Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
воспитательная работа
1 кл—4 кл
17.11.2018
В ходе мастер-класса проводится мозговой штурм «Сравнительный анализ олимпиад и конференций». Ведущий знакомит слушателей с основными элементами опыта, достижениями в организации проектной деятельности в начальных классах. Предлагается слушателям "Звездочка обдумывания проекта". Организуется практикум по работе проектом "Зачем нужна сменная обувь"
Мастер - класс Ляхова О.М..docx
Ляхова Ольга Михайловна
учитель начальных классов
МБОУ «Новожизненская СОШ»
Мастер класс
«Единственный путь, ведущий к знанию
– это деятельность».
Бернард Шоу
Тема: Организации проектной деятельности младших школьников.
Цель: формирование мотивационной готовности педагогов к овладению проектной
деятельностью
Задачи:
передать свой опыт работы путем прямого и комментированного показа последовательности
действий, методов, приемов и форм организации проектной деятельности;
совместно с участниками мастер – класса отработать методические подходы и приемы
организации проектной деятельности обучающихся;
провести рефлексию собственного профессионального мастерства участниками мастер
класса.
Форма проведения: лекция с элементами презентации + практическая работа
Оборудование: компьютер, проектор, раздаточный материал.
Ход мастер класса.
1. Подготовительно – организационный этап.
а) актуализация, постановка проблемы;
б) Мозговой штурм «Сравнительный анализ олимпиад и научных конференций»
2. Основная часть.
а) основные элементы опыта, достижения;
б) этапы работы над проектом, игровой тренинг для педагогов «Создание звёздочки
обдумывания проекта»
в) практикум по организации проектной деятельности с привлечение слушателей к ходу
мастеркласса;
3. Заключительный этап.
а) рефлексия.
б) заключительное слово ведущего мастер класс.
1.
Подготовительно – организационный этап
а) Актуализация. Постановка проблемы.
Ведущий: Уважаемые коллеги! Основная цель мастер – класса, проводимого сегодня – это
дальнейшее повышение вашей мотивации к овладению методом проектов. (Слайд 2)
Вы углубите свои знания о методе проектов, об алгоритме создания проекта.
Я надеюсь, что проведённый сегодня мастер – класс поможет вам начать активно внедрять метод
проектов в образовательную деятельность учащихся. Современный этап развития общества, характеризующийся глубокими социально
экономическими изменениями, ставит перед системой образования качественно новые задачи
реализацию личностноориентированного развивающего обучения,
гуманизацию и
дифференциацию воспитательнообразовательного процесса, направленных на формирование у
подрастающего поколения качеств конкурентоспособной личности.
Как же общество сможет подготовить людей к решению своих проблем?
Начальная школа фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение
ребёнка. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную
активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир.
Именно проектная деятельность учащихся и приобщает школьников к решению конкретных
жизненно важных проблем. Ведь метод проектов не что иное, как попытка моделирования
жизни. Следовательно, включить обучающихся в процессы преобразования социальной среды
для приобретения опыта реального управления и действия на основе социальных практик можно
путём организации проектной деятельности.
А что такое проект? (Слайд 3)
Проект – это план, замысел, в результате работы над реализацией которого автор должен
получить чтото новое: продукт, программу, отношение, модель, книгу, фильм, сценарий и т.д.
Проект – это одна из форм исследовательской работы. В педагогике под методом проектов
понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой
областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если
мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через
детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом.
Для определения эффективности проектной, исследовательской деятельности я
предлагаю сравнить олимпиаду и научную конференцию как форму подведения итогов
исследовательской, проектной деятельности школьников по ряду параметров.
б) Мозговой штурм «Сравнительный анализ олимпиад и конференций»
Коллективное заполнение таблицы. (Слайд 4)
Параметры
Олимпиады
Конференции
Подготовительный
этап
Необходимо глубоко изучить
предмет
Организация
деятельности
Решить
повышенной сложности задач
большое
число
Надо провести серьезное
научное
исследование:
определить цели и задачи,
объект и предмет исследования
Изучить большое количество
литературы
Выдвинуть гипотезу Провести исследование
Получить результаты
Сделать выводы
Оформить работу
Выступить на конференции.
