Мастер-класс «Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»
Оценка 4.9

Мастер-класс «Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»

Оценка 4.9
docx
21.11.2022
Мастер-класс «Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»
Конспект Мастер-класс Чилимова А.С..docx

Мастер-класс для педагогов

«Развитие креативного мышления у дошкольников через использование

нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»

 

 Составитель: Чилимова Анастасия Сергеевна (воспитатель)

 

Цель: повысить мотивацию педагогов к использованию нетрадиционных техник рисования в развитии творческих способностей детей, познакомить педагогов с приемами и способами изображения.

 

Задачи:

 

Дать педагогам представление о видах нетрадиционной техники рисования с детьми.

 

Раскрыть значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для развития их воображения, креативного  мышления и творческой активности.

 

Сформировать у педагогов интерес к деятельности детей на занятиях по рисованию.

 

Дать возможность педагогам проявить свое художественное творчество, используя в своей работе понравившиеся изобразительные средства.

 

Форма мероприятия: мастер-класс для педагогов.

 

Участники: воспитатели.

 

Продолжительность: 15 минут

 

Предварительная работа:

 

- Изучение литературы по теме.

- Организация пространства для проведения «Мастер- класса».

- Подготовка образцов, изобразительного материала.

- Составление конспекта, необходимого методического материала.

 

Материально-техническое оснащение: ноутбук, проектор, экран, спокойная музыка, презентация «Нетрадиционные техники рисования»;

 

на столах: кисточки, наборы гуашевых красок по количеству участников, влажные салфетки, баночки с водой, ватман «зимний фон», соль, трубочки для коктейля,  клей-карандаш, губки круглой формы, тарелочки для гуаши, одноразовые вилки, тычки, нитки, листы бумаги не большого размера, зубные щетки – 6 шт.

 

 

 

 

 

План проведения мероприятия:

 

Вступительное слово. Сообщение темы.

Выступление воспитателя «Значение нетрадиционных приемов изобразительной деятельности в работе с дошкольниками для их развития».

Практическая часть.

Рефлексия.

Заключительная часть. Решение собрания.

 

 

СЛАЙД 1

 

Здравствуйте,  меня зовут Анастасия Сергеевна хочу представить

 

ПРЕЗЕНТАЦИЮ ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ ПО ТЕМЕ

 

«Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»

 

СЛАЙД 2

 

Начать я хочу с цитаты Василия Александровича Сухомлинского

«Истоки способностей и дарования детей на

кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря,

идут тончайшие нити- ручейки, которые

питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в

детской руке, тем умнее ребенок».

 

В.А. Сухомлинский

 

СЛАЙД 3

Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности. Многие способности и чувства, которыми наделяет нас природа, к сожалению, остаются недостаточно развитыми и не раскрытыми, а значит и не реализованными в будущей жизни. Наличие развитого изображения в зрелые годы обуславливают успешность любого вида профессиональной деятельности человека. Поэтому развитие творческих способностей – одна из главных задач дошкольного воспитания.

Цель: Способствовать развитию творческих способностей детей средствами нетрадиционных техник рисования.

СЛАЙД 4

Второй год я углубленно работаю по теме : «Использование нетрадиционной техники изображения с дошкольниками». Один раз в неделю проводится кружок «Фантазёры»

Продолжительность занятий:

1.Первый год обучения, дети 4-5лет - 25мин.

2.Второй год обучения, дети 5-6 лет- 30 мин.

2.Третий год обучения, дети 6-7 лет – 35 мин. Форма проведения занятий: групповая.

Занятия проходят во второй половине дня.

СЛАЙД 5

В работе с дошкольниками  используем разные нетрадиционные техники рисования:

Рисование ладошкой.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами.

 

СЛАЙД 6

Рисование пальчиками.

 

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет. Материалы: мисочки с гуашью, плотная бумага любого цвета, небольшие листы, салфетки. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

 

 

СЛАЙД 7

Оттиск мятой бумагой.

 

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет. Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанная гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага. Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить другой цвет, меняются и блюдце, и смятая бумага.

СЛАЙД 8

Монотипия

Монотипия считается одной из простейших нетрадиционных техник рисования (от греческого monos - один,единый и tupos - отпечаток).

 

Это простая, но удивительная техника рисования красками (акварелью, гуашью и пр.). Она заключается в том, что рисунок рисуется на одной стороне поверхности и отпечатывается на другую.

 

Полученный отпечаток всегда уникален, т. к. создать две одинаковых работы невозможно. Полученные кляксы можно оставить в первоначальном виде, или продумать подходящий образ и дорисовать недостающие детали. Количество красок в монотипии - любое.

