Мастер-класс: Семь-Я

Мастер-класс: Семь-Я

Медиа
Педсоветы +2
docx
Междисциплинарный 3
СCУЗ, ВУЗ
04.12.2019
О родительских собраниях-практикумах.
Семь-Я.docx

Мастер-класс: «Семь-Я».

 

Аверина Ольга Константиновна,

учитель-логопед МБОУ многопрофильный

лицей села Малая Сердоба

Пензенской области,

Садовникам души садов

Дай сил надежды не терять

И помнить средь дневных трудов,

В ночной тиши не забывать:

Во тьме рождается росток,

Но нужен свет, чтоб цвел цветок.

                           Дж. Элиум и Д. Элиум

Этот цветок родился, чтоб цвести.                   

                           Элис Волкер

I. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

– Я рада нашей встрече.  Думаю, что такие встречи позволяют поделиться наработками, подвести своеобразные итоги работы, наметить пути дальнейшего взаимодействия.

– Нашу встречу я посвящаю работе с родителями. Каждый раз, выпуская своих ребят и набирая новых детей для логопедических занятий, я с волнением изучаю не только личные дела детей, но и заявления родителей. Первый вопрос, который я задаю себе: «Кто мои будущие родители? Сколько им лет? Где они работают?» Это, несомненно, важные вопросы, но главное, что волнует нас, как они воспитывают своё дитя? С какими знаниями, социальным опытом они переступят порог лицея?

– Для каждого учителя важно увидеть в лице родителей своих единомышленников, выработать общие позиции в вопросах воспитания детей. При этом важно педагогическое просвещение не свести к нотациям, нравоучительным беседам, а помочь родителям увидеть своего ребёнка с иной позиции, расширить их педагогический арсенал.

– Встречи с родителями своих учеников я устраиваю часто (примерно один раз в месяц). Это открытые занятия, семейные праздники, ежегодные презентации семей, их творческого опыта или достижений учеников. Но сегодня я решила остановиться на родительских собраниях-практикумах.

II. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ НАСТРОЙ (Включается музыка)

Приём-релаксация: (Звучит музыка)

– Сядьте удобно. Закройте глаза. Расслабьтесь. Погрузитесь в состояние внутреннего самосозерцания. Успокойте все внутренние органы Вашего тела. Скажите: «Мне легко и спокойно». С закрытыми глазами вспомните своё детство… С каким цветов ассоциируется ваше детство?.. Откройте глаза, улыбнитесь. И мы оказались в творческой лаборатории. Теперь Вы не просто коллеги, но и родители состоявшиеся или будущие.

Приём-игра: «Цепочка приветствий». Каждый из присутствующих по цепочке назовите себя так, как Вы хотели бы, чтобы Вас называли, а сидящий рядом, поприветствует его именно так, как этот человек захотел….

III. ПОСТАНОВКА ВОПРОСА.

– На Земле существуют два мира: мир добра и зла.

– И от нас с Вами зависит, чего же будет больше…

Будут ли наши дети, нас в старости холить и лелеять?

Или сдадут в дома престарелых?

Добро и зло творить

Во власти всех людей.

Но зло творится без труда.

Добро творить трудней!

– Как же нам построить жизнь, чтобы получить достойные плоды?

– Мудрец советует:

•        надо изгнать ненужные мысли;

•        нужно работать над воспитанием добродетелей;

•        нужно воспитывать сердце прекрасными образами;

·                    нужно иметь крылатую мечту, настоящее дело.

– Народная мудрость гласит: «Судьба судьбой,  а выбор за тобой».

– Что мы можем выбрать:

•        то, во что мы верим;

•        кем мы станем;

•        что мы говорим;

•        как относимся к другим;

•        как реагируем на события;

·                    с каким настроением живём, воспитываем и учим.

– Так добро или зло?

IV. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

- Человек всегда должен осмысливать свои поступки, предвидеть их последствия, знать, что получится в результате  – добро или зло.

- Я попрошу Вас оставить за дверью злословие языка и злобность сердца, потому что сегодня мы поговорим ... О ЛЮБВИ ... О ЛЮБВИ К НАШИМ ДЕТЯМ… И О СЕМЬЕ.

