Мастер класс "Народный вокал"
Оценка 5

Мастер класс "Народный вокал"

Оценка 5
Семинары
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
27.08.2019
Мастер класс "Народный вокал"
МАСТЕР КЛАСС Добрый день, уважаемые коллеги. Тема нашего мастер – класса «Особенности вокальной работы в объединениях народного и эстрадного пения». Народный вокал В основе народного пения лежат вокальные традиции конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую "разговорную" манеру пения и горловой, "плоский" звук. Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной. Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах грамотно - и в отношении техники, и в исполнительском плане.
МАСТЕР КЛАСС.docx
МАСТЕР КЛАСС Добрый   день,   уважаемые   коллеги.   Тема   нашего   мастер   –   класса «Особенности   вокальной   работы   в   объединениях   народного   и   эстрадного пения». Народный вокал  В   основе   народного   пения   лежат   вокальные   традиции   конкретного народа. Зачастую народные исполнители демонстрируют слушателю особую "разговорную"   манеру   пения   и   горловой,   "плоский"   звук.   Отголоски народного пения можно услышать в любой музыке, начиная от классической и заканчивая эстрадной.  Каждого человека, обладающего достаточно хорошим слухом и развитой музыкальностью, можно научить петь. Другое дело, что такой ученик может не стать профессионалом, пригодным для сцены, но он будет петь во всех смыслах   грамотно   ­   и   в   отношении   техники,   и   в   исполнительском   плане. Разговорной манерой пения пользуются все. Народную манеру пения обычно называют "белым звуком", "открытым пением", в противовес округленному прикрытому звучанию голоса в академической манере. Прикрывание звука, которым   человек   обычно   от   природы   не   владеет,  дает   возможность   певцу получить выровненный (по тембру и силе звучания) двухоктавный (и более) диапазон   смешанного   звучания   с   плавным   переходом   от   грудной   части диапазона к головной. Кто умеет прикрывать, тот сумеет и открыть. Но тот, кто поет только открытым звуком, никогда прикрыть не сможет. Слово вокал происходит от итальянского "воче" ­ голос. Но голос служит только   инструментом,   само   же   искусство   пения   гораздо   сложнее   одного звуковедения. Оно рисует нам образы, отражает эмоциональные состояния. В пении участвует не только звук, но и осмысленное слово. Народная   манера   пения   придерживается   тех   же   принципов, что   и   эстрадная,   но   с   рядом   отличительных   особенностей,   как в   звукообразовании   так   и   в   расположении   акртикуляционных форм.   Если  академическая  манера   приобретает   легкий   зевок,   купо­ лообразную форму рта, приподнятое, легкое небо, то народная приобретает форму, отвечающую форме активных частей артикуляционного аппарата: губ и   языка.   А   отсюда   появляется   своеобразное   овальное   звукообразование, своеобразный тембр и сила. Звук направляется и усиливается в области «маски», появляется дикция близкая к разговорной речи, звук более естественный и «близкий», грудное резонирование более плотное и массивное. Певческий голос имеет три кита: (1) звук, (2) дыхание, (3) объем. На этой тройке и строится всё. Отличия между двумя видами вокала именно в этих составляющих. А основное отличие в  объёме. В академическом вокале он максимальный. Объём  формируется   в   ротоглотке   (опускание   гортани),   в   лёгких (расширение   рёбер,   взятие   в   спину)   и   в   брюшной   полости   (брюшная   и "тазовая" диафрагмы).  Звук.   Эстрадный   звук   тембрально   более   резкий,  четкий   и   плоский  (в народном ­­ максимально плоский). Минимум обертонов (объёмные призвуки, дающие   богатство   тембра).   Обертонам   неоткуда   взяться   и   раскатиться, поскольку   звук   формируется   преимущественно   в   ротоглотке.   