Мастер-класс для педагогов
Оценка 4.7

Мастер-класс для педагогов

Оценка 4.7
Занимательные материалы
docx
дефектология
Детсад
10.10.2019
Мастер-класс для педагогов
Целью проведения мастер - класса является повышение профессионального мастерства, познакомить педагогов с играми по проблеме устранения нарушения слоговой структуры слов Мастер - класс помогает воспитателям и педагогом познакомится с играми которые они могут использовать на своих КООД и в игровой форме.
Мастер.docx
Мастер­класс для педагогов логопедических групп Мастер – класс для педагогов логопедических групп РМО на тему:  «Использование дидактических игр в работе  воспитателя для улучшения слоговой  структуры слова дошкольников логопедической группы». Воспитатель: Г.И. Мартынова. Дата проведения: 2 апреля 2015 года. Цель мастер – класса: повысить профессиональное мастерство  педагогов – участников мастер – класса в процессе активного  педагогического общения по проблеме  устранения нарушения  слоговой структуры слов путём теоретических аспектов и игровой практикой.     Задачи: 1.Использовать в работе воспитателя по коррекции нарушений  слоговой структуры слова новые современные ИКТ. 2.Соблюдать принципы коррекционной работы, направленные на  преодоление нарушений слоговой структуры слова, для достижения  наиболее эффективных результатов. 3.Вовлечь педагогов в совместную игровую деятельность, вызывая интерес  к данной проблеме. 4.Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы  работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес ребенка к занятию. Оборудование:  магнитная доска, магниты, картинки с предметами,  проектор, интерактивная доска, ноутбук, интерактивные игры. Раздаточный материал:  листы бумаги, на которых написано слово –  «здоровье»; игры:  «гусеница», «пчелка», «путешествие на воздушном шаре»,   «собери слово», «слоги и слова», «собери бусы», «посчитай­ка»; бумажные  облака с вопросами для педагогов.  Ход мастер – класса. 1. Организационный момент.       Послушайте стихотворение.                                                                                   Гастроном Если взять большое слово, Вынуть буквы, раз и два, А потом собрать их снова, Выйдут новые слова. Поиграйте раньше с нами, А потом садитесь сами. Вот из слова ГАСТРОНОМ Вышел важный АСТРОНОМ. Вышел МАГ и вышел ГНОМ. А за ними АГРОНОМ. Мост построен на реке, ГРОМ грохочет вдалеке, С нижней палубы МАТРОС От причала тянет ТРОС… Сверху летчику видна Вся родная СТОРОНА.  А теперь попробуйте составить из слова  ЗДОРОВЬЕ  как можно больше слов    (у каждого участника карточка со словом здоровье). ЗДОРОВЬЕ – зов, ров, вор, здоров, взор, вздор, вред. 2. Объявление темы мастер­класса. Я должна вам сообщить тему нашего мастер ­ класса, но хочу, чтобы мы  с вами вместе сформулировали её. Сейчас я вам покажу картинки и произнесу слова так, как называли дети эти слова: АВТОБУС ­  «татобу» ПОМИДОР ­  «мидор» КАСТРЮЛЯ ­  «кастуля» ОБЕЗЬЯНА ­  «бизяна» КЛУБНИКА ­  «лубика» ТАРЕЛКА ­  «талерка» Может быть, вы догадались, что случилось со словами?  (нарушался контур слова, были переставлены звуки, слоги, выпущены слоги  из слова.) Да, нарушалась в целом слоговая структура слова. 3.Теоретическая часть.   * Теоретический аспект «Что такое слово». А сейчас попробуйте сформулировать своими словами, что такое слово,  раз его структура нарушается.                                    В словаре Даля представлено несколько определений: 1. Исключительная способность человека выражать свои мысли и чувства. 2. Дар говорить, разумно сообщать сочетаемые звуки, словесная речь. 3. Сочетания звуков, составляющих одно целое, обозначающих предмет, понятие. 4. Разговор. Беседа. А структура ­ это состав, ряд компонент. А если нарушается слоговая структура слова, то мы можем иметь  сразу ряд затруднений в речи, способность говорить, чётко и понятно  поддерживать беседу, ясно выражать свои мысли. Как вы думаете, а надо ли заниматься этой проблемой? И к чему может  привести данный дефект?     *  Проблема современности. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих общим недоразвитием  речи. Данный вид нарушения у детей с нормальным слухом и сохранным  интеллектом представляет собой специфическое проявление речевой  аномалии, при которой нарушено или отстаёт от нормы формирование основных компонентов речевой системы: лексики, грамматики, фонетики.  У большинства из этих детей в той или иной степени присутствует искажение  слоговой структуры слова, которые признаны ведущими и стойкими в структуре  речевого дефекта детей с общим недоразвитием речи.  