- Потребность в любви – одна из главных потребностей человека. Ее удовлетворение – необходимое условие для нормального развития каждого человека и, тем более, каждого ребенка. А усилия близких взрослых должны помогать маленькому человеку, быть счастливым и  любимым.

- Говорят: «Ребенок должен «купаться» в любви». А из чего должна состоять вода в этом «бассейне любви»?

- Спросите себя: «А я люблю своего Ребенка?» Думаю, многие сейчас скажут: «Конечно, а как иначе, очень люблю».

- Посмотрите, что говорят дети.

- Мы все любим друг друга, любим. Но боже, как трудно нам сказать о любви!

(Просмотр видеоролика. Вопросы к беседе ПРИЛОЖЕНИЕ1)

- А ведь ребёнок родился, для того, чтобы повторить Вас в потомках. Вашу мимику, жесты, улыбку и смех… Ваши думы и мысли, надежды и чаяния. Цвет волос, разрез глаз… даже вашу курносость.… Или, может быть, правильный греческий нос. Ослепительность солнечных капель веснушек…. Он…. повторит, что кажется неповторимым, и сумеет продлить Вашу жизнь. Малышу принадлежало всё внимание взрослых, вся любовь…

- Когда он родился, родители ничего от него не требовали и не ждали. Они просто хотели, чтобы их ребёнок был здоровенький и счастливый; улыбались ему, качали его, обращали на него внимание всякий раз, когда ему это было необходимо.

- А сейчас он подрос, и отношение к нему изменилось, бывает так, что ему трудно поверить, что для родителей он по-прежнему в семье в радость.

- Что в Вашем понимании Семья?                (Ответы из зала)

- Любить ребёнка надо просто потому, что он есть.

- А вот дети считают, что не достаточно получают родительской любви: в первых классах – 92%, а в четвёртых классах – 43%

(Просмотр результатов анкеты о семье. Вопросы анкеты ПРИЛОЖЕНИЕ 2)

- А теперь обратимся к житейскому опыту. Представьте, что Вы находитесь перед большим супермаркетом. В нем 3 этажа:

на 1 этаже продаются товары с заведомым браком, низкого качества;

на 2 этаже – обычные товары средней цены и качества;

на 3 этаже – самые лучшие, качественные товары, добротные, шикарные вещи.

- На каком этаже Вы бы хотели приобретать товар?

- Конечно, когда у нас появляется ребенок, мы всегда хотим, чтобы он соответствовал «Третьему» этажу: был умным, добрым, посещал музыкальную школу или школу с углубленным изучением иностранного языка. Может быть, воплотил наши несбывшиеся мечты.

- Но, к сожалению, так не бывает. Каждый ребенок уникален. В нем есть что-то от 1-го, 2-го и 3-го этажа. И нам нужно научиться любить не воображаемого идеального ребенка, а настоящего, своего, порой, имеющего недостатки.

- Ещё Януш Корчак заметил: «Я обязан ... дать ребенку всё солнце, весь воздух, всю доброжелательность, какая ему положена независимо от заслуг или вин, достоинств или пороков». 

Игра-активатор: «Дом моего детства»

- А теперь представьте, что детство – это дом,

Дом – это много понятий разных,

Дом – это будни,

Дом – праздник,

Дом – это творчество, это мечты,

Дом – это я! Дом – это ты!

Пусть у каждого будет свой дом.

Чтобы знал он в минуты ненастья,

Ожидает его в доме том,

Радость, надежда и счастье!

