Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)
Оценка 4.6 (более 1000 оценок)

Мастер - класс «Организация исследовательской работы в начальной школе» (2-4 классы)

Оценка 4.6 (более 1000 оценок)
Лекции +2
docx
Междисциплинарный 3
2 кл—4 кл
12.01.2017

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Методика «Дерево» Л.П.Пономаренко.docx

Такие разные «Деревья»

 

В арсенале каждого практического психолога есть несколько «горячих» проективных методик — тех, которые наиболее часто используются в практике, имеют диагностическую значимость и высокую степень достоверности. Среди достаточно большого количества проективных методик немало тех, где главным фигурантом является дерево: «Тест дерева», «Дерево», «Дом-дерево-человек», «Рисунок дерева».

Методика  «Дерево» Л.П.Пономаренко  может использоваться для оценки успешности адаптации ребенка в начале школьного обучения и при переходе в среднее звено. Испробовав ее на практике, я пришла к выводу, что методика позволяет достаточно быстро определить особенности протекания адаптационного процесса, выявить возможные проблемы ребенка. Дети, погружаясь в рисуночную деятельность, с удовольствием выполняют предложенные задания, легко отождествляют себя с тем или иным человечком.

 

 

Предлагаю Вам пройти небольшой тест, в результате которого Вы сможете оценить насколько хорошо Вы адаптируетесь в обществе, какова Ваша самооценка и способность преодолевать жизненные препятствия.

Посмотрите внимательно на изображения человечков и выберите, кем на данный момент видите себя?

 

 

Содержание методики:

 

Ученикам предлагаются листы с готовым изображением сюжета: дерево и располагающиеся на нем и под ним человечки. Каждый учащийся получает лист с изображением дерева и расположенных на нем человечков (но без нумерации фигурок).

Не рекомендуется предлагать учащимся сразу подписывать на листе свою фамилию, так как это может повлиять на их выбор.

 

Инструкция дается в следующей форме:

 

Рассмотрите это дерево. Вы видите на нем и рядом с ним множество человечков. У каждого из них разное настроение, и они занимают различное положение. Возьмите красный фломастер и разукрасьте того человечка, который напоминает вам себя, похож на вас, ваше настроение в школе и ваше положение. Возможно, чем выше на дереве находится человечек, тем выше его достижения, тем более он успешен в школе.

Теперь возьмите зеленый фломастер и разукрасьте того человечка, которым вы хотели бы быть и на чьем месте вы хотели бы находиться.

 

Бывает так, что некоторые дети просят разрешения обозначить позиции двух человечков. В этом случае не следует ограничивать их выбор, но необходимо зафиксировать, какой человечек был отмечен в первую очередь, какой во вторую, так как соотношение этих выборов может быть достаточно информативным.

 

Интерпретация результатов:

 

Интерпретация результатов выполнения проективной методики «Дерево» проводится исходя из того, какие позиции выбирает данный ученик, с положением какого человечка отождествляет свое реальное и идеальное положение, есть ли между ними различия.

 

Интерпретация разработана с учетом опыта практического применения методики и сравнения ее результатов с наблюдениями за поведением учеников, данных, полученных от учителей и родителей, из беседы с ребенком.

 

Для удобства объяснения каждой фигурке присвоен свой номер.

 

Выбор позиции № 1, 3, 6, 7 характеризует установку на преодоление препятствий.

 

№ 2, 11, 12, 18, 19 — общительность, дружескую поддержку.

 

№ 4 — устойчивость положения (желание добиваться успехов, не преодолевая трудности).

 

№ 5 — утомляемость, общая слабость, небольшой запас сил, застенчивость.

 

№ 9 — мотивация на развлечения.

 

№ 13, 21 — отстраненность, замкнутость, тревожность.

 

№ 8 — отстраненность от учебного процесса, уход в себя.

 

№ 10, 15 — комфортное состояние, нормальная адаптация.

 

№ 14 — кризисное состояние, «падение в пропасть».

 

Позицию № 20 часто выбирают как перспективу учащиеся с завышенной самооценкой и установкой на лидерство.

 

Следует заметить, что позицию № 16 учащиеся не всегда понимают как позицию «человечка, который несет на себе человечка № 17», а склонны видеть в ней человека, поддерживаемого и обнимаемого другим.

 

Информационный источник

 

Л.П. Пономаренко. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов. — Одесса: Астра-Принт, 1999.

 

 

 


 

скачать по прямой ссылке