Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Оценка 5

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Оценка 5
Семинары
docx
Междисциплинарный 4
1 кл—4 кл
30.03.2019
Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Приёмы смыслового чтения, которые учитель может использовать на любом этапе урока. Приёмы, которые можно использовать при работе с текстом до чтения, во время чтения и после чтения. Регулярное применение приёмов смыслового чтения на разных уроках в начальной школе повышает качество знаний обучающихся.
мастер-класс СМЫСЛОВОЕ ЧТЕНИЕ.docx
Мастер­класс на тему: «Использование стратегий смыслового чтения на уроках в  начальной школе» Автор: Назарова Валентина Михайловна, учитель начальных классов. Алгоритм  мастер ­ класса: I. Создание ситуации мотивации.            ­  Добрый день, уважаемые коллеги.  Я рада приветствовать всех, кто собрался в этом             зале.   Жил мудрец, который знал всё. Один человек хотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «Скажет: живая – я её умертвлю, скажет: мёртвая – выпущу. «Мудрец подумал и ответил: «Всё в твоих руках.» В наших же учительских руках есть огромная возможность создать в классе такой процесс   обучения   ,при   котором   каждый   ребёнок   не   просто   усваивал   бы   поток информации, полученный от учителя, а научился самостоятельно   учиться, находить правильные решения поставленных проблемных задач. Основным приемом, обеспечивающим развитие навыка чтения, является   многократное обращение к тексту, перечитывание его каждый раз с новым заданием. Вот тогда­то ребенок открывает в нем что­то новое, чего не заметил при первом чтении.                       Проблема, которая отмечается многими специалистами, далеко не нова и злободневна: у многих детей недостаточно сформирована читательская компетентность. Читательская компетентность учащихся начальной школы – это     способность детей к целенаправленному индивидуальному осмыслению текста до чтения, по мере чтения и после прочтения. В своей практике я столкнулась со следующими проблемами:  ­   дети   имеют   низкую   скорость   чтения,   вследствие   чего   тратят   много   времени   на подготовку домашних заданий, ­   зачастую   они   не   понимают   смысла   прочитанного   из­за   ошибок   при   чтении   и неправильного интонирования,  ­   не   могут   извлечь   необходимую   информацию   из   предложенного   текста,     выделить главное в прочитанном,  ­ затрудняются кратко пересказать содержание, ­   при   выполнении   самостоятельной   работы,   тестов   разного   уровня   обучающиеся допускают ошибки по причине непонимания формулировки задания, ­  для чтения дети выбирают сказки, детективы, комиксы, редко обращаются к текстам познавательного характера.   То   есть   возникает   серьезное   противоречие:   с   одной   стороны,   современный   мир обрушивает на нас огромный объем информации, с другой стороны,   наши дети мало читают, не обладают навыками смыслового чтения, не умеют работать с информацией. Федеральные стандарты включают в метапредметные результаты освоения ООП в качестве обязательного компонента «овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами».                       Смысловое чтение – вид чтения, которое нацелено на понимание читающим смыслового содержания текста. В научной литературе «стратегии смыслового чтения» понимаются как различные комбинации   приемов,   которые   используют   для   восприятия   графически   оформленной текстовой   информации   и   ее   переработки   в   личностно­смысловые   установки   в соответствии с коммуникативно­познавательной задачей.  II. Представление своего опыта Я   хочу   остановиться   на   приёмах   работы   над   текстом,   которые   я   чаще   всего использую в своей работе. Приём «Антиципации». Данный   приём   –   предтекстовый   вид   работы:   определение   смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста, выделение его героев по названию произведения, имени автора, ключевым словам, предшествующей тексту иллюстрации с опорой на читательский опыт. Этот   приём   заключается   в   том,   что   учащиеся   перед   знакомством   с   новым литературным произведением или темой  предполагают, предвосхищают, предвидят то, о чём могут узнать. Затем после изучения   темы или произведения сравнивают то, что предполагали с тем, что узнали. Приведу пример. При  ознакомлении с рассказом Л. Н. Толстого «Прыжок» данный этап был проведен следующим образом.  