- Сложите свой дом. (ПРИЛОЖЕНИЕ 3) Он состоит из 3 частей. С чем у Вас ассоциируется жёлтый цвет, а синий? (В одной комнате – тепло, в другой – холодно. )

- В жёлтой комнате напишите тёплые слова о Вашем доме детства. ( Работа в группах.) Прочитайте слова о Вашем доме. Допишите, если пожелали что-то ещё записать… Эти слова согревали нас теплом и добром. Вспомните тех, кто был с Вами рядом и окружал теплом и лаской, мысленно поблагодарите их…

- А теперь вспомните горькие слова. Не надо их фиксировать... Сразу ли Вы вспомнили такие слова? Давайте их вспоминать пореже. Вспомните тех, кто нанёс Вам обиду, унижение, боль – простите их, отпустите…

- Прочитайте слово, напечатанное на крыше дома. Составьте слова из букв слова «Детство». Запишите слова в синей комнате дома. Придумайте и озвучьте слова-ассоциации к данным словам. (Работа в группах. Например: совет, тесто, вето, свет, тест, дот, сто и др.) (Беседа с аудиторией)

- Давайте спросим детей, которые живут в нас самих. Чтобы в Вашей жизни возникла любовь, желание творить, что нужно делать или не делать взрослым?

Рисунок: Карта сердца моего (ПРИЛОЖЕНИЕ 4)

- На листе белой бумаги нарисуйте контур сердца, а внутри – все, что наиболее дорого: людей, места, вещи. (Индивидуальная работа). Дома можете раскрасить изображение акварельными красками, взять в рамочку и повесить на видное место. Такие карты сердец могут сделать все члены семьи. Эта идея хороша тем, что позволяет задуматься о том, что для нас действительно важно, и визуализировать это.

- Закройте глаза и послушайте, как бьётся Ваше сердце… Смогли ли Вы залечить раны? Прислушайтесь к себе… Ещё раз вспомните себя в детстве, сравните со своим ребёнком… Откройте глаза.

Ваш ребёнок – личность, это не Вы. Так дайте ему прожить свою жизнь.

- Целительные силы детства, целительные родники. Они есть у каждого. Главное, найти их в себе…

- Родительская любовь имеет разное проявление. Есть любовь, имеющая конкретную цель: стремление соответствовать идеалам мамы и папы, достижение предметных результатов. Такая любовь эгоистична, она часто разрушает все, что дано ребёнку от рождения.

-    Все лучшее детям?  
     Дети. Это святое на свете.
     Лучшее детям. Все лучшее детям.
     Часто мы лозунги провозглашаем,
     Только любовью дарить забываем.
     Даже во время детского счастья
     Взрослый не может пройти без участья:
     «Как ты сидишь! Не смотри телевизор!
     Вилку возьми! Да не будь же подлизой!»
     Как мы детей своих награждаем,
     Когда воспитаньем своим унижаем!

     Как не поверить, что маленький Бог
     Смог это сам: «Нет, ты б сам так не смог!»
     Как показать взрослым папам и мамам,
     Что дети все знают, все видят? Куда там!
     Легче ребенку сказать: «Ты растяпа!»
     Чем честно признать, что растяпой был папа.
     Проще ребенка унизить, придраться.
     Чем честно в ошибках своих разбираться.
    «Ты не такой», - часто слышим от них.
     А кто научил? Может зло в нас самих?
     За взрослую леность дети в ответе.
     Так что ж мы ответим? Все лучшее детям?                           
Калил Джибран

- Но есть любовь созидающая, творящая добро, дарящая радость, рождающая красоту; именно она дает творческий импульс маленькому человеку.

Релаксационное упражнение:

«Из семечка в цветок.» (ПРИЛОЖЕНИЕ 5)

- Прошу всех встать и образовать круг. Появляется садовник. Он превращает всех Вас в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый-садовник очень бережно относится к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает… С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти (участники-семечки медленно поднимаются). …. У них раскрываются листочки, (руки поднимаются),  растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент – бутоны лопаются (резко разжимаются кулачки),  и росток превращается в прекрасный сильный цветок… Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяемся им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей)… Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клониться к земле и ложится на нее. Ему грустно… Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Ведущий ходит между участниками и показывает им движения. После того как участники «сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому, гладит его.

- А теперь встаньте. Откройте глаза. С кем ассоциировалась эта игра у Вас? Кто был садовником? А выполнял роль времён года? А кто был семечком-цветком? Что происходило с ребёнком, когда пригревало солнышко… Как он чувствовал себя, когда дул ветер, не было тепла, заботы?

