Мастер-класс "Технология проведения комплексно-волновых уроков на примере урока «Секреты музыкальной шкатулки»

  • Разработки уроков
  • docx
  • 21.04.2020
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с методикой, разработанной учителем музыки и МХК высшей категории Вороновой О.В. МБОУ СОШ №8 городского округа город Выкса на основе методики Комплексно-волновых уроков Михаила Казиника. Методика построена на развитии ассоциативного восприятия и позволяет научить детей рассматривать и воспринимать объекты материальной и духовной культуры как результат развития и практического воплощения достижений многих отраслей науки и искусства, средоточием богатейшего духовного и культурного опыта человечества и как отправную точку в изучении различных отраслей науки и искусства.
Иконка файла материала Мастер-класс.docx

 Мастер-класс (аннотация).

Участникам мастер-класса предлагается ознакомиться с методикой, разработанной учителем музыки и МХК высшей категории Вороновой О.В. МБОУ СОШ №8 городского округа город Выкса на основе методики Комплексно-волновых уроков Михаила Казиника.

 

Методика построена на развитии ассоциативного восприятия и позволяет научить детей рассматривать и воспринимать объекты материальной и духовной культуры как результат развития и практического воплощения достижений многих отраслей науки и искусства, средоточием богатейшего духовного и культурного опыта человечества и как отправную точку в изучении различных отраслей науки и искусства.

В ходе занятия происходит знакомство с основными принципами метода и практическими наработками педагога (проект урока, фотоотчет о проведенных занятиях, мультимедийными приложениями).

 

Цель мастер-класса:

Представить педагогам метод комплексно-волновых уроков на примере занятия «Секреты музыкальной шкатулки»

 Задачи мастер-класса:

1.     Познакомить педагогов с технологией проведения комплексно-волновых уроков на примере урока «Секреты музыкальной шкатулки»

 

2.     Научить педагогов видеть межпредметные (метапредметные?) связи, сконцентрированные в одном объекте культуры

 

3.     Создать условия для приобретения практических умений и навыков проектирования комплексно-волнового урока

 

Представленная методика используется на уроках музыки и МХК в МБОУ СОШ №8, на занятиях по Дополнительной образовательной программе вокально-хорового коллектива «Созвездие», а также на занятиях для школьников города в рамках проекта Благотворительного фонда «ОМК-Участие» в сотрудничестве с Усадебно-промышленным комплексом Баташевых-Шепелевых «Абонемент «Музейные открытия». В рамках проекта были проведены комплексно-волновые уроки:

«Я не знаю музыки прекрасней, чем людские эти голоса» (изучение русской духовной музыки, творчество М. Березовского),

«Секреты музыкальной шкатулки» (история механических музыкальных инструментов, принципы программирования, творчество Одоевского, Лядова, Шостаковича)

«Такой удивительный бал» (история русской усадьбы,  дворянской культуры и быта начала 19 века, изучение исторических танцев. Урок проводился совместно с Выксунским историко-патриотическим клубом «Сварог»).

В рамках данной методики проводится индивидуальная работа с учениками. Результатом этой работы стал исследовательский проект ученицы 7 класса Гырла Валерии «Секреты музыкальной шкатулки», ставшей победителем районного конкурса исследовательских работ школьников.

Данный мастер-класс адресован педагогам общеобразовательных школ, педагогам дополнительного образования детей.

 

Содержание мастер-класса:

 

1. Презентация педагогического опыта педагога

·         Обоснование основных идей педагогической технологии, применяемой учителем:

В современном мире существует проблема узкой специализации. Сейчас люди вынуждены стремиться не к разностороннему развитию личности, а к развитию конкретных навыков и получению узконаправленных знаний в определенной области  (профессиональной деятельности). На рынке труда требуются узкие специалисты, с глубокими знаниями в своей сфере деятельности, при этом никого не интересует, обладает ли человек знаниями и представлениями в других сферах, кроме своей профессии. Это приводит к искажению представлений людей о картине мира, и, в конечном итоге, к неадекватному восприятию действительности.