Продукт
деятельности
учащегося научная работа,
результаты
которой
докладываются
на
конференции. Результаты были
получены в процессе самой
деятельности
учащегося.
Заранее результаты никому не
известны.
Продукт деятельности. Продукт
деятельности
учащегося на олимпиаде –
выполненное
задание
(решенная задача и т.п.) с
заранее известным результатом
(ответом) для жюри.
Уровень
интереса
развития
Уровень развития интереса –
познавательный (потребность в
увеличении знаний и т.п.),
Уровень развития интереса –
творческий
(потребность
сделать свое исследование,
творческую работу и т.п.).
Уровень
коммуникаций
Уровень
коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном процессе –
продуктивный (делай сам).
Уровень
коммуникаций
педагога и учащегося в
образовательном процессе –
креативный
(выражение
собственного “я”, сотворчество
учащегося и педагога –
научного руководителя).
Роль учащегося
учащегося
Роль
в
образовательном процессе до и
во время олимпиады –
обучаемый, «решатель» задач
учащегося
Роль
в
образовательном процессе; до и
во время конференции –
исследователь
научной
проблемы, докладчик. педагога
Роль
в
образовательном процессе при
подготовке к олимпиаде –
“тренер” в решении задач.
Роль – научный руководитель.
Роль педагога
Вывод:
В ходе проблемного анализа обоснована необходимость перестройки учебного процесса в
школе с учетом включения элементов исследовательской, проектной деятельности детей.
2. Основная часть
а) Основные элементы опыта, достижения.
В организации проектной большое значение имеет выбор темы, отбор учебного материала для
всех исследований. Определяя содержание ученических исследований, учитель должен следить,
чтобы все творческие задания были: простыми по содержанию и прямо или косвенно связанными
с учебной программой, доступными для понимания, учитывать возраст учащихся;
разнообразными по содержанию; интересными по замыслу и содержащими элементы
занимательности.
В соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования разработала модель организации практико
направленной проектной деятельности.
Выделила три важных содержательных линии,
ориентированных на формирование личностных ценностей: ценности труда и творчества;
ценности жизни и здоровья; ценности гражданственности, патриотизма и добра. (Слайд 5)
Первая содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на
максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка, развитие мотивации
творческого роста,
формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к
самосовершенствованию. Это учебные проекты, но каждый из них имеет социальный характер,
позволяет приобрести опыт общественнополезной деятельности, включает ученика в процессы
осмысления действительности, формируют его самосознание.
В процессе работы над семейным проектом «Образ лисы в русских народных сказках»
(Слайд 6) мамылисички и девочкилисички подготовили инсценировки сказок, в которых лиса
не только хитрая и коварная, но и обманутая. А мальчикиученые провели исследование, какова
лиса в природе. Сделанные выводы были и познавательными, и воспитательными. А сочиненная
ребятами «Закличка» призывала быть доброй не только лисоньку, но и всех детей, которые были
приглашены на презентацию проекта. Работа над проектом «Образ кошки в русском народном
творчестве» (Слайд 7) для тех, кто любит этих животных, заботится о них. Пословицы,
фразеологизмы, стихи и песни о кошках помогли убедить ребят быть ответственными за тех,
кого приручили. Проекты «Книг читательских удовольствий», конкурсы «Самая читающая
семья» (Слайд 8) стали традиционными в начальных классах. Они формируют читательские
интересы учащихся, развивают традиции семейного чтения.
