Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"
Оценка 4.6

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Оценка 4.6
Руководства для учителя
doc
русский язык
Взрослым
22.06.2017
Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"
Осмысленное чтение и понимание текста – одно из основных умений, которое формируется не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Ведь гораздо важнее не только то, что мы читаем, но и как и с какой целью. Почему эта тема актуальна на сегодняшний день? Дети быстро развиваются и познают мир. К тому же – разными способами: воспитание родителями дома, общение в детском саду и школе, просмотр телепередач, чтение литературы и детской прессы и др. Однако последний способ познания мира ребенком сегодня становится все менее популярным.
Формирование навыков осмысленного чтения при работе с тексами.doc
Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами Гораздо важнее не что мы читаем, а как и с какой целью.  Эдмунд Берк Осмысленное чтение и понимание текста – одно из основных умений, которое формируется не только на уроках русского языка и литературы, но и на других уроках. Ведь гораздо важнее не только то, что мы читаем, но и как и с какой целью. Почему эта тема актуальна на сегодняшний день?  Дети   быстро   развиваются   и   познают   мир.   К   тому   же   –   разными   способами: воспитание   родителями   дома,   общение   в   детском   саду   и   школе,   просмотр телепередач, чтение литературы и детской прессы и др. Однако последний способ познания мира ребенком сегодня становится все менее популярным.   «А зачем мне читать газеты, если у меня есть компьютер?», – спрашивает ребенок младшего школьного возраста. И действительно, книги, детские журналы и газеты уже не имеют такого спроса, как раньше. Стоит только дома иметь компьютер и Интернет.   Современные   дети   почти   с   двух­трех   лет   уже   могут   самостоятельно включить телевизор, DVD­проигрыватель, компьютер. И учатся они также благодаря им. Буквы изучают и начинают читать скорее с клавиатуры, а не из книжки.  А необходима современному ребенку детская пресса? И читают они ее вообще? В нашей   школе,   по   статистике   библиотекаря,   детские   журналы   «…»   читают   60% учащихся начальных классов. Но прежде всего это журналы развлекательные, яркие, красочные,   со   знакомыми   героями:   Шрэк,   человек­паук,   Смешарики.   Особой популярностью   пользуются   комиксы.   Познавательных   журналов   и   газет   в   этом списке крайне мало, если только «В мире животных». В 5 – 7­х классах тяга к СМИ еще   меньше   –   40%.   А   количество   полезных   журналов   сокращается   «».   Что   же касается 8­9­х классов, то тут надо бить тревогу. В основном читают журналы о моде, красоте, о любви, хорошо, если интересуются кулинарией. Всего 20%. Для учащихся 10­11­х классов журналов в нашей библиотеке вообще нет. Газеты «Добрая дорога детства» и «Мир детей и подростков» популярностью в нашей гимназии не пользуются. На мой взгляд, дети просто не все понимают из статей публицистики, написанных   порой   не   совсем   внятно,   длинными   предложениями,   со   сложными оборотами и странными сравнениями. Кто виноват? И Что делать?  Как же приучить детей к чтению прессы, да и к чтению вообще? Какую роль в этом играет учитель? Я   часто   и,   как   мне   казалось,   успешно   работаю   с   текстом   на   своих   уроках.   Но, познакомившись   с   исследованиями   Международной   программы   по   оценке образовательных достижений  учащихся  PISA  (Programme for International Student Assessment)   осуществляется   Организацией   Экономического   Сотрудничества   и Развития ОЭСР  с 2000 года), пришла к выводу, что многое в своей работе нужно пересмотреть.   Цель   этого   исследования   ­   оценить,   обладают   ли   учащиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе.  1 Как человека, привыкшего считать, что он живет в самой читающей стране мира, да и как учителя русского языка и литературы, результаты этих исследований меня поразили.  Они показали, что в России существуют большие проблемы в формировании «грамотности   чтения»,   понимаемой   в   широком   смысле   слова   как   способности учащихся к осмыслению текстов различного содержания и формата и рефлексии на них, а также к использованию прочитанного в различных жизненных ситуациях. По   общей   шкале   «грамотности   чтения»   наши   пятнадцатилетние   подростки заняли 41­43 место из 65 стран, участвовавших в исследовании, с учетом ошибки измерения. Средний результат России в «грамотности чтения» составил 459 баллов (по 1000­балльной шкале), что статистически ниже, чем средний балл по странам (493 балла).  Конечно,   цифры   поражают   и   заставляют   задуматься.   