Мастер класс на тему "Дыхание"
Оценка 4.7

Мастер класс на тему "Дыхание"

Оценка 4.7
Лекции
docx
музыка +1
Взрослым
28.12.2018
Мастер класс  на тему "Дыхание"
Несомненным преимуществом дыхательных практик является то, что они, в отличие от других методов, требуют меньших затрат времени и сил, могут практиковаться независимо от состояния здоровья, в том числе пожилыми и хронически больными людьми. Практически любой человек, желающий взять собственную судьбу в свои руки, может освоить подходящую ему дыхательную практику и оздоровить организм, а также раскрыться духовно. Недаром в русском языке (как и во многих других) слова «дух» и «дыхание» являются родственными и указывают на тесную взаимосвязь двух понятий.
мастер - класс ДЫХАНИЕ.docx
Доброе утро. уважаемые коллеги. Тема моего мастер – класса « » Почему-то считается, что человека нужно учить правильно читать, петь, рисовать, а вот учить дышать не нужно. Но это в корне неверно! Большинство людей, к сожалению, дышат неправильно, и из-за этого у них возникает масса болезней. «Будете заботиться о своем дыхании, проживете долго и счастливо», – так сказал много веков тому назад один индийский мудрец. И это не пустые слова. Тысячи людей освоили методики правильного дыхания. И какие же замечательные слова благодарности они говорят тем, кто обучил их, как выздороветь без таблеток и дорогостоящего лечения! Изучение механизмов дыхания и попытки взять под контроль этот важнейший физиологический процесс берут начало еще в первобытном обществе. Изучая себя как часть природы, человек отмечал неразрывную связь между характером дыхания и состоянием здоровья. Начало жизни человека совпадало с началом дыхания, последний вздох убитого врага или умирающего соплеменника означал прекращение жизни. Совершенно непонятным для наших древних предков было состояние сна, когда дыхание казалось единственным видимым проявлением жизни. Душа, эта нетленная часть «Я», приходящая в момент рождения, а в момент смерти навсегда покидающая тело, также ассоциировалась долгое время с дыханием. Отождествляя дыхание и душу, человек приобщал себя к природе, к Богу, к Его дыханию и его душе. Лишь немногие могут похвастаться тем, что умеют контролировать такой простой процесс, как дыхание. А ведь именно в правильном дыхании заключается секрет счастливой жизни и вечной молодости. Уже медицинские трактаты древности содержат колоссальный объем сведений, отражающих постоянный интерес человека к дыханию, к этой волнующей тайне бытия, невидимой нити жизни. В различных научных и философских школах разрабатывалось множество концепций, теорий дыхания, практиковались специфические методики дыхательных гимнастик. Одновременно с изучением древних практик постоянно шли активные поиски новых способов оздоровления. Особое внимание дыханию люди начали уделять в середине прошлого века, который подарил нам такое количество заболеваний, свойственных высокотехнологичным цивилизациям, что срочно пришлось искать немедикаментозные способы борьбы с ними. Тут-то и пришел на помощь самый простой метод – правильное дыхание. Несомненным преимуществом дыхательных практик является то, что они, в отличие от других методов, требуют меньших затрат времени и сил, могут практиковаться независимо от состояния здоровья, в том числе пожилыми и хронически больными людьми. Практически любой человек, желающий взять собственную судьбу в свои руки, может освоить подходящую ему дыхательную практику и оздоровить организм, а также раскрыться духовно. Недаром в русском языке (как и во многих других) слова «дух» и «дыхание» являются родственными и указывают на тесную взаимосвязь двух понятий. В этой книге вы сможете подробно ознакомиться с методикой парадоксального дыхания Александры Северовны Стрельниковой – одной из самых популярных в нашей стране дыхательных практик. Вы получите возможность укрепить здоровье доступным и эффективным методом, который легко вписывается в повседневный ритм жизни. Дыхательные упражнения полезны для здоровья. Это:  прекрасная вентиляция легких;  насыщение организма кислородом;  снижение давления;  улучшение обмена веществ;  восстановление нервной системы;  повышение иммунитета. •· гимнастика показана и взрослым и детям. Рекомендуется гимнастика при следующих заболеваниях: •· астма и хронические заболевания бронхов и легких; •· риниты (хронический насморк); •· гаймориты, бронхиты; •· пневмонии; •· сахарный диабет и его осложнения; •· неврозы и неврогенные заболевания; •· гипертония; •· астеноневроз с гипотонией; •· язвенная болезнь (вне обострения); •· заикание; •· потеря голоса; •· стенокардия; •· ИБС. История разработки метода Дыхательная гимнастика Стрельниковой представляет собой несколько сотен быстрых движений тела, при которых вдохи выполняются в конце движений со сжатой или не имеющей возможности расширяться грудной клеткой. Вот почему методика называется «парадоксальная». Этот метод открыла для себя мать Александры Николаевны – Александра Северовна Стрельникова, которая, так же как и дочь, была преподавательницей пения. Она занималась постановкой голоса, к ней старались попасть на занятия люди, работа которых была связана с пением. Первоначально Александра Северовна даже не предполагала, что ее дыхательная гимнастика сможет лечить людей. Александра Николаевна Стрельникова в юности часто страдала от сердечных приступов; однажды ночью, когда невозможно было получить медицинскую помощь, начался один из самых тяжелых приступов. Тогда Александра Николаевна вспомнила о дыхательных упражнениях. Она стала дышать, как учила мать, превозмогая боль. К утру удушье отступило, сердечный ритм нормализовался. С той поры она стала регулярно заниматься парадоксальной гимнастикой и в преклонном возрасте не знала тех недугов, которыми страдает большинство пожилых людей: у нее не было проблем с сердцем, ее миновала болезнь века остеохондроз, у нее никогда не повышалось давление. В послевоенные годы Александра Николаевна жила в Москве и работала в Музыкальном театре им. Станиславского и Немировича- Данченко, а затем педагогом-вокалистом в ДК