Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"
Оценка 4.9

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
география
8 кл
18.02.2019
Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"
Представлена разработка урока географии Иркутской области для учащихся 8 класса в образовательной технологии Открытого образования «Развитие критического мышления в процессе чтения и письма». Данная технология применяется при изучении не слишком сложной темы, по которой у учащихся достаточно знаний, которую они могут изучать, самостоятельно работая с разными источниками информации. В ходе изучения материала используются приёмы «Паучок», «Мозговой штурм», «Пометки на полях», «Письменный ответ на любой из предложенных вопросов», «Рефлексия», технология предварительной «разметки» содержания изучаемого материала, составление синквейна. Использование данной технологии позволяет переосмыслить требования к учителю: - отношение к ученику как к равному; - самостоятельное «строительство» знаний учеником с помощью метода критического отношения к существующим знаниям и самостоятельного решения творческих задач; - многообразие мнений и подходов. Это урок- поиск: поиск-исследование, поиск-путешествие, поиск индивидуальный и коллективный. Применение технологии на уроках позволяет достичь целей: образовательных – углубление знаний о физико-географических закономерностях, чтение и анализ карт территории; воспитательных – - формирование чувства любви к родной природе; - формирование глобального мышления школьников; - эстетическое воспитание при работе с художественными произведениями (музыка, поэзия, репродукции картин); - совершенствование коммуникативных навыков; развивающих - - развитие навыков работы со справочниками и публицистическими материалами; - формирование критического мышления; - формирование глобального мышления. Внедрение в практику педагогической деятельности уроков и использованием технологии РКМЧП позволяет решать задачи личностно-ориентированного обучения школьников.
ПТК Иркутской области урок.docx
Разработка урока по географии Иркутской области «Природно­территориальные комплексы Иркутской области»  Автор: Карлацан Наталья Владимировна, учитель географии, МБОУ г.  Иркутска Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа № 1 Класс: 8. Тип урока: изучение нового материала. Продолжительность урока: 90 минут. Урок проводится в технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо»  (РКМЧП). Для повышения эффективности обучения учитель совместно  с учениками  проходит через три стадии: стадию вызова (пробуждение интереса), стадию реализации  смысла (осмысления материала во время работы с ним) и стадию рефлексии (обобщения  материала, подведения итогов). Задачи фазы вызова:  Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым  материалом;  Пробудить познавательный интерес к предмету;  Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы.  Задачи фазы реализации смысла:  Помочь активно воспринимать изучаемый материал;  Помочь соотнести старые знания с новыми. Задачи стадии  рефлексии:  Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изученный материал;  Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала. Стратегия ЗХУ («знаю, хочу, умею») – использование «Таблицы Донны­Огл». Рекомендации по использованию приёма «Таблица Донны­Огл»: 1. Этот приём эффективен при работе с текстами, насыщенными информацией. 2. Очень важно при работе с этой таблицей соблюдать следующую последовательность действий: сначала дети заполняют столбики индивидуально, затем в парах и,  наконец, в группе. 3. Помните о важности работы с колонкой «Главные слова». Умение эффективно  мыслить категориями информации, которое развивается на этом этапе работы с  таблицей, помогает обучающимся целостно, системно познавать мир. Рабочая таблица З­Х­У З – что мы знаем Х – что мы хотим узнать Таблица 1 У – что мы узнали и что нам осталось узнать Таблица 2 Y ­ + ? Y­ я прав, я так  и думал; ­ я не прав, моё мнение ошибочно; + новая интересная для меня информация; ? нужно задать вопрос: я не понял или не хочу узнать больше? Ход урока: Деятельность обучающихся Совместно с учителем  ставят цели урока Индивидуальная работа.  