Мастер-класс.
Творческие и информационные проекты на уроках истории в 5-6 классах в свете критериального оценивания.
Кивистик Е.Ю. учитель истории и обществознания МБОУ Черёмушкинской СОШ.
Цели: показать приёмы критериального оценивания при работе учащихся над творческими и информационными проектами.
Задачи: разработать критерии оценивания индивидуального и группового проекта на примере творческого проекта «Рыцарский замок» история Средних веков 6 класс с.67.; оценить работу учащегося.
Этапы:
1. Знакомство с творческим проектом.
2. Рассмотрение вариантов выполнения проекта: групповой (выполняется в классе) и индивидуального (в виде д.задания)
Таблица при групповом проекте:
Критерии разрабатываются учащимися под контролем учителя исходя из УУД, развитие которых поставлено на уроке.
|
1 группа |
2 группа |
3 группа |
баллы |
Содержание представленной информации.(соответствует теме, не содержит лишнего, достоверна, полнота) |
|
|
|
|
Работа в группе( распределение ролей, конфликтность, коммуникативность) |
|
|
|
|
Презентация (рассказ по плану, опорным словам, ссылки на иллюстрации) |
|
|
|
|
Речь: (эмоциональность, грамотность, правильное употребление терминов, определений) |
|
|
|
|
И т.д. |
|
|
|
|
Итого |
|
|
|
|
Оценивание по 3-х, 5-ти бальной системе.
Критерии при индивидуальном проекте: Средневековый замок
Критерии |
|
баллы |
Наличие стен |
Стены изображены мощными, толстыми, с башнями. |
2 |
Стены нарисованы с отсутствием башен, или стены замка низкие. |
1 |
|
Стены отсутствуют. |
0 |
|
Наличие донжона |
Донжон нарисован, выделяется среди других башен. |
2 |
Донжон нарисован, но не отличается от других башен. |
1 |
|
Донжон отсутствует |
0 |
|
Наличие рва |
Ров с водой или ров с кольями нарисован |
1 |
Ров отсутствует |
0 |
|
Наличие подъёмного моста |
Мост нарисован, может быть поднят или опущен |
1 |
Мост отсутствует |
0 |
|
Бойницы |
Бойницы нарисованы, имеют форму щелей. Расположены на верху стен или башен. |
2 |
Бойницы нарисованы, но имеют другую форму. |
1 |
|
Бойницы отсутствуют |
0 |
|
Техника исполнения |
Акварель, гуашь, уголь, восковые мелки |
3 |
Цветные карандаши |
2 |
|
Простой карандаш, ручка, фломастеры |
1 |
|
Аккуратность выполнения |
Выполнено аккуратно, без разводов, обводов, отсутствие «грязи», допускаются небольшие помарки. |
2 |
Выполнено неаккуратно, неряшливо |
1 |
Оценка: «5» – 12-13 б; «4» – 9-11б; «3» – 7-9 б; «2» – 0-6 б; «1» – отсутствие работы.
3. Разработка критериев учителем на основе памятки при работе над сообщением об исторической личности, деятеле.
Памятка из методического пособия по истории России 8 кл
СОСТАВЛЕНИЕ СООБЩЕНИЯ ОБ ИСТОРИЧЕСКОМ ДЕЯТЕЛЕ
• укажите, где и когда родился исторический деятель;
• расскажите о его семье, воспитании и образовании;
• раскройте черты характера человека и определите, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей;
• определите, какую роль исторический деятель сыграл в жизни государства;
• ответьте на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые;
• перечислите документы и литературу (научную, научно-популярную, художественную), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.
Варианты критериев:
Содержание сообщения |
рубрикатор |
Балл |
указано, где и когда родился исторический деятель; |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
рассказано о его семье, воспитании и образовании; |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
раскрыты черты характера человека и определены, какие качества личности помогали ему в достижении поставленных целей; |
2 |
|
черты характера человека и качества личности представлены не в полном объёме или содержат неточности |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
определена роль исторического деятеля в жизни государства; |
2 |
|
Информация неполная или содержит неточности |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Дан ответ на вопрос: как оценивали исторического деятеля современники и ученые |
2 |
|
ответ неполный или содержит неточности |
1 |
|
Ответа нет |
0 |
|
источники |
перечислены документы и литература (научная, научно-популярная, художественная), которой вы воспользовались для подготовки сообщения.- 3 и более (включая учебник) |
3 |
Учебник и 1 источника |
2 |
|
учебник |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Представление информации |
Пересказ по плану, возможно зачитывание фрагментов |
2 |
Чтение |
1 |
|
Речь |
Выразительная, с соблюдением пауз, без речевых ошибок |
3 |
Выразительная, с соблюдением пауз, допущены речевые ошибки |
2 |
|
Выразительность отсутствует. |
1 |
|
Выразительность отсутствует или более 3-х речевых ошибок. |
0 |
16- 14 б. «5», 13-11б «4», 10-8 «3», менее 8 – «2»
4. Оценивание работы ребёнка по критериям.