железнодорожников. Она сама была прекрасной певицей, но же так, как мать, предпочла сцене обучение певческому искусству, используя семейную методику. Ей нравилось наблюдать, как развивались у людей, имевших посредственные от природы данные, прекрасные сильные голоса. У матери и дочери Стрельниковых занимались многие из прославленных певцов и актеров (к ее помощи в разное время обращались Людмила Касаткина, Андрей Миронов, Алла Пугачева, Максим Штраух, Лариса Голубкина и многие другие). Отзывы были такие впечатляющие, что Александра Николаевна решилась подать документы на получение патента на дыхательную гимнастику. Этот патент был ей выдан под названием: «Способ лечения болезней, связанных с потерей голоса». Но случилось это спустя полвека, в 1972 г. Постепенно Александра Николаевна стала замечать, что ее метод не только помогает при восстановлении голоса, но и способствует оздоровлению всего организма, прежде всего органов дыхания. Особое внимание Стрельникова уделяла лечению бронхиальной астмы. Один из излеченных пациентов, Михаил Щетинин, стал ее учеником и последователем. Он до сих пор практикует этот метод, разработал новые комплексы упражнений для различных заболеваний и опубликовал собственные данные, полученные после усовершенствования метода. До сих пор по поводу метода Стрельниковой врачи не имеют единого мнения. Одни признают его и считают замечательным средством для лечения многих заболеваний, особенно заболеваний органов дыхания, сердечно-сосудистой и нервной систем. Другие отрицают его пользу, стараясь не акцентировать внимание на тех случаях, когда гимнастика спасла людям здоровье. Третьи хотят получить то самое научное обоснование, которое так и не дала Александра Николаевна. Она умерла более 20 лет назад, в сентябре 1989 г., а созданная ею гимнастика благополучно «самообосновалась». Теперь любой желающий может ее изучить и применить на практике. Кроме того, дыхательная гимнастика активизирует иммунную систему и защитно-приспособленческие механизмы организма, способствует преодолению стрессовых состояний, избавлению от избыточного веса и никотиновой зависимости. Дыхательная гимнастика является эффективным дополнительным средством при использовании других методов терапии (традиционных и нетрадиционных), в особенности при лечении длительных хронических заболеваний. Упражнения активно включают в работу все части тела: руки, ноги, голову, брюшной пресс, позвоночник. Поэтому гимнастика дает хорошие результаты при лечении детей и подростков, страдающих сколиозами: она ликвидирует сутулость, а тело делает более гибким и пластичным. Подросткам, отстающим в физическом развитии, гимнастика Стрельниковой помогает подрасти (способствует правильному формированию всех органов и систем, особенно в период полового созревания). Техника дыхания по А. Н. Стрельниковой Разминка 1. Станьте прямо, руки по швам. Начинайте шумно нюхать воздух. Вдохи повторяйте в темпе прогулочного шага. Не забывайте спрашивать себя: «Гарью пахнет! Откуда?» Делайте шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. И ни в коем случае после первого вдоха не выдыхайте воздух! Вдох требует продолжения! И так 4 раза подряд! Вдох-выдох делается в обычной гимнастике, а вы осваиваете парадоксальную. 2. Итак: шаг на месте и одновременно с каждым шагом – вдох. Правой – левой, правой – левой, вдох – вдох, вдох – вдох. 3. Теперь поставьте одну ногу вперед, другую – назад и переминайтесь с ноги на ногу, повторяя одновременно с каждым шагом короткие шумные вдохи. Обратите внимание, что вдох должен быть коротким и резким, вы должны ощутить его только в крыльях носа, которые двигаются очень активно. Следите, чтобы движения и вдохи шли одновременно. Вдох должен быть «пробивным», словно воздух проходит через голову насквозь, прочищает не только нос, но и мозг. Делайте подряд столько вдохов, сколько сможете сделать без особого напряжения (30-50). Между сериями вдохов отдыхайте, закрыв глаза и по возможности расслабившись (лучше – совсем не дыша), в течение 10-15 с. 4. Сделайте 96 (12 раз по 8) шагов-вдохов в прогулочном темпе. Можно делать вдохи стоя на месте, при ходьбе по комнате, переминаясь с ноги на ногу: вперед – назад, вперед – назад, тяжесть тела то на ноге, стоящей впереди, то на ноге, стоящей сзади. В темпе шагов делать длинные вдохи невозможно. Думайте: «Ноги накачивают в меня воздух». Это помогает. С каждым шагом – вдох, короткий, резкий и шумный. Приступаем к делу Первые уроки – самые трудные. Вы учитесь дышать по новой системе, не так, как привыкли раньше. Поэтому основное внимание – на качество дыхания. Чтобы получить удовольствие от нового занятия, обязательно хорошо проветрите помещение, а лучше – откройте форточку или делайте комплекс упражнений на улице. Начинать занятия надо с изучения первых трех упражнений комплекса: «Ладошки», «Погончики» и «Насос». Упражнение «Ладошки» выполняете 24 раза по 4 вдоха-движения; упражнение «Погончики» – 12 раз по 8 вдохов-движений; упражнение «Насос» – по 8 вдохов- движений. На эти упражнения вы затратите от 10 до 20 мин. Повторяйте их 2 раза в день (утром и вечером). Утром лучше заниматься сразу после сна, а вечером – за некоторое время до отхода ко сну. Внимание! Занимаясь вечером, сделайте самое первое упражнение – «Ладошки» – не с 4, а с 8 вдохами-движениями подряд без остановки. Повторите 12 раз по 8 вдохов-движений. Не пытайтесь прикладывать больше усилий, чем требуется. Отдыхайте после каждых 8 вдохов 3-5 с. Каждый день вы будете добавлять по одному новому упражнению. Запомните: только по одному! Некоторые люди спешат и начинают делать все упражнения на первый или второй день занятий. Не делайте этого ни в коем случае! Вашему телу нужно привыкнуть к новым требованиям! Количество упражнений так невелико, что вы все равно осилите их все за неделю. Зачем же тогда спешить? Повторяйте упражнения 2 раза в день. Скоро у вас не будет проблем ни с соблюдением ритма, ни с движениями. Тело само их запомнит на мышечном уровне. Вот как выполняются три первых упражнения в самом начале занятий. «Ладошки» Стали прямо, руки