Мастер-класс учителя начальных классов
МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова,
преподавателя Основ православной культуры
Садовниковой Ольги Викторовны.
Январь 2017г.
Тема: Углубление представлений о нравственных категориях на основе православной культуры
В современной педагогике с введением ФГОС произошла масса изменений. Появилось много , новых педтехнологий, методов и форм работы с детьми. Сегодня я покажу вам малую часть того, что можно использовать на уроках Основы православной культуры.
(Слайд 1.Тема)
Основной принцип мастер класса: поделиться тем, что могу и чем владею.
Слайд 2.
В своей работе я следую направлениям, которые вы можете видеть
на слайде №3:
• приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;
• развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях ребёнка;
• воспитание терпимости, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.
Сегодня за это выделенное мне время я покажу вам только малую часть того, что можно было бы показать.
При подготовке к мастер-классу у меня в голове возникла определённая схема, которую я облекла в кластер. Кстати о кластере. Что же это такое?
Слайд 4.(Что такое кластер).
Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.
Слайд 5.
Сегодня мы вместе с вами составим кластер, синквейн и поработаем в группах.
Сейчас я вам прочту короткий отрывок из романа Фёдора Михайловича Достоевского
«Братья Карамазовы», который вылился в небольшую притчу под названием
«Луковка». Над этим текстом мы работали с детьми в 4 классе.
«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел.»
А теперь посмотрите на тему нашего мастер-класса: Углубление представлений о нравственных категориях на основе православной культуры. Этим мы с вами сейчас и займёмся .Сейчас мы порассуждаем с вами о добре и зле. Оговоримся сразу, что добро и зло – это не научные категории. На основе только что прочитанного отрывка, попытайтесь составить кластер. Перед вами текст. Используя новую педагогическую технологию критического мышления мы погрузимся в тему и выберем оттуда слова, понятия и добродетели, которые можно по-максимуму извлечь из прочитанного, придумать самим, дополнить.
Слайд 6.(О технологии развития критического мышления)
Перед вами лист бумаги. Форму кластера я выбрала именно дерево, как библейское древо познания добра и зла. Напишите на веточках добра – нравственные категории и слова, соответствующие этому понятию, но применительно к тексту. То же проделайте с категориями зла. Через 2 минуты мы зачитаем ваши ответы.
Для любознательных.
Бог дал Адаму некие законы, некоторые обязанности. Например: возделывать райский сад, но не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Это запрет, через который даётся возможность утверждаться в добродетели. И ребёнку мы что-то разрешаем, а что-то запрещаем, и через это воспитываем. На таких ограничениях строится любая педагогика.
Слайд 7
(кластер к мастер-классу)
А я покажу вам, как мы с моими детьми справились с этой работой.
Слайд 8 (кластер «Добро и зло»)
Моё видение при подготовке к уроку.
Так выполнили работу мои ученики.
А теперь я расскажу ещё об одном виде работы, который так же соответствует теме мастер-класса: углубляет представления о нравственных категориях на основе православной культуры непосредственно на уроках ОПК в начальной школе. Вашему вниманию предлагаю составить синквейн.
Слайд 10. (Что такое синквейн)
Что такое синквейн и как его составлять
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:
В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.
Наша тема – это отрывок из романа Ф.М.Достоевского.
(Вместе с педагогами по схеме синквейна составляем нерифмованное пятистрочное стихотворение. Записываем мелом на доске).
Например:
1.Луковка(ассоциация Надежда).
2.Злющая(баба), огненное(озеро, в которое она попала).
3.Схватили, выдернула, подала.
4.Вытянет – пусть в рай идёт!
5.Наказание.
На заключительном этапе своего мастер-класса я покажу вам фрагмент другого открытого урока по Основам православной культуры в 4 классе . Тема : «Подвиг». Эту тему мы рассматриваем с точки зрения православного христианина.
На этом уроке я использую педагогическую технологию – развития критического мышления.
Что даёт применение технологии развитие критического мышления?
• умение работать в группе;
• умение графически оформить текстовый материал;
• умение творчески интерпретировать имеющуюся информацию;
• умение распределить информацию по степени новизны и значимости;
умение обобщить полученные знания;
• формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.
3/2. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.
Работа в группах.
1 группа |
2 группа |
3 группа |
Задание: выберите, что по вашему мнению является подвигом. |
Выберите качественные характеристики подвига: |
Можно ли назвать подвигом или героизмом следующий поступок: |
На войне броситься под танк врага с гранатой. |
работа |
Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, мусоровозных машинах, прицепившись к ним снаружи? |
Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни. |
выдержка |
‑ Их риск благороден и оправдан? (Незрелое желание хоть как-то выразить свою силу и смелость, которое может обернуться огромным и напрасным горем). |
Стойко выдержать пытки во вражеском плену. |
труд |
‑ Для кого такой поступок может обернуться горем?(Для самого человека, для семьи и близких). |
Вытащить пострадавшего из огня. |
усилие |
‑ Как вы считаете, каковы причины такого поведения? (Адреналиновая зависимость и тщеславие, чтобы добиться уважения со стороны сверстников, А за что – не так уж и важно…) |
Отправить в нокаут вооружённых грабителей. |
извинение |
|
Вынести раненого бойца с поля боя. |
смелость |
|
Спасти утопающего. |
отвага |
|
Сходить в магазин. |
мужество |
|
Вынести мусор. |
благородство |
|
Ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой. |
жертвенность |
|
Вымыть пол. |
любовь |
|
Играть на компьютере в героические игры. |
смирение |
|
Написать сочинение о подвиге. |
удаль |
|
Вымыть руки перед едой. |
крутизна |
|
Съесть 3 добавки картофельного пюре. |
сила воли |
|
Каждая группа обсуждает свой вопрос. 1-я и 2-я группы работают с карточками, 3-я группа делится своими мыслями с аудиторией.
Карточки, выбранные 2-мя первыми группами, вывешиваются на магнитную доску. Обсуждаются неверные ответы(рассматриваются карточки, которые дети не выбрали).
Подвести итог можно такой. На каждом уроке мы должны углублять представления о нравственных категориях на основе православной культуры. Иначе, несмотря на образованность, интеллектуальные навыки, в нравственной сфере можно быть неучем.
Не может быть человека, в здоровом теле которого нет нравственности и души.Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии,справедливости, сострадании.
Моя задача как учителя – «образовать» человека, не дать ему образование, а именно образовать.Из хаоса неупорядоченных, низменных,а порой жестоких инстинктов, из ненявных, нераскрывшихся возможностей интеллекта и духа организовать личность.
Помочь ребёнку обнаружить в себе хотя бы некоторые черты Высшего Образца для подражания – цель достойная звания учителя.
Спасибо за внимание! Всем творческих успехов!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.