Заполняют таблицу ЗХУ. Ученики обмениваются  информацией о ПТК  Иркутской области,  дополняя друг друга.  Вносят данные в таблицу ЗХУ. Фронтальная беседа.  Зачитывают информацию о ПТК Иркутской  области, занесённую в  табл. 1. Работают в парах, дают  толкование сигнальных  слов в тетрадях. Стадии Деятельность учителя Вызов  Целеполагание Осмыслени е  Читает стихи о природе Сибири, области. Организует заполнение таблицы ЗХУ  учащимися.   ­ А что известно вам о природных комплексах Иркутской области? Запишите свои сведения,  пожалуйста, в первую колонку табл. 1. Работа в парах. Обмен информацией о ПТК  Иркутской области. Ученикам предлагается прочитать свою  информацию вслух. Примечание: информация, даже если она не  верна, не исправляется. Использует мультимедиа и экран, заполняя  таблицу во время чтения информации  учениками. Перед вами карточки­задания, выпишите  толкования сигнальных слов в тетради. Сигнальные слова: природно­территориальный  комплекс, ландшафт, компоненты ПТК,  зональный природно­территориальный  комплекс; Таёжная зона: светлохвойная тайга, резко­ континентальный климат, мерзлотно­таёжные  почвы, животные тайги, среднетаёжная  подзона, южно­таёжная подзона; Степной комплекс: культурный ландшафт,  карст, чернозёмные почвы, злаки, полыни,  растения Красной книги, меры по защите почв; Горный ПТК: гнейсы, мусковит, флагопит,  Мунку­Сардык, вертикальная поясность,  гольцовый пояс, Хамар­Дабан, кедровник,  темнохвойная тайга, ерниковые и  кустарниковая тундра, альпийские луга,  кашкара, кедровый стланик, каменистая  тундра, каменные россыпи, Патомское нагорье, Делюн­Уранский хребет, хребет Кадар; Лесные пожары; Заповедники и национальные парки Иркутской  области, животные Иркутской области,  занесённые в Красную книгу, эндемики. Во время чтения учащимися толкований  сигнальных слов записывает их все на доске. Примечание: информация, даже если она не  верна, не исправляется. Организует работу в четвёрках. ­ Используя сигнальные слова, составьте  рассказ о ПТК Иркутской области. ­ Зачитайте рассказы классу. ­ Так как толкование сигнальных слов и  составление рассказа происходит на уровне  версии, у вас возникли вопросы. Запишите их в  табл. 1 во вторую колонку «Хочу знать». ­ Прочтите вопросы классу. Использует мультимедиа и экран, записывая в  табл. 1 все вопросы. Ученики работали на версионном уровне.  Естественно, у них возник информационный  запрос, т.е. свои предположения они хотят  подтвердить научными данными. Организует работу в группах с текстом  учебника «География Иркутской области»  на  стр. 83­95, картами атласа по географии  Иркутской области (физической,  климатической и природных зон). ­ Нужно, читая текст, маркировать его  (отмечать карандашом, см. значение  маркировки). Работа с табл. 2. ­ Задание: выбрать из текста по 2 – 3 ярких  примера и занести в каждую графу. ­ Обсудите в группах результаты заполнения  таблицы. Читают определения или толкования сигнальных  слов вслух, и каждый из  них дополняет свои  определения в тетрадях  услышанными, если  считает правильным. Каждая четвёрка,  используя сигнальные  слова, составляет  рассказ «ПТК Иркутской области». Один из  учеников четвёрки  записывает рассказ на  листе бумаги. Чтение рассказов классу. Каждый ученик  записывает возникшие  вопросы в табл. 1 во  вторую колонку «Хочу  знать». Чтение вопросов классу. Чтение текста учебников с пометками,  индивидуальное  заполнение в таблице  графы «Узнал». Заполняют табл. 2. Обсуждают друг с  другом в группах  результаты заполнения  таблицы. Читают примеры классу. Вычеркивают из первой  колонки таб. 1 все  неверные  предположения.  Подчеркивают те  сведения, которые  записали правильно. Вычеркивают из тетради  неверные толкования  сигнальных слов. Заполняют в табл. 1  графу «Узнал». Фронтальная беседа. ­ Прочтите примеры из таблицы классу. Просит вернуться к табл.1, к первой колонке  «Я знаю или предполагаю».  _ Пользуясь тестом учебника, вычеркните все  неверные предположения. Подчеркните те  сведения, которые вы записали правильно. ­ Вернитесь к толкованию сигнальных слов.  Вычеркните все неверные толкования. ­ Заполните в табл. 1 графу «Узнал». Использует мультимедиа и экран, заполняя со  слов учащихся в табл. 1 графу «Узнал». Задаёт вопросы по тексту учебника: 1) Что такое ПТК (ландшафт)? 2) Какие виды ПТК вам известны?  Приведите примеры. 3) Что такое широтная зональность? 4) Какие ПТК выделяют на территории  Иркутской области? 5) Дайте характеристику географического  положения таёжной зоны. 6) Чем отличается зона тайги Иркутской  области от тайги Западной Сибири? 7) Почему главная порода тайги  Иркутской области – лиственница? 8) Какие почвы преобладают в зоне тайги? 9) Назовите лесообразующие породы  светлохвойной тайги Иркутской  области. 10) Дайте характеристику природных  ресурсов тайги. 11) Расскажите о различиях среднетаёжной  и южнотаёжной подзон. 12) Дайте характеристику географического  положения лесостепного комплекса  Иркутской области. 13) В чём состоит отличие лесостепного  комплекса нашей области от  лесостепного комплекса Западной  Сибири? 14) Назовите степные участки на  территории Иркутской области. Как  они расположены? 15) Охарактеризуйте животный и  растительный мир нашей области. 16) Какие вертикальные пояса преобладают в горном комплексе? 17) Назовите наивысшие точки гор области. 18) Какой из ПТК наиболее благоприятен  для развития сельского хозяйства?  Вспомните его основные показатели. 19) Чем можно объяснить разнообразие  ПТК на территории области? 20) Назовите растения­эндемики таёжного,  степного, горного ПТК Иркутской  области. 21) Назовите животных­эндемиков  Иркутской области. 22) Какие экологические проблемы  характерны для ПТК Иркутской  области? 23) Какие растения и животные Иркутской  области, занесённые в Красную книгу  Иркутской области, вам известны? 24) Назовите заповедники и национальные  парки, расположенные на территории  Иркутской области. ­ Остались ли у вас вопросы без ответа? ­ Заполните графу 2 в табл. 1. Организует работу по поиску дополнительной  информации в энциклопедиях, справочниках,  текстах и др. Рефлексия  Организует обсуждение статьи и ответы,  полученные на вопросы после чтения статьи из  дополнительной литературы (см. Приложение  1). Подводит итоги урока, возвращаясь к целям  урока. Использует мультамедиа и представляет  видеоряд на экране (рис. 1, 2, 3). Отвечают: «Да, есть  вопросы, в тексте  учебника нет  информации о лесных  пожарах». Заполняют графу 2 в  табл. 1 «Что бы вы ещё  хотели узнать о ПТК  Иркутской области?». Включаются в поиск  информации  индивидуально по  алгоритму. Читают текст с пометками и ответами  на вопросы (см.  Приложение 1.). Отвечают на вопросы к  статьям из  дополнительной  литературы. Составляют по группам  кластер (см. Приложение 2.) Представляют кластер у  доски на фоне  видеоряда. Литература: 1. Колеченков А.К. Энциклопедия педагогических технологий. – СПб.: КАРО,  2002. 2. Лакоценина Т.П., Алимова Е.Е., Оганезова Л.М. Современный урок. Часть 4.  3. Альтернативные уроки. – Ростов н/Д.: Изд­во «Учитель», 2015.  Лизинский В.М. Приёмы и формы в учебной деятельности. – М.: Центр  «Педагогический поиск», 2002. Приложение 1. Кластер Таёжная зона: Лесостепной комплекс: природные компоненты, их природные компоненты, их взаимосвязи, ресурсы взаимосвязи, ресурсы Природно­ территориальные комплексы Иркутской Горный комплекс: природные компоненты, их взаимосвязи, ресурсы Степной комплекс: природные компоненты, их взаимосвязи, области ресурсы Экологические проблемы, их решение Хозяйственное использование ресурсов природных комплексов

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"

Мастер-класс на тему "Использование технологии РКМЧП на уроках географии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2019