согнули в локтях, ладони повернули от себя (рис. 1а). Держите руки так, чтобы локти были направлены вниз, а не «гуляли» свободно из стороны в сторону. Начинайте делать шумные вдохи носом и одновременно сжимайте ладони в кулаки (рис. 1б). Словно схватили воздух и зажали, схватили и зажали. Запомните: вы делаете подряд 4 вдоха, обязательно резких и ритмичных. Можете даже включить маршевую музыку, это очень помогает во время занятий. Выполнили один цикл, руки опустили, отдохнули 3-4 с. Снова работаем. Снова делаем 4 циклических вдоха носом. Обратите внимание, что выдох вы не должны слышать. Слушаете только вдох. Плечи при выполнении упражнения неподвижны. Ладони расположены на уровне груди. Никаких отступлений от схемы не допускается. Занимайтесь в том положении, как вам удобно. Можно сидеть, стоять или даже лежать. Выполните 24 цикла вдохов (по 4 вдоха за один раз). Внимание! Во время выполнения упражнения в первые дни у вас может закружиться голова. В этом нет ничего страшного, просто изменился ритм дыхания. Это реакция на прочистку энергетических каналов вашего тела. Когда тело привыкнет – головокружения пройдут. Но пока они есть, позвольте телу работать не в полную силу. Для этого вместо выполнения упражнения стоя делайте его сидя. Дайте больше времени на отдых: не 3-4 с, а 5-10 с между циклами. «Погончики» Исходное положение – стоя. Руки сожмите в кулаки, прижмите к животу на уровне пояса (рис. 2а). Сделайте вдох и резко «отожмите» кулаки к полу (рис. 2б), напрягайте мышцы плечевого комплекса, хорошенько тяните руки вниз, при этом плечи остаются неподвижны. Вдох у нас идет на 8 тактов. Выполнили вдох? Вернитесь в исходное положение, делая автоматически выдох. Расслабьте плечи. Руки не поднимайте выше пояса. Все внимание сосредоточено только на вдохе и сопровождающем его движении. Между циклами дыхания дайте себе отдых 3-4 с. Ваша норма: 12 раз по 8 вдохов. «Насос» Начните с исходной позиции, ноги при этом расставьте чуть больше ширины плеч, а руки опустите (рис. 3а). Возьмите в руки свернутую газету или палочку; представьте, что это рукоятка насоса, а вы накачиваете шину автомобиля. Делаем легкий наклон вперед (рис. 3б), тянемся руками к полу, но самого пола не касаемся (рис. 3в). Во второй половине наклона делаем резкий вдох. Не забывайте, что ваш вдох должен быть хорошо слышен. Рассчитайте наклон так, чтобы он был ритмически связан с вдохом. Кончился наклон – кончился вдох. Не тяните вдох, разгибаясь, и не разгибайтесь до конца. Закончили наклон – слегка приподнимите туловище, но полностью спину не выпрямляйте. Воображаемая шина еще не накачана, ее нужно быстро подкачать и ехать дальше. Снова идите на наклон, сопровождайте его вдохом. Повторяйте вдохи одновременно с наклонами: часто, ритмично и легко. Голову не поднимать. Смотреть вниз, на воображаемый насос. Таких вдохов-движений нужно выполнить 8. После этого можете выпрямиться и выдохнуть, отдохните 3-4 с и повторите цикл. Наклоны не надо делать глубокими, достаточно согнуться в поясе. Плечи при наклоне идут немного вперед, спина округлая, голова опущена. Повторите упражнение 12 раз (по 8 вдохов). Это упражнение особо рекомендуется астматикам, позволяет снять сердечный приступ или печеночные колики, а также помогает при лечении заикания. Но – обратите на это особое внимание – есть больные, которым его выполнение категорически запрещено, и люди, которым его можно выполнять только в очень легкой, щадящей форме. Противопоказания: сотрясения мозга, аневризма аорты, серьезные травмы позвоночника, сдвиги позвоночных дисков, гипертонический криз. Ограничения: желчнокаменная и мочекаменная болезни, повышенное черепное, глазное и артериальное давление, камни в почках. При этих нарушениях делается только очень легкий, плавный наклон. Вдох выполняется шумно и резко, выдох производится автоматически, сквозь приоткрытый рот. «Кошка» Исходная позиция – стоя, ноги расставлены чуть больше ширины плеч, руки расположены на уровне пояса (рис. 7). Особое замечание: ступни от пола не отрывать! Вспомните кошку, которая подкрадывается к воробью. Повторяйте ее движения – чуть-чуть приседая, поворачивайтесь то вправо, то влево (рис. 8). Тяжесть тела переносите то на правую ногу, то на левую – в зависимости от того, в какую сторону вы повернулись. Вы уже пробовали так делать в начальных упражнениях. Сначала легко, играючи приседаете и слегка поворачиваетесь всем туловищем вправо – делаете резкий короткий вдох. Затем легко приседаете и поворачиваете туловище влево – делаете резкий короткий вдох. Так и продолжайте: поворот влево, поворот вправо, вдох справа – вдох слева. Шумно нюхайте воздух справа, слева в темпе шагов. Выдохи должны происходить между вдохами автоматически, непроизвольно. Внимание! Колени слегка сгибайте и выпрямляйте (приседание легкое, пружинистое, глубоко не приседать). Во время приседания руками делайте хватательные движения справа и слева на уровне пояса. Не горбитесь, не поворачивайтесь всем телом: спина абсолютно прямая, поворот – только в талии. Всего нужно выполнить 12 циклов. «Обними плечи» Встаньте прямо. Поднимите руки на уровень плеч, согните в локтях. Поверните ладони к себе и поставьте их перед грудью, чуть ниже шеи (рис. 9а). Теперь «бросайте» руки навстречу друг другу так, чтобы левая обнимала правое плечо, а правая – левую подмышку (рис. 9б). Обратите внимание, чтобы руки шли параллельно друг другу, а не крест-накрест (то есть плечо – подмышка, а не плечо – плечо). Ни в коем случае не меняйте расположение рук (все равно, какая рука сверху – правая или левая); широко в стороны не разводите и не напрягайте. Локти тоже нельзя разгибать. Выполняйте упражнение в темпе шагов. Одновременно с каждым броском, когда руки теснее всего сошлись, выполняйте короткие шумные вдохи. Думайте: «Плечи помогают воздуху». Когда освоите это упражнение, можете в момент встречного движения рук слегка откидывать голову назад (брать вдох «с потолка»). Выполните 12 циклов по 8 движений в каждом. Упражнение разрешается делать в положении сидя и лежа. Противопоказания: органические