Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Лекции +2
pptx
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
12.01.2017
Мастер - класс «Организация исследовательской  работы в начальной школе» (2-4 классы)
Описание методики "Дерево"
Мастер-класс Исследовательская работа.pptx

Организация исследовательской работы в начальной школе»

Организация исследовательской работы в начальной школе»

«Организация
исследовательской работы
в начальной школе»

Подготовили учителя начальных классов
МБОУ Шахунской СОШ № 14
Лебедева С.В.
Перминова О.А.
Староверова М.Л.

2016 год

Мастер-класс

Актуальность исследовательской деятельности в начальной школе

Актуальность исследовательской деятельности в начальной школе

Актуальность исследовательской деятельности в начальной школе

ФГОС НОО: необходимость формирования у ребёнка желания и умения работать самостоятельно.














 

Противоречие в практике

Не сформированность навыков и умений логического и творческого мышления,
Низкий уровень развития способности самостоятельно мыслить,
Работа в типовых ситуациях,
Отсутствие приёмов поэтапного выполнения учебных исследований

Требования ФГОС НОО
Выделение учебной задачи (нахождение общего способа решения задач)
Владение учебными действиями (система действий, позволяющая решать эти задачи)

Исследовательская деятельность
формирование у учащихся способности самостоятельно, творчески осваивать
и перестраивать новые способы деятельности
Происходит формирование
познавательных мотивов,
исследовательских умений,
субъективно новых для учащихся знаний и способов деятельности.

Учебно - методический комплект

Учебно - методический комплект

Учебно - методический комплект

Учебное издание
Савенков Александр Ильич
Методика исследовательского обучения младших школьников
Самара: Издательство «Учебная литература»
2004. - 80с.      

Савенков А.И. «Я – исследователь» Учебник-тетрадь для младших школьников.
Самара: Издательство
«Учебная литература»
2004. - 32с.

Савенков 
Александр Ильич
доктор
педагогических наук

Система занятий «Мы – исследователи» для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности 2 класс

Система занятий «Мы – исследователи» для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности 2 класс








Система занятий «Мы – исследователи»
для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности



 

2 класс
Алгоритм


3 класс
Индивидуальные, групповые, коллективные исследования
с помощью учителя

4 класс
Индивидуальные, групповые, коллективные исследования
Педагог осуществляет информационную поддержку

Помощь
родителей

Наименование тем Количество часов

Наименование тем Количество часов


п/п

 
Наименование тем

 
Количество часов

 
Работа с родителями

1 год обучения (2 класс)

1.

Что такое исследование? Кто такие исследователи?
Основные методы исследования. Наблюдение за выбранным объектом. Описание предмета .Сбор материала по выбранному объекту.
 

1

Консультация
Тема: «Работа с новым видом деятельности - исследованием»

2.

Учимся выбирать дополнительную литературу. Экскурсия в библиотеку. Информационные справочники. Сбор материала по выбранному объекту.
 

 

3.

Основные методы исследования. Как задавать вопросы?
Рисунок данного объекта по представлению.
 

4.

Учимся выделять главное и второстепенное. Схема исследования.
Подготовка к защите исследования.
 

5.

Родительское собрание (родители + дети)
Защита исследовательской работы. Секреты успешного выступления.

Учебно-тематический план

Система занятий «Мы – исследователи» для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности 2 класс

Система занятий «Мы – исследователи» для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности 2 класс








Система занятий «Мы – исследователи»
для развития умений и навыков исследовательской работы во внеурочной деятельности



 

2 класс
Алгоритм


3 класс
Индивидуальные, групповые, коллективные исследования
с помощью учителя

4 класс
Индивидуальные, групповые, коллективные исследования
Педагог осуществляет информационную поддержку

Помощь
родителей

Наименование тем Количество часов

Наименование тем Количество часов


п/п

 
Наименование тем

 
Количество часов

 
Работа с родителями

2 год обучения (3 класс)

1.

Роль исследований в нашей жизни.
Умения, необходимые в исследовательской деятельности.
Учимся видеть проблему. Решение возникшей проблемы. Выявление причин и следствий.

1
 

Консультация
Тема: «Методы исследования»

2.

Основные методы исследования.
Умения, необходимые в исследовательской деятельности. Как провести эксперимент?

1

 

3.

Умения, необходимые в исследовательской деятельности.
Выявление проблемы. Классификация. 

4.

Этапы исследования. Тема, предмет, объект исследования.
Деление на группы. Сбор материала о Новом годе. 

