Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)
Оценка 4.6

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Оценка 4.6
Семинары
docx
дефектология
1 кл
06.04.2017
Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)
Проведение артикуляционной гимнастики только учителем - логопедом недостаточно. Именно поэтому возникла идея проведения данного мастер-класса. Представленный материал знакомить учителей начальных классов с некоторыми упражнениями, применяемыми учителями-логопедами для устранения недостатков звукопроизношения. Педагоги овладевают практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики. Во время проведения мастер-класса учителя учатся выполнять упражнения статические и динамические.
мастер-класс.docx
Мастер­класс для учителей начальных классов «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». Цель: Познакомить   учителей   начальных   классов   с   некоторыми упражнениями,   применяемыми   учителями­логопедами   для   устранения недостатков звукопроизношения, помочь овладеть практическими навыками проведения артикуляционной гимнастики.  План: 1 этап. Теоретическая часть. 1.1. Особенности артикуляции школьников с нарушениями речи. 1.2. Причины необходимости занятий артикуляционной гимнастикой. 1.3. Определение артикуляционной гимнастики и виды упражнений. 1.4 Рекомендации к проведению упражнений. 2 этап. Практическая часть. 2.1. Показ упражнений для развития мышц губ и щёк. 2.2.  Выполнение упражнений педагогами. 2.3. Показ упражнений для развития подвижности мышц языка и объяснение  положения органов артикуляции. 2.4. Выполнение упражнений педагогами. 3 этап. Закрепление полученных навыков. 3.1. Выполнение артикуляционной гимнастики. 3.2. Вручение памяток. 1 этап. Теоретическая часть. ­ Сегодня вы присутствуете на мастер­классе «Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи». Вопросы к педагогам: ­ Что такое артикуляционная гимнастика? ­ Знаете ли вы, как правильно проводить её? ­ Используете ли вы артикуляционную гимнастику на уроках? Речь   многих   детей   отличается   вялостью   артикуляции.   Особенно заметным   это   бывает   при   длительном   речевом   общении   ребенка,   при употреблении   слов   сложной   слоговой   структуры.   В   этом   проявляется недостаточность   моторной   функции   артикуляционного   аппарата.   У   одних детей наблюдается вялость языка, у других – излишнее напряжение мышц языка, у третьих нет четкости в переключении с одного артикуляционного движения   на   другое.   Даже   двух­трехкратное   повторение   артикуляционных движений   вызывает   утомление,   ведет   к   замедлению   темпа   речи,   ее невнятности. Названные психофизиологические особенности детей младшего школьного   возраста     заставляют   признать   дикционную   работу   не   просто желанной, но и обязательной в начальных классах.  Речевая разминка на уроках способствует как подготовке учащихся к говорению, так и совершенствованию их навыков  владения своим речевым аппаратом. 1.   Некоторые   дети   благодаря   своевременному   началу   занятий артикуляционной гимнастикой  и упражнениям по развитию речевого слуха сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.  2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои речевые дефекты, когда с ними начнет заниматься логопед: их мышцы будут уже подготовлены. 3. Артикуляционная гимнастика полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту». 4. Упражнения по технике речи необходимы всем учащимся: одним эти упражнения   помогают   исправлять   недостатки   речи,   другим   –   не   терять приобретенные   ранее   навыки,   и   всем   –   позволяют   настроиться   на   урок   и подготовить речевой аппарат к говорению. Но   логопед   «один   в   поле   не   воин»,   и   проведение   артикуляционной гимнастики   только   учителем   ­   логопедом   недостаточно.   Именно   поэтому возникла идея проведения данного мастер­класса.  Что же такое артикуляционная гимнастика? Артикуляционная гимнастика ­ это совокупность специальных упражнений, направленных   на   укрепление   мышц   артикуляционного   аппарата,   развитие силы,   подвижности   и   дифференцированности   движений   органов, участвующих в речевом процессе. Цель артикуляционной гимнастики:  выработка полноценных движений  и определенных   положений   органов   артикуляционного   аппарата,   умение объединять   простые   движения   в   сложные,   необходимые   для   правильного произнесения звуков.  Упражнения,   входящие   в   гимнастику,   направлены   на   развитие   и коррекцию умений удерживать речевой аппарат в определенном положении и переключать его с одного движения на другое. Давайте вспомним органы артикуляции. (Губы, язык, зубы, нёбо.)  Наиболее подвижным речевым органом является язык (основание, которым  язык прикреплен к подъязычной кости) и спинки, в которой различают  заднюю, среднюю и переднюю части. Особо следует выделить кончик языка,  которым заканчивается передняя часть языка, т.