Мастер-класс на
тему:
«Формирование личностных
универсальных учебных действий
учащихся в рамках проектной
деятельности»
на примере урока ОРКСЭ.
Подготовила:
Побудилина Татьяна Юрьевна,
учитель начальных классов
МАОУ «СОШ №1» г. Почепа 2016год.
Новые федеральные образовательные стандарты задают новый вектор развития
начального общего образования. Важное место в формировании умения учиться
занимают УУД. Решение этих задач вызвало необходимость применения новых
педагогических подходов и технологий в современной общеобразовательной школе.
Одной из инновационных образовательных технологий, поддерживающих такой
подход, является метод проектов.
Проектная деятельность обучающихся это совместная учебнопознавательная,
творческая или игровая деятельность учащихся, имеющая общую цель,
согласованные методы, способы, направленная на достижение общего результата.
«Расскажи мне, и я забуду.
Покажи мне, и я запомню.
Вовлеки меня, и я научусь»
Китайская мудрость
Интересно и то, что в проекты могут вовлекаться и родители, что тоже
немаловажно.
Изучив необходимую литературу, метод проектов я начала реализовывать со
2011 2012 уч. года. Проектную деятельность осуществляю в рамках урочной
деятельности и во внеурочное время.
Изучая темы по окружающему миру из раздела «Здоровье и безопасность» я с
ребятами начала работу над проектом «Азбука безопасности на дорогах».
С этим проектом мы приняли участие в районном фестивале проектных и
исследовательских работ и заняли I место.
В 20122013 учебном году была продолжена работа над проектной
деятельностью. Тема следующего проекта «Таблицу умножения учим с
увлечением!». Данная тема выбрана не случайно. При изучении таблицы умножения
многие ребята столкнулись с трудностью по запоминанию таблицы.
На фестивале проектных и исследовательских работ проект занял III место.
Изучая раздел по литературному чтению «Люблю природу русскую. Зима», а также
посещая экскурсии по окружающему миру, я с ребятами осуществила работу над
проектом «Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!». На уроках я также
часто применяю метод проектов.
В 4 классе у нас по программе введён курс «Основы религиозных культур и
светской этики». Программа этого курса построена таким образом, что в конце
изучения каждого раздела или даже темы отводится на подготовку и презентацию творческих проектов учащихся. Сейчас я с вами, уважаемые коллеги, проведу
мастеркласс с использованием метода проектов.
На уроках ОРКСЭ была изучена следующая тема: Добро и зло.
На её изучение отводится 2 часа.
Цель: создание условий для понимания значения понятий добра и зла в жизни
человека.
Задачи:
Личностные УУД
Формирование правильного
представления доброты и милосердия,
доброжелательности, уважения друг к
другу и окружающим, стремление
совершать добрые поступки.
Усвоение новых понятий, умение ими
пользоваться. Осознание представлений
о нравственной ответственности
человека за содеянное.
Доброжелательное и уважительное
отношение друг к другу.
Метапредметные УУД
П. Овладение умением выделять главное
и второстепенное, выстраивать
последовательность событий, давать
определение понятий, устанавливать
причинноследственные связи.
Р. Способность выделять и осознавать
учащимися того, что усвоено на уроке
(новые понятия), уметь ими
пользоваться.
К. Сотрудничество с учителем и детьми;
изложение своего мнения; способность
работать в команде; готовность слушать
собеседника и вести диалог.
Основные термины и понятия: добро, зло.
Оборудование: мультимедийная презентация, компьютер, проектор, листы бумаги
формата А3, фломастеры.
Ход мастеркласса
1. Организационный момент.
2. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного
восприятия нового материала.
Добро и зло, как близнецыбратья, не могут существовать одно без другого. Если
бы не было зла, человек никогда бы не узнал, что такое добро, и наоборот.
Добро и зло – это мера, которой меряется человеческая жизнь. Про одного
человека говорят – он добрый человек. А про другого – он злой.
3. Целеполагание.
Как вы думаете, о чём мы будем говорить на уроке?
4. Работа по теме урока.
Определение понятий.
Добро и зло. Это основные нравственные понятия, которыми руководствуется
каждый человек в своей жизни. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории. Давайте же и мы сегодня
попробуем сделать для себя этот вывод.
У вас есть рабочий лист, подумайте и распределите в 2 столбика, что для вас
означает слово «добро», а что – «зло».