 

СЛАЙД 9

Монотипия предметная

СЛАЙД 10

Монотипия пейзажная

 

СЛАЙД 11

Тычками

Иногда, рисуя животных, мы закрашиваем их шерсть одним сплошным цветом. Шерсть получается гладкой, прилизанной. Как же можно передать пушистость меха животного или объемность поверхности? Один из них - с помощью тычков жесткой кистью. Особая пушистость или колючесть получается только при использовании совершенно сухой кисточки с небольшим количеством краски.

СЛАЙД 12

Набрызг зубной щеткой

Набрызг используют для рисования падающего снега, звездного неба, для тонирования листа. Для получения силуэтного изображения на фоне набрызга применяют шаблоны, а для многослойного набрызга используют  несколько шаблонов. Их можно заготовить заранее или сделать в процессе занятия вместе с детьми все зависит от цели, задач, время занятия, умений и навыков  детей. Обучение детей технике многослойного набрызга рекомендую начинать после того, как освоят  простой набрызг.

СЛАЙД 13

Мыльные пузыри

Мыльные пузыри – переливающиеся всеми цветами радуги, всегда вызывают улыбку и восторг. А вы знаете, что мыльными пузырями можно рисовать? Это очень интересная техника, она порадует и взрослых, и детей. Можно не только дуть пузыри, но и делать их цветными, переносить на бумагу.

СЛАЙД 14

Пуантилизм

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра.

СЛАЙД 15

Фроттаж

Название техники «фроттаж» французского происхождения, означает натирание. Лист бумаги располагается на плоском рельефном предмете. Затем, перемещаясь восковым мелком или не заточенным карандашом по поверхности, получаем оттиск, имитирующий основную фактуру. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать «плашмя». Но это упражнение полезно, способствует развитию мелкой моторики.

 

СЛАЙД 16

«Граттаж» (от французского gratter - скрести, царапать) - это способ процарапывания заострённым предметом грунтованного листа. Многим он известен, как «Цап-царапки». Детям очень нравится это смешное название и они легко запоминают эту технику.

 

 СЛАЙД 17

Рисование вилкой

Казалось бы, простая одноразовая вилка – обычный столовый прибор, но как оказывается при помощи нее можно рисовать красками замечательные рисунки.

СЛАЙД 18

Пластилинография – относительно новая, нетрадиционная техника рисования, которая привлекает к себе внимание и детей и взрослых.

Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется осуществление замысла. Пластилинография относится к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне

СЛАЙД 19

Оттиск печатками из овощей и фруктов

Дети любят рисовать, используя штампы и печати. Одно движение – и на чистой бумаге вдруг как по волшебству появляется рисунок. Печати и штампы расширяют возможности ребенка – с ними без особых усилий даже годовалый малыш может создать красивую картинку. Это еще один интересный способ рисования, который будет еще интереснее, если использовать не совсем обычные штампы: например, штампы из яблок и других фруктов, из овощей

 

СЛАЙД 20

Отпечатки листьями

– нетрадиционная техника рисования с детьми дошкольного возраста, позволяющая получить интересную фактуру изображения с помощью красок. В этой технике используются натуральные листья деревьев.

 СЛАЙД 21

Кляксография

Это отличный способ весело и с пользой провести время, поэкспериментировать с красками, создать необычные образы. Раздувая кляксы нельзя точно предугадать, как они разойдутся, перельются друг в друга, и каков будет окончательный результат. Такое занятие будет интересно и взрослым и детям. Причем не только интересно - но и полезно: например, в качестве артикуляционной гимнастики. Также рисование выдуванием через соломинку укрепляет здоровье и силу легких и дыхательной системы (что особенно полезно при кашле).

СЛАЙД 22

Рисование солью

Наносится клей ПВА любыми узорами на рисунок. Это может быть все что угодно-вертикальные, горизонтальные, волнистые линии, точки и т. Д.

Далее посыпаем все солью и даём немного подсохнуть, затем стряхиваем излишки соли над тарелкой. Оставьте до полного высыхания. Если соль белая, её можно раскрасить гуашью. Можно использовать цветную соль.

СЛАЙД 23

Ниткография. Используются простые нитки, гуашь разных цветов, бумага для рисования, розетки для краски, емкость для использованных ниток. Нужно сделать отрезки из ниток (2-5 шт.) длиной 7-10 см. Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях. Для использования гуаши другого цвета взять чистую нить. Так же можно нитку обмакнуть в краске, положить ее на одну половину листа (хаотично), затем второй половиной накрыть ее, т.е. свернуть лист пополам и осторожно вытащить оттуда нитку. Затем лист раскрываем и дорисовываем полученное изображение.