Практика логопедической работы показывает, что коррекция слоговой структуры  слова – одна из приоритетных и наиболее трудных задач в работе с детьми,  имеющими системные нарушения речи.    *Актуальность темы. Одним из основных показателей готовности ребенка к успешному обучению  в школе является правильная, хорошо развитая речь. Хорошая речь – важнейшее  условие всестороннего полноценного развития детей. Поэтому так важно  заботиться о своевременном формировании речи детей, о ее чистоте и  правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми  считаются любые отклонения от общепринятых норм данного языка.     Практика логопедической работы показывает, что часто на первый  план в дошкольном возрасте выдвигается коррекция звукопроизношения  и недооценивается значение формирования слоговой структуры слов, и это  является одной из причин возникновения дисграфии и дислексии у детей  в школьном возрасте. Затруднения в произношении звуков, а также  акцентирование внимания на их преодолении ведут к тому, что звук, а не  слог, становится единицей произношения. Это в некоторой степени  противоречит естественному процессу развития речи. Поэтому особую  важность приобретает определение правильного соотношения между  развитием звукопроизношения и овладением слоговой структурой слова  (З.Е. Агранович). *Эффективность коррекционной работы по преодолению нарушения слоговой структуры слова определяется соблюдением некоторых принципов: • Работа проводится поэтапно «от простого к сложному»; • Одновременное развитие речедвигательного и речеслухового навыка; • Учет индивидуального дефекта нарушения слоговой структуры слова; • Взаимосвязь в работе по преодолению нарушения слоговой структуры слова логопеда, воспитателя и родителей. Параллельно с работой по совершенствованию слоговой структуры слова проводится работа над звуконаполняемостью слов, коррекцией звукопроизношения, так как все это – решающие факторы в фонетически правильном формировании у ребенка слова. Данная работа должна вестись с учетом ведущего вида деятельности детей – игры, с применением наглядности. Формирование слоговой структуры слова - долгий процесс и ребенку каждое занятие должно быть интересно. Поэтому проблема коррекции слоговой структуры слова посредством использования дидактических игр одна из актуальных в системе работы по преодолению общего недоразвития речи у детей. Проговаривая слова, словосочетания и предложения отраженно и самостоятельно, дети учатся правильно воспроизводить ритмический рисунок слова. 4.Практическая часть.   ­ Все мы любим, играть в различные игры, а дети особенно. Сегодня я бы  хотела вам показать, как можно играя, учить,  корректировать и овладевать  слоговой структурой слова. Предлагаю вашему вниманию многофункциональные дидактические пособия,  предназначенные как для коррекции нарушения слоговой структуры слова,  так и для автоматизации звуков: Игра «Гусеница» Цель:  упражнять детей в умении делить слова на слоги, запоминая их  последовательность, формировать  навык слогового и фонематического  анализа слова, развивать мелкую моторику и сенсорику. Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове  (с использованием   наглядности или на слух) и выложить соответствующее  количество цветных фишек на изображение гусеницы (пуговицы, крышечки,  ракушки, камешки или другой материал). Игра «Пчелка» Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах,   формировать навык слогового и фонематического анализа слова,  закреплять умение детей  ориентироваться на листе бумаги. Ход игры:  предлагаю детям наглядный материал (картинки), выложенные  по порядку на доске, в каждом слове нужно определить количество  слогов и, перелетая с цветка на цветок игрушкой – пчелкой спросить  ребенка на цветке какого цвета сидит пчелка (каждому слогу соответствует один цветок). Так же можно произносит слова на слух, определяя количество слогов в слове,  перемещая игрушку­пчелку по цветкам. Игра «Путешествие на воздушном шаре» Цель:  закреплять умение делить слова на слоги, закреплять правильное  произношение звуков в словах с разной слоговой структурой, упражнять  в соотношении количества слогов в слове с цифрой. Ход игры:  детям предлагается определить количество слогов в слове (картинка)  и вставить картинку в корзину воздушного шара так, чтобы количество слогов  в слове соотносилось с той цифрой, которая указана на корзине воздушного  шара, четко произнося слово по слогам. Игра «Собери слово» Цель:  упражнять детей в составлении слов из слогов, формировать навык  