Во второй половине ХХ века наряду с гигантскими успехами науки и промышленности общество столкнулось с некоторой «механизацией» мышления, с его формализацией. В современном обществе возобладала «исполнительская», а не творческая тенденция по отношению к человеку. В отдаленной перспективе это может привести к вырождению и утрате человеческим родом своего творческого потенциала: человек, не мыслящий себя как самостоятельную духовно-творческую единицу, перестает продуцировать идеи, перестает быть двигателем культурного и цивилизационного роста.

Многолетний педагогический опыт, методическая и дидактическая база, в том числе авторская, участие в экспериментальной деятельности школы, участие в семинарах музыканта-педагога Михаила Казиника – все это стало основой для создания собственного видения метода комплексно-волновых уроков. Темы этих уроков созвучны с программой общеобразовательной школы по музыке и МХК, и в то же время более широкие, позволяющие научить ребят воспринимать мир как единое целое и себя в нем, как неотъемлемую и очень важную часть, способную созидать и преображать мир.

Основная проблема, встающая перед педагогом, использующим данный метод – острая нехватка времени в рамках школьной программы, школьного урока. Поэтому в полном объеме эти занятия возможно реализовать в рамках внеурочной деятельности (или дополнительного образования).

Тем не менее, перспективы этого метода очевидны: он позволяет обеспечить условия для общекультурного и личностного развития на основе формирования универсальных учебных действий, обеспечивающих не только успешное усвоение знаний, умений и навыков, но и формирование картины мира, компетентностей в любой предметной области познания.

Система занятий, основанных на методе комплексно-волновых уроков в данный момент находится в разработке, но уже сейчас разработано несколько занятий и ведется их активное внедрение в сотрудничестве с усадебно- промышленным комплексом Баташевых-Шепелевых в рамках музейного абонемента.

 

 

2. Представление урока (занятия), системы уроков (занятий)

Одно из таких занятий – «Секреты музыкальной шкатулки». Занятие проводилось в интерьере старинной усадьбы Баташевых-Шепелевых для двух групп детей – 7-10 лет и 11-12 лет.

Занятия начинаются с упражнений-тренингов «Знакомство» (упражнения подбираются в зависимости от возраста детей)

(проведение тренинга «Знакомство с педагогами)

Затем дети получают задание найти в одном из залов  музея («Зал истории быта») предмет  который послужит объектом  изучения (предмет спрятан в зале заранее, не является музейной ценностью). Дети изучают экспозицию, отвечают на вопросы педагога, по заданному описанию находят большую шкатулку и возвращаются с ней в зал для занятий.

Открыв шкатулку ребята обнаруживают, что в ней спрятано несколько маленьких шкатулок. Рассматривают их, обнаруживают, что все шкатулки издают какой-то звук (в них спрятаны мелкие предметы, горох, песок).

Звучит стихотворение Андрея Усачева «Шкатулка», дети высказывают версии: что же звучит в шкатулках.

Педагог предлагает детям взять шумовые музыкальные инструменты и с их помощью сыграть песню «Шкатулка» (звучит запись песни, дети  сопровождают  песню импровизацией на  выбранных    инструментах).

Педагог открывает одну из маленьких шкатулок, заводит ее, звучит музыка, эта шкатулка – музыкальная.

Дети выясняют, что же в шкатулке издает звук, рассматривают ее (многие удивлены. что тут нет никаких батареек, никакой электроники) и находят внутри  механизм.

Педагог рассказывает и показывает принцип устройства механизма музыкальной шкатулки (для малышей можно использовать фрагмент мультфильма «Фикси-объяснялки»).

Затем педагог открывает следующую музыкальную шкатулку и достает оттуда современный мобильный телефон, предлагает детям угадать, что связывает шкатулку и современную программируемую технику.

