Мастер-класс "Подготовка к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ" по

  • docx
  • 05.02.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Мастер класс.docx

                     Полегешко Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

муниципального общеобразовательного

учреждения «Школа с. Катравож

имени Героя Советского Союза

А.М. Зверева»

Ямало-Ненецкий автономный округ

Приуральский район

Мастер-класс

                      Подготовка к сочинению в формате ЕГЭ по русскому языку

…Любовь и смерть связаны неразрывно.
                                         
И.А. Бунин

- Уважаемые господа, как вы думаете, написать сочинение в формате ЕГЭ по русскому языку это дело сложное или не очень для выпускников школы?

- Сегодня я предлагаю вам побывать в роли 11- классников и испытать на себе некоторые ощущения  при подготовке к сочинению. А в конце нашей с вами работы мы еще раз вернемся  этому вопросу.

- Я попрошу фокус-группы занять свои места.

- Итак, прежде чем начать творческую работу, мы должны познакомиться с текстом, на основе которого должно быть написано сочинение. Это одно из требований. Перед нами рассказ И.А. Бунина «Часовня», завершающий сборник «Темные аллеи» и написанный уже стареющим писателем в далекой Франции.

_Чтение произведения.

Какое настроение у вас  вызвало это произведение?    (грустное)                    

- Что необычного в этом тексте? (нет абзацев, напоминает стихотворение в прозе, содержит многие признаки лирического произведения: эмоциональная окраска, концентрация мыслей и чувств, особый ритм, мелодичность.)

 

- Посмотрите на дату создания произведения. С какими вехами в истории нашей страны это связано?

 

- Где происходит действие?

 

 - Что такое часовня? ( Часовня - маленькое здание для молений, богослужений с иконами и, в отличие от церкви, без алтаря).

 

- Какие ассоциации вызывает у вас слово “часовня”?     (Покой, тишина, молитва. Это символ вечности, место, разделяющее мир живых и мёртвых. Это час воспоминаний, откровения, общения с Богом, вечностью, час ухода от внешней суеты, отрешённости от мира — момент истины для человека)

 

- Что это за бугры? (заброшенные могилы)

 

- Чьими глазами мы видим происходящее? (глазами детей.)

 

Работа фокус-групп

Карточка № 1              1 – 2 мин.        

- Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей?

(Стиль становится другим с появлением детей: “Там ничего не видно, оттуда только холодно дует”. Это детская речь с особой лексикой, построением предложений: “холодно дует”, “стреляют себя”, “дедушки и бабушки”, “жутко и весело”.  Маленькие герои задают детские вопросы (“А зачем он себя застрелил?”), следуют детской логике (“…а когда очень влюблён…”).

 

- Пока работают фокус-группы, мы с вами попробуем тоже посмотреть на то, что происходит в произведении глазами детей.

 

- На какие два мира дети делят увиденное ими?  (Дети по-детски, как в сказках, делят мир на “свой” (это цветы, травы, солнце) и “чужой” (железные ящики, холод, чужая смерть).

 

- А мы попробуем воспроизвести разговор детей, когда они смотрели в часовню. (Диалог вплетен в рассуждение, детское объяснение смерти)

 

- Почему им больше жаль молодого человека, чем бабушек и дедушек? (его смерть противоестественна, он молодой, но не выполнил своей миссии)

 

- В чем трагизм его смерти? (сам уходит из жизни в молодом возрасте)

 

Ответы фокус-групп.

 

- Нетрудно заметить, что в основе композиции — антитеза:

 

- Давайте найдем в тексте примеры с антитезой.           

(холод и жара, тьма и свет, старое и новое, молодость и старость, день и ночь, дети и взрослые… Детям и жутко, и весело, они испытывают и удивление, и страх, находясь в земном, ярком, солнечном мире и желая заглянуть в мир потусторонний… Вокруг — буйный рост трав и в то же время — часовня “разрушающаяся”. Итак, мы убеждаемся в том, что произведение пронизано контрастами)

 

- Попробуйте выделить из перечисленных вами антитез доминирующую (жизнь — смерть).

