МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
Оценка 4.7
Лекции +4
rtf
музыка +2
Взрослым
14.03.2019
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков . Примарная зона - это свободное звуковедение, определенное количество звуков, которые певец способен извлекать без напряжения с чистым интонированием.
Начиная работу пения в примарной зоне –только так можно добиться правильного, чистого исполнения. Чтобы разобраться в проблемах чистого пения нужно рассмотреть каждую составляющую.
Музыкальный слух (как и голос) можно развивать, тренировать, совершенствовать. И чем раньше начать музыкальные занятия, тем лучше.
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » ,
разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.
Тема : Выработка вокальноинтонационных навыков
Планконспект.
1. Организационное вступление
2. Обязательные подготовительные этапы
3.Распевки для вокальноинтонационных навыков
4. Тренинг по выработке вокальноинтонационных навыков
5. Закрепление навыков в песне
6. Рефлексия
7.Итог
Чистое интонирование – это:
1. "Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на
физиологическом уровне.
2. Формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Упражнения на развитие чистой интонации являются основным методическим
средством развития музыкальных способностей, в первую очередь, музыкального
слуха и музыкальной памяти.
Обязательные подготовительные этапы для развитии самой способности
интонировать звуки разной высоты : 1) «расслабление зажатости» голосового
аппарата; 2) «опора» дыхания на диафрагму; 3) «интенсивный контроль» пения
слухом.
Распеки. «Глиссандирование» на гласных звуках и закрытым ртом – простое, но
очень действенное средство, приводящее связки в «рабочий» тонус.
Глиссандирование производится в максимально широком диапазоне с различной
скоростью и относительно протяженной остановкой на низком или высоком
звуке:
После можно перейти на чередование отдельных звуков разной высоты без
глиссандирования, завершая упражнение звуком максимальной длительности:
В качестве «закрепляющего» упражнения рекомендуется пение без названий звуков (на гласных и закрытым ртом) звукорядов вверх и вниз, хроматических
секвенций фраз на звуках мажорного трезвучия и мажорного трихорда (ДО – РЕ
– МИ – РЕ – ДО). При пении этих упражнений особое внимание следует
обращать на смену дыхания по фразам или тетрахордам (в звукорядах). Все
упражнения необходимо петь с фортепианным гармоническим
аккомпанементом, постепенно переходя от полной дублировки мелодии к игре
без дублировки.
Выявление способности чисто интонировать основано, прежде всего на
способности различать интонационное «напряжение» между звуками разной
высоты.
Тренинг . Сначала решается задача формирования способности голосового
аппарата интонировать звуки разной высоты, затем – закрепить эту способность,
сделать владение голосовым аппаратом более уверенным и точным. На этом
этапе можно продолжить работу над предыдущими упражнениями, Здесь нужно
обращать большее внимание на значимость каждого звука в точном
интонировании,. В целях развития точности интонирования можно предложить
ребятам чередовать связное пение на одном дыхании и пение упражнений,
отделяя звуки короткими паузами, обращая внимание на точность
звуковысотного «попадания» (уже на этом этапе можно приучать ученика к
правилу: прежде чем чтолибо спеть, нужно сначала точно представить,
услышать «внутренним» слухом «звуковой образ»). Здесь очень может помочь
«предварительное» пропевание звуков в упражнениях закрытым ртом. Что
касается пения песен, то очень полезным упражнением является пропевание их
без текста на звуке «Ю», «Ё» и других гласных звуках. Это упражнение полезно
выполнять «нефорсированным» без гармонического аккомпанемента, аккуратно
дублируя только мелодическую линию.
Здесь важно помнить о необходимости чтения не отдельными звуками, а
фразами, группами звуков, причем, формирования «представления» о фразе
должно происходить опережающим методом, пока проговаривается предыдущая
фраза.
Для развития этого навыка полезно выполнить следующее упражнение: читать
последовательность нот, данную руководителем или из произвольно выбранной мелодии, группами по тактам с равномерными паузами между группами.
Название нот нужно проговаривать максимально быстро, но очень четко и с
«выразительной» интонацией. Пауза между группами должна постепенно
сокращаться до минимума, причем ее ни в коем случае нельзя делать «на
тактовой черте», а только после сильной доли такта – первый звук такта должен
восприниматься как итог мелодического движения фразы.
