Мастер-класс
Оценка 4.8

Мастер-класс

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
религиоведение
4 кл
28.01.2017
Мастер-класс
Презентация к мастер-классу
Публикация является частью публикации:
Мастер-класс Углубление представлений о нравственных категориях на основе православной культуры.doc

Мастер-класс учителя начальных классов

МБОУ СОШ №2 г.Лермонтова,

преподавателя Основ православной культуры

Садовниковой Ольги Викторовны.

Январь 2017г.

 

Тема: Углубление представлений  о нравственных категориях на основе православной культуры

 

В современной педагогике с введением ФГОС произошла масса изменений. Появилось много , новых педтехнологий, методов и форм работы с детьми. Сегодня я покажу вам малую часть того, что можно использовать на уроках Основы православной культуры.

(Слайд 1.Тема)

 

Основной принцип мастер класса: поделиться тем, что могу и чем владею.

Слайд 2.


В своей работе я следую направлениям, которые вы можете видеть

 на слайде №3:

      приобретение и использование учащимися знаний, полученных в повседневной жизни в ходе своего или на основе чужого опыта;

       развитие познавательного интереса, творческих способностей, стремления к самостоятельному приобретению знаний, основываясь на жизненных интересах и потребностях ребёнка;

      воспитание терпимости, уважения к истории и культуре своего народа и народов мира.

Сегодня за это выделенное мне время я покажу вам только малую часть того, что можно было бы показать.

При подготовке к мастер-классу у меня в голове возникла определённая схема, которую я облекла в кластер. Кстати о кластере. Что же это такое?

 Слайд 4.(Что такое кластер).

 

Кластер – это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему.

 

Слайд 5.

Сегодня мы вместе с вами составим кластер, синквейн и поработаем в группах.


сад.bmp


 Сейчас я вам прочту короткий отрывок из романа Фёдора Михайловича Достоевского «Братья Карамазовы», который вылился в небольшую притчу под названием «Луковка». Над этим текстом мы работали с детьми в 4 классе.

«Жила-была одна баба злющая-презлющая и померла. И не осталось после нее ни одной добродетели. Схватили ее черти и кинули в огненное озеро. А ангел-хранитель ее стоит да и думает: какую бы мне такую добродетель ее припомнить, чтобы Богу сказать. Вспомнил и говорит Богу: она, говорит, в огороде луковку выдернула и нищенке подала. И отвечает ему Бог: возьми ж ты, говорит, эту самую луковку, протяни ей в озеро, пусть ухватится и тянется, и коли вытянешь ее вон из озера, то пусть в рай идет, а оборвется луковка, то там и оставаться бабе, где теперь. Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись. И стал он ее осторожно тянуть и уж всю было вытянул, да грешники прочие в озере, как увидали, что ее тянут вон, и стали все за нее хвататься, чтоб и их вместе с нею вытянули. А баба-то была злющая-презлющая, и почала она их ногами брыкать: "Меня тянут, а не вас, моя луковка, а не ваша". Только что она это выговорила, луковка-то и порвалась. И упала баба в озеро и горит по сей день. А ангел заплакал и отошел.»

А теперь посмотрите на тему нашего мастер-класса: Углубление представлений о нравственных категориях на основе православной культуры. Этим мы с вами сейчас и займёмся .Сейчас мы порассуждаем с вами о добре и зле. Оговоримся сразу, что добро и зло – это не научные категории. На основе только что прочитанного отрывка, попытайтесь составить кластер. Перед вами текст. Используя новую педагогическую технологию критического мышления мы погрузимся в тему и выберем оттуда слова, понятия и добродетели, которые можно по-максимуму извлечь из прочитанного, придумать самим, дополнить.

 

Слайд 6.(О технологии  развития критического мышления)

 

Перед вами лист бумаги. Форму кластера я выбрала именно дерево, как библейское древо познания добра и зла. Напишите на веточках добра – нравственные категории и слова, соответствующие этому понятию, но применительно к тексту. То же проделайте с категориями зла. Через 2 минуты мы зачитаем ваши ответы.

Для любознательных.

Бог дал Адаму некие законы, некоторые обязанности. Например: возделывать райский сад, но не вкушать плодов с дерева познания добра и зла. Это запрет, через который даётся возможность утверждаться в добродетели. И ребёнку мы что-то разрешаем, а что-то запрещаем, и через это воспитываем. На таких ограничениях строится любая педагогика.

 

Слайд  7

 (кластер к мастер-классу)

 

сод.bmp

 

 

 

А я покажу вам, как мы с моими детьми справились с этой работой.


Слайд 8 (кластер «Добро и зло»)

Моё видение при подготовке к уроку.

Фото6024.jpg  Фото6025.jpg  Фото6026.jpg  Фото6027.jpg

 

                          Фото6028.jpg   Фото6029.jpg   Фото6030.jpg

Так выполнили работу мои ученики.

 

А теперь я расскажу ещё об одном виде работы, который так же соответствует теме мастер-класса: углубляет представления о нравственных категориях на основе православной культуры непосредственно на уроках ОПК в начальной школе. Вашему вниманию предлагаю составить синквейн.

Слайд 10. (Что такое синквейн)

Что такое синквейн и как его составлять

Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.