 

- Какую картину мы видим в начале произведения?

(В начале — картина старой, умирающей усадьбы, разрушающейся часовни. Создаётся впечатление, что смерть торжествует над жизнью.)

 

- Какой приём использует автор, чтобы создать такое впечатление? эпитеты.

(выразительные эпитеты: старая, заброшенная, одинокая, разрушающаяся, разбитое...).

 

- Но бугры, поросшие цветами и травами, зарастающая буйной зеленью часовня. О чем это символизирует? (Окружающая природа борется с разрушением, время всесильно и непобедимо).

 

- Обратимся вновь к тексту и найдем примеры, показывающие противоположность других форм времени (Лето, день, солнце (настоящее время) - и ночь, холод, тьма (прошлое).

“всегда” и “давно”, “молодой” и “старые”.

 

- Итак, в миниатюре сосуществуют все три времени: настоящее, прошедшее и будущее, связанное с образами детей. Происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. По-бунински жизнь от смерти не отделима, это круговорот, поэтому могилы, поросшие цветами. А дети – это цветы жизни. И всё снова и снова возвращается на круги своя. Поэтому в тексте нет абзацев.

 

- Обратите внимание,  в какой форме употреблены глаголы в тексте  (настоящего времени).

- Как вы думаете, кто рассказывает эту историю (немолодой человек, вспоминающий своё детство).

 

- Обратимся к фокус-группам и попросим выполнить очередные задания:

№1 Определить основную проблему произведения

№2 Определить авторскую позицию

 

 А мы посмотрим еше одно противопоставление  - пространство       

ЗДЕСЬ (Поле, сад, усадьба, “синее море неба” солнце, цветы, жара)

Там — темно и холодно, там “железные ящики”. ( Темное пространство)

 

- Дети смотрят в часовню через …окно. Где оно находится? (на уровне земли)

 

- Окно – это символ… Это некая граница между двумя мирами: жизнь – смерть

 

- Перейти границу они не пытаются: исчезнет тайна, ради которой они и заглядывают туда, откуда “холодно дует”.

 

- Что это дует? (дыхание смерти)

 

-Посмотрим последнее предложение (“И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна”)

 

- Как построено предложение. Какие приёмы использует автор? (жарче–холоднее, солнце–тьма, печёт–дует, чем–тем). - весы

 

- Символом чего могут быть весы  в данном тексте? (равновесие, гармония жизни.) 

                                       

- Так гениально соединяются в рассказе француз­ская старость и русское детство — два пространства и два времени. В одном воспоминании, в одном небольшом эпизоде — мгновение и вечность.

 

- К какому выводу мы приходим, опираясь на построение текста? (построенное на противопоставлениях произведение говорит о вечности незыблемых законов жизни, о естественном поступательном ходе времени, о памяти и забвении.)

 

- Как вы можете объяснить смысл заглавия рассказа?  Символом чего может быть часовня?

( Часовня как память).

 

- На основании того, что мы с вами выявили, давайте определим тему этого произведения. (тема памяти).

 

Фокус группы: проблема торжество жизни над смертью;

 

Авторская позиция – предпоследнее предложение «В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака…»  Хорошо! «… теплый ветер с поля несет сладкий запах цветущей ржи».  Замечательно! Это и есть Жизнь. Нужно ценить ее, наслаждаться каждым мгновением ее, но и не забывать, что окно открыто…

Ведь « чем жарче и радостней печет солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна».

 

крушение мира, цивилизации - (разрушенная часовня, место, где человек примиряется с Богом, как символ крушения мира, цивилизации, это ощущение человека начала 20 века)

 

Итак, в миниатюре происходит движение от жизни к смерти, от прошлого к будущему через настоящее, от временного — к вечному. И всё снова и снова возвращается на круги своя.