Вторая задача – «овладение» звукорядом. Суть задачи состоит не только в том,
чтобы ориентироваться в звукоряде, четко сознавать расположение соседних
звуков в нем, но и довести до автоматизма чтение гаммаобразных и
«арпеджиообразных» последовательностей вверх и вниз. С этой целью
рекомендуется упражнение на быстрое, но четкое проговаривание звуков
звукоряда от любого звука вверх и вниз подряд и «через один»:
Итоговое упражнение призвано не только «перевести» выполнение этих задач в
«фазу» вокального интонирование, но и заложить базу для формирования
«чувства лада» и чистой интонации: упражнение основано на транспонировании
и зеркальной инверсии базовой «попевки», состоящей из двух соседних звуков,
от разных звуков по заданной схеме. Например, базовая попевка одного из
упражнений может иметь такой вид: ДО – РЕ – РЕ – РЕ – ДО – РЕ (подчеркнуты
акцентируемые сольные доли). Для начала ребята тренируются «строить»
попевку от разных звуков вниз и вверх (например, от звука ЛЯ вниз: ЛЯ – СОЛЬ
– СОЛЬ – СОЛЬ – ЛЯ – СОЛЬ), а затем выучить упражнение по схеме, в которой
указано, от каких звуков и в каком направлении «строится» попевка:
Важно, чтобы при воспроизведении упражнения ребята выстраивали его по
схеме, не теряя темпа, а не «зазубрили» бессмысленный набор звуков. В
дальнейшем это и другие подобные упражнения выразительно пропеваются с
гармоническим аккомпанементом фортепиано в течение некоторого времени,
так как они используются и на других этапах развития вокальноинтонационных
навыков.
Третья задача – формирование базовых навыков воспроизведения ритма. В моем
опыте ритмические упражнения не рассматриваются как самостоятельный
навык. Собственно ритмические упражнения возможны лишь в самом начале
обучения, параллельно изучению соответствующих тем: длительности, ритм,
метр, размер. В дальнейшем упражнения на развитие «метроритмического чувства» подбираются в соответствии с разучиваемой песней.
Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык уверенного
владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный фундамент для
развития «ладового чувства».
Формирование и развитие «ладового чувства» – основного принципа развития
вокальноинтонационных навыков. На этом этапе формируется навык
«слышания» лада. Первое время постоянно обращать внимание ребят на
«графическое» направление движения мелодии – именно оно дает
первоначальный импульс для формирования звукового интонационного образа.
Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на способности
голосовых связок и всего аппарата звукообразования не только запоминать
интонационные и ладовые связи между звуками разной высоты, но и
«физиологические» ощущения интонирования отдельных звуков определенной
высоты.
Закрепление навыков в песне. Разучивание мелодий не должно сводиться к
механическому их повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся». Нужно
обязательно рекомендовать ученикам осуществлять этот процесс «осмысленно».
Начинать разучивание желательно с предварительного анализа мелодии,
определить форму, найти одинаковые или сходные фразы, их отличительные
особенности и другие важные нюансы строения мелодии. В результате должен
сформироваться цельный схематический образ, который впоследствии
«заполняется» конкретным интонационным содержанием.
При самом разучивании важно ставить перед собой цель запомнить фразу или
предложение с минимального количества повторений, доведя эту способность со
временем до умения запоминать мелодии с одного «воспроизведения». Опять
таки, необходимо при каждом проигрывании или пропевании мелодии
добиваться максимально выразительного ее исполнения – именно, а этом залог
успеха, «секрет» быстрого запоминания.
В работе над развитием «чувства лада» очень полезны упражнения, создающие
«ладовую настройку». Их рекомендуется пропеть перед работой над мелодией в
той же тональности: гаммы, устойчивые ступени в произвольном порядке, неустойчивые ступени в произвольном порядке, разрешения неустойчивых
ступеней, опевание устойчивых ступеней, скачки с устойчивых ступеней на
неустойчивые с последующим разрешением, и т. д.
Вокальная задача – освоение базовых методов работы с мелодией песни. Вот
перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокально
интонационных навыков:
— спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;
— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с некоторым
опозданием чистоту интонирования проигрывание этого же звука на фортепиано;
— спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно сыграв фразу
на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех пор, пока не будет
достигнут удовлетворительный вариант; играть и петь нужно максимально
выразительно и аккуратно);
— максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella»,
прохлопывая метрические доли (можно пропустить).
Работа над интонационной точностью. Упражнения на развитие чистой
интонации должны вводиться уже на первых этапах работы над формированием
вокальноинтонационных навыков. Однако, основная часть этих упражнений дает
максимальный эффект лишь после того, как ребята овладеют навыком более
менее свободного сольфеджирования На этом этапе преобладающим должно
стать пение мелодий «a capella» в спокойном, удобном для контроля за
качеством интонирования темпе.
Особое значение на этом этапе придается пению двухголосия. Эта форма работы
как никакая другая способна активизировать слух на контроль качества
интонирования. Базовый метод – пение одного из голосов с одновременным
проигрыванием другого на фортепиано.
Здесь можно (и очень даже желательно) предложить несколько вариантов пения
«в ансамбле» с руководителем: Одновременное пение и проигрывание голосов;
Руководитель играет один голос и поет в унисон (октаву) вместе с учеником
другой;
Руководитель поет один голос и дублирует голос ученика на фортепиано;
Оба голоса поются «a capella».
Все эти формы работы с двухголосием можно применять и при пропевании
интервальных либо аккордовых последовательностей.
Рефлексия
Итог
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
МАСТЕР –КЛАСС « ЧИСТОЕ ИНТОНИРОВАНИЕ » - Тренинг по выработке вокально-интонационных навыков .
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.