МКОУ Светлополянская СОШ
Разработка урока изобразительного искусства
по теме:
«Отношение к красоте природы
в японской культуре»
Класс: 4
Предмет: изобразительное искусство
Учитель: Сахрадова Галина Александровна, учитель начальных классов высшей категории.
Цели: дать представление о характере образа Японской природы; познакомить с произведениями японских художников; показать различие образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью, воспитывать любовь к искусству.
Задачи:
- изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами и т.д.);
- развивать живописные и графические навыки;
- приобретать новые умения в работе с выразительными средствами;
- осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.
Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.
Материалы (для учеников): Альбом, палитра, акварель, кисти.
Зрительный ряд: иллюстрации художников к стихотворениям хокку, педагогический рисунок на доске, наглядные пособия, презентация Power Point. Репродукции И. Шишкина (пейзажи), панно «Праздник цветения вишни-сакуры»
Формирование универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД:
повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;
ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;
развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;
духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.
Регулятивные УУД:
развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;
вырабатывать способность различать способ и результат действия;
в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.
Познавательные УУД:
развивать способность смыслового восприятия художественного текста;
осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.
Коммуникативные УУД:
адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;
задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;
Предполагаемые результаты:
Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.
Метапредметные: освоение УУД.
Предметные: получение новых знаний, их преобразование и применение.
Ход урока.
I.Организация учащихся на урок.
Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,
Улыбки подарим гостям.
У вас все готово? Тогда за работу.
Удачи желаю всем нам!
II. Объявление темы урока и определение цели
- Мы продолжаем знакомиться с культурой Японии.
- Что вы знаете о Японии? (ответы учеников)
Тема урока записана на доске.
- Определите цель урока (ответы учеников)
- На сегодняшнем уроке мы узнаем об отношении японцев к живой природе, особенности восточной живописи. Нарисуем рисунки в характерном для японских художников стиле. (изображение природы через детали)
III. Вступительное слово учителя.
Ещё в далёкой древности у японцев появилось умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность, неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться.
Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом.
Весной – цветением сливы, азалий, вишни.
Осенью- багряной листвой горных клёнов и полной луной.
Этому учат всех японских детей. В школе даже есть предмет – «Искусство любования».
Всматриваться в привычное и видеть неожиданное;
Всматриваться в простое и увидеть сложное;
Всматриваться в некрасивое и увидеть красивое;
Всматриваться в малое и видеть великое.
В японском языке есть даже такой термин «Массе буммет» (цивилизация сосновой иглы). Под этим имеется в виду умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево.
Предлагаю рассмотреть две репродукции. (На столах у учеников репродукции И.И.Шишкина и японского художника).
-В чём сходство?
-В чём различие?
-Что изобразили художники на своих полотнах? (Природу)
- Что изобразил И.И.Шишкин?
-Что изобразил японский художник?
И.И.Шишкин показывает широту, красоту русских просторов: леса, поля, бескрайние дали.
Японский художник красоту отдельных деталей природы (птицу, ветку).
Вывод: в отличие от русских художников, японские мастера изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали. В этом и заключается особенность восточной живописи.
Слово учителя
Поклонению природе и созерцанию её японцы относятся как к молитве.
Японцы не религиозны, но вместо икон в каждом доме есть как бы алтарь, где висит свиток. (уточняется понятие слова «алтарь» с помощью толкового словаря
-Что такое свиток? (ответы учеников)
(Уточнение слова «свиток» с помощью толкового словаря)
На доске изображены свитки без рисунков с надписями.
Прошу прочитать учеников надписи.
- На что похожи эти надписи? (стихи)
-Такие стихи в Японии называются ХОККУ
1.Гляжу – опавший лист
Опять взлетел на ветку
То бабочка была.
2.На голой ветке
Ворон сидит одиноко
Осенний вечер.
3.Над ручьём весь день
Ловит, ловит стрекоза
Собственную тень.
4.Старый пруд…
Прыгнула в воду лягушка
Всплеск в тишине.
-О ком или о чём они?
-Как вы думаете, какие картины можно нарисовать на этих свитках?
(ответы учеников, их творческие рассуждения)
- Мы с вами понимаем, что и поэтам в Японии присуще видеть природу в деталях.
Рассказ ученика
Ещё в Японии есть традиция ежегодно отмечать праздник цветения вишни-сакуры (показать картинки с изображением цветущей сакуры)
Японцы семьями ходят любоваться этим чудом. Их восхищает и волнует не только красота соцветий и их множество, а их недолговечность.
Цветы сакуры не знают увядания. Даже от лёгкого ветерка лепестки её весело кружатся в воздухе и падают на землю совсем свежими.
Физминутка
Дует, дует ветер, (взмахи руками)
Дует задувает.
Розовые цветочки (имитация срывания цветов)
С дерева срывает.
Падают цветочки (наклон вперед, руки касаются ног)
Прямо нам под ножки.
IV. Практическая работа
- В чём особенность японской живописи? (рассматривать природу детально)
-Каждый из вас представит себя японским художником. Вам предлагается выполнить рисунок на свиток, отразив в нём содержание надписи. Вы можете использовать хокку, написанную на свитке, а можете придумать сами. Можете нарисовать сакуру во время цветения.
Самостоятельная работа учащихся
Напоминание о технике «Тычок» (для изображения цветов)
Индивидуальная работа с учащимися.
Итог урока. Выставка работ (ребята свои рисунки приклеивают к хокку на доске или с помощью магнитов вывешиваю на доску.
- Как думаете, удалось ли вам выполнить рисунок в японском стиле?
- Что в работе вам, ребята, показалось сложным? Над чем ещё надо поработать? Что бы вы хотели изменить в своей работе?
- Что у вас вызвало интерес?
Рефлексия
-Нравится ли вам ваши работы?
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.