Хочется   обратить внимание,   что   новыми   для   российских   учащихся   были   тексты   делового   стиля: инструкции,   объявления,   реклама,   расписание   авиарейсов,   анкеты   для   приема   на работу и др. На самом деле, наши учебники   русского языка, дают самое общее представление   о   деловом   стиле   речи   и   не   предлагают   упражнений   с   текстами подобного   характера.   Возможно,   поэтому   результаты   исследования   такие   низкие. Когда же были предложены   тексты художественного стиля, то результаты были более   высокими.   Почему?   Наши   программы   предусматривают   много   уроков развития  речи, где ведется  большая работа  по  комплексному анализу  текста. Но чаще   всего   это   тексты   художественного   стиля,   и   поэтому   ученики   с   трудом осмысливают содержание текстов других стилей. Был   момент,   когда   захотелось   возмутиться,   что   при   исследовании   были предложены,   в   основном,   не   художественные   тексты.   А   потом   поняла,   что   это оправдано. Ведь по окончании школы, во взрослой жизни, мы чаще имеем дело с текстами вовсе не художественными. Сегодня большая часть населения не читает, а смотрит телевизор, слушает радио. А ведь вся информация, поступающая из этих источников, – это тексты публицистического или научного стилей (если не брать во внимание кино, музыку).  Много времени люди проводят на работе, а там им приходится иметь дело с официально­деловыми   бумагами,   не   имеющими   ничего   общего   с   художественной литературой. Очень     популярное   времяпрепровождение   –   шопинг.   Мы   покупаем   массу товаров, к которым прилагаются инструкции, руководства по эксплуатации. А ведь это тоже тексты, и опять же не художественного стиля. Таким образом, мы в очередной раз сталкиваемся с разрывом между тем, чему мы учим, и тем, что человеку на самом деле необходимо в реальной жизни, т.е. учебный   процесс   не   достаточно   практикоориентирован,   что   соответствует   новым требованиям ФГОС. Все это заставило меня пересмотреть свои подходы к работе над текстом, к подбору   их   содержания,   тематики,   стилистики.     И   сегодня   я   хочу   предложить вашему   вниманию   некоторые   приемы,   способствующие   более   осмысленному 2 восприятию   текста.   Опять­таки   это   актуально   на   всех   предметах,   это метапредметные проблемы.  Большое внимание уделяю словарной работе, т.к. непонимание значения хотя бы нескольких слов приводит к непониманию или неполному пониманию текста в целом.  Кроме  того,  работа  над  текстом  не  исключает,  а,  наоборот, предполагает работу не только над смыслом, но и над орфографией и пунктуацией. ­ На доске перед вами слова: ..квариум зап..хи р..стения рог..лис(?)ник перист..лис(?)ник стрел..лис(?)ник (зоо)магазин риччия ряска ­ Прочитайте эти слова. Выберите те слова, значение которых вам неизвестно. ­ Т.к. вы взрослые и знаете больше детей, то попробуйте предположить, значение каких слов может быть неизвестно детям. ­ Выявлять значение слова можно разными способами. Можно предложить поискать значение в словаре самостоятельно, парами или в группах (в зависимости от типа урока). Можно опираться на знания учащихся (кому известно значение?). Можно самому учителю сообщить значение слова. ­ Давайте подумаем, какой способ объяснения уместен в нашем случае? ­ Словарь мало объяснит. Может, кто из вас знает? ­ В данном случае, на мой взгляд, уместнее предложить словообразовательный анализ слова.  ­ Найдите слова с одинаковым корнем. ­ Каково значение этого корня? (лист) ­ Подумайте, что обозначает первый корень в слове? Слайды (рог, перо, стрела) Т.е. лист у растения в форме рога, пера, стрелы. ­ Значение каких слов нам не подсказал корень? ­ Есть слова, значение которых можно объяснить только при помощи иллюстрации.  ­ Вставьте пропущенные буквы. ­ При этом повторяем правописание сложных слов с соединительной гласной, без соединительной   гласной.  Проверяемые   гласные  в  корне,  чередующиеся   гласные   в корне. ­ Такую работу можно проводить на любом этапе урока. Но сегодня я решила начать именно с этой работы, потому что… Надеюсь, после мастер­класса мы ответим на этот вопрос. ­ Представьте, что эти слова взяты из какого­то одного текста. ­   Попробуйте   предположить,   о   чем   этот   текст,   т.е.   какова   его   тема… (предположения записать на доске?)  3 ­   Насколько   верны   наши   предположения,   сейчас   вы   определите   сами, познакомившись с содержанием теста. ­ Но для начала вам необходимо его сложить в единое целое из разных частей… (складывают) ­  Можно, конечно, предложить  сразу  готовый  текст,  но,  как видите, я  пошла  по другому пути. ­ Что, на ваш взгляд, дает такая работа? (развивается умение логически мыслить, более точно определять смысловую связь частей текста) ­ Давайте проверим. Прочитайте. Можно сделать на интерактивной доске) Слайд Прежде   чем   пустить   рыбок   в   аквариум,   надо   хорошо   его   подготовить. Налейте   в   аквариум   доверху   воды   и   дайте   ей   постоять   дня   два­три,   чтобы исчезли   разные   запахи.   