- Непросто научиться любить …

- Что же тогда  делать? Как создать любовь свою родительскую? Что нужно детям, чтобы они выросли добрыми, умными? Посоветуйте…(Вопрос в аудиторию)

Давайте превратимся в детей и поиграем….

Ролевая игра: «Вот так ситуация» (ПРИЛОЖЕНИЕ 6)

- Путём считалочки разобьёмся на творческие группы: «Сын! Дочь! Сын и дочь!»

- Рассаживаемся по своим столам. Двум группам я даю стилизованные картинки, по которым они в группе придумывает ситуацию и разыгрывают. Третья группа – это учёный совет. Они придумывают и записывают рекомендации по воспитанию детей… а позже анализируют работу групп.  (Работа в группах.)

V.  ЗАКЛЮЧЕНИЕ. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ РАБОТЫ

- Помните! Ребенок – самая большая ценность в Вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения.

- Детство – это самое лучшее, что бывает в  жизни. Все самое доброе, светлое, чистое было в детстве. Не забывайте об этом. Дети беззащитны перед страхами, обидами, несправедливостью, которые приходится им преодолевать. Так помогите им, сегодня, сейчас! Это Ваши дети, это Вы сами, чуть измененная, но Ваша маленькая копия.

-Так давайте любовь подтверждать.

- Как?

- Так, как требуется другому, тем самым способом, который понятен ему:

- Предлагаю ромашку. Оторвите листочки и прочитайте всем.

(Коллеги отрывают листочек и зачитывают) (ПРИЛОЖЕНИЕ 7)

·                   Словами.

·                   Прикосновениями.

·                   Временем, которое вместе проводим.       

·                   Помощью, которую оказываем, когда попросят ее.

·                   Общим делом, занятием, которым увлечены.

- Как здорово, когда взрослые свободно и искренне могут выражать свои чувства ребёнку. А  доброжелательная оценка всегда рождает в маленьком сердце желание быть лучше, быть самим собой.

- Я считаю, что каждый ребенок вправе выбирать краски и кисти в создании своей судьбы. Но ему нельзя позволить «хватать» первое попавшееся. Он должен увидеть все. Задача взрослого: направить ребенка к краскам и кистям – Доброго, Вечного, Прекрасного, а какие оттенки им будут выбраны  – решать только ему.

Обобщая всё, можно кратко сказать:

А ведь всего-то и надо:

         говорить с ребенком, «…не навязывая свои мысли, уметь договариваться»

         дать возможность проявления инициативы, «подарить ребенку чувство свободного выбора»

         просить помощи и совета у детей, «каждый ребенок есть рука водящая для взрослого»

Упражнение: «Ладошки: Воспитаем вместе!!!» (Работа с аудиторией)

- Поднимите вверх правую руку. Попробуйте хлопнуть одной рукой в ладоши. Не получилось. Нужна вторая рука. Поднимите левую руку. Хлопнули. Одна рука – учитель, вторая родители. (Соединяем руки в замок). Только совместно, общими усилиями, с душой мы обеспечим более мирное и продуктивное будущее нашей страны и всего мира, воспитаем благородную, безгранично духовную личность ребёнка, РЕБЁНКА БУДУЩЕГО.

VI. РЕФЛЕКСИЯ (Звучит музыка)

- Душа в духовном мире ребенка – это нечто вроде свечи, которая еще не горит, и нужен ей чистый, светлый огонек уже зажженной свечи. Я передаю вам огонек нашей устремленности. Подносите его к душе Ребенка осторожно, трепетно и нежно. (Передаётся свеча по кругу)

- Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Да-ёт ко-ро-ва мо-ло-ко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаю Вам, чтоб дети в Вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья Вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

- На этой доброй ноте хочу сказать Вам – спасибо за внимание.

- Благодарю за сотрудничество!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

БЕСЕДА «О Любви»

ВОПРОСЫ ДЛЯ ВИДЕОРОЛИКА:

Ответь:

1. Что такое любовь?

2. Часто ли мамы и папы говорят Вам о любви?