В ходе подготовки проекта «Елка дружбы» юные художники узнавали историю
возникновения елочных игрушек, создавали собственный проект игрушки. Детские елочные
игрушки стали экспонатами выставки
на празднике поселка, что способствовало
самореализации обучающихся в общественнополезной деятельности. (Слайд 9) Проект «Ваза памяти», выполненный в технике папьемаше, достоин стать экспонатом краеведческого музея,
так как в нём отражены памятные места поселка (3 место в региональном этапе Всероссийского
конкурса «Гренадеры, вперёд»). Проект «Морская регата» (Слайд 10) для детей изобретателей.
Выступая с презентацией своих моделей, дети рассказывали об устройстве парусников и
кораблей, проверяли их на прочность. Выставка работ способствовала развитию творчества и
созидания, вызвала познавательный интерес у учащихся школы.
Юный математик 2 класса подготовил проект «Как хорошо уметь считать». (Слайд 11)
Этот проект решает проблему: «Что важнее: устный счет или счет на вычислительных
машинах?».
Главным результатом его работы стал проект новой игры для развития
вычислительных навыков. Теперь в новую игру ребята начальной школы с удовольствием играют
на перемене. Проект занял 1 место в районном конкурсе «Я – исследователь».
Вторая содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на
ценности жизни и здоровья. Эта работа для юных экологов. Готовятся индивидуальные проекты
«Мои домашние животные», «Мир насекомых», «Экологические знаки», «Красная книга»,
которые способствуют получению первоначального опыта эмоциональнонравственного
отношения к природе, опыта участия в природоохранной деятельности, экологических
инициативах. Часть проектов планируются при составлении плана воспитательной работы.
Проекты, тема которых касаются учебной деятельности школьников, предлагаются детям в
соответствии с учебным планом. Автор проекта «Мир насекомых» (Слайд 12) не только собрал
собственную коллекцию насекомых нашего края, но и, изучив разные источники информации,
поместил интересные факты из их жизни в книжкумалышку, придумал экологические знаки.
На презентации индивидуальных проектов «Мои домашние животные» (Слайд 13) дети не
только смогли услышать рассказ о животном, увидеть его фотографию или рисунок, но и
познакомиться с живой перепёлкой, отведать её яйца, подержать в руках маленькую черепашку.
Представляя свои экологические знаки, дети читают письма от имени животных в Жалобную
книгу природы, проводят акции «Кормушки для птиц», конкурсы на лучший скворечник.
Формированию ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и
окружающих людей способствует проект «Жевательная резинка: за или против» (3 место в
областном Фестивале презентаций учебных проектов). (Слайд 14) Из разных источников
информации дети находили убедительные факты негативного влияния жевательной резинки на
здоровье человека, брали интервью у врача – стоматолога, ставили эксперименты по выведению
пятна с одежды, сочинили стихи «Жвачка – это хорошо или очень плохо». Теперь книжка со
стихами есть в школьной библиотеке. Дети развесили плакаты у кабинета врача с целью
пропаганды здорового образа жизни.
Проекты «Друзья Чиполлино или ода луку», «Яблочко наливное» готовятся в рамках
программы «Разговор о правильном питании» (СЛАЙДЫ)
Работая над проектом «Если хочешь быть здоров», ребята приготовили правила соблюдения
здорового образа жизни в картинках. В проекте «Как стать богатырем» (СЛАЙДЫ 3) дети
исследуют богатырские подвиги, дают советы в стихотворной форме, как вырасти здоровым,
проводят богатырские состязания, акцию «Богатырская перемена», конкурс «А вам слабо?».
Проект «У меня зазвонил телефон» (СЛАЙДЫ 2) очень актуален для сохранения здоровья,
ведь мобильный телефон используется детьми почти с рождения.
Семейный проект сборника игр «Играем вместе» решает и познавательные задачи, и задачи
физического воспитания, развивает коммуникативные навыки, способствует развитию семейных
традиций. Праздником игр «На зелёной полянке» закончилась работа над проектом.