Классический (строгий) дидактический синквейн строится так:

  • первая строка – тема синквейна, одно слово, существительное или местоимение;
  • вторая строка – два прилагательных или причастия, которые описывают свойства темы;
  • третья строка – три глагола или деепричастия, рассказывающие о действиях темы;
  • четвертая строка – предложение из четырех слов, выражающая личное отношение автора синквейна к теме;
  • пятая строка – одно слово (любая часть речи), выражающее суть темы; своего рода резюме.

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме.

Наша тема – это отрывок из романа Ф.М.Достоевского.

(Вместе с педагогами по схеме синквейна составляем нерифмованное пятистрочное стихотворение. Записываем мелом на доске).

Например:

1.Луковка(ассоциация Надежда).

2.Злющая(баба), огненное(озеро, в которое она попала).

3.Схватили, выдернула, подала.

4.Вытянет – пусть в рай идёт!

5.Наказание.

 

На заключительном этапе своего мастер-класса я покажу вам фрагмент другого открытого урока по Основам православной культуры в 4 классе . Тема : «Подвиг». Эту тему мы рассматриваем с точки зрения православного христианина.

На этом уроке я использую педагогическую технологию – развития критического мышления.

Что даёт применение технологии развитие критического мышления?

      умение работать в группе;

      умение графически оформить текстовый материал;

       умение творчески интерпретировать  имеющуюся информацию;

      умение распределить информацию по степени новизны и значимости;

     умение обобщить полученные знания;

       формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации, пользоваться разными стратегиями чтения, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки зрения ее                        важности, «отсеивать» второстепенную, критически оценивать новые знания, делать выводы и обобщения.

 

3/2. Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения.

Работа в группах.

1 группа

2 группа

3 группа

Задание: выберите, что по вашему мнению является подвигом.

Выберите качественные

характеристики подвига:

Можно ли назвать подвигом или героизмом

следующий поступок:

На войне броситься под танк врага с гранатой.

работа

Поведение «зацепщиков», тех, кто катается на трамваях, электричках, мусоровозных машинах, прицепившись к ним снаружи?

Прикрыть товарищей в бою, ценой собственной жизни.

выдержка

‑ Их риск благороден и оправдан?

(Незрелое желание хоть как-то выразить свою силу и смелость, которое может обернуться огромным и напрасным горем).

Стойко выдержать пытки во вражеском плену.

труд

‑ Для кого такой поступок может обернуться горем?(Для самого человека, для семьи и близких).

Вытащить пострадавшего из огня.

усилие

‑ Как вы считаете, каковы причины такого поведения?

(Адреналиновая зависимость и тщеславие, чтобы добиться уважения со стороны сверстников,

А за что – не так уж и важно…)

Отправить в нокаут вооружённых грабителей.

извинение

 

Вынести раненого бойца с поля боя.

смелость

 

Спасти утопающего.

отвага

 

Сходить в магазин.

мужество

 

Вынести мусор.

благородство

 

Ухаживать за заболевшей мамой или бабушкой.

жертвенность

 

Вымыть пол.

любовь

 

Играть на компьютере в героические игры.

смирение

 

Написать сочинение о подвиге.

удаль

 

Вымыть руки перед едой.

крутизна

 

Съесть 3 добавки картофельного пюре.

сила воли

 

 

Каждая группа обсуждает свой вопрос. 1-я и 2-я группы работают с карточками, 3-я группа делится своими мыслями с аудиторией.

Карточки, выбранные 2-мя первыми группами, вывешиваются на магнитную доску. Обсуждаются неверные ответы(рассматриваются карточки, которые дети не выбрали).

Подвести итог можно такой. На каждом уроке мы должны углублять представления о нравственных категориях на основе православной культуры. Иначе, несмотря на образованность, интеллектуальные навыки, в нравственной сфере можно быть неучем.

Не может быть человека, в здоровом теле которого нет нравственности и души.Однако, в современном обществе материальные ценности настолько доминируют над духовными, что зачастую дети имеют ошибочные представления о доброте, милосердии,справедливости, сострадании.

Моя задача как учителя – «образовать» человека, не дать ему образование, а именно образовать.Из хаоса неупорядоченных, низменных,а порой жестоких инстинктов, из ненявных, нераскрывшихся возможностей интеллекта и духа организовать личность.

Помочь ребёнку обнаружить в себе хотя бы некоторые черты Высшего Образца для подражания – цель достойная звания учителя.

Спасибо за внимание! Всем творческих успехов!

 

 


Мастер-класс учителя начальных классов

Мастер-класс учителя начальных классов

При подготовке к мастер-классу у меня в голове возникла определённая схема, которую я облекла в кластер

При подготовке к мастер-классу у меня в голове возникла определённая схема, которую я облекла в кластер

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись

Побежал ангел к бабе, протянул ей луковку: на, говорит, баба, схватись и тянись

А я покажу вам, как мы с моими детьми справились с этой работой

А я покажу вам, как мы с моими детьми справились с этой работой

Так выполнили работу мои ученики

Так выполнили работу мои ученики

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме

В итоге получается короткое нерифмованное стихотворение, которое может быть посвящено любой теме

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Выявление индивидуальных затруднений в реализации нового знания и умения

Вытащить пострадавшего из огня

Вытащить пострадавшего из огня

Подвести итог можно такой. На каждом уроке мы должны углублять представления о нравственных категориях на основе православной культуры

Подвести итог можно такой. На каждом уроке мы должны углублять представления о нравственных категориях на основе православной культуры
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.01.2017