Представлена работа учащегося 6 класса Симоненко Алексея «Создание славянской письменности» и ранее разработанные критерии:
Критерии |
|
баллы |
Информация о создателях славянской письменности |
Представлена полная информация о создателях письменности |
2 |
Названы только имена |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
История создания письменности |
Указаны время, место, мотивы ( с какой целью) |
2 |
Указаны только время и место либо только мотивы |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Родство с другими алфавитными системами |
Родство указано |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Представлены образца письма |
Представлены 2 и более образца письма |
2 |
Представлен 1 образец любого письма |
1 |
|
Образцы письма отсутствуют |
0 |
|
Вывод ( итог ) работы |
Сделан вывод (значимость). Перечислены личностные достижения. |
2 |
Даны или выводы или личностные результаты |
1 |
|
Вывод не сделан, личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Содержание проекта. |
Составлен план работы, указаны цели и задачи |
2 |
Составлен план, цели и задачи не обозначены или наоборот. |
1 |
|
План отсутствует, цели и задачи не обозначены |
0 |
|
Оформление проекта |
Работа представлена в электронном (рукописном) виде, содержит иллюстрации, список источников. |
3 |
Работа содержит недочёты |
2 |
|
Работа оформлена неправильно. |
1 |
Итого : Максимальный балл – 14
Оценка: 0 -6 б. «2»; 7 – 9 б. «3»; 10 – 12 б. «4»; 13 – 14 б. «5»
5. Подведение итогов работы. Ответ на вопросы.
6. Рефлексия.
В Приложении даны критерии оценивания, разработанные учащимися под руководством Кивистик Е.Ю.
Приложение:
Творческий проект «Византийская мозаика» 6 класс Учебник с.67
Цель: изучить искусство мозаики, разработать и представить информацию согласно критериям, оценивать свою работу
Критерии |
|
баллы |
Образец мозаики |
Представлен образец мозаики из учебника |
1 |
Представлен образец мозаики из другого источника |
2 |
|
Образец не представлен |
0 |
|
Определение мозаики |
Дано определение мозаики |
1 |
Определение отсутствует |
0 |
|
Описание техники |
Перечислены материалы, особенности расположения |
1 |
Описание отсутствует |
0 |
|
Тема и герои мозаик |
Дан ответ на вопрос: «Что(кого) изображали ?» |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Вывод ( итог ) работы |
Дана оценка техники мозаики. Перечислены личностные достижения. |
2 |
Даны или выводы или личностные результаты |
1 |
|
Вывод не сделан, личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Презентация проекта |
Речь грамотная, логически (по плану) выстроенная. Интонация и выразительность присутствуют. |
2 |
Речь грамотная, но отсутствует логичность. Или речь грамотная, но отсутствует интонация и выразительность. |
1 |
|
Речь отрывистая, допущены повторы, заминки. |
0 |
|
Речевые ошибки |
Речь без ошибок. Правильно (уместно) использованы термины, обороты речи. |
2 |
Допущены 1-2 речевые ошибки, неправильно выставлено ударение, но при повторе исправлено |
1 |
|
Допущено 3 и более речевых ошибки. |
0 |
Итого : Максимальный балл – 11
Оценка: 0 -5 б. «2»; 6 – 7 б. «3»; 8 – 9 б. «4»; 10 – 11 б. «5»
Информационный проект «Создание славянской письменности» 6 класс
Учебник с.67 письменная работа.
Цель: разработка критериев и представление информации согласно разработанным критериям
Критерии |
|
баллы |
Информация о создателях славянской письменности |
Представлена полная информация о создателях письменности |
2 |
Названы только имена |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
История создания письменности |
Указаны время, место, мотивы ( с какой целью) |
2 |
Указаны только время и место либо только мотивы |
1 |
|
Информация отсутствует |
0 |
|
Родство с другими алфавитными системами |
Родство указано |
1 |
Информация отсутствует |
0 |
|
Представлены образца письма |
Представлены 2 и более образца письма |
2 |
Представлен 1 образец любого письма |
1 |
|
Образцы письма отсутствуют |
0 |
|
Вывод ( итог ) работы |
Сделан вывод (значимость). Перечислены личностные достижения. |
2 |
Даны или выводы или личностные результаты |
1 |
|
Вывод не сделан, личностные результаты отсутствуют |
0 |
|
Содержание проекта. |
Составлен план работы, указаны цели и задачи |
2 |
Составлен план, цели и задачи не обозначены или наоборот. |
1 |
|
План отсутствует, цели и задачи не обозначены |
0 |
|
Оформление проекта |
Работа представлена в электронном (рукописном) виде, содержит иллюстрации, список источников. |
3 |
Работа содержит недочёты |
2 |
|
Работа оформлена неправильно. |
1 |
Итого : Максимальный балл – 14
Оценка: 0 -6 б. «2»; 7 – 9 б. «3»; 10 – 12 б. «4»; 13 – 14 б. «5»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.