Третья содержательная линия по организации проектной деятельности направлена на
ценности гражданственности, патриотизма и добра, одного из проявлений духовной зрелости
человека, выражающегося в осознании себя членом общества, страны, обладающего чувствами
справедливости, милосердия, чести и достоинства по отношению к себе и другим людям. Такие проекты как «Школа будущего», «Мой школьный двор», «Наша библиотека»
близки и понятны детям начальных классов и способствуют формированию их активной
социальной позиции. Так, работая над проектом «Наша библиотека» (Слайд 15) в 3 классе,
дети из книг, источников Интернет узнали об истории возникновения библиотек на Руси, о
прошлом школьной библиотеки – из интервью директора школы, учителей, библиотекарей,
родителей, родственников, которые учились в нашей школе. Собрали стихи и загадки о
библиотеке, выяснили, какая самая большая и самая маленькая книга в ней, сфотографировали
самых читающих учеников школы, выпустили школьную газету. Продуктом проекта стала
библиотека будущего, макет которой изготовили ребята. Проведена акция «Пополни
библиотеку».
(СЛАЙД) Изучению истории школы способствует проект «Виртуальный школьный
музей»
Осознание чувства гордости за свою Родину, народ, историю формируется в ходе работы
над проектом «Моя малая родина» (Слайд 16) (1 место в областном конкурсе социальных
проектов). Дети не только исследовали историческое прошлое посёлка, проводили
социологический опрос его жителей, но и работали над проектом создания фонтана. От имени
жителей посёлка ходатайствовали перед администрацией посёлка об его установлении, что
способствовало развитию навыков взаимодействия с органами власти. А традиционные акции
«Чистый посёлок» позволяют внести посильный вклад в его благоустройство. Проект «Мой
поселок в задачах» (СЛАЙД) интегрированный. Исследовали историю поселка, составляли
задачи, которые были предложены ученикам школы.(Гран При)
«Храм – источник живительной благодати» (СЛАЙД)
Развитию познавательных интересов, чувства гордости за свою Родину способствуют и
творческие проекты учащихся. Авторские стихи «Наш герб», «Фотография прадеда» заняли
первые места в районных конкурсах. Проект мини – музея «Никто не забыт – ничто не забыто»
(Слайд 17, 18) организует родителей и учащихся на совместную работу по увековечению памяти
предков. Оказывая посильную помощь и внимание ветеранам войны и труда, дети учатся
сопереживать, понимать чувства и проблемы других людей.
б) Этапы работы над проектом
Маршрутный лист проекта.
I.
Мотивационный этап
А теперь остановимся на этапах работы над проектом: (Слайд 19)
мотивационный;
а) идея создания;
б) значимость.
планирующеподготовительный;
II. Планирующе – подготовительный этап.
информационнооперационный;
а) обсуждение названия проекта;
б) направления работы;
в) деление на группы.
рефлексивнооценочный.
III. Информационно – операционный этап.
Участникам мастер – класса раздаются «Маршрутные листы проекта».
Источники Коммуникативные умения Практическая
работа
рисунки
Художественная литература
сочинения
энциклопедии
стихи
Интернет
песни
словари
фотографии
журналы
музеи
макеты
плакаты
обмен информацией
интервью
социологический опрос
IV. Защита индивидуальных проектов. Оценивание.
V.
Заключительный этап. Презентация проекта. Слайд 20
1 этап – мотивационный.
Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой. Проблема,
которую должны решить учащиеся, должна быть актуальной и интересной. На данном этапе
формулируется тема и определяется результат, продукт.
Слайд 21
2 этап – планирующее подготовительный.
Идёт разработка замысла проекта, формулируются задачи, план действий,
согласовываются способы совместной деятельности, делятся на группы. Сначала в группы
ребята объединяются самостоятельно, чтобы работать было комфортно. Большую помощь
оказывают родители учащихся. Главная цель – дети должны учиться выстраивать свои
отношения с любым коллективом. Составляется план действий. В этом этапе обговаривается,
где искать информацию. Искать материал можно библиотеках, музеях и, конечно, в Интернете.
Проводятся анкетирования, берутся интервью.
Слайд 22
3 этап. Информационно операционный.
