Разработка урока изобразительное искусство по теме:"Отношение к красоте природы в японской культуре
Оценка 5

Разработка урока изобразительное искусство по теме:"Отношение к красоте природы в японской культуре

Оценка 5
Разработки уроков
docx
искусство
10 кл
20.09.2024
Разработка урока изобразительное искусство по теме:"Отношение к красоте природы в японской культуре
Открытый урок разработан для учащихся 4 класса
МКОУ Светлополянская СОШ урок изо.docx

МКОУ Светлополянская СОШ

 

 

 

 

 

 

 

 

Разработка урока изобразительного искусства

 

по теме:

 

«Отношение к красоте природы

 

в японской культуре»

 

 

 

 

Класс: 4

 

Предмет: изобразительное искусство

 

 

 

Учитель: Сахрадова Галина Александровна, учитель начальных классов высшей категории.

 

 

 

 

Цели: дать представление о характере образа Японской природы; познакомить с произведениями японских художников; показать различие образов японского и русского пейзажей; развивать воображение, творчество, навыки работы с акварелью, воспитывать любовь к искусству.

Задачи:

- изображать природу через детали, характерные для японского искусства (ветка дерева с птичкой, цветок с бабочкой, трава с кузнечиками, стрекозами и т.д.);

- развивать живописные и графические навыки;

- приобретать новые умения в работе с выразительными средствами;

- осваивать новые эстетические представления о поэтической красоте мира.

Оборудование: компьютер с мультимедийным проектором.

Материалы (для учеников): Альбом, палитра, акварель, кисти.

Зрительный ряд: иллюстрации художников к стихотворениям хокку, педагогический рисунок на доске, наглядные пособия, презентация Power Point. Репродукции И. Шишкина (пейзажи), панно «Праздник цветения вишни-сакуры»

Формирование универсальных учебных действий (УУД).

Личностные УУД:

повышение уровня мотивации учебной и творческой деятельности;

ориентация на понимание причин успеха или неуспеха выполненной работы, на восприятие и понимание предложений и оценок учителей и товарищей;

развитие эстетических чувств на основе знакомства с произведениями искусства;

духовно-нравственное развитие детей посредством формирования отношения к культуре другого народа.

Регулятивные УУД:

развивать умение принимать и сохранять творческую задачу, планируя свои действия в соответствии с ней;

вырабатывать способность различать способ и результат действия;

в сотрудничестве с учителем ставить новые творческие и учебные задачи.

Познавательные УУД:

развивать способность смыслового восприятия художественного текста;

осуществлять анализ объектов, устанавливать аналогии.

Коммуникативные УУД:

адекватно использовать коммуникативные (речевые) средства для решения различных коммуникативных задач, овладевать диалогической формой коммуникации;

задавать существенные вопросы, формулировать собственное мнение;

Предполагаемые результаты:

Личностные: включают готовность к саморазвитию, высокую мотивацию к обучению и познанию.

Метапредметные: освоение УУД.

Предметные: получение новых знаний, их преобразование и применение.

 

Ход урока.

I.Организация учащихся на урок.

 

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

II.                Объявление темы урока и определение цели

 

- Мы продолжаем знакомиться с культурой Японии.

- Что вы знаете о Японии? (ответы учеников)

 

Тема урока записана на доске.

- Определите цель  урока (ответы учеников)

 

- На сегодняшнем уроке мы узнаем об отношении японцев к живой природе, особенности восточной живописи. Нарисуем рисунки в характерном для японских художников стиле. (изображение природы через детали)

 

III.             Вступительное слово учителя.

Ещё в далёкой древности у японцев появилось умение видеть бесценную красоту каждого маленького кусочка жизни, его драгоценность, неповторимость. Сложилось искусство рассматривать и любоваться.

 

Зимой принято любоваться свежевыпавшим снегом.

Весной – цветением сливы, азалий, вишни.

Осенью- багряной листвой горных клёнов и полной луной.

 

Этому учат всех японских детей. В школе даже есть предмет – «Искусство любования».

 

Всматриваться в привычное и видеть неожиданное;

Всматриваться в простое и увидеть сложное;

Всматриваться в некрасивое и увидеть красивое;

Всматриваться в малое и видеть великое.