щелчок Л. Толстой, Б. Заходер.  На   доске   записаны   фамилии   авторов   произведений   для   детей:   С. Есенин, ­   Произведение,   с   которым   мы   познакомимся   на   уроке,   принадлежит писателю, фамилия которого состоит из двух слогов. Сопоставив фамилии, ребята сделали вывод, что на уроке они познакомятся с произведением Льва Толстого , так как, во­первых, это фамилия писателя, а остальные – фамилии поэтов; во­вторых, фамилия Толстой состоит из двух слогов, другие – из трех.  ­   Название   произведения   Льва   Николаевича   Толстого   вы   определите,   если мысленно   исключите  повторяющиеся  буквы  из  цепочки:  ВПМДРЧЫДЖОМВКЧ  . («Прыжок»).  Постановка целей урока с учетом общей (учебной, мотивационной, эмоциональной, психологической) готовности учащихся к работе происходит следующим образом.  ­ С помощью записанных на доске опорных фраз определите цели урока:  1) расширить знания о … и … … … …;  2) познакомиться с … … «…»;  3) учиться …, … читать … … «…», отвечать на … . Отталкиваясь   от   темы   урока   и   пользуясь   записью   на   доске,   школьники сформулировали   цель:   «Расширить   знания   о   жизни   и   творчестве   Льва   Николаевича Толстого;   познакомиться   с   произведением   Толстого   «Прыжок»;   учиться   правильно, выразительно читать произведение Толстого «Прыжок», отвечать на вопросы». Участие   ученика   в   формулировании   темы   и   цели   урока   приводит   к предопределению,   пониманию   и   осознанию   содержания   и   способов   осуществления предстоящих действий, обеспечивает его «включенность» в учебную ситуацию, создает готовность к усвоению знаний, мобилизует умственную активность школьника, а также развивает интеллектуальные качества ребенка: связную, логичную, доказательную речь, различные виды мышления, внимание, память, наблюдательность и т.д. Слайд 6 Приём «Верю – не верю» Очень нравится моим ученикам приём «Верю­не верю». Учащимся в начале урока на листочках даются факты, дети знакомятся с ними. И рядом с фактами ставят значки: если согласны с данными фактами,  ставят «+», а если нет, то  «­». В конце урока, после ознакомления с  учебным материалом, работая в группах, ученики снова возвращаемся к утверждениям. Ребята видят, в чём они заблуждались, а в чём оказались правы.          Представьте: вы – ученики четвертого класса, а я ваш учитель.   Предмет нашего разговора на уроке  необычен. Его никто никогда не видел, не знает, где оно началось и когда закончится. Но каждый человек с ним встречается постоянно. Оно  вчера было, сегодня есть и завтра будет. Но если оно пройдет, то его  нельзя возвратить.  Попробуйте догадаться, что это, послушав загадку:  Без ног и без крыльев оно, быстро летит, не догонишь его. (Время) Какие единицы времени вы знаете? ­ Век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута,  секунда.  Молодцы, а теперь по словам, которые вы видите на экране, опишите, пожалуйста,  сегодняшний день, используя как можно больше единиц времени. Итак: сегодня 11  декабря, четверг, зима, 2014 год, ХХI век, ___ часов.   Вы очень способные дети.  И я с удовольствием  поиграю с вами в игру «Верю – не верю».  Предлагаю поработать в парах. Я буду задавать вам вопросы, если вы согласны  со мной – ставьте плюс, нет – минус. Возьмите карточки. Когда пара будет готова,  соедините руки над головой «домиком». 1.Верите ли вы, что в сутках 24 часа? 2.Верите ли вы, что от начала нашей эры не прошло и миллиона дней? 3.Верите ли вы, что олимпиада   ­ это единица времени? 4.Верите ли вы, что человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25  раз?        5. Верите ли вы, что 19+23 = 18? 6.Верите ли вы, что в 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра  того же дня быть в Москве? 7. Верите ли вы, что в 83 года и 4 месяца  справляют юбилей? Отложите пока ваши карточки. Перед вами текст.  Выясним с его помощью, всё ли вы  знаете о времени? Приготовьте «Бортовые журналы». Читая текст, делайте пометки в  «Бортовом журнале».  Посмотрите на таблицу в «Бортовом журнале». Знаком плюс отмечены  вопросы, по которым ваши  знания  увеличились. Молодцы! А теперь пришло время вернуться к игре «Верю – не верю», проверить свои результаты и посмотреть, что нового вы узнали, работая с текстом.  1.В сутках 24 часа  …. Ставим плюс 2.От начала нашей эры не прошло и миллиона дней + Оказывается, 2014лет это 734056  дней, что меньше миллиона.  