Здесь идёт реализация проекта. Собирается материал, вся информация перерабатывается,
сортируется. Группы отчитываются о проделанной работе, обсуждаются её результаты,
материал систематизируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать
рекомендации, проводить консультации.
Слайд 23
4 этап. Рефлексивнооценочный.
1. Выбор формы представления проекта, составление текста, репетиция.
2. Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап
очень важный,
возможность
продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
решает несколько задач: развитие научной речи, (Слайд 24)
Критериями успеха работы над проектом является:
Достижение конечного результата.
Создана активная команда участников проекта, способная продолжить работу в будущем
Результат проекта использован другими коллективами.
Информация о проекте широко распространена.
Получено удовольствие от своей деятельности.
Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот
этап очень важный, решает несколько задач: развитие научной речи, возможность
продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний.
Игровой тренинг «Создание звёздочки обдумывания проекта»
Дети должны усвоить план работы над проектом, а наша задача помочь им в этом. Этапы
работы над проектом можно представить, как шесть «П» на шестиконечной звезде.
После обсуждения слушателями мастер – класса предлагается вариант «Звёздочки обдумывания
проекта».
Проект – это шесть «П»:
•
•
•
•
•
•
Проблема
Проектирование (планирование)
Поиск информации
Продукт
Презентация
Портфолио
в) Практикум по организации проектной деятельности с привлечение слушателей к ходу
мастеркласса.
Пользуясь «Звёздочкой», осуществим работу над проектом «Зачем нужна сменная обувь».
(Слайд 25)
Для работы я прошу вас объединиться в группы по 45 человек и выбрать руководителя. В
работе над групповым проектом вам тоже придется разбивать детей на группы. Скажите, по
какому принципу вы будете это делать? Действительно, формировать группы нужно по
симпатиям. Проект может быть и индивидуальным, и групповым. Призываю вас работать в
группах. Мы должны учить детей общению, учить слушать друг друга, учить отстаивать свое
собственное мнение, учить быть терпимыми. Поэтому, прежде всего, необходимо выполнить
распределение ролей в проектной группе. Каким оно может быть? Руководитель группы: несет
ответственность за ход внутригрупповой работы, всегда готов взять инициативу на себя,
отвечает за результат работы группы. Хронометрист: следит за соблюдением времени,
контролирует рациональность использования времени. Секретарь: ведет необходимые записи,
оформляет результаты работы. Генератор идей: высказывает идеи, предлагает различные
способы решения проблемы. Критик: подвергает сомнению решения группы, находит
препятствие на пути к цели. В то же время, вся группа ведет поиск информации, проводит
исследования.
Почему может возникнуть идея проекта?
Высказываются предположения: При изучении темы «Воздух и его свойства» идёт разговор о его чистоте, возникает вопрос
«Как сохранить чистоту школьных помещений?» Делается предположение, сменная обувь
позволяет сохранять чистоту в школе.
Идея работы над проектом может возникнуть, если его заказчиком является администрация
школы: «Провести мероприятия по сохранению своего здоровья и здоровья окружающих».
Что может быть результатом работы над проектом?
(Интересная информация, рекламные плакаты, акции, стихи и рассказы, убеждающие
учеников ходить по школе только в сменной обуви)
Выберем направления работы.
В результате обсуждения выбираем следующие направления работы:
1) Из чего состоит пыль, чем она опасна, как с ней бороться;
2) Все ли школьники носят сменную обувь;
3) Как убедить школьников ходить по школе только в сменной обуви.
Работа по первому направлению. Из чего состоит пыль, чем она опасна, как с ней бороться;
Как распределим работу по первому направлению? В ходе обсуждения работу
распределяем следующим образом:
1 группа – изучить состав пыли в разных источниках информации и по результатам
эксперимента «Чистота воздуха школьных помещений» (картон намазать вазелином и
положить в коридоре, в классе, в кабинете завуча, в столовой сроком на неделю)
2 группа – подготовиться к интервью с врачом – инфекционистом (вопросы врачу,
оформление отчёта)
3 группа – меры борьбы с пылью (из опроса родителей, источников информации)
4 группа – найти стихи, сказки, рассказы о чистоте воздуха.
