НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
Оценка 4.9
Контроль знаний
docx
дефектология
Детсад
28.09.2019
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по логопедии с детьми старшего дошкольного возраста
по образовательной области «Речевое развитие» в дошкольном образовательном учреждении. Тема: Дифференциация звуков ж-з в словах и фразовой речи с использование ИКТ.
Задачи
Образовательные:
• Закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З,З’]в словах, чистоговорках, во фразовой речи;
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
Коррекционно – развивающие:
• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и сверстников;
• Развивать навык звукового анализа;
• Способствовать развитию логического мышления.
• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
конспект занятия.docx
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
детский сад № 5 «Дюймовочка»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности
с детьми старшего дошкольного возраста
по образовательной области «Речевое развитие»
Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»
учительлогопед
Колодина Марина Сергеевна г. Байконур
20182019 уч.год.
Тема: «Дифференциация звуков [Ж], [З,З’]»
Возрастная направленность: Дети 56 лет
Задачи
Образовательные:
• Закреплять правильное произношение звуков [Ж], [З,З’]в словах,
чистоговорках, во фразовой речи;
• Учить детей различать эти звуки на слух и в произношении;
Коррекционно – развивающие:
• Развивать умения внимательно вслушиваться в речь взрослого и
сверстников;
• Развивать навык звукового анализа;
• Способствовать развитию логического мышления.
• Развивать умение делать самоанализ, самооценку своей деятельности.
• Способствовать формированию чувства товарищества, взаимопомощи.
Цель артикуляционной гимнастики с биоэнергопластикой:
способствовать привлечению интереса детей к выполнению
упражнений, что значительно увеличивает эффективность гимнастики;
способствовать развитию артикуляционной, пальчиковой моторики;
совершенствовать координацию движений;
развивать память, внимание, мышления, концентрацию зрительного и
слухового внимания;
сформировать пространственную ориентировку, точность движений
пальцами и кистями рук совместно с движениями языка или губ.
Цель динамической паузы:
Профилактика утомления, нарушения осанки, зрения и психоэмоциональная
разрядка.
Оборудование
Мультимедийное оборудование: Медио объекты: ЭОРы (электронные
образовательные ресурсы): игровая презентация на дифференциацию звуков [Ж],
[З,З’].
Картинки с изображением жука и комара, картинки для игр «Один много»,
«Какой, какая, какие?». Бумага, карандаши на каждого ребенка. Мяч.
Предварительная работа
Р/и «Поймай звук», «С какого звука начинается», «Четвертый лишний»
Рассматривание картинок, заучивание логоритмик, скороговорок.
Список использованной литературы 1991
1.
2.
Волина В.В. Занимательное азбуковедение . Москва: Просвещение
Кочергина А.В., Гайдина Л.И. Учим азбуку, играя. – Москва: ООО «5
за знания» 2007
3.
Лопухина И.С.Логопедия 550 . Москва: Аквариум 1995
Организационный компонент:
Логопед : Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг
другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и
добры, мы приветливы и ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос
и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через рот все обиды,
злобу и огорчения.(Дети делают вдох и выдох).
Вспомним наше правило:
Говорим мы все красиво,
Смело и неторопливо,
Ясно четко говорим,
Никуда мы не спешим.
Мотивация к деятельности.
Логопед : Ребята, посмотрите, на столе стоят две коробки. Какого цвета
левая коробка? (желтая). А какого цвета правая коробка? (зеленая). Если вы
хотите посмотреть, что находиться внутри коробок, надо отгадать загадки:
Не зверь, не птица —
Нос, как спица.
Летит — пищит,
Сядет — молчит.
Кто его убьёт,
Тот кровь свою прольёт (комар)
(открывается зеленая коробка, демонстрируется иллюстрация комара)
Как звенит комар?
Какой слышится звук?
Логопед : Слушаем вторую загадку, чтобы открыть желтую коробку:
Жужжит, звенит,
Усами водит грозно:
Пугает праведный народ –
А ну, покиньте огород,
Пока не слишком поздно!
Но нет испуганных вокруг,
Не страшен людям майский… (жук)
(открывается желтая коробка, демонстрируется иллюстрация жука)
Как жужжит жук?