 

В японском языке есть даже такой термин «Массе буммет» (цивилизация сосновой иглы). Под этим имеется в виду умение наслаждаться красотой сосновой хвоинки вместо того, чтобы пытаться охватить взором целое дерево.

 

Предлагаю рассмотреть две репродукции. (На столах у учеников репродукции И.И.Шишкина и японского художника).

 

-В чём сходство?

-В чём различие?

-Что изобразили художники на своих полотнах? (Природу)

- Что изобразил И.И.Шишкин?

-Что изобразил японский художник?

 

И.И.Шишкин показывает широту, красоту русских просторов: леса, поля, бескрайние дали.

Японский художник красоту отдельных деталей природы (птицу, ветку).

 

Вывод: в отличие от русских художников, японские мастера изображают мир, природу, пристально вглядываясь в детали. В этом и заключается особенность восточной живописи.

 

Слово учителя

Поклонению природе и созерцанию её японцы относятся как к молитве.

Японцы не религиозны, но вместо икон в каждом доме есть как бы алтарь, где висит свиток. (уточняется понятие слова «алтарь» с помощью толкового словаря

-Что такое свиток? (ответы учеников)

(Уточнение слова «свиток» с помощью толкового словаря)

 

На доске изображены свитки без рисунков с надписями.

Прошу прочитать  учеников надписи.

- На что похожи эти надписи? (стихи)

-Такие стихи в Японии называются ХОККУ

 

1.Гляжу – опавший лист

Опять взлетел на ветку

То бабочка была.

 

2.На голой ветке

Ворон сидит одиноко

Осенний вечер.

 

3.Над ручьём весь день

Ловит, ловит стрекоза

Собственную тень.

 

4.Старый пруд…

Прыгнула в воду лягушка

Всплеск в тишине.

 

-О ком или о чём они?

-Как вы думаете, какие картины можно нарисовать на этих свитках?

(ответы учеников, их творческие рассуждения)

- Мы с вами понимаем, что и поэтам в Японии присуще видеть природу в деталях.

 

Рассказ ученика

Ещё в Японии есть традиция ежегодно отмечать праздник цветения вишни-сакуры (показать картинки с изображением цветущей сакуры)

Японцы семьями ходят любоваться этим чудом. Их восхищает и волнует не только красота соцветий и их множество, а их недолговечность.

Цветы сакуры не знают увядания. Даже от лёгкого ветерка лепестки её весело кружатся в воздухе и падают на землю совсем свежими.

 

Физминутка

 

Дует, дует ветер, (взмахи руками)

Дует задувает.

Розовые цветочки (имитация срывания цветов)

С дерева срывает.

Падают цветочки (наклон вперед, руки касаются ног)

Прямо нам под ножки.

 

IV.              Практическая работа

- В чём особенность японской живописи? (рассматривать природу детально)

-Каждый из вас представит себя японским художником. Вам предлагается выполнить рисунок на свиток, отразив в нём содержание надписи. Вы можете использовать хокку, написанную на свитке, а можете придумать сами. Можете нарисовать сакуру во время цветения.

 

Самостоятельная работа учащихся

 

Напоминание о технике «Тычок» (для изображения цветов)

 

Индивидуальная работа с учащимися.

Итог урока. Выставка работ (ребята свои рисунки приклеивают к хокку на доске или с помощью магнитов вывешиваю на доску.

- Как думаете, удалось ли вам выполнить рисунок в японском стиле?

- Что в работе вам, ребята, показалось сложным? Над чем ещё надо поработать? Что бы вы хотели изменить в своей работе?

- Что у вас вызвало интерес?

 

Рефлексия

-Нравится ли вам ваши   работы?


 

МКОУ Светлополянская СОШ

МКОУ Светлополянская СОШ

Цели: дать представление о характере образа

Цели: дать представление о характере образа

Ход урока. I .Организация учащихся на урок

Ход урока. I .Организация учащихся на урок

В чём сходство? -В чём различие? -Что изобразили художники на своих полотнах? (Природу) -

В чём сходство? -В чём различие? -Что изобразили художники на своих полотнах? (Природу) -

Мы с вами понимаем, что и поэтам в

Мы с вами понимаем, что и поэтам в
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.09.2024