 

 

Практическая часть

 

Воспитатель: Я предлагаю сегодня всем нам стать на некоторое время необычными художниками. Мы увидим и узнаем много интересного, а так же многое сможем сделать своими руками. Готовы? Тогда начнем.

Прошу 6 человек к столу.

Отгадайте загадку…

Что за праздник на дворе?

Все во льду и серебре,

Елка важная стоит,

От наряда вся блестит?

В гости Дед Мороз идет,

Наступает...

- Перед Вами лежит ватман с зимним фоном, мы с вами создадим коллективную работу на тему «Новый год к нам идёт». Вытягивайте задания. Задания выполняются под спокойную музыку.

 1. Техника называется рисование  цветной солью. Вы видите деда Мороза и Снегурочку, раскрасьте им шубки солью, для этого раскрасьте клеем шубку и посыпьте солью.

2. Техника « Монотипия», нарисуем снеговика. Берём губки круглой формы, набираем гуашь белого цвета и прижимаем к фону. Дорисовываем недостающие детали снеговиков кистью.

3. Техника «Рисование вилкой». Мы с вами нарисуем ёлочку новогоднюю. Ствол и веточки у нас нарисованы, а вот иголочек на ветках нет. Окунаем вилку в краску и делаем отпечаток. Ёлка получается нарядная и красивая.

4. Техника «Рисование тычком». Ёлочные игрушки (шары) нарисуем тычком и разноцветной краской.

5. Техника «Кляксография». Какой же праздник без салюта. Нарисуем его с помощью кляксы и трубочки для коктейля.

6. Техника  «Ниткография». Серпантин. Окунаем ниточку в гуашь, выкладываем её спиралькой и, прикладываем сверху листок бумаги и вытягиваем ниточку.

7. Техника «Набрызг». Все вместе возьмем зубные щётки,  наберём  краску белого цвета и постукиваем кисточкой об карандаш. Получатся снежинки.

 

Молодцы! Сегодня мы использовали только некоторые нетрадиционные техники рисования. Теперь вы видите как это интересно! Изобразительное искусство обладает многообразием техник и их нужно использовать в работе с детьми. Использование различных материалов обогащает детей знанием способов работы с ними, их изобразительных возможностей, сделает рисунки детей более интересными, повысит эстетическую сторону рисунка.

 

Я вижу Ваши замечательные работы в необычных техниках. Вам понравилось?

 

Рефлексия. «Корзина пожеланий»

Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь, и опустить листок в «Корзину пожеланий» Затем воспитатель перемешивает все пожелания, и педагоги вытаскивают из нее пожелания для себя.

 

Надеюсь, что мастер – класс не прошел даром и теперь вместе с детьми вы можете создать замечательные оригинальные работы. Благодарим за активное участие и творческую работу.

 

Литература:

 

1. Н. Б. Богарева, Учимся рисовать, М, 2007г.

 

2. О. Г. Кузнецова, Обучаем дошкольников приемам рисования. М, 2007г.

 

3. Казакова Р. Г., Сайганова Т. И. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 128 с.

 

4. Никитина А. В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – СПб.: КАРО, 2010. – 96 с.

 

5. Комарова, Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду[Текст] /Т. С. Комарова, Н. П. Сакулина, пособие для воспитателей. – 2-е изд. и доп. – М.: Просвещение,1982.– 208 с.

 

6. Утробина К. К., Утробин Г. Ф. Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3-7 лет из серии: Рисуем и познаём окружающий мир. -М., 2007


 

Мастер-класс для педагогов «Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»

Мастер-класс для педагогов «Развитие креативного мышления у дошкольников через использование нетрадиционных приёмов в изобразительной деятельности»

СЛАЙД 1 Здравствуйте, меня зовут

СЛАЙД 1 Здравствуйте, меня зовут

СЛАЙД 7 Оттиск мятой бумагой

СЛАЙД 7 Оттиск мятой бумагой

СЛАЙД 15 Фроттаж Название техники «фроттаж» французского происхождения, означает натирание

СЛАЙД 15 Фроттаж Название техники «фроттаж» французского происхождения, означает натирание

Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях

Один отрезок нитки обмакнуть в краску и водить им по листу бумаги для рисования в разных направлениях

Литература: 1. Н. Б. Богарева,

Литература: 1. Н. Б. Богарева,
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.11.2022