3. Говорите ли Вы им о своих чувствах?

4. С помощью каких слов можно выразить чувство любви к человеку?

5 .Какие ещё способы любви Вы знаете?

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

АНКЕТА «Семь-Я»

Выбери один ответ. Как ты считаешь:

1. Самое главное в жизни…

А) Семья, родители

Б) Друзья

В) Любовь

Г) Здоровье

2. Плохо жить без…

А) Семьи, родителей

Б) Друзей

В) Дома

Г) Ума (двойки мешают)

Д) Любви

3. Хорошая жизнь

А) В хорошей семье

Б) Это любовь

В) Это счастливая жизнь

Г) Когда не орут.

4. Напиши. Что такое семья? Как понимаешь

 

 

 

5.Почему люди живут семьями?

 

 

6. Хотели бы вы, чтобы ваша будущая семья была похожа на Вашу семью?
Да                                               Нет                                              .

7. Хотел бы ты, чтобы у тебя были дети в будущем:

                 Нет –

Сколько: Да 1 –                да 2 –                      да 3 –           Более –                            .           

8. Как к тебе чаще обращаются дома. Выбери?

А. хвалят.

Б. ругают.

9. Как ты считаешь: любят ли тебя родители?

А. Да

Б. Нет

В. Не достаточно.

10. Нарисуй свою семью, подпиши кто где есть. (Можно – чем занимаются)

 

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Релаксационное упражнение

КОНСТРУИРОВАНИЕ «Дом моего Детства»

ДЕТСТВО
 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Релаксационное упражнение

РИСОВАНИЕ «Карта сердца моего»

На листе белой бумаги нарисуйте контур сердца, а внутри – все, что наиболее дорого: людей, места, вещи. Потом раскрасьте изображение акварельными красками и возьмите в рамочку. Такие карты сердец могут сделать все члены семьи. Эта идея хороша тем, что позволяет задуматься о том, что для нас действительно важно, и визуализировать это.

Дети могут создавать такую карту каждый год, по мере взросления.

 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 5

Релаксационное упражнение «Из семечка — в цветок»

         Ход упражнения: участники стоят в кругу. Ведущий стоит в центре и предлагает участникам превратиться в маленькое сморщенное семечко (сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками). Взрослый-садовник – очень бережно относиться к семенам, поливает их (гладит по голове и телу), ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает, медленно расти (участники-семечки медленно поднимаются). У них раскрываются листочки, (руки поднимаются),  растет стебелек (вытягивается тело), появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент – бутоны лопаются (резко резко разжимаются кулачки),  и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя), улыбается цветам-соседям, кланяемся им, слегка дотрагивается до них своими лепестками (кончиками пальцев дотянуться до соседей). Но вот подул ветер, пришла осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой (раскачивания руками, головой, телом), сгибается, клониться к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять превратился в маленькое семечко (свернуться на полу). Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Ведущий ходит между участниками и показывает им движения. После того как участники «Сворачиваются» на полу, взрослый подходит к каждому, гладит его.

Обсуждение упражнения.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Ситуация №1

     Мама: Дочка, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.

     Сын: Мама, у меня завтра контрольная.

    Мама: Да решишь ты свои задачки. Нельзя же оставлять в доме бардак!

    Дочь: Конвенцией по правам ребёнка я защищён от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

- Как вы разрешите  подобную ситуацию?

СОВЕТЫ

 

Ситуация №2

Вы чистите палас. Проводите щеткой под кроватью, и вдруг пылесос начинает давиться и хрюкать: в раструб попадает грязный носок. «Опять сынок постарался!» Вы вытягиваете это безобразие и говорите своему молодому муж­чине: «Будь любезен, голубчик, объясни, почему я должна выуживать твои носки из-под кроватей и кресел? Неужели так трудно их сунуть в контейнер для грязного белья?!

- Как вы разрешите  подобную ситуацию?

СОВЕТЫ

 

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

Ромашка

Подтверждаем  любовь так, как требуется другому, тем самым способом, который понятен ему.

Временем, которое проводим вместе

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)