поражения сердечно-сосудистой системы, первая неделя после инфаркта. Тем, кто перенес инфаркт, разрешается включать упражнение только со второй недели (как и другие упражнения комплекса). В тяжелом состоянии нужно делать подряд не по 8 вдохов-движений, а по 4 или даже по 2, затем отдых 3-5 с и снова 2-4 вдоха-движения. Осторожность нужно проявлять беременным женщинам: начиная с 6-го месяца беременности упражнение выполняется без закидывания головы вверх, работаем только руками, смотрим перед собой. Ограничения: ишемическая болезнь сердца, врожденные пороки сердца. ЙОГА Йога – это система упражнений, позволяющая человеку научиться управлять духовными и  физиологическими функциями организма. Эта система оперирует понятием «прана». О  пране говорят Веды и Упанишады – древнейшие индуистские тексты. Существует пищевая  и дыхательная прана, позволяющая поддерживать жизнь человека. Дыхательные  упражнения в йоге называются Пранаяма – четвертый уровень аштанга­йоги. С помощью  дыхания можно научиться управлять праной. Техника йоги – это смешанное или полное дыхание. Для него характерно раскрытие и  вентиляция легких. Дыхательная практика позволяет достичь следующих результатов:  прекрасная вентиляция легких;  насыщение организма кислородом;    снижение давления; улучшение обмена веществ; восстановление нервной системы;  повышение иммунитета. дыхательной практики ваш организм наполняется живительной праной, вы обретаете  равновесие и гармонию. Более того, при выполнении  Для начала нужно сесть по­турецки, обратившись лицом на север (на юг для женщин),  закрыть глаза и выпрямить спину. Руки при этом находятся на коленях, а пальцы собраны в Джнани­мудру. Сперва сделайте глубокий выдох, чтобы воздух полностью покинул легкие. Начинать нужно с брюшного дыхания. Для этого выпятите живот. Почувствуйте, как  раскрывается нижняя часть легких. Затем идет среднее дыхание – грудная клетка  приподнимается, воздух заполняет среднюю часть легких. После этого приподнимите  плечи, наполните кислородом верхнюю часть легких. При этом живот нужно немного  втянуть. При выдохе плечи и грудная клетка опускаются. Само дыхание должно быть  плавным и равномерным. Вы не должны прикладывать усилия или напрягать внутренние  органы. Почувствуйте, какие мышцы работают при каждом этапе дыхания.  Сосредоточьтесь на пране, на живительной энергии, наполняющей ваше тело при каждом  вдохе. Дыхательное упражнение включает 3­14 полных циклов вдох­выдох. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА СТРЕЛЬНИКОВОЙ А.Н. Дыхательная гимнастика – это  комплекс упражнений, способный бороться со многими недугами. Среди них и  бронхиальная астма, и сердечнососудистые заболевания, и заболевания ЦНС, и  деформации позвоночника или грудной клетки. Методика Стрельниковой основывается на  газообмене. В легкие поступает больший объем воздуха, чем обычно, поэтому газообмен в  крови стимулируется. В упражнениях участвует не только дыхательная система, но и  диафрагма, голова, шея, брюшной пресс. Гимнастика задействует весь организм, поэтому  так велико ее благоприятное влияние. БОДИФЛЕКС Эта методика невероятно привлекательна у женщин. Ведь она позволяет сбросить лишние  килограммы, не прибегая к изнурительным диетам или физическим упражнениям. Ее автор  Грир Чайлдерс – женщина, похудевшая после родов с помощью одного лишь дыхания. Это  занимает всего 15 минут в день, зато пользы от упражнений гораздо больше, чем от диет и  спорта. Такая технология подходит женщинам, у которых нет времени на спортзал или нет  возможности сесть на диету. Основа метода – аэробное дыхание и растяжка. При  выполнении упражнений организм насыщается кислородом, который сжигает жир, а  мышцы напрягаются, становятся упругими. Бодифлекс рассчитан на людей любого  возраста. Дыхательные техники для похудения лучше делать с утра, но подойдет любое  время. Главное, через 2 часа после приема пищи. Бодифлекс включает несколько упражнений, каждое из которых позволяет бороться с  лишним весом, дряблой кожей или морщинами. Дыхательная методика выполняется в  определенной позе – будто вы собираетесь сесть на стул. Таз нужно отвести назад, ноги  поставить на ширину плеч, наклониться и руками упереться в бедра. Затем медленно  выдыхаем через рот, быстро и резко вдыхаем через нос. После этого воздух нужно с силой  вытолкнуть из легких, напрягая диафрагму. Затем втягиваем живот и считаем про себя до  10. Теперь можно вдохнуть. В сочетании с растяжкой и упражнениями на мышцы лица достигается невероятный  эффект. Сантиметры сокращаются, а тело становится упругим и гибким. СИСТЕМА ДЫХАНИЯ БУТЕЙКО Новосибирский врач Константин Бутейко использует совершенно другую методику. По его исследованиям, заболевания возникают не из­за недостатка кислорода в организме, а из­за  его избытка. Мы слишком быстро выпускаем углекислый газ, который считаем вредным,  поэтому появляются болезни. По мнению Бутейко, практиковать нужно поверхностное  дыхание. Его метод позволяет избавиться от бронхиальной астмы, диабета, сердечных  болезней и нарушений обмена веществ. Выполнение гимнастики должно проходить под контролем специалиста. Для назначения  упражнений нужно пройти оценку функции легких, измерить пульс, вычислить  контрольную паузу. Последняя представляет собой время от вдоха до последующего  желания вдохнуть. Нормальная контрольная пауза составляет 60 секунд и более. Еще одна  причина выполнения упражнений под контролем врача – это реакция очищения. Человек  может почувствовать недомогание, сопровождаемое повышением температуры, рвотой и  болями. Однако этот эффект Бутейко призывает считать нормой. Хотя современные  ученые разошлись во мнениях. Некоторые полагают, что методика опасна для  дыхательного центра, а британские ученые считают поверхностное дыхание эффективным  и действенным. СИСТЕМА ТРЕХФАЗНОГО ДЫХАНИЯ ЛЕО КОФЛЕРА Лео Кофлер – оперный певец. Свою методику он разработал в конце XIX века. Тогда  Кофлер перенес туберкулез, из­за которого ушел со сцены. Чтобы вернуться к любимому  делу, Кофлер разработал комплекс дыхательных упражнений, которые позволили ему  избавиться от туберкулеза. Его система трехфазного дыхания позволяет излечиться не  только от чахотки, но и от других заболеваний легких. Эта методика была дополнена,  после чего получила название метода Кофлера­Лобановой­Лукьяновой. Основа системы  дыхания заключается в тренировке дыхательного аппарата. Трехфазное дыхание начинается с выдоха. Воздух из легких выходит только наполовину,  потом следует пауза. Паузу нужно держать до тех пор, пока у организма не появится  желание вдохнуть. После этого производится вдох через нос и выдох. Пауза между вдохом  и выдохом не делается. Упражнения нужно выполнять стоя, выпрямив спину.  