Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"
Оценка 4.8

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
doc
русский язык
9 кл
14.02.2018
Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"
Данная работа содержит материалы для формирования смыслового чтения через внеурочную деятельность "Учимся работать с информацией". Здесь описаны приёмы, которые помогут для подготовки к государственной итоговой аттестации. Более подробно расписан приём "Аннотация-краткий пересказ- пересказ". Эту работу можно использовать учителям и начальных классов.
Формирование навыков смыслового чтения.doc
Азанова Людмила Сергеевна, учитель русского языка и литературы Тема: Формирование навыков смыслового чтения Читать – это еще ничего не значит;  что читать и как понимать читаемое  – вот в чем главное дело.  К. Д. Ушинский  Эпиграфом   своего   выступления   хочу   взять   слова   К.Д.Ушинского (слайд1) Некоторые   люди испытывают серьезные трудности при чтении. Они, безусловно, умеют быстро и четко перевести письменные знаки в звуковую форму,   но   вот   понять   смысл   текста,   извлечь   из   него   необходимую информацию, сделать ее своим достоянием могут, к сожалению, далеко не всегда.  Задача учителя – формирование вдумчивого читателя. Среди заданий ГИА   есть   такие,   которые   требуют   анализа   содержания   текста,   его интерпретации   и   преобразования   его   в   другие   формы   (таблицу,   схему, конспект), которые проверяют эти умения. Однако, как показывает практика, зачастую   эти   учебные   действия   у   учащихся   недостаточно   сформированы, даже успешные учащиеся допускают ошибки. Одним из требований к образовательному процессу в формировании УУД, является формирование стратегии смыслового чтения и работа с текстом: 1. поиск информации и понимание прочитанного; 2. преобразование и интерпретация информации; 3. анализ и оценка информации.(слайд 2) Без умения быстро находить нужную информацию в различных источниках (в книге, компьютере, в окружающей природе, в общении), без навыков изменять форму   ее   представления   для   более   удобного   осознания,   передачи, запоминания   сегодня   невозможно   представить   себе   существование   в мобильном, информационно насыщенном, открытом мире. Последовательное и   продуманное   обучение   работе   с   разными   носителями   информации (традиционными   и   современными),   обучение   быстрому   ориентированию   в информационном   потоке,   развитие   способности   анализировать, перекодировать, создавать, хранить, распространять информацию есть не что иное,   как   отвечающие   нуждам   современного   образования   общеучебные умения (УУД).  Таким  образом,  метапредметный   курс «Учимся  работать   с информацией»   является   составной   частью   программы   реализации   ФГОС   в основной   общеобразовательной   школе.   Курс   «Учимся   работать   с информацией» с 5 по 7 класс ориентирован преимущественно на работу с текстовой информацией. Цель   курса   ­   формирование   информационной   культуры   школьников, являющейся залогом успешного освоения всех учебных программ, а также адаптации в современном мире. Задачи курса:    помочь обучающимся освоить рациональные способы работы с текстовой информацией;    сформировать у обучающихся навыки информационного поиска, работы с источниками различными (справочная, энциклопедическая,   художественная   литература, интернет­источники);   отработать   с   обучающимися   формы   и   приемы   работы   с   текстовой информацией, которые могут использоваться в других учебных и житейских ситуациях.(слайд 4) Приёмов работы с текстом много. Вот среди них:     научно­популярная,     информационными  Комментированное чтение.  Пересказ, рассказ по опоре.  Перефразирование текста.  Выбор фактов, подтверждающих идею; объяснение явления, процесса.  Описание понятий и явлений по литературным текстам.  Составление   описаний   одного   объекта   (факта,   явления)   по   разным текстам (разным  источникам информации).  Поиск ответов на поставленные вопросы.  Составление опорных схем (конспектов, «шпаргалок»).  Составление вопросника к тексту.  Конспектирование, «сжатие» текста.  Составление плана текста.  Составление логических (графических) схем.  Составление таблиц.  Анализ материалов СМИ.  Составление кроссвордов.  Составление карт (схем) по тексту.  Составление эмблем, объектов, территорий, понятий.  Дополнение пропущенных слов в тексте, исправление ошибок.  Исправление ошибок в тексте.  Смысловой выбор.  Составление «визитных карточек».  Составление мультимедиапрезентаций. Сегодня   хочу   рассказать   о   некоторых   приемах   работы   с   текстовой информацией. 1 приём: восстанови текст (слайд 5) • Цель: сформировать умения целенаправленно читать текст, сравнивать заключённую в тексте информацию. • Каждый учащийся получает предложения, которые надо расположить в правильном   порядке.   Затем   все   участники   занятия   общаются, рассказывая содержание своего отрывка, и восстанавливают логическую последовательность всего текста. 2 приём: «Спираль» (слайд 6) • Текст   разбивается   на   несколько   блоков,   в   каждом   из   которых выделяется   3–5   ключевых   слов;   ключевые   слова   выстраиваются   в цепочку на основе определённых связей таким образом, чтобы по ним можно   было   составить   логичный,   связный   рассказ,   соответствующий общему   содержанию   предложенного   текста.   Цель   применения: активизация   мыслительной   деятельности   учащихся;   формирование навыков   получения   информации   из   различных   источников,   умение устанавливать причинно­следственные связи.  3 приём: аннотация­ краткий пересказ –рассказ (работа с аудиторией) Здесь мы поработаем вместе с вами. Бегло прочитайте текст и разделите его на смысловые отрывки. Как правило, смысловой отрывок будет совпадать с абзацем текста. Эту работу учитель выполняет   дома,   чтобы   быть   уверенным   в   правильном   делении   текста   на смысловые   части.   