Тема: Чистое интонирование
Цель: обучение чистому интонированию в пении
Задачи:
- обучать пению в унисон
- развивать музыкальный слух, музыкальную память, голос, чувство ритма
- формировать творческую активность, толерантное мышление.
Оборудование: фортепиано, колонка , фонограммы, наглядные материалы.
План:
1. Организационный момент 2. Разминка:
а) слуховая
б) дыхательная
в) артикуляционная
г) голосовая
3. Интонирование ступеней лада 4. Зависимость интонирования от фактуры произведения 5. Правильное интонирование песни 6. Подведение итоговМастер-класс « Правильное интонирование в вокале» , разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В. Тема: Чистое интонирование
Цель: обучение чистому интонированию в пении
Задачи:
- обучать пению в унисон
- развивать музыкальный слух, музыкальную память, голос, чувство ритма
- формировать творческую активность, толерантное мышление.
Оборудование: фортепиано, колонка , фонограммы, наглядные материалы.
План:
1. Организационный момент 2. Разминка:
а) слуховая
б) дыхательная
в) артикуляционная
г) голосовая
3. Интонирование ступеней лада 4. Зависимость интонирования от фактуры произведения 5. Правильное интонирование песни 6. Итог
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале» , разработанный Данченко С.В..rtf
Мастеркласс « Правильное интонирование в вокале» ,
разработанный педагогом по вокалу Данченко С.В.
Тема: Чистое интонирование
Цель: обучение чистому интонированию в пении
Задачи:
обучать пению в унисон
развивать музыкальный слух, музыкальную память, голос, чувство
ритма
формировать творческую активность, толерантное мышление.
Оборудование: фортепиано, колонка , фонограммы, наглядные
материалы.
План:
1. Организационный момент 2. Разминка:
а) слуховая
б) дыхательная
в) артикуляционная
г) голосовая
3. Интонирование ступеней лада
4. Зависимость интонирования от фактуры произведения
5. Правильное интонирование песни 6.
Итог
Ход занятия: 1.Организационный момент
2. Разминка Для разогрева наших связок и для настройки нашего
голосового аппарата мы с вами распоемся.
Слуховая разминка
Сначала настроим на работу наш музыкальный слух: Я сыграю
несколько звуков, вы должны определить сколько?
( демонстрация на фортепиано, пропевание).
Сейчас вы должны определить плавное движение мелодии я вам
сыграю или мелодию со скачками?
Дыхательная разминка
А сейчас приведем в готовность наши легкие.
а) Упражнение. Изобразим ветер. Для этого нужно набрать по больше
воздуха в легкие и выдувать его со звуком «Ш ш» (выполняется
несколько раз) б) Упражнение. А
теперь согреем наши ладошки теплым воздухом со звуком «Ха».
Артикуляционная разминка
а) Упражнение. Кончиком языка прокалываем 4 стороны лица: слева,
справа, сверху, снизу. б)
Упражнение. Поднимаем рот вверх, изображая радость, затем вниз,
изображая обиду. Затем поочередно радость и обиду.
Голосовая разминка
Настраиваем свои инструменты – голос и уши. Пропеваем один звук
уоиа.
Распевки: а) «Да бу да» б) «Пение
гаммы»
в) Упражнение на развитие диафрагмы «Стаккато»
(наглядность, показ, повторение, объяснение)
3. Интонирование ступеней лада
Чистое интонирование – это:
"Знание" вокальным аппаратом звуковысотности каждой ноты на
физиологическом уровне
и формирование в мозгу ощущений "ширины" интервалов.
Каждая ступень гаммы обладает разной трудностью интонирования в
зависимости от степени ее устойчивости или не устойчивости
.Развитие пения высокой позиции зависит от ступеней лада. В связи с
этим мы можем интонировать ступени лада. Интонирование звуков
натуральной мажорной гаммы.
При движении вверх
I ступень интонируется устойчиво
II — высоко
III — высоко
IV — с тенденцией к понижению
V — чисто, с тенденцией к повышению
VI — высоко
VII — высоко
При движении вниз VIII (I) ступень интонируется устойчиво
VII — высоко
VI — низко
V — чисто, устойчиво
IV — низко
III — высоко
II — низко
I — с тенденцией к повышению.
Интонирование звуков натуральной минорной гаммы
Все ступени минорной гаммы, включая тонику, весьма неустойчивы, и
их нужно рассматривать в связи с параллельным мажором.
При движении вверх
I ступень должна интонироваться высоко, она неустойчива сама по
себе, слышится как VI ступень мажора.
II ступень интонируется высоко
III — низко
IV — высоко
V — высоко
VI — низко
VI — низко
VIII (I) — высоко
При движении вниз VIII (I) интонируется устойчиво
VII — низко
VI — низко
V — высоко
IV — низко
III — низко
II — высоко
I— ровно, устойчиво.
В практике пения а капелла выработался ряд практических указаний
на способы интонирования не только звукорядов мажора и минора, но
и отдельных интервалов.
Рекомендуется чистые интервалы интонировать устойчиво, большие –
интонировать широко, малые – узко. Эти указания не исчерпывают
всех явлений хорового строя, но помогают певцам преодолеть
трудности интонирования в пении.