Первое упражнение – выдох сопровождается звуком «пфф», который должен идти ровно и плавно.  Второе упражнение – сопровождать выдох звуком «ссс». При этом губы разведены в полуулыбку. Звук также должен быть плавным, не прерываться. После этого упражнения нужно повторить первое.  произнесение на выдохе звука «жжж». При этом зубы нужно сжать, а губы – растянуть. Руку можно положить на грудную клетку, чтобы почувствовать вибрацию. После выполнения вновь идет упражнение «пфф». Третье упражнение –  Четвертое упражнение похоже на «ссс», но произнести нужно звук «ззз». Этот комплекс помогает тренировать равномерный выдох. Также метод Кофлера­ Лобановой­Лукьяновой включает устранение носового призвука, развитие мышц зева и  экономичный выдох. Система позволяет расширить объем легких, научиться петь или  говорить при выполнении ритмичных движений. Особенно это актуально для певцов,  которые во время выступлений одновременно должны и танцевать, и петь. Также методика  позволяет справиться с легочными заболеваниями. РЕБЁФИНГ Американец Леонард Орр создал технику, позволяющую избавиться от негативных мыслей. Сам термин «ребёфинг» произошел от английского «rebirthing», что означает  «перерождение». По мнению Орра, человек переживает родовую травму, которая  откладывается в подсознании, негативно влияет на его последующую жизнь. С помощью  дыхания Орр предлагает избавиться от этой травмы, а также от негативных событий,  оказывающих на нас подавляющее действие. Ребёфинг – это более глубокий метод,  включающий не только дыхательные техники, но и философию, положительную установку.  Но эта методика является спорной, ведь до сих пор не появилось исследований,  подтверждающих ее эффективность. Упражнения следует выполнять под контролем профессионала, однако потом, когда  человек научится правильно дышать, можно делать их самостоятельно. Такая дыхательная  техника для расслабления комбинирует частоту и глубину дыхания, каждому упражнению  соответствует различные психологические состояния. Например, медленное глубокое  дыхание призвано уменьшить негативные эмоции, дать организму и психике расслабиться.  А быстрое поверхностное дыхание дробит все переживания, чтобы можно было быстро от  них избавиться. Упражнения нужно выполнять под специальную музыку, настраивая себя  на положительный лад. ВАЙВЭЙШН Методика ребёфинга была усовершенствована Джимом Ленардом и Филом Лаутом. Они  также считали, что человек должен высвободиться от негативных переживаний. Но при  этом нужно помочь ему справиться с переживаниями, которые появляются во время  выполнения дыхательных упражнений. Английское слово «vivation» имеет латинский  корень «viva». Viva – значит «жизнь». Техника предполагает спокойный и свободный цикл  вдоха и выдоха, между которыми нет паузы. Если вдох происходит через рот, то и выдох  будет производиться через рот. Если человек вдыхает через нос, то и выдыхать он должен  так же. Вайвэйшн включает три класса дыхания – глубокое медленное, глубокое быстрое и  поверхностное быстрое. Эта методика позволяет человеку осознать себя в мире со своими  чувствами, достичь гармонии. Всего в вайвэйшн входит 5 элементов:   полное расслабление; циклическое дыхание;  детальное осознание;  интеграция в экстаз;  делайте то, что Вы делаете, желания достаточно ХОЛОНТРОПНОЕ ДЫХАНИЕ Способ был разработан Станиславом и Кристиной Гроф в 1970­х годах. Их открытие было  связано с запрещением ЛСД, а в то время многие исследования Станислава были основаны  на расширении сознания. Холотропное дыхание – это поверхностное дыхание. В результате из крови вымывается углекислый газ, что вызывает сужение сосудов головного мозга. Это  способствует появлению галлюцинаций, воспоминаний из прошлого. В итоге человек  способен перейти на трансперсональный уровень. Холотропное дыхание повсеместно  критикуется из­за вероятности отмирания клеток мозга во время выполнения упражнений.  Само дыхание не имеет четкой инструкции – оно чаще, чем обычное дыхание и более  поверхностное. Методика выполняется в парах – один дышит, а второй выполняет  функцию ситтера. Во время холотропного дыхания звучит специфическая музыка,  предназначенная для перехода на трансперсональный уровень. Один сеанс длится около  двух часов. ПЕРШИНУ СИСТЕМА ДЫХАНИЯ ПО Ю.И. Основа метода Першина – это улучшенные методики Кофлера, Бутейко и Стрельниковой.  Система дыхания позволяет насыщать внутренние органы кислородом, т.к. в крови  повышается количество углекислого газа. Техника помогает избавиться от головной боли,  аллергии, шлаков, борется с радикулитом, сердечными заболеваниями и избыточным  весом. Дыхание по Першину должно быть неглубоким, между выдохом и вдохом делается  пауза, которая позволяет увеличить объем углекислого газа в крови. Выдохи и вдохи  проводятся через нос. Система включает упражнения на разные зоны – половую, зону  позвоночника, шейный отдел и так далее. Комплекс упражнений достаточно велик. Многие дыхательные техники модернизируют или повторяют уже существующие.  Например, метод Буланова берет за основу систему Бутейко, но делает ее более жесткой.  Пауза между выдохом и вдохом настолько большая, насколько может выдержать человек,  близкая к удушью. Метод Э.В. Стрельцовой основывается на дыхании йоги. Значительная часть упражнений выполняется только под контролем специалистов, иначе дыхательные  практики могут навредить. Общие принципы дыхательных упражнений Если вы остановились на той системе, которую можно выполнять самостоятельно, то  следует соблюдать несколько правил, чтобы упражнения были эффективными.    