3. Олимпиада   ­ это единица времени … Ставим плюс 4. Человек, проживший  сто лет,  отмечал день рождения только  25 раз, если брать за  единицу времени древнегреческую олимпиаду. + 5.  Это равенство 19+23 = 18верное, если выполнять сложение  «на языке» часов. 7 часов  + 11 часов = 18 часов 6. В 8 часов утра находясь во Владивостоке, вы можете в 8 часов утра того же дня быть в Москве, если самолет пролетит расстояние между этими городами за 9 часов.   Расстояние составляет 9000 км.  7. В 83 года и 4 месяца  отмечают юбилей, потому что это 1000 месяцев.  Круглая даты,  значит юбилей. Поднимите, пожалуйста,  руки, у кого все ответы правильные. Молодцы! Все  хорошо поработали! Текст «Время» для урока математики  Что такое время?  Время ­ это продолжительность какого­либо действия или  существования чего­либо.   Зачем нужно знать время?  Чтобы не опоздать на занятия в школу или на работу,  пользоваться различным транспортом и системами связи, необходимо уметь измерять  время.   Какими единицами измеряют время?Для измерения времени человек использует  такие единицы,  как  тысячелетие, век, год, месяц, неделя, сутки, час, минута, секунда.   Устаревшие и редкие единицы измерения: терция – одна шестидесятая часть секунды;  олимпиада ­ единица времени Древней Греции, состоявшая из 4 лет, между двумя  олимпийскими играми; квартал – 3 месяца; декада – 10 дней. Сколько дней в году? Сколько часов в сутках? 1 тысячелетие (милленниум)  равно  1000 годам.  Первое тысячелетие нашей эры закончилось 31 декабря 1000 года.  1столетие (век) равно100 годам. 1 января 2001 года начался XXI  век.   1 год состоит из  12 месяцев, 1 месяц ­  из 4 недель, 1 неделя длится 7 суток, в 1 сутках – 24 часа. В 1 часе – 60 минут, в 1 минуте – 60 секунд. За 1 секунду Земля проходит  по орбите вокруг  Солнца  29 785,9 м.  минут и 46 секунд.  Но так как принято считать, что в сутках 24 часа, то в результате  получается, что в году 365 1/4 дней. Для удобства календарь устроен таким образом, что Полный оборот вокруг Солнца Земля делает за 365 суток 5 часов 48 из каждых четырех лет, один год называется високосным и состоит из 366 дней, а три  других — из 365 дней. Как определяют время? Определяют текущее время  по часам.  Существует две  системы указания времени суток. В так называемой французской системе считается, что  сутки напрямую делятся на 24 часа.  В английской системе первую половину суток  (ночь, утро) обозначают AM, вторую (день, вечер) — PM от лат. Ante Meridiem/Post  Meridiem (до полудня/после полудня). За начало отсчёта времени принята полночь.  Таким образом,  момент времени по прошествии 19 часов и ещё 14 минут с полуночи во  французской системе — 19:14 (в английской системе 7:14 PM).       Почему в разных точках земного шара часы показывают разное время? В разных  точках земного шара часы показывают разное время. Так как в сутках 24 часа, то  поверхность Земли разделена на 24 часовых пояса с разницей между ними в 1 час.  Например, разница между поясным временем Владивостока и Москвы 9 часов. И если  самолет сможет пройти расстояние между Владивостоком и Москвой за это время, то он прибудет в Москву в час своего вылета из Владивостока.  Где можно узнать точное время? Проверить точность часов можно с помощью  сигналов точного времени, которые передаются  по радио.  В Интернете на сайте  Главного метрологического центра Государственной службы времени, частоты и  определения параметров вращения Земли (ГСВЧ) можно узнать время с точностью до  миллисекунды.   1 миллисекунда равна одной тысячной доле секунды. Читающий человек надолго остаётся молодым - ведь старость начинается со старения мозга, а увлечённому читателю это не грозит! Приём «Лови ошибку» Чаще всего этот метод используется для проверки пройденного материала, повторения важных   фактов   и   дат.   Слушая   исправления,   которые   вносят   ученики,   можно   сразу обнаружить пробелы в понимании сути вопроса (если таковые имеются). Учитель   может   варьировать   правила   «ловли   ошибок»   в   зависимости   от   уровня подготовки учеников и сложности материала: *   Использовать   этот   метод   для   индивидуального   подхода   как   к   сильным,   так   и   к отстающим ученикам. Первым это поможет продемонстрировать свои знания, вторым — включиться в учебный процесс. *   Установить   фиксированное   количество   ошибок   и   неточностей,   которые   учащиеся должны   найти   в   тексте,   вашем   рассказе   или   целом   уроке.   