Мастер-класс не тему: «Мнемотехника в развитии связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»
Оценка 4.9

Мастер-класс не тему: «Мнемотехника в развитии связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»

Оценка 4.9
Занимательные материалы
docx
воспитательная работа +1
Взрослым
18.12.2018
Мастер-класс не тему:  «Мнемотехника в развитии связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»
Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста. Задачи: - дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы. - дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития связной речи неслышащих детей; - повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии связной речи неслышащих детей младшего школьного возраста: - создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.
мастер-класс.docx

Мастер-класс не тему:

«Мнемотехника в развитии связной речи

у неслышащих детей младшего школьного возраста»

 

Цель:  Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста.

Задачи:

- дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы.

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц для развития связной речи неслышащих детей;

- повышение профессиональной компетенции педагогов в развитии связной речи неслышащих детей младшего школьного возраста:

- создание условий для плодотворного общения участников мастер-класса с целью развития творческого мышления, воображения педагогов.

Оборудование: Мультимедийная установка (проектор, экран), презентация,   листы бумаги, цветные карандаши, мнемотаблицы для заучивания стихотворений, мнемотаблицы для отгадывания загадок, мнемотаблица для составления описательного рассказа.

Ожидаемые результаты:

 - получение педагогами представления о мнемотехнике

- внедрение в образовательный процесс методику работы с мнемотаблицами для развития речи детей-дошкольников.

Форма проведения:

-         сообщение

-         практическая работа

Ход мастер-класса:

    Здравствуйте уважаемые коллеги. Тема моего мастер-класса «Мнемотехника в развитии  связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»

Я думаю что тема мастер-класса будет полезна и интересна вам.

Девиз моего мастер-класса:

Послушай - и ты узнаешь,

Посмотри -  и ты поймешь,

Сделай - и ты научишься.

  Обучение неслышащего ребёнка в начальной школе является «фундаментом», первой ступенью дальнейшего образования.Одной из ведущих компетентностей развития личности неслышащего ребёнка, является коммуникативная компетентность, которая рассматривается, как выражение своих желаний,намерений, а также пояснение смысла и состава своих действий.

   Показателем коммуникативной компетентности является способность ребёнка строить своё языковое общение с другими людьми.

 Связная речь, является самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и

обучения детей,  так как она выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями.

 Соответственно дети с нарушениями речи часто отстают от сверстников в усвоении учебного материала.

  Красивая грамотная речь является важным условием умственного воспитания неслышащего ребёнка.

Проблема связной речи у неслышащих детей хорошо известна:

-         Недостаточный словарный запас,бедность речи;

-         Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь;

-         Неспособность грамматически правильно построить распространённое предложение, сформулировать вопрос, построить развёрнутый ответ;

-         Неумение использовать интонации,ркгулировать громкость голоса и темпа речи;

-         Плохая дикция

Применение мнемотехники:

-         Облегчает детям овладение связной речью;

-         С опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи;

-         Учит детей делать выводы

Мнемотехника - в переводе с греческого - «искусство запоминания».
Это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное запоминание, сохранение и воспроизведение информации эффективное запоминание структуры рассказа, сказки, стихотворения.

Мнемотехника помогает развивать

-ассоциативное мышление;

-зрительную и слуховую память;

-зрительное и слуховое внимание;

 -воображение;

 - речь

Суть мнемотехники- заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка

(изображение).

Таким образом весь текст зарисовывается   схематично.

Глядя на эти схемы - рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

 Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают   детям выстраивать:

-строение рассказа,

-последовательность рассказа,

-лексико-грамматическую наполняемость рассказа.

    Оригинальность идеи овладения приёмами работы с карточками-схемами значительно сокращает время обучения.

Этот метод особенно эффективен для детей с нарушением слуха, т.к. в младшем возрасте преобладает наглядно-образная память, запоминание носит непроизвольный характер, зрительный же образ позволяет значительно быстрее запомнить текст.

Этапы работы:

Как любая работа, мнемотехника строится от «простого к сложному»

На первом этапе необходимо использовать простейшие схемы: умывание рук, чистка зубов (т.к. дети ещё не владеют достаточным словарным запасом).

Затем следует учить детей «читать» по мнемоквадратам: например, дует ветер, идёт снег, светит солнце, т.к. у детей лучше остаются в памяти отдельные образы. Учить детей самостоятельно графически изображать слова, словосочетания.

Учить детей «читать» по мнемодорожке (Н-р: описание игрушки, овоща, птицы). Учить детей начинать рассказ с названия предмета, а затем последовательно описывать его.

Позже чтение стихотворений, сказок, загадок, рассказов по мнемотаблице.

Дидактическим материалом служат мнемоквадраты, мнемодорожки, мнемотаблицы в которых заложена определённая информация

(Показ слайдов)

Этапы работы над стихотворением

1. Педагог выразительно читает стихотворение.

2. Педагог сообщает, что это стихотворение ребенок будет учить наизусть.

Затем еще раз читает стихотворение с опорой на мнемотаблицу.

3. Педагог задает вопросы по содержанию стихотворения, помогая ребенку

уяснить основную мысль.