 

Вот такой он, Иван Алексеевич Бунин! Удивительный мастер прозы, которого нужно не только читать, но и понимать.

 

Итак, каково быть в роли выпускников школы?

 

Пожелание почитать произведения Бунина.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иван Алексеевич Бунин

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

2 июля 1944

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

    Иван Алексеевич Бунин

Часовня

Летний жаркий день, в поле, за садом старой усадьбы, давно заброшенное кладбище, — бугры в высоких цветах и одинокая, вся дико заросшая цветами и травами, крапивой и татарником, разрушающаяся кирпичная часовня. Дети из усадьбы, сидя под часовней на корточках, зоркими глазами заглядывают в узкое и длинное разбитое окно на уровне земли. Там ничего не видно, оттуда только холодно дует. Везде светло и жарко, а там темно и холодно; там, в железных ящиках, лежат какие-то дедушки и бабушки и ещё какой-то дядя, который сам себя застрелил. Всё это очень интересно и удивительно: у нас тут солнце, цветы, травы, мухи, шмели, бабочки, мы можем играть, бегать, нам жутко, но и весело сидеть на корточках, а они всегда лежат там в темноте, как ночью, в толстых и холодных железных ящиках; дедушки и бабушки все старые, а дядя ещё молодой…

— А зачем он себя застрелил?

— Он был очень влюблён, а когда очень влюблён, всегда стреляют себя…

В синем море неба островами стоят кое-где белые прекрасные облака, тёплый ветер с поля несёт сладкий запах цветущей ржи. И чем жарче и радостней печёт солнце, тем холоднее дует из тьмы, из окна.

2 июля 1944

 

 

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Карточка № 2

Попробуйте воспроизвести разговор детей , когда они смотрели в часовню.   

Карточка № 3

Найти в тексте примеры с антитезой.

Карточка № 4

Найти эпитеты в тексте

Карточка № 5    ( 1 группа)

 Определите, в какой форме употреблены глаголы в тексте. Роль глаголов в тексте.

Карточка № 5    .  ( 2группа)

Выписать слова — приметы художественного пространства.

 Что видим ЗДЕСЬ.

Карточка № 5     .  ( 3 группа)

Выписать слова — приметы художественного пространства.

Что видим ТАМ.

Карточка № 1     ( 1 группа)

Найдите в тексте доказательства того, что мы видим происходящее глазами детей?  ( Выписать реплики детей.)

Карточка № 1    .  ( 2группа)

Найти образы , которые указывают на « свой» мир

Карточка № 1    .  ( 3группа)

Найти образы , которые указывают на «чужой» мир

 

Презентация к уроку

Слайд №1

Слайд №2,

 

Слайд № 3

Слайд №4

Слайд №5

Слайд №6

Слайд №7

Слайд №8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

1.      И. А. Бунин. Собрание сочинений в 9-ти т. Т. 7. М.: "Художественная литература", 1966

 

2.      Донецких Л. И. Название цикла как обобщённый символ: («Темные аллеи» И. Бунина) / Л. И. Донецких, Е. Л. Грудцина // Вестник Удмуртского университета. — Ижевск

3.      «Русская литература.  XX век. Справочные материалы». Книга для учащихся старших классов. Составитель Л.А.Смирнова. Москва «Просвещение», 1995 год.

4.      Бунин И. А. Темные аллеи // Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. - М.: Художественная литература, 1988

5.      Михайлов О. Н. И. А. Бунин: Жизнь и творчество. - Тула: Приок. кн. Издательство, 1987год.

6.      С. И. Ожегов. Толковый словарь русского языка. – Мир образования « Оникс», 2014 год.

7.      Сливицкая О. В. Чувство смерти в мире Бунина // «Русская литература». — 2002. № 1. Приложения

Тексты произведения

Раздаточный материал

Презентация

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Посмотрите также