легкого, особенно новичкам. Не перетрудитесь, иначе это нанесет вред. Начинать нужно с Упражнения должны выполняться в соответствии с индивидуальным ритмом. У каждой системы есть свои особенности, можно упростить слишком сложный подход. Но упрощение должно соответствовать правилам. Головокружение – это частый спутник дыхательных практик. Не стоит этого бояться. Специалисты знают об этом эффекте, поэтому дают советы по сокращению нагрузки, увеличению паузы между подходами.  Другие дискомфортные ощущения могут быть связаны с неправильным выполнением упражнения.   Гимнастику лучше делать на свежем воздухе. Если такой возможности нет, то хорошенько проветрите помещение. Если дыхательная практика должна выполняться только под контролем специалиста, то нельзя заниматься самолечением. Иначе это приведет к ухудшению состояния. Правильное дыхание действительно творит чудеса. Но прежде чем выбрать комплекс  дыхательных упражнений для себя, стоит проконсультироваться с профессионалом.  Возможно, что вам подходит какая­то конкретная техника. Не стоит относиться к  дыхательной гимнастике скептически. Эта методика известна еще с древних времен, она  действительно позволяет избавиться от душевных и физических недугов. Главное – это  грамотный подход. Очищающее дыхание Выполнение: Стоя, расставив ноги, медленно производить вдох через нос, как и при  полном дыхании йогов. Когда легкие полностью наполняются свежим воздухом, начинаем  немедленно выдох следующим образом: губы прижимаем близко к зубам, оставляем  открытой только узкую щель между зубами. Через эту щель заставляем воздух выходить из легких серией отдельных коротких движений. Мы должны чувствовать себя при этом, как  если бы наш рот был совсем закрыт и что требуется большое усилие со стороны живота,  диафрагмы и ребер для того, чтобы заставить воздух пройти через маленькое отверстие.  Если мы выпускаем воздух слабо и мягко, упражнение не приносит пользы. Терапевтический эффект: Выводятся токсины из крови, преодолеваются хронические  болезни и укрепляется иммунитет к болезням. Нечистый воздух, которым мы дышали в  плохо проветриваемых помещениях: кино, театрах, вагонах поездов ­ удаляется из легких и крови. Быстро излечиваются головные боли, простуды, лихорадки /инфлюенца/. Во время  эпидемии это упражнение очень полезно, т.к. Предохраняет от инфекции. В этом случае  целесообразно выполнять 5 раз в день по три раза во время каждого выполнения. В случае  отравления газом или другим ядом это дыхание ­ благословение. Психический эффект: Увеличивается уверенность, преодолевается ипохондрия. Дыхание укрепляющее нервы Выполнение: Стоя, расставив ноги, после выдоха, медленно вдыхаем, одновременно  поднимая руки перед собой до уровня плеч, ладонями вверх. Затем, сжав кулаки и  задержав дыхание, быстро отводим их назад и повторяем это движение еще раз. При  выдохе расслабляем руки, позволяем им опуститься и отдохнуть, сгибаясь вперед.  Упражнение дает пользу, если мы, протягивая руки вперед, делаем так, как если бы они  встречали сильное сопротивление и преодолевали его. Каждый раз мы должны вытягивать  руки вперед медленно с большим усилием так, что они должны дрожать от напряжения.  Для лиц, которым трудно выполнять это упражнение трижды с задержанием дыхания,  можно советовать делать дважды. Терапевтический эффект: Увеличивает сопротивление нервной системы, хорошее  лекарство против дрожи /нервной/ рук и головы. Психический эффект: Придает нам уверенность в присутствии других людей и  увеличивает силу нашего ума. Мы чувствуем себя готовыми к любой борьбе. Дыхание "ха", стоя Выполнение: Стоя, расставив ноги, мы медленно вдыхаем полным дыханием йогов. При  вдохе медленно поднимаем руки до вертикального положения над головой, задерживаем  дыхание на несколько секунд. Затем внезапно сгибаемся вперед, позволяя рукам упасть  вперед и одновременно выдыхаем через рот со звуком "ха". При выдохе звук "ха"  получается только за счет прохождения воздуха через глотку. Медленно вдыхаем,  выпрямляемся, поднимая снова руки вертикально над головой, затем выдыхаем медленно  через нос, опуская руки. Терапевтический эффект: Оживляет циркуляцию крови, тщательно очищает органы  дыхания, противодействует простуде. Психический эффект: Мы чувствуем себя очищенными; когда мы находимся в дешевом,  безвкусном окружении, нечистая атмосфера входит в нас и, даже когда мы оставили это  место, дает себя знать депрессия и умственное отравление. В таких случаях дыхание "ха"  эффективно очищает нас от умственных ядов и быстро рассеивает чувство депрессии. Для  полицейских, сыщиков, специалистов, лечащих нервных и психических пациентов и других, кого их профессия заставляет входить в контакт с людьми отсталыми и низкими, это  упражнение ­ благословение, так как сохраняет их умственное здоровье и позволяет им  сопротивляться внешним влияниям. Задувание свечи Сделать полный вдох и задержать дыхание без напряжения. Сложить губы трубочкой и  выдохнуть весь воздух на 3 резких выдоха. С первым выдохом воздух выходит из живота,  со вторым — из груди, с третьим — из верхушки легких. Корпус и голову держать прямо,  упражнение выполнять энергично, с задором. Выполнять не более 3 раз. План   открытого   занятия   педагога     дополнительного   образования Ахтямовой З. Л. Тема:  Вокально   ­   хоровая   работа.   произведениями.   Вокальная   работа   над Цель: На основе изучения детских   фольклорных песен, вокальных произведений,   русских   народных   песен,   расширить   знания   ребят   об истории Родины, ее певческой культуре. Воспитывать и прививать любовь и   уважение   к   духовному   наследию,   пониманию   и   уважению   певческих традиций. Задачи: 1. Формирование   детского   голосового   аппарата,   песенных   и исполнительских умений и навыков детей младшего возраста. Обучение правильному   исполнению   вокальных   произведений,   привитие   любви   к вокальному   искусству.   