к. от их работы зависит  качество звуков. Подвижность губ также играет роль в образовании звуков. Наибольшей  подвижностью обладает нижняя губа. Нижняя челюсть может опускаться и подниматься, изменяя раствор рта, что особенно важно при образовании гласных звуков. Мягкое нёбо может подниматься и опускаться. Когда мягкое нёбо  опущено, то выдыхаемая струя воздуха проходит через нос; так образуются  носовые звуки  м, м`, н, н`. Если мягкое нёбо поднято, то оно прижимается к  задней стенке глотки и закрывает проход в нос; выдыхаемая струя воздуха  тогда идет только через рот, и образуются ротовые звуки. Виды артикуляционных упражнений. Статические   упражнения  направлены   на   то,   чтобы   ребенок   научился удерживать   артикуляционную   позицию   5­10   секунд   (Бегемот,   Ворота, Лопаточка, Чашечка, Иголочка, Горка, Грибок). Динамические упражнения  (ритмичное   повторение   движений   по   6­8  раз) вырабатывают подвижность языка и губ, их координацию и переключаемость. (Часики, Качели, Футбол, Лошадка, Маляр, Вкусное варенье, Чистим зубки). Рекомендации к проведению работы. ­   Артикуляционную   гимнастику  обычно  выполняют   сидя,   так   как   в  этом положении   у   ребенка   спина   прямая,   тело   не   напряжено,   руки   и   ноги находятся в спокойном состоянии.  ­  Размещать   детей  надо   так,  чтобы  все   они   видели   лицо   педагога.  Лицо педагога должно быть хорошо освещено. ­   Педагог  должен   следить  за   качеством   выполняемых   каждым  ребенком движений,   в   противном  случае   артикуляционная   гимнастика   не   достигает своей цели. ­ Проводить их лучше эмоционально, в игровой форме.  ­   Инструкции   надо   давать   поэтапно,   например:   улыбнись,   покажи   зубы, приоткрой рот, подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами, постучи в бугорки кончиком языка со звуком д­д­д. ­   Не   следует   предлагать   детям   больше   2­3   упражнений   за   раз.       Из выполняемых двух­трех упражнений новым может быть только одно, второе и третье даются для повторения и закрепления. Если же ребенок выполняет какое­то   упражнение   недостаточно   хорошо,   не   следует   вводить   новых упражнений,   лучше   отрабатывать   старый   материал.   Для   его   закрепления можно придумать новые игровые приемы. ­ При отборе упражнений для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную   последовательность,   идти   от   простых   упражнений   к   более сложным.  ­ Сначала упражнения выполняются в медленном темпе перед зеркалом, то есть   для   достижения   конечного   результата   используется   зрительный контроль.   После   того   как   ребенок   научится   выполнять   движение,   зеркало можно убрать, функции контроля возьмут на себя его собственные ощущения. ­ По мере прохождения материала комплексы артикуляционной гимнастики меняются, обычно каждый комплекс целесообразно использовать в течение двух недель. ­   Выработка   артикуляционных   навыков   требует   длительной   и  система­ тической  работы,   поэтому   проводить   артикуляционную   гимнастику   нужно регулярно, на каждом уроке обучения грамоте, письма (а так же и других предметах), чтобы вырабатываемые у детей навыки закреплялись.  Сначала   при   выполнении   детьми   упражнений   наблюдается напряженность   движений   органов   артикуляционного   аппарата.   Постепенно напряжение исчезает, движения становятся непринужденными и вместе с тем координированными. Начать урок можно с таких слов: ­ Ребята, на уроке физической культуры, перед тем как начать бегать, что вы  делаете? ­ Разминку! ­ И на уроке чтения, перед тем как начать читать, мы должны размять только  не ноги и руки, а наш речевой аппарат. Для этого существует  артикуляционная гимнастика. После   того,   как   дети   достаточно   хорошо   освоят   первый   комплекс, можно  выбрать одного «учителя» для проведения гимнастики из учащихся класса.   Он   должен   показать   упражнение   и   проследить   за   правильностью выполнения классом.  2 этап. Практическая часть. Упражнения для губ и щёк. С использованием стихотворений. Лягушка.  Удерживание  губ в  улыбке,  как  бы беззвучно  произнося  звук и.  Передние верхние и нижние зубы обнажены. Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам.   Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.   Как весёлые лягушки тянем губки прямо к ушкам.  Потянули ­ перестали. И нисколько не устали! Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно произнося звук у. Подражаю я слону ­ Губы хоботом тяну. А теперь их отпускаю И на место возвращаю. Лягушка­слон. Чередование положений губ: в улыбке ­ трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.  Свои губы прямо к ушкам растяну я, как лягушка. А теперь слонёнок я, хоботок есть у меня. Без стихотворений. Рыбка.  Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.  Поправились – похудели.  «Поправились» ­ ровно надули обе щеки, подержали до 5 секунд.  «Похудели» ­ втянули щёки в рот между боковыми коренными зубами. Полощем рот. ­ рот закрыт, губы сомкнуты, имитируем полоскание зубов водой;      ­   одинаково   в   обе   щеки,   поочерёдно   надувая   то   левую,   то   правую   щёку: надуваем воздух под верхнюю и нижнюю губу. Упражнения для языка. Статические. Лопаточка. Рот   приоткрыт,   губы   растянуты   в   улыбке.   