5.

Этапы исследования.
Учимся выдвигать гипотезу.
Работа в группах. Обработка и систематизация собранного материала. Распределение в группах материала по теме между детьми. 

6 - 7.

Этапы исследования.
Цель, задачи исследования. Методы исследования. Практическая значимость. Рефлексия. Групповые консультации. Подготовка к защите исследования. Оформление работы. Работа в компьютерном классе. Оформление презентации. 

2

8.

Родительское собрание (родители + дети)
Защита исследовательской работы «Волшебный Новый год» 

9.

Выступление детей на школьной научной конференции.

10.

Участие детей в районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»

Учебно-тематический план

Наименование тем Количество часов

Наименование тем Количество часов


п/п

 
Наименование тем

 
Количество часов

 
Работа с родителями

3 год обучения (4 класс)

Педагог осуществляет информационную поддержку и при необходимости корректировку деятельности детей.
 

1.

Знания, умения, навыки, необходимые в исследовательской работе. Умения самостоятельно выявлять проблему.
 

1

Консультация
«Формирование мотивации учащихся к самостоятельной работе в ходе исследовательской деятельности»

2.

Обсуждение и выбор тем исследования, актуализация проблемы.

 

3 - 4.

Целеполагание, выдвижение гипотез. Предмет и объект исследования.
Отбор литературы по теме исследования, анализ материала.

2

5.

Наблюдение и экспериментирование. Обработка и анализ полученных данных. Оформление работы. 

1

6 - 7.

Работа в компьютерном классе. Оформление презентации.
Подготовка публичного выступления. 

2

8.

Защита исследования перед одноклассниками.

1

9.

Родительское собрание (родители + дети)
Защита исследовательских работ.

10.

Выступление детей на школьной научной конференции.

11.

Участие детей в районной научно-практической конференции школьников «Первые шаги в науку»

12.

Итоговое занятие. Анализ исследовательской деятельности.

1

 

Учебно-тематический план

Наблюдение Понаблюдайте Постарайся подметить как можно больше деталей

Наблюдение Понаблюдайте Постарайся подметить как можно больше деталей

Наблюдение

Понаблюдайте
Постарайся подметить как можно больше
деталей.
Запиши в свою тетрадь.

Сравнение

Сравнение

Сравнение

Кто? Что? Какой? Где?

Кто? Что? Какой? Где?

Кто?
Что?
Какой?
 Где?   
Как?
  Почему?

Умение
задавать вопросы
(восполняющие)

Валентин Серов
Девочка с персиками

Проблема Выявление причин и следствий

Проблема Выявление причин и следствий

Проблема

Выявление
причин и следствий

Мокрые деревья, мокрая трава, дождь, лужи.

Пятёрка, отличный ответ, хорошее настроение.

Причина – предлог для каких-нибудь действий

Следствие – результат чего-либо

Видишь проблему , научись её … разрешать

Видишь проблему , научись её … разрешать

Видишь проблему , научись её …

разрешать

Если найдена причина, то попробуй определить её…

следствие

Выделение в предметах и явлениях общих признаков – классификация

Выделение в предметах и явлениях общих признаков – классификация

Выделение в предметах и явлениях
общих признаков – классификация

Задание

Разбейте объекты на группы
Продолжите ряды

Выдвижение гипотезы Гипотеза – это предположение

Выдвижение гипотезы Гипотеза – это предположение

Выдвижение гипотезы
Гипотеза – это предположение.


Используй слова:
Может быть …
Предположим …
Допустим …
Возможно …
Наверное …

Гипотезу можно подтвердить или опровергнуть

Учимся определять объект и предмет исследования

Учимся определять объект и предмет исследования

Учимся определять
объект и предмет исследования

Объект - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования.
- Что рассматривается?

Предмет - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности.
- Что изучается?

значение розы для людей

роза

техника работы с бумагой

квиллинг

картофель

живая природа

хоккей
спортивные игры

Проективная методика «Дерево»

Проективная методика «Дерево»

Проективная методика «Дерево»

Интерпретация № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

Интерпретация № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий

Интерпретация
№ 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.
№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.
№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).
№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.
№ 9 — мотивация на развлечения.
№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.
№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.
№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.
№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».
№ 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.
 

Спасибо за сотрудничество

Спасибо за сотрудничество

Спасибо
за сотрудничество

скачать по прямой ссылке
сегодня при записи на курсы переподготовки
для учителей