозы, которого нужно не только читать, но и понимать.
Итак, каково быть в роли выпускников школы?
Пожелание почитать произведения Бунина.
Иван Алексеевич Бунин
Часовня
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…
— А зачем он себя застрелил?
— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…
В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.
2 июля 1944
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иван Алексеевич Бунин
Часовня
Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…
— А зачем он себя застрелил?
— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…
В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.
2 июля 1944
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Карточка № 2
Попробуйте воспроизвести разговор детей , когда они смотрели в часовню.
Карточка № 3
Найти в тексте примеры с антитезой.
Карточка № 4
Найти эпитеты в тексте
Карточка № 5 ( 1 группа)
Определите, в какой форме употреблены глаголы в тексте. Роль глаголов в тексте.
Карточка № 5 . ( 2группа)
Выписать слова — приметы художественного пространства.
Что видим ЗДЕСЬ.
Карточка № 5 . ( 3 группа)
Выписать слова — приметы художественного пространства.
Что видим ТАМ.
Карточка № 1 ( 1 группа)
Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей? ( Выписать реплики детей.)
Карточка № 1 . ( 2группа)
Найти образы , которые указывают на « свой» мир
Карточка № 1 . ( 3группа)
Найти образы , которые указывают на «чужой» мир
Презентация к уроку
Слайд №1
Слайд №2,
Слайд № 3
Слайд №4
Слайд №5
Слайд №6
Слайд №7
Слайд №8
Список использованной литературы
1. И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 7. М.: "Художественная литература", 1966
2. Донецких Л. И. Название цикла как обобщённый символ: («Темные аллеи» И. Бунина) / Л. И. Донецких, Е. Л. Грудцина // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск
3. «Русская литература. XX век. Справочные материалы». Книга для учащихся старших классов. Составитель Л.А.Смирнова. Москва «Просвещение», 1995 год.
4. Бунин И. А. Темные аллеи // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1988
5. Михайлов О. Н. И. А. Бунин: Жизнь и творчество. - Тула: Приок. кн. Издательство, 1987год.
6. С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – Мир образования « Оникс», 2014 год.
7. Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // «Русская литература». — 2002. № 1. Приложения
Тексты произведения
Раздаточный материал
Презентация
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.