Можно   добавить   азарта, поделив класс на команды и выставляя баллы за каждое верное исправление. *   можно   использовать   этот   прием   в   начале   урока   в   качестве   разминки,   чтобы активировать внимание учеников и повторить пройденное, в середине, чтобы дети «не теряли   бдительность»   и   не   отвлекались,   или   в   конце   занятия,   чтобы   подытожить пройденный материал и разложить знания «по полочкам». Прочитай текст, подчеркни несоответствие, соотнеси рисунок с тексом и исправь ошибку.  Флаг России. Современный флаг, несмотря на его древнее происхождение и долгую историю, был воссоздан недавно, около 10 лет назад. Четыре вертикальных полоски разных цветов имеют особый смысл. Белый цвет означает чистоту, синий – небо, верность, правду, красный – огонь, отвагу. Флаг России. Приём «Слова­ключики» Это работа с ключевыми словами. Например. ­  В  тексте  стихотворения Г.Сапгир спрятал  важную  информацию.  Отыскать   её помогут «слова­ключики». Назовите их. ФУТБОЛ Сказала тетя:  ­ Фи, футбол!  Сказала мама:  ­ Фу, футбол!  Сестра сказала:  ­ Ну, футбол…  А я ответил:  ­ Во, футбол!    «Слова­ключики» здесь такие: фи, фу, ну, во.  С их помощью автор показал разное отношение   людей   к   футболу.     У   женщин   эта   игра   вызывает   презрение   –   «фи», пренебрежение – «фу», разочарование – «ну»,   у мальчика – восторг – «во», т.к. футбол – это мужской вид спорта. Перед   вами   отрывки   из   книги   «На   куполах   Земли»   Михаила   Михайловича   Сомова, Антарктиды: посвященной исследователям     первым   «…Древнейшие обитатели Антарктиды – императорские пингвины откладывали яйца и выводили птенцов не летом, как остальные птицы, а в самое неподходящее время года – зимой, в злейший мороз, при почти не прекращающихся снежных бурях, ураганах и вьюгах…   В  августе,   когда   морозы   достигли   30   градусов   ниже   нуля,   началась   повсеместная кладка яиц. Каждая пингвиниха откладывала только одно яйцо, вкатывала его себе на большие широкие лапы и покрывала толстой складкой своего живота. Чтобы яйцо не разбилось и не скатилось, концы лап у них были приподняты, и казалось, птица стоит на пятках, приподняв пальцы лап. Они стояли день и ночь, как часовые, можно сказать, босиком на голом льду, при ужасающих морозах, почти не прекращающихся снежных бурях и ураганах, в течение более чем месяца, пока не вылуплялись птенцы, уже при сорока градусах мороза. Само собой разумеется, что ни одно животное не выдержало бы такой   пытки   в   одиночестве.   Отцы   и   матери   регулярно   сменяли   друг   друга   на   этом посту.  …Ближайшие места пропитания огромной колонии птиц – открытые воды во льду – находились   примерно   в   15   километрах.   Пингвины   должны   были   преодолевать   эти длинные расстояния, чтобы погрузиться в воду и ловить там рыбешку и рачков. Так они путешествовали всю зиму гуськом, один за другим, из заснеженных, избранных ими мест к   местам   кормежки   и   обратно   на   непрерывное   дежурство   по   охране   потомства.  …Маленькие пингвинята были покрыты таким легким пухом, что немедленно замерзли бы, если бы их оставили на морозе. Родители опять сажали малышей на свои лапы, прикрывая   их   складкой   живота…   Лишь   к   лету   птенцы…теряли   пух   и   приобретали шикарное   оперение,   которое   давало   им   возможность   самим   нырять   в   море. Прочитайте текст и ответьте на вопросы:  1.   Посмотрев   на   фотографии   пингвинов,   Марина   воскликнула:   «Какой симпатичный зверь!» Саша поправил ее: «Пингвин – птица, а не животное!» В чем прав   Саша,   а   в   чем   ошибается   каждый   из   ребят?   Какие   биологические доказательства вы можете привести? 2. Самки большинства птиц откладывают по 3–10 яиц. Как вы думаете, почему же у   императорских   пингвинов   самки   откладывают   всего   по   1   яйцу?   Почему, несмотря на 30­градусные морозы, отложенные пингвинихами яйца не замерзают?  ­Подчеркните в тексте ключевые слова, подтверждающие ваш ответ.            III. Итог мастер­класса                      Закончить свой мастер­класс я хочу ещё одним приёмом смыслового чтения (работа в группах) ­ Составить синквейн на тему: МАСТЕР­КЛАСС Читающий человек надолго остаётся молодым ­ ведь старость начинается со старения мозга, а увлечённому читателю это не грозит!

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"

Мастер-класс "Использование стратегий смыслового чтения на уроках в начальной школе"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.03.2019