Научить   воспринимать   вокальные   произведения как важную часть жизни каждого человека. 2. Оформить навыки и умения исполнения простых и более сложных вокальных произведений, исполнения песен. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе 3. исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Привить основы художественного вкуса. 4. Сформировать   потребности   в   общении   с   вокальной   музыкой. Создать   атмосферу   радости,   значимости,   увлеченности,   успешности каждого воспитанника ансамбля. План занятия: 1. Распевание упражнения для выработки певческого дыхания; упражнения для правильного формирования гласных; упражнения для активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции; упражнения для расширения диапазона; упражнения для развития певучего звука, сохранения высокой  позиции и   регистровой ровности; упражнения для чистоты интонирования  звуков 2. Работа с ударными, духовыми народными инструментами Знакомство с инструментом (показ педагога), рассматривание его   Ритмические упражнения  внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила  обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление  его с музыкальным произведением.  Рассматривание инструментов непосредственно детьми,  манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр,  использование двухчастных  форм произведений, где используется не  более двух видов извлечения звука.  Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для детей. Озвучивание  попевок,  произведений  Творчество детей.       Исполнение произведения совместно, согласовано, соразмеряя  свою художественную индивидуальность с индивидуальностью  остальных воспитанников ансамбля 3. Пение произведений  Вокальная работа и пение с движениями. Русская народная песня  «Ай чу­ чу»  Вокальная работа и пение с сопровождением шумовых ударных,  духовых инструментов. Русская народная песня «При долинушке  калинушка»  Вокальная работа и пение хороводной песни «Девица во саду  гуляла» 4. Подведение итогов.  Анализ занятия. Анализ открытого занятия Открытое занятие по теме: «Вокально ­ хоровая работа.  Вокальная работа  над произведениями» состоялось 20 декабря 2012 года, в студии народной песни «Ульянушка» на базе МБОУ СОШ № 10. Руководитель ­  Ахтямова З.Л.,  концертмейстер – Кондрашев Д.Н.  Занятие прошло по плану:  1. Распевание. 2. Работа с ударными, духовыми народными инструментами. 3. Пение произведений. работа и пение хороводной песни «Девица во саду гуляла» 4. Подведение итогов.  Анализ занятия. Занятие подготовлено методически грамотно. На занятии использовались следующие формы деятельности: групповая  работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.  Показаны виды  распеваний, скороговорок, работа с народными инструментами,  их  особенностями, игра на шумовых ударных и духовых инструментах. Ярко  представлена вокально ­ хореографическая работа над произведениями: пение с  движениями. Обучающиеся дети  в  ходе работы занятия вели себя активно, с  проявленным интересом к предмету. Педагог  на занятии был эмоционален, с  творческим подходом, поэтому динамика занятия была на подъёме, и занятие  прошло на высоком уровне.  Концертмейстер внимательно прислушивался к  пению обучающихся. Улавливал динамические моменты, подстраиваясь в  аккомпанементе исполненных произведений.  Занятие прошло  интересно как   для детей, так и для присутствующих педагогов. На открытом занятии присутствовали педагоги  МБОУ ДОД ЦДТ № 4: ______________________________________________________Фадеева О.М. педагоги  МБОУ ДОД ЦДТ № 6: ______________________________________________________                                                       Нужина О. Е. ______________________________________________________                                                       Шатова Г.В. ______________________________________________________Елизарова С.А. ______________________________________________________                                                       Моисеева Е. В. ______________________________________________________                                                       Бабушкина С.В. ______________________________________________________Каменкина Ю. Г. Завуч МБОУ ДОД ЦДТ № 6 ______________________________________________________                                                        Исакова Л. Н. Заведующая художественным отделом ______________________________________________________Шушарина О.В. План   открытого   занятия   педагога     дополнительного   образования Ахтямовой З. Л. Тема:  Вокально  ­   хореографическая   работа.     Элементы   танцевальных движений. Задачи:  Развивать музыкальные творческие способности детей.  Формировать у детей умение выразительно  исполнять песни.   Формировать у детей умение выразительно исполнять танцевальные композиции. Цель:  создать условия для развития творческой личности учащегося и реализации вокально – хореографических способностей и одаренности детей среднего возраста. Задачи: 5. Формирование   детского   голосового   аппарата,   песенных   и исполнительских умений и навыков детей младшего возраста. Обучение правильному   исполнению   вокальных   произведений,   привитие   любви   к вокальному   искусству.   Научить   воспринимать   вокальные   произведения как важную часть жизни каждого человека. 6. Оформить навыки и умения исполнения простых и более сложных вокальных произведений, исполнения песен. Обучить основам сценической культуры, работе в коллективе. 7. Развивать индивидуальные творческие способности детей на основе исполняемых произведений. Использовать различные приемы вокального исполнения. Привить основы художественного вкуса. 