Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)
Оценка 4.6

Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)

Оценка 4.6
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
12.01.2017
Мастер - класс «Организация исследовательской  работы в начальной школе» (2-4 классы)
текст выступления.docx

Слайд 1.  

Тема мастер-класса:

«Организация исследовательской  работы в начальной школе»

Если хочешь научить меня чему-то

Позволь мне идти медленно...

Дай мне приглядеться...

Потрогать и подержать в руках

Послушать...

Понюхать...

И может быть попробовать на вкус.

О, сколько я всего смогу

Найти самостоятельно».

 

Слайд 2

В ФГОС отмечена необходимость  формирования у ребёнка желания и умения работать самостоятельно.

Учащиеся не всегда могут ориентироваться в огромном потоке новых  сведений, извлекать необходимые факты и продуктивно использовать их.

Выходом может стать организация учебно-воспитательного процесса на основе исследовательской деятельности школьников, что   способствует формированию главных познавательных качеств.

Дети от природы народ любознательный. Но как показывает практика, очень часто стремление узнать новое и объяснить непонятное постепенно становится всё менее заметным. Реже звучат вопросы почему? зачем?  

ПОТЕРЯ В. Берестов

У маленьких учеников
Спросил художник Токмаков:
«А кто умеет рисовать?»
Рук поднялось – не сосчитать.

Шестые классы. Токмаков
И тут спросил учеников:
«Ну, кто умеет рисовать?»
Рук поднялось примерно пять.

В десятых классах Токмаков
Опять спросил учеников:
«Так кто умеет рисовать?»
Рук поднятых и не видать.

А ведь ребята в самом деле
Когда-то рисовать умели.
И солнце на листах смеялось…
Куда всё это подевалось?

У нас есть множество возможностей, чтобы избежать столь печального развития событий. Один из эффективных способов формирования самостоятельности и развития познавательных умений – исследовательский метод.  

 

Слайд 3

Нами  разработана система занятий «Мы – исследователи». За основу взяли методику исследовательского обучения мл. школьников Александра Ильича Савенкова, который говорит о том, что исследованию детей надо учить. Хочется  поделиться с вами опытом нашей работы.

 

Слайд 4

Уже с первого класса стараемся заложить основы исследовательской деятельности. А начинаем  с простых вопросов и заданий, направленных на овладение таких  умений как анализ, синтез, классификация, сравнение, обобщение,  в умении вырабатывать гипотезы.

Система занятий  включает в себя два уровня: первый - условно назван «тренировочным»,  второй - «основным».

 

Начиная со  2 класса,  учащиеся на уровне алгоритма проводят наблюдения, учатся задавать вопросы, выделять главное. Это «тренировочный» уровень. 

 

Слайд 5

Давайте посмотрим на план:

·        Консультация родителей

·        Содержание занятий

·        Итоговое занятие – выступление перед родителями

 

Слайд 6

На основном уровне (3 и 4 класс) дети приобретают умения, необходимые в исследовательской деятельности. Учатся проводить коллективные, групповые и самостоятельные исследования при участии учителя и с проявлением доли самостоятельности.

В процесс вовлечены родители, т.к. работа с  материалом происходит не только в школе, но и дома.

 

 

 

 

Слайд 7

В планировании видно, что

·        более подробно рассматриваются этапы работы над исследованием

·        есть возможность попробовать свои силы на школьной конференции

(она проводится в преддверии районной)

 

Слайд 8

Доля самостоятельности в 4 классе возрастает. Педагог осуществляет информационную поддержку и при необходимости корректировку деятельности детей.

 

Слайд 9

В брошюре мы перечислили те умения, которые необходимы для исследования. Давайте более подробно остановимся на некоторых из них.

Самое главное умение – наблюдение.

Описание предмета.

(неодушевлённый предмет)

         1. Назови предмет.

         2. Назови части предмета.

         3. Форма предмета или на что  

            похож.         

         4. Из какого материала сделан?

         5. Простое или сложное у него

            устройство?

         6. Для чего он используется?

Описание предмета.

(одушевлённый предмет)

          1. Назови предмет.

          2. Внешний вид:

ü шерсть

ü окрас шерсти

ü размер животного

           3. Образ жизни.

           4. Друзья – враги.

           5. Характер.

 

Слайд 10

Умение сравнивать можно формировать на таких заданиях. Для нас они кажутся элементарными. Но детей нужно научить не хаотично находить отличия, а последовательно.

 

Слайд 11

А вот с умением задавать вопросы (уточняющие, восполняющие),  у детей возникают трудности.

 

Слайд 12

В исследовании необходимо умение видеть проблему, устанавливать причинно-следственные связи.

Напомним, что  

Причина – предлог для каких-нибудь действий

Следствие – результат чего-либо. Потренируемся.

Слайд 13

Подведём итог. Дополните высказывания.

                                                

Слайд 14

Ещё одно важное умение – это классификация. Это выделение в предметах и явлениях

 общих признаков. На таких заданиях можно этому научить.

 

Слайд 15

Выдвижение гипотез – основа исследовательского, творческого мышления.

Гипотеза – это предположение. Её можно подтвердить или опровергнуть с помощью наблюдений, экспериментов, информации, полученной из других источников (литература, Интернет).

Перед вами воздушный шарик. Что произойдёт с шариком, если его отпустить?

Выдвиньте свои гипотезы.

 

 Слайд 16

Поучимся определять объект и предмет исследования.

Словарь говорит, что

Объект  - это то, что будет взято учащимся для изучения и исследования.

- Что рассматривается?

Предмет  - это особая проблема, отдельные стороны объекта, его свойства и особенности.

- Что изучается?

Определим объект и предмет исследования в каждой паре.

Мы поделились наработками в области организации исследований в начальной школе. Представленные исследовательские работы  -  результат совместной  деятельности – учителя,  детей и родителей (работы детей).

 

 

Слайд 17

Предлагаю Вам пройти небольшой тест, в результате которого Вы сможете оценить какова Ваша самооценка и способность преодолевать жизненные препятствия.

Посмотрите внимательно на изображения человечков и выберите, кем на данный момент видите себя?

 

Слайд 18

Интерпретация.

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

№ 9 — мотивация на развлечения.

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

 

Слайд 19

Спасибо за внимание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Слайд 1. Тема мастер-класса : «Организация исследовательской работы в начальной школе»

Слайд 1. Тема мастер-класса : «Организация исследовательской работы в начальной школе»

И солнце на листах смеялось…

И солнце на листах смеялось…

Слайд 7 В планировании видно, что · более подробно рассматриваются этапы работы над исследованием · есть возможность попробовать свои силы на школьной конференции (она проводится…

Слайд 7 В планировании видно, что · более подробно рассматриваются этапы работы над исследованием · есть возможность попробовать свои силы на школьной конференции (она проводится…

Слайд 13 Подведём итог. Дополните высказывания

Слайд 13 Подведём итог. Дополните высказывания

Слайд 17 Предлагаю Вам пройти небольшой тест, в результате которого

Слайд 17 Предлагаю Вам пройти небольшой тест, в результате которого
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
12.01.2017