При   чтении   текста   при   необходимости   обсудите незнакомые слова. 1.            Поставьте 1­2 (обобщающих) вопроса к каждому абзацу. 2.               Подготовьте таблицу из трёх колонок и дайте им названия. В первую колонку надо записывать обобщающие вопросы, во вторую — ключевые слова из   текста,   в   третью   —   индивидуальные   слова,   необходимые   каждому   для полного ответа на вопрос из первой колонки. Ключевым называется слово, необходимое для ответа на поставленный вопрос. К первому абзацу, содержащему, как правило, много информации. План в вопросах Ключевые   слова Индивидуальные слова (детали) (основные мысли)   1. 2. 3. 4.   Аннотация              Краткий пересказ/реферат Пересказ О чём?                              Что говорится? Составьте три варианта текста. Полный пересказ текста получается, если используются основные мысли и детали текста, обозначенные словами во второй и третьей колонке. Для краткого   —   необходимы   слова   из   колонки   №   2.   Обобщённые   вопросы   к тексту нужны для его аннотирования (колонка №1). Незнакомые слова: Карибу (caribou) — северный олень (Северная Америка). Лемминг   (lemming) — небольшое   животное   из   отряда   грызунов,   по своему виду напоминающее крысу. Примечание (что   важно   учитывать   педагогу   при   реализации стратегии) / варианты  реализации стратегии: Пояснения к ходу работы. В первом смысловом отрывке текста, как правило, в явном или неявном виде сообщается о персонажах, месте и времени действия, возможно, даётся информация   о   действиях   персонажей.   Поэтому   к   первому   абзацу,   как правило, бывает необходимо поставить два вопроса. Обобщённый вопрос — это   вопрос   ко   всему   абзацу,   он   часто   начинается   с   вопросительных слов: каков? какой? и т.д.  К первой СМЫСЛОВОЙ части текста могут быть поставлены следующие ВОПРОСЫ: План   вопросах в   обобщённых Ключевые   слова   (основные мысли) Индивидуальные слова (детали) Где   волки   устраивались   на ночлег? в лисьих норах Чем они занимались? слушали сказки Какую   сказку   рассказывала Чёрное Пламя? про   волчонка­недотёпу   и   его старую бабушку Каким был один волчонок? недотёпа ничего не поймал Какой была бабушка? Старая с   печальными   глазами её   жалели   великолепный   мех былая красота и т.д. Ключевое   слово  —   это,   как   было   сказано   раньше,   слово   из   текста, необходимое для ответа на поставленный вопрос. Таких слов бывает немного — 3­5. Ключевыми обычно являются существительные и глаголы. Колонка   индивидуальных   слов,   определяющих   детали   содержания текста,   действительно   заполняется   каждым   человеком   индивидуально. Каждый обучающийся знает то, что ему трудно запомнить — имена, цифры, прилагательные. Именно их он записывает в третью колонку. Если соединить слова из второй и третьей колонки, получится словарик основных  мыслей  и  деталей,  составляющих  содержание  полного  пересказа текста. Ключевых слов только из второй колонки достаточно для составления краткого   пересказа   (реферата   текста),   который   отвечает   на   вопрос   «Что случилось с персонажами текста в описываемой ситуации? ». В   случае   если   слова   выписаны   правильно,   сделать   краткий   пересказ легко — все слова используются, лишних не остаётся. Критерий лёгкости составления   краткого   пересказа   является   основным   для   определения верности выбранных ключевых слов. Запись   таблицы   обязательна.   Без   подобной   письменной   опоры,   «нот текста» невозможно сделать ни краткий, ни полный пересказ. Занятие лучше начинать   с   более   лёгкого   вида   задания   —   полного   пересказа. Продемонстрировав   всей   группе   один   пример   пересказа,   далее   можно предложить сделать эту работу в парах. Краткий пересказ обязателен для каждого обучающегося. Подготовка аннотации — следующий шаг стратегии. Эту работу следует выполнять либо в конце занятия, после полного или краткого пересказа, либо в   начале.   Начинать   работу   с   аннотации   можно   только   после   накопления определённого опыта использования данной стратегии. Аннотация готовится на основе материала из первой колонки, в которой план содержания текста записан в форме обобщённых вопросов. Подчеркните существительные и глаголы в каждом из них, а потом составьте из этих слов ответ на вопрос «О чём текст?». Например,   такой:   текст   о   сказке,   которую   рассказывала   волчица, устраивая детей на ночь в стае. Сказка о волчонке­недотёпе и его старой, но все ещё красивой бабушке, которую убил человек. Таким образом, использование различных вариантов работы с текстом  позволяет овладеть стратегией смыслового чтения, поэтапно планируя  последовательность действий педагога и учеников. Можно сделать вывод о  том, что формирование умения смыслового чтения является сложным, комплексным процессом, который заключается в синтезе множества  различных навыков и умений, и при отсутствии хотя бы одного из них умение  смыслового чтения считается несформированным.  Сегодня каждому учителю предстоит осознать важность и необходимость  организации деятельности по формированию смыслового чтения в  образовательном процессе, ведь это наш ключ к успеху и творчеству.  Литература: • Сметанникова   Н.Н.   «Описание   стратегий   смыслового чтения». [Электронный ресурс]/ ­ Режим доступа: sites.google.com. • Фисенко   Т.   И.   Развитие   навыков   смыслового   чтения   при   работе   с различными текстами на уроках в 5­11 классах [Электронный ресурс] / Т. И. Фисенко. — Режим доступа : http://www.kreativ­didaktika.ru.  • Чепурыгина   Н.   Междисциплинарная   программа   «Основы   смыслового чтения и работа с текстом» [Электронный ресурс] / Н. Чепурыгина. — Режим доступа : http://ru.calameo. com/read/000995024d44903df66f7.

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"

Мастер-класс на тему " Формирование навыков смыслового чтения"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.02.2018