Потом   вылейте   воду   и   положите   на   дно   хорошо промытый влажный песок слоем 5­6 см. Теперь посадите в аквариум растения: можно   местные,   обычные   для   средней   полосы   нашей   страны   ­   роголистник, перистолистник,   а   можно   купить   в   зоомагазине   стрелолист.   Затем   надо осторожно   наполнить   аквариум   на   ¾   водой,   лучше   через   воронку,   чтобы   не повредить   растения   и   не   поднять   со   дна   песок.   А   потом   можно   пустить плавающие   растения   –   риччию   или   ряску.     Итак,   растения   посажены,   вода налита,   но   рыб   пускать   в   аквариум   пока   рано:   нужно,   чтобы   растения прижились,   вода   устоялась.   Лишь   через   несколько   дней,   когда   вода   станет прозрачной, можно заселить аквариум рыбками. ­ Теперь прочитайте текст про себя, расставив логические ударения и паузы. ­ Это дает возможность еще раз осмыслить текст. ­   Прочитайте   выразительно   вслух.   (Работа   над   выразительным   чтением   с предварительной подготовкой способствует более точному пониманию текста, т.к. трудно прочить выразительно текст, который не понимаешь. Это показатель степени осмысленности)  ­   Итак,   соответствуют   ли   наши   предположения   о   теме   теста   содержанию?   (об аквариуме, о растениях аквариума) ­ Не совсем верно (если скажут, что об аквариуме). Давайте разберемся. ­   Вы повторяете ошибку детей. Поэтому найдите глаголы, прочитайте ключевые слова   (прежде   чем   пустить,   надо   подготовить,   налейте,   дайте   постоять,   исчезли, вылейте, положите…) ­   Что   увидели?   Тест   больше   о   том,  как  подготовить   аквариум   к   заселению   его рыбками. ­ Теперь озаглавим текст в соответствии с темой. ­ Теперь можно предложить детям определить стиль речи, тип речи. ­   Напоминаю   вам, публицистический, официально­деловой. Какой же стиль представленного текста? ­ Теперь тип речи. (Повествование, описание, рассуждение). Если   в   данном   тексте,   как   мы   убедились,   глаголы   движут   текстом,   дается последовательность действий, что за чем происходит, то это текст – повествование. ­   А   можете   определить   жанр?   Пошаговые   действия   для   подготовки   к   заселению аквариума рыбками – инструкция.   что   существует   художественный   стиль,   научный, 4 ­ Как вы думаете, понятно ли содержание инструкции детям после такой работы с текстом? ­ Конечно, мы на уроках русского языка с каждой инструкцией не познакомим, но как    это   сделать,   т.е.   алгоритм   действий,   им   известно,   и   справиться   с   любой инструкцией им не составит труда.  ­ Я просмотрела все известные мне учебники по русскому языку и только в 6 классе (Ладыженская   и   Разумовская)   дается   понятие   об   официально­деловом   стиле,  его особенностях.   Хотя   в   жизни   с   подобным   типом   текста   им   придется   работать довольно часто. Например, купив пылесос, телевизор… (Показать руководство по эксплуатации) ­  Насколько   дети   правильно   поняли   текст,  можно   при   помощи   текстов,   которые встречаются на ЕГЭ, ГИА. ­ Выполните и вы это задание (По времени). ­ Проверить можно через самопроверку (ответы на слайде). Выяснить допущенные ошибки, объяснить, если кто­то допустил ошибки. ­ Таким образом осуществляется обратная связь. ­   Можно   работу   построить   по­другому.   Дать   тест   после   первого   знакомства   с содержанием текста. Провести самопроверку, выявить ошибки и дальнейший анализ текста построить как анализ ошибок и выяснение их причин (почему ошиблись?) ­   Я   считаю,   что   это   тоже   хороший   прием   (и   часто   им   пользуюсь),   чтобы   дать возможность ученику споткнуться и понять, в каком месте и почему он затрудняется и что надо делать, чтобы этого не происходило. ­ Если работу над осмыслением текста вести системно, то в идеале со временем учащиеся должны с легкостью справляться  с подобными тестами без тщательной предварительной подготовки вместе с учителем. Они уже будут знать, что, где, как искать.   Но   тексты   на   уроках   должны   быть   разные   и   преобладать   должен   не художественный стиль (с ним мы работаем на уроках литературы), а те стили, с которыми человек сталкивается, выходя за пределы школы: и публицистический, и официально­деловой, и научный. Читательская   грамотность   –   способность   человека   понимать   и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того,   чтобы   достигать   своих   целей,   расширять   свои   знания   и   возможности, участвовать в социальной жизни. 5

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"

Мастер-класс на тему "Формирование навыков осмысленного чтения при работе с текстами"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.06.2017