Методы и приёмы
коррекционно-
развивающих
технологий
Практикум для педагогов
«Методическая эстафета»
Приоритетными направлениями
педагогической коррекции
являются:
и
движений
1.Совершенствование
сенсомоторного развития.
2. Коррекция отдельных сторон психической
деятельности
3. Развитие основных мыслительных
операций.
4. Развитие различных видов мышления.
5. Коррекция нарушений в развитии
эмоционально-личностной сферы.
6. Развитие речи.
7. Расширение представлений об
окружающем мире и обогащение словаря.
8. Коррекция индивидуальных проблем в
знаниях.
Ян Амос
Коменский:
«Природа всех рождающихся существ
такова, что они являются гибкими и
всего легче принимают форму, пока они
в нежном возрасте, окрепнув, они не
поддаются формированию. Мягкий
воск можно лепить, придавая ему
новую форму, но если он затвердевает,
то его легче обратить в порошок»
Особенности
обучения
Принцип
многосенсорности: слышу,
вижу, ощущаю.
Каналы восприятия:
аудиальный, визуальный,
кинестетический,
эмоциональный.
Принцип поэтапности
формирования
умственных действий.
Принцип
поэтапности
формирования
умственных
Каждое умственное действие,
действий
формируясь, обязательно должно
проходить следующие этапы (не
П.Я.Гальперина
пропуская ни одного):
1 этап. Предметные, материальные
действия с реальными предметами
(фишками, кубиками, палочками и пр.)
2 этап. Мысленной оперирование с
рисунком, чертежом, таблицей, записью, и
пр.
3 этап. Громкое проговаривание,
комментирование, объяснение.
4 этап. Тихая речь, прошептывание.
5 этап. Действие в умственном плане,
абстрактно, без опоры.
Формы учебной помощи
Учебная помощь (урок с
коррекционной
направленностью; групповые
(индивидуальные) занятия по
восполнению пробелов в
знаниях, умениях и навыках по
предметам; учебная
(индивидуальная ) во время
урока помощь).
(логопедические занятия,
занятия с дефектологом, с
психологом; лечебно-
оздоровительные, внеурочные
виды деятельности).
Коррекционная помощь
Коррекционные
задачи урока:
Коррекционно-развивающая
работа:
развитие словаря;
развитие
общеинтеллектуальных умений
(приемов анализа, сравнения,
обобщения, действий,
группировки, классификации);
воспитание самооценки и
самоконтроля и др.
Формы уроков
Занимательные, игровые приёмы вносят
познавательную направленность.
Уроки-загадки.
Уроки-встречи с героями сказок.
Уроки-ситуации, требующие разрешения
противоречий на основе развития трех
каналов коммуникации ученика с
окружающим миром: вижу, слышу, ощущаю.
Для выработки самоанализа и
самоконтроля можно использовать
упражнения типа «проверяем себя»,
«сигнализация», элементы
программированного обучения и т.д.
Мини-тест
Метод обучения – это
1.исходные закономерности, которые определяют
организацию учебного процесса.
2.упорядоченная деятельность педагога и учащихся,
направленная на достижение заданной цели обучения
3.логическая категория, которая указывает на путь
организации познавательной деятельности
Приём – это
4.совокупность педагогических умений для реализации
педагогического воздействия
5.элемент отработки умения или навыка
6.разовое действие, в реализации метода
Средства обучения – это
7.совокупность материальных объектов и предметов
духовной культуры, предназначающихся для
организации и осуществления педагогического
процесса.
8.способ оптимизации учебно-воспитательного процесса
9.совокупность технических устройств, применяемых в
Ответы: 2, 3,
педагогическом процессе.
1
Головоломка
В каждом из заданий пять элементов, четыре из которых
обладают общим свойством, а пятый не обладают этим
свойством. Необходимо за 30 секунд исключить элемент, не
относящийся к группе других элементов.
1)Делимое; частное; плюс; деление;
2)Десять, число, дробь, буква,
делитель.
пятнадцать.
3)11, 3, 5, 18, 7
4) Прямоугольник; треугольник;
ромб; квадрат; параллелограмм.
5) 4, 6, 10, 3, 36
6) Точка, отрезок, прямая,
уравнение, плоскость.
деятельность на этом
этапе с помощью
Оцените свою
кружков:
Я справился отлично –
Мне ещё надо работать –
Мне нужна помощь –
Бег мыслями
Каждому участнику нужно передать мысль,
изложенную в предложении, но другими
словами (ни одно слово из предложенного не
должно повторяться).
1. Нынешняя
зима была
очень
холодной.
2. Я прочитал
интересную
книгу.
3. В парке
бегает собака.
4. Теплоход
ушел далеко в
море.
1. Нынешнее
лето будет
теплым.
2. Я посмотрел
замечательный
фильм.
3. На лугу
летает бабочка.
4. Поезд
приближается к
станции.
Оцените свою деятельность
на этом этапе с помощью
пословиц:
1. Делано наспех – сделано
насмех.
2. Не будь тороплив, а
будь терпелив.
3. К большому терпению
придёт и умение.
4. Ума палата.
Барометр настроений
Мне было безразлично
Мне было весело и интересно
Мне было грустно и скучно
Попади в цель
Подумайте, какая связь между словами в левой
части. Составьте подобную пару
ЛОШАДЬ
жеребенок
КОРОВА, МЕДВЕДЬ
(…..)
ЛОЖКА
каша
КОНЬКИ
зима
ВИЛКА, НОЖ
(…..)
ЛОДКА, ЗОНТ
(…..)
УХО
слышать
СОБАКА
шерсть
ЗУБЫ, ГЛАЗА
(…..)
ЩУКА, ВОРОНА
(…..)
ДЕНЬ
обед
УТРО, ВЕЧЕР
(…..)
Общая рефлексия
Если вы удовлетворены,
практикум был полезен для вас, вы
можете это использовать в своей
работе
Если практикум был интересен, вы
принимали активное участие, вам
было достаточно комфортно
Если пользы от практикума вы
получили мало, вам это не
пригодится
Для человека не существует более
чудовищного наказания, чем быть
предоставленным в обществе
самому себе и оставаться
абсолютно незамеченным.
У.Джеймс
Благодарю за работу
Молодцы!
Литература:
1. Букатов В. и Ганькина М. «Режиссура школьной повседневности»
2. Вавренчук Н.А. Материал по формированию математической речи младших
школьников.
3. Задорожная Л.С. Коррекционно-развивающее занятие для учащихся
младших классов. Презентация РРТ
4. Зверева Л.П. Образовательный и коррекционноразвивающий процесс: ключевые
компетенции педагога в инклюзивном образовании. Презентация PPT.
5. Маколкина Т.В. Мастеркласс «Активные приёмы, средства и способы обучения в
начальных классах»
6. Новикова И.В. Коррекционноразвивающие технологии.
7. Тогобецкая Е.Ю. Формирование элементарных математических понятий младшего
школьника.
8. Ресурсы сети ИНТЕРНЕТ.