В ходе обсуждения дети выясняют, что музыкальная шкатулка – это программируемое устройство и принцип ее программирования по сути не отличается от программирования современных компьютеров. Просмотр слайда презентации «История программируемых устройств»- показ изображений музыкальных шкатулок, шарманок, механического пианино, ткацкого станка Жаккарда, счетной машины Бэбиджа, ЭВМ и первого персонального компьютера.

Открываем следующую шкатулку, звучит музыка, педагог достает оттуда маленькую фарфоровую куклу.

Мастера, которые изготавливали шкатулки пытались создать программу, дающую настоящую музыку при помощи механического устройства, а многие композиторы ставили перед собой обратную задачу – сымитировать звучание механического устройства при помощи «живых» инструментов  используя  различные средства музыкальной выразительности. Одно из таких произведений «Вальс-шутка» Дмитрия Шостаковича из сюиты «Танцы кукол». В сопровождении этой музыки дети смотрят коллекцию изображений старинных музыкальных шкатулок.

Следующая шкатулка – следующий предмет – носовой платок. Детям предлагается угадать, что связывает эти предметы.

Идет разговор о том, что в старину, в 18 и начале 19 века шкатулки, в том числе музыкальные использовали для хранения табака и называли табакерками. История появления в Европе табака и моды на табакерки, разговор о пагубном влиянии табака на организм и об  эстетической непривлекательности  употребления  табака, сопровождается презентацией (портрет Жана Нико и Марии Медичи, живописные иллюстрации, гравюры)

Разговор о том, что со временем музыкальные табакерки утратили  своё первоначальное  назначение  - место для  хранения табака, а  стали детскими игрушками, источниками художественного образа для композиторов и писателей.

Прослушивание (сопровождается видеорядом с изображениями старинных табакерок) и обсуждение инструментальной миниатюры Анатолия Лядова «Музыкальная табакерка».

Образ «Музыкальной табакерки» А. Лядова  созвучен сказке Владимира Одоевского «Городок в табакерке». Старшим детям предлагается вспомнить и обсудить эту сказку (сопровождается видеорядом иллюстраций к этому произведению), младшим детям предлагается просмотр мультипликационного мюзикла «Шкатулка с секретом». С детьми более старшего возраста можно обсудить масштаб личности и разностороние  интересы, деятельности  автора этой сказки.  Музыкальная шкатулка стала отправной точкой  в более подробном изучении  физики (механики), истории, ботаники, информатики, литературы, музыки,

В финале занятия детям предлагается изготовить своими руками открытку с изображением одного из главных героев сказки – мальчика-Колокольчика. Это является не только творческим финалом занятия, но и рефлексией, в мимике мальчика-колокольчика и в общем цветовом решении поделки дети передают свое эмоциональное состояние.

4.     Моделирование

Затем педагогам-участникам мастер-класса предлагается разбиться на группы, выбрать предметы (из предложенных пеагогом) Дающим мастер-класс) и за определенное время придумать, с какими видами науки и искусства можно связать эти предметы в рамках одного комплексно-волнового урока.

Обсуждение предложенных вариантов

5.     Рефлексия.

 

 

 

Список используемой литературы

 

1.      Большая советская энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия 1969—1978

 

2.      Михайлов М.К. Анатолий Константинович Лядов. Очерк жизни и творчества - Л.: 1985

 

3.      Музыкальная энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия, Советский композитор. Под ред. Ю. В. Келдыша. 1973—1982

 

4.      Одоевский В. Городок в табакерке – М.: ЗАО Лана, 2007

 

5.      Хрестоматия по литературе для 3 класса. 1 часть/ Сост. Воюшина М.П. – М., 2005

 

6.      Энциклопедический словарь юного музыканта/ Сост. В.В. Медушевский, О.О. Очаковская. – М.: Педагогика, 1985

 

 

Электронные ресурсы:

http://www.kazinik.ru/documents/adlib.html

http://steampunker.ru/blog/544.html

http://ludka-ch.ya.ru/replies.xml?item_no=6544

http://vok-sk.narod.ru/compu.htm

http://www.liveinternet.ru/users/ludiko/post155517083/

http://wikipedia.org

 


 

Посмотрите также