8. Сформировать   потребности   в   общении   с   вокальной   музыкой. Создать   атмосферу   радости,   значимости,   увлеченности,   успешности каждого воспитанника ансамбля. План занятия: Знакомство с инструментом (показ педагога), рассматривание его  5. Распевание упражнения для выработки певческого дыхания; упражнения для правильного формирования гласных; упражнения для активизации артикуляционного аппарата и четкости дикции; упражнения для формирования цепного дыхания упражнения для расширения диапазона; упражнения для развития певучего звука, сохранения высокой  позиции и   регистровой ровности; упражнения для чистоты интонирования  звуков  6. Работа с ударными, духовыми народными инструментами  Ритмические упражнения  внешнего вида, название, наличие определённого звука и правила  обращения: как держать, что делать, чтобы он звучал, сопоставление  его с музыкальным произведением.  Рассматривание инструментов непосредственно детьми,  манипуляции с ним, «проба» на звук. Озвучивание несложных игр,  использование двухчастных  форм произведений, где используется не  более двух видов извлечения звука.  Разучивание с большим количеством инструментов более сложных игр, потешек, доступного для детей. Озвучивание  попевок,  произведений  Творчество детей.       Исполнение произведения совместно, согласовано, соразмеряя  свою художественную индивидуальность с индивидуальностью  остальных воспитанников ансамбля 7. Пение произведений  Вокальная работа и пение с движениями. Русская народная песня  «Ай чу­ чу»  Вокальная работа и пение с сопровождением шумовых ударных,  духовых инструментов. Русская народная песня «При долинушке  калинушка»  Вокальная работа и пение хороводной песни «Девица во саду  гуляла» 8. Подведение итогов.  Анализ занятия. Анализ открытого занятия Открытое занятие по теме: «Вокально ­ хоровая работа.  Вокальная работа  над произведениями» состоялось 20 декабря 2012 года, в студии народной песни «Ульянушка» на базе МБОУ СОШ № 10. Руководитель ­  Ахтямова З.Л.,  концертмейстер – Кондрашев Д.Н.  Занятие прошло по плану:  1. Распевание. 2. Работа с ударными, духовыми народными инструментами. 3. Пение произведений. 4. Подведение итогов.  Анализ занятия.  Занятие подготовлено методически грамотно. На занятии использовались следующие формы деятельности: групповая  работа, индивидуальная работа, работа в микрогруппах.  Показаны виды  распеваний, скороговорок, работа с народными инструментами,  их  особенностями, игра на шумовых ударных и духовых инструментах. Ярко  представлена вокально ­ хореографическая работа над произведениями: пение с  движениями. Обучающиеся дети  в  ходе работы занятия вели себя активно, с  проявленным интересом к предмету. Педагог  на занятии был эмоционален, с  творческим подходом, поэтому динамика занятия была на подъёме, и занятие  прошло на высоком уровне.  Концертмейстер внимательно прислушивался к  пению обучающихся. Улавливал динамические моменты, подстраиваясь в  аккомпанементе  исполненных произведений.  Занятие прошло  интересно как   для детей, так и для присутствующих педагогов. На открытом занятии присутствовали педагоги  МБОУ ДОД ЦДТ № 4: ______________________________________________________                                    Фадеева О.М. Педагоги  МБОУ ДОД ЦДТ № 6: ______________________________________________________                                                       Нужина О. Е. ______________________________________________________                                                       Шатова Г.В. ______________________________________________________                                                       Елизарова С.А. ______________________________________________________                                                       Моисеева Е. В. ______________________________________________________                                                       Бабушкина С.В. ______________________________________________________                                                       Каменкина Ю. Г. Завуч МБОУ ДОД ЦДТ № 6 ______________________________________________________                                                        Исакова Л. Н. Заведующая художественным отделом ______________________________________________________                                                        Шушарина О.В. Разговорной   манерой   пения   пользуются   все.   Народную   манеру   пения обычно   называют   "белым   звуком",   "открытым   пением",   в   противовес округленному   прикрытому   звучанию   голоса   в   академической   манере. Прикрывание звука, которым человек обычно от природы не владеет, дает возможность   певцу   получить   выровненный   (по   тембру   и   силе   звучания) двухоктавный (и более) диапазон смешанного звучания с плавным переходом от грудной части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет. Слово вокал происходит от итальянского "воче" ­ голос. Но голос служит только   инструментом,   само   же   искусство   пения   гораздо   сложнее   одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении   участвует   не   только   звук,   но   и   осмысленное   слово.   Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения. Как всякий   специалист   вооружен   знаниями   и   определенными   приемами,   так   и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно ­ и в отношении техники, и в исполнительском плане. Народная   манера   пения   придерживается   тех   же   принципов, что   и   академическая,   но   с   рядом   отличительных   особенностей,   как в   звукообразовании   так   и   в   расположении   акртикуляционных форм.   Если   академическая   манера   приобретает   легкий   зевок,   купо­ лообразную форму рта, приподнятое, легкое небо, то народная приобретает форму, отвечающую форме активных частей артикуляционного аппарата: губ и   языка.   А   отсюда   появляется   своеобразное   овальное   звукообразование, своеобразный тембр и сила. Звук направляется и усиливается в области «маски», появляется дикция близкая к разговорной речи, звук более естественный и «близкий», грудное резонирование более плотное и массивное. Это особенно проявляется в кубанских народных песнях, где народное пение часто исполняется на открытом воздухе.

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"

Мастер класс на тему "Дыхание"

Мастер класс  на тему "Дыхание"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.12.2018