Диатонический полутон (ми фа или сидо) в восходящем движении
интонируется низко, а хроматический полутон (до до#) интонируется
высоко. В нисходящем движении – наоборот.
Появление в партитуре альтерированных звуков (появление случайных
знаков) должно быть осмыслено в связи с особенностями
гармонической структуры произведения. Наличие в партитуре
альтерированных звуков может быть связано как с разновидностью
лада, так и с переходом в другую тональность, и интонирование их
должно различаться.
Определенный уровень, достигаемый в результате работы над чистым интонированием по горизонтали, служит основой и для чистоты
гармонического строя по вертикали. В выработке навыков
гармонического строя необходимо руководствоваться слуховым
ощущением ладового построения и взаимосвязи отдельных партий, их
функций в общем гармоническом звучании хора.
4. Зависимость интонирования от фактуры произведения
Чистота интонирования в пении зависит не только от интервального и
ладофункционального строения мелодического или гармонического
оборота, но также и от целого ряда других причин, из которых
наиболее существенны следующие:
Метроритмическая структура и степень ее сложности: сложные
ритмические движения осложняют интонирование.
Гармоническая структура изложения поддерживаемого
аккомпанемента: чем яснее, проще гармонический язык, тем легче
интонировать.
Мелодическая линия: плавное мелодия облегчает интонирование,
наличие скачков,– усложняет.
Темп: в спокойных темпах интонирование менее затруднительно,
нежели в быстрых.
Тесситурные условия: в крайних высоких и крайних низких регистрах
чистое интонирование труднее, нежели в пределах рабочего диапазона.
Этим, однако, не исчерпываются моменты, влияющие в той или иной
степени на чистоту пения. Дикция – вокальность литературного
текста, дыхание – короткое или длинное, быстрота перемены дыхания,
и т. п., акустические особенности помещения и даже выбор
тональности произведения – все это может влиять на степень трудности, т. к. известно, что одни тональности для исполнения более
удобны, другие менее удобны.
Интонационный настрой певца вырабатывается путем пения различных
мелодических и упражнений с включением разнообразных интервалов.
Следует обращать внимание на точное попадание в ноту, добиваясь
определенной позиции звука, правильного взятия, расходования и
смены дыхания, четкого произношения букв и слогов и выполнения
других элементов вокальной технологии.
Интересны советы М.И.Глинки, касающиеся вокальной техники и
интонирования:
Попадать прямо в ноту, без "подъезда”. Сначала настраиваем ухо
(внутренний слух), затем – поём.
Обращать больше внимание на верность, а потом на непринужденность
голоса.
Петь не громко, не тихо, но вольно (свободно, приятно, с
удовольствием).
Взяв ноту, держать ее в ровной силе, не делая crescendo (что гораздо
труднее и полезнее).
В достижении чистого интонирования любой мелодии или любого
сочетания интервалов следует находить логику интонационного
мышления, ощущение ладовогармонической основы, четкой
ритмической организации, силы и динамики звучания, т.к. музыка –
искусство интонируемого смысла.
5. Работа над песней
Вокальная задача – освоение базовых методов работы с мелодией
песни. Вот перечень упражнений, предваряющих основную работу над развитием вокальноинтонационных навыков:
— спеть мелодию, одновременно с игрой на фортепиано;
— спеть вне ритма каждый звук мелодии «a capella», проверяя с
некоторым опозданием чистоту интонирования проигрывание этого же
звука на фортепиано;
— спеть мелодию ритмично по фразам «a capella», предварительно
сыграв фразу на фортепиано (нужно повторять несколько раз, до тех
пор, пока не будет достигнут удовлетворительный вариант; играть и
петь нужно максимально выразительно и аккуратно);
— максимально выразительно спеть мелодию полностью «a capella»,
прохлопывая метрические доли (можно пропустить).
Все эти упражнения в комплексе призваны сформировать навык
уверенного владения голосовым аппаратом, создав тем самым прочный
фундамент для развития «ладового чувства».
На прошлом занятии мы разучили песню.
Давайте пропоем мелодию песни применяя данные упражнения.
А теперь первую фразу споем в очень медленном темпе, как бы
растянем ее как пружину.
Эту же фразу споем весело, затем грустно, а теперь в другом ритме
(показываю).
А теперь придумайте ритм сами, не меняя мелодическую линию.
Так же пропеваем остальные фразы.
(беседа, показ, сравнение, закрепление) 6. Подведение итога : постоянно обращать внимание на
«графическое» направление движения мелодии – именно оно дает
первоначальный импульс для формирования звукового
интонационного образа.
Принцип формирования и развития «ладового чувства» основан на
способности голосовых связок и всего аппарата звукообразования не
только запоминать интонационные и ладовые связи между звуками
разной высоты, но и «физиологические» ощущения интонирования
отдельных звуков определенной высоты.
Разучивание мелодий не должно сводиться к механическому их
повторению до тех пор, пока «сами не запомнятся»
Молодцы, ребята, мы с вами сегодня многое сделали, многое успели.
Чей ритмический рисунок был легче для исполнения?
Чей сложнее?
А чей интереснее?
На следующем занятии мы продолжим работу на выработку вокально –
интонационных навыков
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Мастер-класс « Правильное интонирование в вокале»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.