Работа в группах.
Отчёт о работе групп, обмен мнениями, выводы.
Работа по второму направлению. Все ли школьники носят сменную обувь
По второму направлению работу распределили следующим образом:
1 группа берёт интервью у дежурных по школе в течение недели (данные занести в таблицу);
2 группа берёт интервью у вахтёра и директора школы (подготовить вопросы, записать
интервью, сделать выводы);
3 группа берёт пробы с подошвы сменной обуви у учеников разных классов (ватные диски,
смоченные водой, занести в таблицу результаты);
4 группа проводят опрос учеников (подготовить вопросы для анкеты)
Работа в группах.
Отчёт о работе групп, обмен мнениями, выводы
Работа по третьему направлению Как убедить школьников ходить по школе только в
сменной обуви. Спланируем работу по пропаганде здорового образа жизни. Решим последнюю проблему
проекта «Как убедить школьников ходить по школе в сменной обуви». Группы распределяют
работу так:
1 группа – нарисует плакаты и разместит их в раздевалке, спортивном зале, в коридоре;
2 группа – выпускает школьную газету «Будем здоровы: я, мои друзья, моя семья»
3 группа – сочиняет историю про мальчика, который не носил сменную обувь;
4 группа занимается фотосъёмкой для школьной газеты, для иллюстраций.
Работа в группах.
Отчёт о работе групп.
Таким образом, работа над проектом разделена на три цикла, каждый из которых решает
свою проблему.
(Слайд 26) Выбор формы презентации проекта задача не менее, а то и более сложная,
чем выбор формы продукты проекта. Виды презентации проектов могут быть различными:
деловая игра, демонстрация видеофильма, диалог исторических или литературных
персонажей, защита на ученом совете, игра с залом, инсценировка исторического события,
научный доклад, отчет исследовательской экспедиции, пресс конференция, путешествие,
реклама, ролевая игра, соревнования, спектакль, спортивная игра, телепередача, экскурсия.
Предлагаю уже готовую презентацию данного проекта. На III областном конкурсе
социальных проектов «Свой мир строим сами» он получил Гран При.
4. Заключительный этап мастер класса.
а) Рефлексия
Цели прихода на мастеркласс?
Что взял полезного?
Обсуждение вопросов:
Реально ли применять метод проектов в работе с младшими школьниками?
Что мешает вам заниматься проектной деятельностью?
Есть ли в вашем учреждении условия для создания проектов? Какие?
б) Заключительное слово ведущего мастер – класс.
Занятия исследовательской деятельностью имеют свои “плюсы” и “минусы”.
К положительным моментам можно отнести общеучебные умения и навыки,
формирующиеся в процессе исследовательской деятельности: рефлексивные, поисковые
(исследовательские), коммуникативные, презентационные, навыки оценочной деятельности.
Негативные стороны исследовательской технологии:
неравномерность нагрузки учащихся и преподавателей на разных этапах работы;
сложность системы оценивания вклада каждого исполнителя; риск неудачного окончания
работы;
повышение эмоциональной нагрузки и на учащихся, и на преподавателя.
Занятие научноисследовательской, проектной деятельностью – это хорошая стартовая
площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в
высших учебных заведениях.
Решить проблему внедрения исследовательской и проектной деятельности в школе могут:
создание в школах научных обществ учащихся;
введение элективного курса “Исследовательская деятельность учащихся”; материальное стимулирование педагогов, занятых исследовательской и проектной
деятельностью.
Использованная литература:
Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. Практическое пособие для
работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2006.
Формирование проектных умений школьников: практические занятия/авт.сост.
С.Г.Щербакова.Волгоград: Учитель,2009.
http://kogkgschool.edu.tomsk.ru/
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Мастер-класс "Организации проектной деятельности младших школьников"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.