4. Педагог выясняет, какие слова непонятны ребенку, объясняет их значение в

доступной для ребенка форме.

5. Педагог читает отдельно каждую строчку стихотворения. Ребенок повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.

6. Ребенок рассказывает стихотворение с опорой на мнемотаблицу

 Сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения А.Плещеева «Осень».

 На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворение.

А. Плещеев «Осень»

Скучная картина

Тучи без конца

Дождик так и льётся

Лужи у крыльца

Чахлая рябина

Мокнет под окном

Смотрит деревушка

Сереньким пятном

Что ты рано в гости

Осень к нам пришла?

Ещё просит сердце

Солнца и тепла.

(Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице)

-А сейчас попробуйте сами составить мнемотаблицу для разучивания стихотворения «Шапка».

Шапка шерстяная,

Наверху помпон.

Круглый, слово мячик

И пушистый он.

Есть еще у шапки

Отворот цветной.

Буду в этой шапке

Бегать я зимой.

-Перед вами листы бумаги и карандаши. Рисуем схематично.

 (Педагоги рисуют свои мнемотаблицы).

-Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблицы готовы. Теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст.

Вам понравилось? Так можно нарисовать любое стихотворение от простого до сложного.

Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлеется в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ.

Предлагаю вам составить мнемодорожку на тему «Белка».

Описательный рассказ — это наиболее трудный вид работы для неслышащих

детей.  Чтобы описать предмет, его нужно осознать, а осознание как мы знаем

это-анализ.

Белка -это дикое животное, она маленьких размеров. Белка живёт в дупле, хорошо   прыгает с дерева   на дерево.  Хвост   служит   животному рулём и парашютом. На ушах животного имеются кисточки. Белка меняет шубку 2 раза в год осенью и весной: зимой серая, а летом рыжая. Питается орехами, желудями, грибами, ягодами (показ схем воспитателями )

   Ещё мнемотаблицы можно использовать при составлении описательных рассказов. Глядя на схему, можно описать всё что угодно. На примере этой схемы я предлагаю вам поиграть.

 Вы загадываете любой овощ или фрукт и, опираясь на схему нам про него рассказываете.

А мы попробуем его отгадать.

Демонстрирую схему. (Педагоги по мнемотаблице описывают и отгадывают фрукты или овощи).

 -Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок.

Мнемозагадки- это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблицы с загадками.

(Показываю мнемотаблиц, содержащие загадки, педагоги читают загадки и отгадывают их)

-Молодцы! А теперь попробуйте самостоятельно составить мнемотаблицу к загадке:

Красная девица

Сидит в темнице,

А коса на улице.

-Молодцы!

А теперь я предлагаю вам разделиться на две группы, каждая группа нарисует схематично пословицу или поговорку (зашифрует). их необходимо будет прочитать (расшифровать).

(Предлагаю схемы пословиц и поговорок «Семь раз отмерь, один раз отрежь», «Под лежачий камень вода не течёт», «Любишь кататься, люби и саночки возить», «Яблоко от яблони недалеко катится», «Кто не работает, тот не ест», «Семеро одного не ждут», «Лучше синица в руках, чем журавль в небе».

- Молодцы!

Итак, мнемотехника:

- сокращает время запоминания;

- развивает основные психические процессы;

- развивает умение перекодировать информацию;

- устанавливает причинно-следственные связи;

- помогает делать выводы и схематизировать материал.

Также использование мнемотехники поможет неслышащему ребёнку

Ø обогатить и активизировать словарный запас;

Ø развивать наблюдательность, внимание, память, творческое воображение, логическое и образное мышление;

Ø правильно оформлять свою мысль в виде предложений;

Ø повысить речевую активность

Ø развивать грамматический строй речи;

Ø желание общаться речью со сверстниками, взрослыми

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта. А, на правую руку-то, что получили на мастер-классе нового. Давайте одновременно хлопнем в ладоши и объединим всё в единое и скажем друг другу «Спасибо!».

Желаю вам успехов и творчества в работе с детьми!

 

 

 

 

 

 

 



 

 

 

 

 

 

 


 

Мастер-класс не тему: «Мнемотехника в развитии связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»

Мастер-класс не тему: «Мнемотехника в развитии связной речи у неслышащих детей младшего школьного возраста»

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребёнка строить своё языковое общение с другими людьми

Показателем коммуникативной компетентности является способность ребёнка строить своё языковое общение с другими людьми

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: -строение рассказа, -последовательность рассказа, -лексико-грамматическую наполняемость рассказа

Схемы служат своеобразным зрительным планом для создания монологов, помогают детям выстраивать: -строение рассказа, -последовательность рассказа, -лексико-грамматическую наполняемость рассказа

А. Плещеев «Осень» Скучная картина

А. Плещеев «Осень» Скучная картина

Питается орехами, желудями, грибами, ягодами (показ схем воспитателями )

Питается орехами, желудями, грибами, ягодами (показ схем воспитателями )

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта

Сейчас мысленно положите на левую руку всё то, с чем вы пришли сегодня на мастер-класс: свой багаж мыслей, знаний, опыта
Скачать файл