слогового и фонематического анализа слов, закреплять правильное  произношение слов с разной слоговой структурой, овладевать чтением  слогов и слов различного слогового состава, развивать произвольное  внимание, закрепление лексических тем «домашние животные»,  «дикие животные», «фрукты». Ход игры:  детям предлагается выложить  слово под картинкой, где находиться  один из слогов, остальные слоги нужно правильно расставить и прочитать это слово, затем сделать звуковой анализ слова. Игра «Слоги и слова»                                                                                                          Цель игры:  закреплять умение делить слова на слоги, запоминая их последовательность, упражнять в правильном произношении звуков в  словах, овладевать чтением слов и слогов различного слогового состава,  запоминать некоторые грамматические нормы русского языка, развивать  произвольное внимание, мелкую моторику рук. Ход игры:  детям предлагается собрать пазл,  который состоит из  картинки, слова  и слогов данного слова  (можно начинать собирать  пазл с картинки, слова или слогов данного слова). Задание усложняется,  нужно к каждому слогу подобрать картинку, начинающуюся на данный слог. Игра «Собери бусы» Цель:  упражнять детей в умении составлять короткие и длинные слова из  различных слогов, формировать навык слогового анализа слов,  упражнять навыки чтения слов и слогов, развивать мелкую моторику и  сенсорику. Ход игры:  разделить детей на команды и предлагается им собрать слова из  слогов, которые написаны на различных фигурах,  затем нанизать их на  веревочку, чтобы получились «бусы». Выигрывает та команда, которая  быстрее и правильно соберет слова. Вопросы, – какие слова  вы подобрали,  сколько их, какие слова у вас получились одинаковые, а какие разные? Игра «Посчитай­ка» Цель:  упражнять детей в определении количества слогов в словах, учить  сравнивать слоговые составы двух слов, устанавливая между ними равенства  или неравенства, закреплять навык деления слов на слоги, используя математические знаки: «=»,  «<»,  «>»,  упражнять в умении исправлять  выложенные неравенства в каждом из двух слов. Ход игры:                                                                                                                                прохлопать в ладоши столько раз, сколько слогов в каждом из двух слов,  запомнить их количественный состав; сравнить в каком их них слогов  больше или меньше и вставить в предложенную схему. Можно выкладывать  символы слогов, а для сравнения использовать  цифры. 2 вариант – предложить ребенку уже выложенное заранее равенство  (или его неравенство) и предложить подобрать слово (картинку)  для равенства, т.е. подобрать слово с такой же слоговой структурой; для  неравенства – с другой (меньшей или большей) слоговой структурой. Игра «Ребусы»  (интерактивная) Цель игры:  упражнять детей в умении разгадывать ребусы, упражнять  слогом синтезе, развивать логическое мышление и зрительную память,  закреплять в делении слов на слоги, развивать интерес к интерактивным играм. Ход игры:  детям предлагается отгадать ребусы и сделать слоговой анализ  отгаданных слов. Игра «Дикие и домашние животные»  (интерактивная) Цель игры:  закрепить лексические темы «дикие животные» и «домашние  животные»,  активизировать словарный запас по этим темам, закреплять  слоговой анализ слова, продолжать развивать интерес к интерактивным играм. Ход игры:  предлагаю детям  «убрать»  диких животных от домашних  животных так,  в слове, у которых  имеется один слог, затем – два слога и т.д. Игра «Что лишнее?»    (интерактивная) Цель игры:  упражнять детей в умении классифицировать предметы по  общему признаку, закреплять  лексические темы, расширять и активизировать  словарный запас, закреплять умение делить слова на слоги. Ход игры:  предлагаю детям « убрать»  лишний предмет, объяснить почему?   Затем назвать слова и дать  слоговой анализ данного слова.   *Познакомить педагогов с другими играми и  материалами по данной теме,  которые используются нашими педагогами во время занятий, индивидуальной  работы, вне занятий во время игры и т.п. 5.Рефлексия. Воспитатели делятся своими впечатлениями  мастер – класса  (вопросы записаны на бумажных  облаках). 1. Что я сегодня узнала нового? 2. Что для меня было интересно? 3.  Я приобрела…  4. Я поняла, что… 5. Теперь я могу… 6. Что меня удивило? 7.  Что я возьму для своей работы?

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов

Мастер-класс для педагогов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
10.10.2019