Добро Зло
___________________________ _______________________________
___________________________ _______________________________
___________________________ _______________________________
____________________________ _______________________________
____________________________ _________________________________
– А теперь поработайте в паре. Попробуйте дать определения понятиям «добро» и
«зло»:
Добро – это...
Зло – это...
Давайте обратимся к толковому словарю С. И. Ожегова, и узнаем, какое определение
дано этим понятиям.
«Добро – нечто положительное, хорошее, полезное, противоположное злу; добрый
поступок».
«Зло нечто дурное, вредное, противоположное добру; злой поступок».
Творческая работа.
А сейчас мы с вами совершим путешествие по маршруту «Добра» и «Зла».
Вы будете работать в группах.
Давайте вспомним правила работы в группе.
Правила работы в группе.
Говори спокойно и ясно.
• Убедись, что в разговоре участвует каждый.
• Говори только по одному.
• Возражаешь, предлагай!
• Делай то же самое, если ты согласен.
• Проверь работу своего товарища. Задание:
Составить плакаты этических понятий – «добро» и «зло».
Каждой группе предлагается задание.
1группа – подобрать примеры поступков к понятию «добро»;
2 группа – подобрать примеры поступков к понятию «зло»;
3 группа – кого из литературных героев пригласит на день рождения кот
Леопольд, придумать пожелание;
4 группа – кого из литературных героев пригласит на день рождения Кощей
Бессмертный, придумать пожелание;
5 группа – нарисовать условное лицо доброго человека, а рядом записать слова,
характеризующие его;
6 группа – нарисовать условное лицо злого человека, а рядом записать слова,
характеризующие его.
Каждой группе представить свой плакат, объяснить свой выбор.
Защита проекта.
5. Обобщение и систематизация знаний.
Посмотрите на плакаты, которые у нас получились.
В обществе каких людей вам приятнее находиться?
Но для этого мы должны быть сами добрыми людьми.
ПОМНИ: Попробуй не наступить, а уступить.
Не захватить, а отдать.
Не кулак показать, а протянуть ладонь.
Не спрятать, а поделиться.
Не кричать, а выслушать.
Не разорвать, а склеить.
ПОПРОБУЙ – И ТЫ УВИДИШЬ, КАКИМИ ТЁПЛЫМИ, РАДОСТНЫМИ,
СПОКОЙНЫМИ СТАНУТ ТВОИ ОТНОШЕНИЯ С ОКРУЖАЮЩИМИ ЛЮДЬМИ,
КАКОЕ УДИВИТЕЛЬНОЕ ЧУВСТВО СОГРЕВАЕТ СЕРДЦЕ, СТАРАЙСЯ РАДИ
СЕБЯ САМОГО НЕ ПРИЧИНЯТЬ ВРЕДА ДРУГОМУ ЧЕЛОВЕКУ.
Обобщим наши знания о добре и зле. Поработаем в парах. Составим синквейн со
словами «добро» и «зло».
Посмотрите на экран и вспомните правила составления синквейна.
1) ДОБРО
2) душевное, сердечное
3) исцеляет, помогает, вдохновляет
4) Добро сближает людей.
5) РАДОСТЬ
1) ЗЛО
2) страшное, плохое
3) калечит, обижает, убивает
4)
вражду.
5) ГОРЕ
Зло влечёт за собой горе и Итак, «добро» и «зло» является основным понятием этики. Они служат нам
ориентиром при освоении мира.
6. Рефлексия.
Дарите свою доброту родным, близким, друзьям и просто людям, которые в ней
нуждаются! И давайте постараемся быть добрыми каждый день, бескорыстно и с
любовью!
А, чтобы нам закончить наш урок на позитивной нотке, я предлагаю вам заполнить
вот такое большое сердце нашего класса добрыми словами и пожеланиями друг
другу, чтобы в нас долго теплился тот огонёк тепла, который дарит каждое ваше
сердечко.
(На столе у учащихся лежат вырезанные из бумаги маленькие сердечки, на которых
они напишут добрые слова и пожелания своим одноклассникам, семье или учителю и
прикрепят их на большое сердце класса.)
Звучит песня «Дорогою добра» (из м/ф «Маленький Мук») (аудиозапись)
Мастер - класс
Мастер - класс
Мастер - класс
Мастер - класс
Мастер - класс
Мастер - класс
Мастер - класс
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.