Как вы думаете, с какими звуками мы сегодня будем работать? Логопед : Давайте угостим комара и жука, чтобы они ни кого не ужалили и
не пугали.
Упражнение на развитие речевого дыхания. «Накормим насекомых»
(надо задуть шарик в воротца, на котором изображены насекомые)
Артикуляционная гимнастика с биоэргопластикой.
Логопед : А пока наши насекомые наслаждаются нашими угощениями, мы
сделаем упражнения, которые помогут нам размять язычок, что бы правильно
произносить звуки [з] и [ж].
«Жук и комар» (улыбка – хоботок),
Жужужу, Я тоже слон, сказал комар,
я на веточке сижу, Вам подтвердит любой цветок,
Я живу не тужу Что я имею хоботок!
и жужжу, жужжу, жужжу.
«Наказать непослушный язычок» (расслабление мышц языка).
Провинился язычок,
Ничего сказать не смог.
Мы его похлопаем,
Губками пошлепаем.
«Чистим зубы»
Рот открою я немножко,
Губы сделаю «окошком».
Зубы верхние смотри:
Чищу «чашкой» изнутри.
«Грибок»
Вырос гриб большой в лесу,
В садик гриб я принесу.
Раз, два, три, четыре, пять
Гриб мне надо удержать.
«Лошадка»
Скачем, скачем на лошадке.
Очень цокать нам приятно.
Ритм копыта отбивают,
Язычок им помогает.
Логопед : Ребята, чем похожи эти звуки?
Сравнение артикуляции.
Дети: Звук [З] – согласный, бывает твердым и мягким.
Звук [Ж] – согласный, всегда твердый.
Логопед : Произнесем перед зеркалом сначала звук [з], а потом звук [ж]. Сравним
их.
а) сходство: эти звуки согласные б) различия: место образования
[з] – кончик языка за нижними зубами
[ж] – язык в верхнем положении
в) губы: при [з] улыбаются, при [ж] круглые, вытянуты вперёд
г) воздушная струя. При произнесении [з] – холодная, [ж] – тёплая.
Логопед : Наши насекомые отведали наше угощение, стали добрыми и
хотят проверить, правильно ли вы слышите их любимые звуки и не путаете ли их.
Посмотрите на спинки ваших стульчиков, какое насекомое изображено?
Дети находят картинки на спинке стульчиков. (Жуки и комарики.)
Логопед : У нас получилось две команды: команда «Комарики» и команда
«Жучки». А раз есть две команды, то можно устроить соревнование. Как вы на это
смотрите?
Дети: Да!
Логопед : Но для соревнования необходимо жюри! Ваши предложения, кого
выберем?
Дети предлагают варианты, логопед подводит их к выбору в жюри
гостей, присутствующих в кабинете.
Логопед : Итак, жюри выбрано, можно начать наше соревнование.
За правильные ответы жюри будет давать жетоны. («жукам» – в желтую
коробку, «комарам» – в зеленую)
Вот игровые задания, чтобы проверить, как вы умеете различать и
произносить звуки [з] и [ж].
Игра «Хлопай топай» на развитие фонематического слуха.
Логопед : Хлопни, когда услышишь слово со звуком [з], а со звуком [ж]
топни.
Заяц, жираф, незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, железо, ужи,
животное, зубр, журавли, зажигалка, кожа, закат, жасмин, гвоздики,
зажим.
Гимнастика для глаз.
Логопед : Ребята, а что умеют делать и комары, и жуки? Правильно –
летать. Давайте проследим, как летает комар. А теперь, как летает жук.
Развивающее упражнение «Найди картинки со звуком».
Логопед : Посмотрите на картину, на ней изображены разные предметы,
животные и явления. Команда «жуки» называет со звуком [ж], а команда
«комары» со звуком [з]
Развивающее упражнение «Четвертый лишний»
Логопед : Посмотрите на картинки, назовите их. Как вы думаете, какая
картинка лишняя и почему? 1. Заяц, жираф, зебра, жук – лишний жук (насекомое, а остальные
животные)
2. Мороженое, пирожное, роза, зефир – лишняя роза (цветок, а остальные
сладости (еда))
3. Ежик, звезда, замок, корзина – лишний ежик (звук [ж], а в других
картинках [з])
4. Медвежонок, зонтик, ежевика, морж – лишний зонтик (звук [з], а в других
картинках [ж])
Упражнения для развития мелкой моторики. С мячиком суджоку.