Широкий,   расслабленный   язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5­10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя­пя­пя.  Язычок широкий, гладкий, получается лопатка. И при этом я считаю: раз, два, три, четыре, пять... Иголочка. Цель. Научить делать язык узким и удерживать его в таком положении. Описание. Открыть   рот,   язык   высунуть   как   можно   дальше,   напрячь   его, сделать узким и удерживать в таком положении под счёт от 1 до 5 ­ 10. Обратите внимание. Язык не лежит на губе, а выдвигается вперёд. Язычок вперёд тяну, подойдёшь и уколю. И опять буду считать: раз, два, три, четыре, пять... Лопаточка­иголочка. Чередование   положений   языка:   широкий­узкий.   Упражнение   выполняется ритмично, под счёт.  Язык лопаточкой лежит и нисколько не дрожит. Язык иголочкой потом и потянем остриём. Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы,   спинка   языка   выгнута   дугой.   Удерживать   5­10   сек.   Затем   верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику. Спинка язычка сейчас станет горочкой у нас. Ну­ка, горка, поднимись! Мы помчимся с горки вниз. Скатываются зубки с горочки. Грибок. Цель. Отрабатывать   умение   удерживать   язык   наверху   в   положении, необходимом   для   звука   «р».   Укреплять   мышцы   языка,   растягивать подъязычную связку (уздечку). Описание. Улыбнуться, широко открыть рот, присосать язык к нёбу, чтобы подъязычная   связка   была   натянута   («ножка   гриба»).   Удержать   в   таком положении 5 ­ 10 секунд. Качели. Динамические. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик   языка   за   верхними  резцами;  2)   кончик   языка   за   нижними   резцами. Двигается только язык, а не подбородок!  На качелях я качаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. И всё выше поднимаюсь вверх, вниз, вверх, вниз. Часики.  Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!  Тик­так, тик­так, ходят часики вот так. Маляр. Цель. Укреплять мышцы языка и развивать его подвижность. Описание. Улыбнуться, открыть рот и «покрасить» кончиком языка твёрдое нёбо («потолок»), делая движения языком вперёд ­ назад. Обратите внимание:  1. Губы и нижняя челюсть неподвижны, работает только язык. 2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности верхних зубов, но не высовывался изо рта.  Лошадка. Цель. Отработать   подъём   языка,   подготовить   его   к   выработке   вибрации, растягивать подъязычную связку (уздечку). Укреплять мышцы языка. Описание. Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка. Обратите внимание:  1. Упражнение сначала выполнить в медленном темпе, а затем убыстряется. 2. Нижняя челюсть не двигается, работает только язык. Вкусное варенье. Цель. Отработать движение широкой передней части языка в форме чашечки вверх. Укреплять мускулатуру языка. Описание. Улыбнуться, открыть рот и языком в форме чашечки облизывать губу, делая движения сверху вниз. Обратите внимание: 1. Нужно следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть неподвижной. 2. Язык широкий, в форме чашечки. Покусаем язык. Цель. Добиться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка. Описание. Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Выполняется в нескольких вариантах: покусывать кончик языка, середину языка, покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд ­ назад. Обратите внимание:  1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы. 2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке.   Чистим зубы снаружи. Цель. Отработать   произвольные   движения   языка,   развивать   координацию движений. Укреплять мускулатуру языка. Описание. Улыбнуться, показать зубы, широким языком медленно провести с наружной   стороны   зубов,   имитируя   чистящее   движение.   Так   же   «чистим» наружную сторону нижних зубов. Обратите внимание: 1. Язык двигается из стороны в сторону, стараясь «почистить» весь верхний, а затем нижний ряд зубов. 2. Губы неподвижны. В   процессе   выполнения   гимнастики   важно   помнить   о   создании положительного эмоционального настроя у ребенка. Нельзя говорить ему, что он   делает   упражнение   неверно,  ­  это   может   привести   к   отказу   выполнять движение.   Лучше   покажите   ребенку   его   достижения   (“Видишь,   язык   уже научился   быть   широким”),   подбодрить   (“Ничего,   твой   язычок   обязательно научиться подниматься кверху”).  Литература  1. Буденная Т. В. Логопедическая гимнастика. ­   Издательство: Детство­ Пресс, 2009  2. Воробьева   Т.А.,Крупенчук   О.И.   Логопедические   упражнения: Артикуляционная   гимнастика:   Веселые   стихи,   развивающие   игры, рисунки и пояснения для родителей: Для детей 4­6 лет: Пособие по логопедии для детей и родителей.­  Издательство: Литера,  2004 3. Коноваленко   В.В.,   Коноваленко   С.В.   Артикуляционная,   пальчиковая гимнастика и дыхательно­голосовые упражнения. ­  Издательство: Гном и Д, 2005

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)

Мастер-класс для учителей начальных классов "Артикуляционная гимнастика на уроках чтения и развития речи" (1-4 кл.)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.04.2017