В теоретической части материала представлены значение, задачи и правила составления сюжетно-ролевой игры как одного из методов интерактивной технологии. В практической части дано описание интерактивной сюжетно-ролевой игры "Машинки". Разработана памятка "Основные этапы составления ролевой игры". В конце мастер-класса описана рефлексия встречи.
МБОУ «СОШ №3 с УИОП» города Котовска Тамбовской области.
МАСТЕР-КЛАСС ДЛЯ ПЕДАГОГОВ НА ТЕМУ:
«Сюжетноролевая игра как один из методов интерактивного обучения школьников
в условиях внедрения ФГОС».
Теоретическая часть
Успех педагогической деятельности в значительной мере определяется
высокой техникой педагогического общения со школьниками, их родителями,
коллегами. Знание механизмов взаимопонимания позволяет каждому участнику
коммуникации понять и эффективно использовать конкретные закономерности
общения людей, добиться сплочения коллектива, формирования позитивного
психологического климата, при котором каждый член коллектива чувствует себя в
нем комфортно.
В федеральных стандартах нового поколения особое внимание уделяется
интерактивным технологиям, позволяющим эффективно усвоить информацию в
действии.
Сюжетноролевая игра – один из методов интерактивной технологии, применяя
который можно решать следующие задачи:
Повышение эффективности изложения информации. Подготовленная сценка
или ролевая игра, как способ передачи нового материала, запоминаются лучше.
Так, например, ктото из участников сценки может задавать вопросы, которые
вероятнее всего возникнут и у аудитории.
Изменение отношений. Можно полностью изменить мнение и отношение
человека, если попросить его сыграть несвойственную ему роль и этим дать
возможность испытать те чувства, которые он до сих пор так ярко не испытывал.
Выяснение чужих мнений. С помощью ролевой игры можно узнать
мнения других людей по поводу своего поведения и отношения. Начинать
нужно с вопроса: «А что, если бы я?..»
Демонстрация модели поведения. При помощи ролевой игры можно
продемонстрировать нормативную модель поведения, которой можно следовать в
будущем.
Репетиция возможных реальных ситуаций. Ролевые игры дают возможность
отрепетировать действия в ситуации, которая должна произойти в недалеком
будущем (например, сдача экзаменов)
Повышение самооценки и эмпатийности, восприимчивости. Во время игры человек
узнает об оценках, мнениях и чувствах других участников по поводу егодействий, и это может явиться стимулом для понимания и изменения
собственного поведения.
Помоему мнению, интерактивные технологии следует начать применять во
внеурочной деятельности, чтобы дети научились взаимодействовать с вами и
друг с другом, и лишь потом активно внедрять их в процесс обучения.
Сценарий нужной вам
ролевой игры можно найти в интернете.
Но,
естественно, могут возникнуть ситуации, когда вы захотите составить свой
собственный сценарий игры. Это может понадобиться для того, чтобы адаптировать
материал к опыту учащихся, или в ситуации, когда нет готовых ролевых игр,
подходящих для извлечения намеченных вами уроков.
Составление новой ролевой игры требует немалых затрат времени, но стоит того,
если с помощью хорошо знакомой для группы ситуации вам удастся «зацепить»
интерес и воображение учащихся. Это придаст им больше энтузиазма и улучшит
результаты обучения.
Памятки, которые я вам предложила, помогут вам в этом нелегком деле.
Памятка.
Основные этапы составления ролевой игры:
1 Выберите знакомую ситуацию (сферу деятельности, обстоятельства,
проблему).
2 Хорошо продумайте, какие уроки вы стремитесь извлечь из ситуации. В
соответствии с этим напишите роли.
3 Следите, чтобы ваш язык был прост и понятен для вашей аудитории. Оставьте
возможности для импровизаций с ролями. Участники должны иметь
возможность свободно реагировать на реплики и действия и поразному
интерпретировать события.
4 На объяснение должно быть затрачено как можно меньше времени. Но
постарайтесь при этом донести всю необходимую информацию, которая сделает
героев узнаваемыми и правдоподобными: занимаемая должность, возраст и т. д.
5 Всегда стройте игру на различиях: во мнениях, характерах, отношениях и т. д.
Это придаст ей живость и заставит участников прикладывать усилия, чтобы
разрешать заданные ситуации.
6 Постарайтесь избежать путаницы с мужскими и женскими ролями. Помните о
трудностях с обращением (он(а), его/ее/их, ему/ей/им). Определитесь с
именами.Практическая часть
А сейчас я предлагаю вам стать участниками ролевой игры «Машинки».
Сейчас вы все вместе, используя только мимику и жесты, за 7 минут постараетесь
изобразить действующий механизм (стиральную машину). Каждый из вас будет
являться ее частью, т.е. деталью.
Рефлексия:
Как вы себя чувствуете?
Поделитесь своими впечатлениями о том, как протекал у вас процесс
«строительства» механизма? Что вы при этом испытывали?
Легко ли вам было договариваться друг с другом в процессе подготовки?
Были ли те, кто взял на себя ответственность за создание «машины»?
Подчинялись ли вы ему (им)? Почему?
Чему вы научились, играя в эту игру?
Что вы нового узнали о себе?
Что вы нового узнали о других?
С какой целью можно проводить данную игру в коллективе? (Развитие
личностных особенностей: творческой активности, творческого воображения,
коммуникативных способностей (вербальных и невербальных); развитие
личностного взаимодействия: лидерских способностей, умения принимать
самостоятельно решение и в группе, умение договариваться, исполнять роль,
доверенную группой; чувство коллективизма, ощущение включенности в
группу, согласованность действий).
В какой аудитории ее можно использовать? Когда (на каком этапе работы с
группой)?
Какие «подводные камни» нужно уметь обойти в данной игре?
(Подавление лидером инициативы других, возникновение конфликтных
ситуаций, отказ выполнять данную роль).