Логопед : А теперь пришла пора размять пальчики, нам, друзья!
Золотистый, как из бронзы,
Жук кружится возле розы
И жужжит: «Жужу, жужу
Очень с розами дружу». (повторить 2 раза)
Игра «Один много». (с картинками)
Логопед : А теперь посмотрим, какая команда самая внимательная. Я буду
называть один предмет, а вы должны назвать много.
Один зеленый жук – много зеленых жуков
Один желтый зонт – много желтых зонтов
Один ржавый замок – много ржавых замков
Один оранжевый жираф – много оранжевых жирафов
Один золотой зажим – много золотых зажимов
Одни зеленые ножницы – много зеленых ножниц
Одна желтая гроза – много желтых гроз
Одно заветное желание – много заветных желаний
Логопед : Часть заданий вы успешно выполнили, можно немного отдохнуть.
Динамическая пауза
На зеленой на лужайке наклоны головой
Забияки жили зайки, руки приставить к голове «ушки»
Жили змеи, медвежата,
И ужата, и ежата. поочередное поднимание/опускание плеч
В звездном небе светляки
Зажигали огоньки,
Чтоб ни зверю и ни птице
В том лесу не заблудиться.
руки вверх, наклоны туловища влево/вправо
руки на пояс, шаги
Развивающее упражнение «Какой, какая, какие?» с использованием
картинок на интерактивной доске.
Ремень из кожи, какой? кожаный ремень
Утенок из резины, какой? – резиновый утенок
Куртка из замши, какая? – замшевая куртка Корона из золота, какая? – золотая корона
Пакет из бумаги, какой? – бумажный пакет
Ведро из железа, какое? – железное ведро
Днем сильный мороз, день какой? – морозный день
Магазин, в котором продают книги, какой? – книжный магазин
Игра «Я и мы» с мячом
Образец. Я закажу, и мы закажем
Я замажу, и мы… (замажем).
Я закружу, и мы… (закружим).
Я задержу, и мы… (задержим).
Я забегу, и мы… (забежим).
Я зажму, и мы… (зажмём).
Я заряжаю, и мы… (заряжаем).
Я зажимаю, и мы… (зажимаем).
Я заезжаю, и мы… (заезжаем).
Игровое упражнение "Путаница"
Логопед : Жук и комар написали на листочке предложения, но лапки у них
маленькие, поэтому написано непонятно. Я буду читать предложения, а вы
должны меня исправить.
Зайка играет с Жанной.
Забор красит Женю.
Жук поймал Захара.
Ежик кормит Лизу.
Зонтик держит Жору.
Лыжи катаются на Зине.
Земля ползет по ежику.
Зеленая лужайка бегала по веселому ежику.
Логопед : Посмотрите на жука и комара, мне кажется, что они очень
довольны, ведь вы правильно выполнили все их задания. Уважаемое жюри, как
справились наши команды?
Пока жюри подводит итоги, давайте с вами вспомним, какие задание мы
выполняли? А что вам больше всего запомнилось и понравилось?
Проводится рефлексия занятия.
Рефлексия. На столе лежат листы бумаги с изображением лица без
глаз и рта.
Логопед :
Нарисуйте такой величины уши, насколько вы хорошо слушали меня и
товарищей.
Такой величины глаза, насколько вы внимательно смотрели на меня и на
доску. Такой величины рот, насколько вы болтал не по делу.
Жюри выступает с заключительным словом, благодарит и награждает
участников. (раскрасками)
Пароль на выходе.
Логопед : Перед выходом, не забудьте попрощаться с нашими гостями, а
так же с жуком и комаром. Положите картинку со звуком [з] в зеленую коробку,
со звуком [ж] в желтую коробку и идите в группу.
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
НОД "Дифференциация звуков ж - з в словах и фразовой речи"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.