Мастер класс "Чтение с остановками по рассказу И. Бунина "Роман горбуна"
Оценка 4.8
Разработки уроков
doc
русская литература
9 кл
18.02.2018
На мастер классе предлагается поразмышлять над рассказом И. Бунина "Роман Горбуна". Ответить на вопросы: «Человек создан для счастья, как птица для полета»; или «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него». Используются приемы: чтение с остановками, "Дерево предсказаний"
Мастер-класс Чтение с остановками.doc
Мастер – класс.
Чтение с остановками по рассказу И. Бунина «Роман горбуна»
Здравствуйте, друзья! Приглашаю вас на откровенный разговор. Давайте установим
правило разговора: рассуждая о прочитанном, помните, что литература действует на каждого из нас
сугубо индивидуально и поэтому с уважением относитесь к различным точкам зрения.
Согласны ли вы с мнением, что современная молодежь мало читает?
Может быть, молодые люди считают чтение книг бесполезным и скучным занятием? По
моему мнению, чтение литературных произведений побуждает к мысли, мы начинаем сопереживать
вместе с героем, и к нам приходит вдохновение к творчеству.
«Литература все же не зеркало, а скорее зазеркалье, где все может быть, как в
жизни, и всетаки совсем не так. Поэтому, наверное, настоящее чтение –
увлекательнейшее занятие.
А вы хотите их разгадать?»
Ведь на каждом шагу – загадки.
1. Стадия вызова.
Ответьте мне, пожалуйста, на вопрос
Были ли в вашей жизни моменты, когда вами владело только одно желание, чегото
необычного, прекрасного.
Вспомните, какие чувства вы испытывали в ожидании счастья.
2. Прогнозирование по названию.
Посмотрите на слайд.
О чем может пойти речь в литературном произведении с таким названием?
(на слайде запись РОМАН ГОРБУНА) (о любви, горбуне, о романе горбуна к комуто)
Хотелось бы познакомить вас с маленьким рассказом Ивана Алексеевича Бунина, из серии
так называемых «крохоток», написанных в 1930 году, он так и называется «Роман горбуна».
(слайд фото Бунина и название романа)
Прочитаем рассказ, используя чтение с остановками.
Горбун получил анонимное любовное письмо, приглашение на свидание:
«Будьте в субботу пятого апреля, в семь часов вечера, в сквере на Соборной площади. Я
молода, свободна и – к чему скрывать! – давно знаю, давно люблю Вас, Ваш гордый и печальный
взор, Ваш благородный, умный лоб, Ваше одиночество… Я хочу надеяться, что и Вы найдёте,
быть может, во мне душу, родную Вам… Мои приметы: серый английский костюм, в левой руке
шёлковый лиловый зонтик, в правой – букет фиалок…»
Первая остановка.
(на столах таблички с номером группы)
Я предлагаю каждой группе в течение одной минуты вместе обсудить вопрос и дать ответ
группы.
1 группа отвечает на вопрос Как вы думаете, кто мог написать это письмо?
2 группа – Автор письма пишет горбуну: «Вы найдете, быть может, во мне душу, родственную
Вам». Как вы думаете, в чем может обнаруживать это родство?
3 группа Чем настораживает письмо?
(звучит музыка Нотердам де Пари)
1 группа
Как вы думаете, кто мог
написать это письмо?
2 группа
Автор письма пишет горбуну:
«Вы найдете, быть может, во
мне душу, родственную Вам».
Как вы думаете, в чем может
обнаруживать это родство?
3 группа
Чем настораживает письмо?
(анонимное, может женщина,
которая замужем, но вот по
настоящему влюбилась,
а
может женат горбун)
Группы отвечают.
Итак, мы предположили, что письмо написала………., души родственные, потому что…………, а
настораживает тем, что оно анонимное. ПРОДОЛЖИМ ЧТЕНИЕ.
Как он был потрясён, как ждал субботы: первое любовное письмо за всю жизнь! В субботу
он сходил к парикмахеру, купил новые (сиреневые) перчатки, новый (серый с красной искрой, под
цвет костюму) галстук; дома, наряжаясь перед зеркалом, без конца перевязывал этот галстук
своими длинными, тонкими пальцами, холодными и дрожащими: на щеках его под тонкой кожей
разлился красивый, пятнистый румянец, прекрасные глаза потемнели… Потом, наряженный, он
сел в кресло, – как гость, как чужой в своей собственной квартире, – и стал ждать рокового часа.
Наконец в столовой важно, грозно пробило шесть с половиной. Он содрогнулся, поднялся,
сдержанно, не спеша надел в прихожей весеннюю шляпу, взял трость и медленно вышел. Но на
улице уже не мог владеть собой – зашагал своими длинными и тонкими ногами быстрее, со всей
вызывающей важностью, присущей горбу, но объятый тем блаженным страхом, с которым
всегда предвкушаем мы счастье. Когда же быстро вошёл в сквер возле собора, вдруг…
Остановка вторая.
(фронтальная работа)
Какие цвета автор использует для описания одежды, которую горбун купил для свидания.
(серый, сиреневый ).
С точки зрения психологии, эти цвета выражают обеспокоенность, тревожность,
неуверенность героя.
Как вы считаете, что ожидает от свидания горбун?
Предлагаю составить дерево предсказаний. У каждого из вас на столе лежит зеленый листочек
дерева. Напишите самостоятельно на этом листочке в одном предложении, что произошло дальше. (30
сек выполняют)
А теперь, предлагаю по одному выходить, проговаривая свое предположение, прикрепить
листок на дерево.
Мы слушали, все предположения, а хотите ли вы узнать окончание рассказа Бунина.
…оцепенел на месте: навстречу ему, в розовом свете вечерней зари, важными и длинными
шагами шла в сером костюме и хорошенькой шляпке, похожей на мужскую, с зонтиком в левой
руке и с фиалками в правой, – горбунья.
Беспощаден ктото к человеку.
Такой ли финал вы ожидали?
В одном из своих рассказов писатель Короленко В. Г. предлагает читателю два афоризма:
первый «Человек создан для счастья, как птица для полета»;
Второй: «Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него»
Самостоятельно подумайте, какой из афоризмов на ваш взгляд подходит больше по смыслу к
тексту.
На основе своего выбора напишите продолжение: «Что было дальше?» , но одно условие в 5
предложениях(у них листок, с вопросом)
Мы выслушали все работы. И хочется сделать вывод. Каждый из нас стремится вперед к намеченной
цели, ожидая лучшего будущего. Не всегда оправдываются наши ожидания, но мы снова и снова идем
навстречу трудностям, веря, что счастье совсем рядом, стоит только протянуть руку. И мы
стремимся вперед к таинственному и заманчивому грядущему.
Большое спасибо за работу.
Мастер класс "Чтение с остановками по рассказу И. Бунина "Роман горбуна"
Мастер класс "Чтение с остановками по рассказу И. Бунина "Роман горбуна"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.