Трахея   и бронхи практически выключены. Народные   певцы,   попсовики   и   джазисты   в   большинстве   своем   по сравнению с академическими и рок певцами не поют, а попевают или слегка напевают   с  умеренной   силой,  в  ограниченном   диапазоне   высот   и   тембров, близких разговорной речи и, почти всегда, в микрофон. А то, их не будет слышно. Все   те   певцы,   которые   в   большей   или   меньшей   степени   используют народную   манеру   пения,   т.е.   бело­плоский   звук   –   это   народники, фольклорники,   кантри,   джазисты,   попсовики   и   некоторые   рок   певцы   –   в подавляющем   большинстве   случаев   поют   по   высоте   ниже,   чем   поют академические певцы. И вообще мало используют технически сложных видов вокальной техники, мелизмы, вибрато. Высокие ноты и трудное они своими относительно   белыми   голосами   петь   не   могут,   потому   что   наша   природа постаралась так, что ввела физиологический предел пению белым плоским (т.е. как бы разговорным) голосом в очень ограниченном диапазоне. И чем белее манера пения певца, тем труднее ему лезть наверх. Зря что ли певцы академическую манеру изобретали?  Конечно,   бывает,   что   певцы   (условно   говоря)   вокально   легких   в вокально­техническом   смысле   жанров   тоже   иногда   залетают   повыше   и погромче, но тогда они вынужденно используют те виды вокальной техники, которые присущи академическим и рок певцам. Вокальное воспитание приводит к активному развитию и музыкального слуха. Вокал рассматривается как технологический процесс художественного пения.   Как   всякий   специалист   вооружен   знаниями   и   определенными приемами, так и певец должен владеть вокальной техникой, то есть свободно управлять своим голосом. Певческий   аппарат   человека   чрезвычайно   сложен   по   своему устройству.   Хотя   мы   различаем   отдельные   звенья   (систему   дыхания, звукообразования,   резонаторы,   артикуляционный   аппарат),   действие   их   в певческом акте целостно.  Дети   развиваются   по­разному,   и   если   одному   ребёнку   достаточно нескольких занятий, чтобы научиться управлять голосом, то у других этот процесс может занимать несколько месяцев, а иногда и года. Главное, чтобы работа   велась   последовательно   и   комплексно.   Систематическое   обучение заключается   в   регулярных   занятиях   и   тренировках   голосового   аппарата, которые только и могут привести к полноценному развитию голоса, позволить окрепнуть сформироваться соответствующим мышцам. Структура занятий не всегда   одинакова,   она   меняется   в   зависимости   от   настроения,   усталости детей, иногда даже от погодных условий в день занятий. В работе с младшими детьми   часто   для   смены   деятельности   полезно   использовать   игровые моменты, но они тоже могут включать задания, направленные на продолжение вокально­хоровой работы.  Первый  этап работы–  особенно  трудный  и  ответственный.  По сути, создаётся   исполнительский   коллектив   из детей,   не   владеющих   своим инструментом – певческим голосом Сначала мы учимся  дышать. Поэтому основное внимание я уделяю на певческому  дыханию. На  первом этапе  обучения  вполне  достаточно  объяснить детям  три общих правила, касающихся певческого дыхания: 1)  вдох надо делать быстро, легко и незаметно (не поднимая плеч); 2)     после вдоха перед пением следует на короткое время задержать дыхание; 3)     выдох производить ровно и постепенно (как будто ты дуешь на зажженную свечу). Сначала нередко   выполняются   дыхательные   упражнения   вне   пения. Существуют различные точки зрения на целесообразность использования этих упражнений.  Большинство   педагогов   всё   же   считают   их   необходимыми.   С этой целью используются различные комплексы дыхательной гимнастики. В работе применяем систему Стрельниковой, а так же упражнения на дыхание Упражнение первое. Короткий вдох через нос и длинный замедленный выдох со счётом.  Упражнение второе. Короткий вдох через нос при выдвижении стенки живота вперёд (как будто   надуваешь   шарик), активизации   мышц   спины   в   районе   пояса   и небольшом   раздвижении   нижних   рёбер   с   фиксацией   на   этом   внимания хористов. Каждый ученик контролирует свои движения, положив ладони рук на косые мышцы живота. Выдох по возможности длинный и равномерный на звук «С». При повторении упражнения выдох удлиняется. Упражнение третье Короткий и глубокий вдох через нос при выдвижении вперёд стенки живота, задержка дыхания, по руке дирижёра мягко воспроизвести закрытым ртом   звук   заданной   высоты   в   середине   диапазона   и   тянуть   его   ровным   и умеренным   по   силе   голосом.   Время   звучания   потом   постепенно увеличивается. При этом необходим постоянный самоконтроль учеников за сохранением положения вдоха во время пения. Особое внимание нужно уделить правильному вдоху. Во время вдоха нельзя   втягивать   в   себя   воздух   специально.   Начинать   следует   с   полного выдоха.  Затем,  выдержав   паузу,  надо   дождаться   момента,  когда   захочется вдохнуть.   Только   в   этом   случае   вдох   будет   ограниченным:   достаточно глубоким и оптимальным по объёму. Для   скорейшего   формирования   прочного   навыка   правильных дыхательных   движений   упражнения   следует   выполнять   регулярно. Правильные   навыки   певческого   дыхания   закрепляются   в   процессе   самого пения и проверяются по характеру звука. Тип дыхания влияет на качество звука, а звук, в свою очередь, ­ на качество певческого дыхания. В этой цепи действует принцип обратной связи. И действительно, если певец будет петь тихим или громким голосом, спокойно, мягко или взволновано, твёрдо, долго тянуть или петь отрывисто, то характер вдоха и фонационного выдоха будет соответственно   меняться.   Выполнение   упражнения, построенного   на нисходящем гаммообразном звукоряде, ровным по силе голосом, тренирует плавность и постепенность выдоха, а это непременное условие формирования навыка хорошего певческого дыхания. Условием для выработки правильных дыхательных движений следует считать соблюдение певческой установки. На репетициях дети часто не могут долго  сохранять необходимую  подтянутость. В этом случае целесообразно сделать глубокий вдох, поднимая руки вверх, затем. После задержки дыхания на несколько секунд, медленный выдох, опуская руки. Во время занятий с детьми необходимо чередовать пение сидя и стоя. Весёлая шутка, похвала также   снимают   усталость,   поднимают   настроение   детей,   повышают   их работоспособность. Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию и развитию певческих навыков. На распевание нельзя смотреть лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара: это путь к овладению техническими основами вокального искусства. Распевание  одинаково  необходимо  как  при обучении певца­солиста, так и хорового коллектива. Необходимо оно и на уроках музыки, особенно в младших   классах,   где   закладывается   фундамент   массового   музыкально­ певческого   образования.   Общеизвестен   факт,   что   при   поступлении   в общеобразовательную школу процент поющих детей часто бывает невелик. Но при   наличии   опытного   преподавателя   музыки   и   умелой   вокально­хоровой работе к концу первого года обучения у большинства детей уже появляются элементарные певческие навыки. По программе распевание занимает на занятиях музыки минимальное время, от пяти до восьми минут  Порушка  Пораня Уж ты, Порушка­Пораня,  Ты за что любишь Ивана.  Ой, да я за то люблю Ивана,  Что головушка кудрява.  Я за то люблю Ивана,  Что головушка кудрява,  Что головушка кудрява,  А бородушка кучерява.  Что головушка кудрява,  А бородушка кучерява,  Кудри вьются до лица,  Люблю Ваню­молодца.  Кудри вьются до лица,  Люблю Ваню молодца,  Эх, и уж как Ванюшка по горенке Похаживает.  Уж как Ванюшка по горенке  Похаживает,  Он сапог и об сапог  Поколачивает. Он сапог и об сапог  Поколачивает. Свои сладкие речи разговаривает   Уж как ты меня, сударушка, Высушила,  Уж и без морозу, без ветру Сердце вызнобила.   3 куп в народной манере, 4 в эстрадной + ударные инеструменты+ хореографическая подтанцовка

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"

Мастер класс "Народный вокал"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.08.2019