Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.Этот материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, как нужно правильно проводить занятие, что можно включать в него, вся последовательность занятия, его содержание и ход занятия.
Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Пауза настроения:
Возьмитесь все за руки.
К тебе я обращаюсь друг!
Вставай скорее с нами в круг.
Почувствуй радость и тепло,
Нам всем с друзьями хорошо!
Посмотрите друг на друга.
Улыбнитеська друг другу.
Порадуйтесь друг другу,
Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день!
Мастер: Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы,
которые используются при проведении занятий по обучению грамоте в
старшей группе.
Как вы понимаете слово «Грамота»?
Что значит понятие «грамотный человек»?
Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским
садом? ( различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».
Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в
словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место
звука в слове..
Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда
пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «
Послушай, как поет синичка».
Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и
приемами для проведения такого занятия.
Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях?
Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предоложений).
Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу).
Какой схемой мы обозначаем предложение? ( полоской).Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
С какой буквы начинается предложение? ( с большой и обозначаем
вертикальной палочкой перед схемой предложения).
Что ставим в конце предложения? ( точку).
Из чего состоят предложения? ( из слов).
А из чего состоят слова? ( из звуков).
Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:
Слушай, что же это звенит?
Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?
Сам летит и сам поет?
Может быть, мохнатый жук только что покинул сук?
Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?
Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка!...
Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна
В целом мире тишина!
Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза:
шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т.д.). Назовите, что
вы услышали?( …)
Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего мира.
А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки
нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг
друга.
Давайте поиграем с нашим язычком:
рарара – начинается иг ( ра),
Рыры – ры – у мальчика ша..(ры),
ро –ро – ро – у нас новое вед(ро).
ар – ар – ар – кипит само(вар),
оророр созрел красный поми(дор),
иририрмой папа коман(дир),
зазазавот идет ко(за),
сусусу мы видели ли(су),
шашаша мама моет малы(ша),
жужужу молоко дадим е(жу),
ляляля – зеленые по(ля),
татата у нас дома чисто(та).Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Расскажите мне какие бывают звуки? ( гласные и согласные).
Какими могут быть согласные звуки? ( твердые и мягкие).
Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый
согласный? Мягкий согласный?
Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем.
Скажите, как мы произносим гласные звуки? ( их можно пропеть,
протянуть. При произношения нет никаких препятствий).
_ А как мы произносим согласные звуки? ( коротко, отрывисто, их нельзя
пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде губ,
языка, неба).
Назовите гласные звуки. Сколько их? ( их 6: А, О, У, И. Э, Ы)
Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре
йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу), Е – (йэ), Е
(йо), Я (йа) Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками.
Сочетание гласного с согласным получается слог
Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на прошлых
занятиях поздороваются с гласными и подружатся, и тогда они без
препятствий выйдут гулять ( предлагаю поработать со слоговым
домиком со звуками (м), (н), (к), (р).
Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также
считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти?
Дидактическая игра « Угадай, какой звук спрятался?».( Я кидаю мяч вам
по очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там
спрятался):
БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ , РЫСЬ, МЭР,
СЭР.
А теперь наоборот. Я называю вам гласный звук, а вы должны придумать
слово с этим звуком. (У), (Е), (О).
Дидактическая игра « Найди свой домик»
Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки. У каждого звука есть
свой домик. Я вам раздам картинки, а вы должны правильно расселить
картинки с этим звуком в домикиМастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков,
например: СОБАКА ( сколько гласных в этом слове?), РЫБА ( сколько
здесь гласных звуков?), СКАЗКА…( звучит волшебная музыка).
Ой, я сказала слово « СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости.
Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и
помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.
: « Жи… БЫ.. ДЕ..и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес.. ку..яич..
Яич..не про…, а зо…. Де… би.., би.. не раз…. Мыш… бе…, хвос… мах…,
яич… покати… и раз….
Де.. пла… Куроч… кудах…
Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя на
столах полосками. ( приглашаю к доске одного выложить тоже)
Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение из
сказки из трех слов и выложите его . ( один работает у доски). Прочитайте
его « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.»
Дидактическая игра « ЖИВЫЕ СЛОВА» . ( вызываю троих детей –
выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной
последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из
вышедших,, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают
предложение.
На сказочной улице, которая называется « КУРОЧКА РЯБА», есть дом, в
котором живут герои этой сказки.
Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На
1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя
слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. ( по желанию
выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с
помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам с
помощью картинок с героями.
Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем
разобрать
Слово « БАБА» ( звуковой анализ слова. За столами и один у доски).
Звуковой анализ слова:1
2
3
4
5
6
7
8
Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
Сколько звуков в слове?
Назовите их по порядку.
Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой
обозначаем?
Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?
Какой фишкой обозначаем?
Назовите первый звук, последний, третий звук
Каждый звук обозначь соответствующей буквой. ( обозначает у доски,
сидящие за столами проверяют правильность
Выстроить слово детьми у доски ( каждый берет свою фишку с
определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами
проверяют).
Составьте предложение с этим словом.
Благодарю всех, за то что справились с работой, а теперь, немного
отдохнем:
Физминутка.
1 Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу.
( Какая буква получилась? Буква Н).
2 Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква
получилась? (М)
3 Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П)
4 Ноги вместе, руки на пояс. ( буква Ф).
5. Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам. ( Л).
6. Ноги вместе, руки в стороны. ( Т ).
7. Ноги на ширине плеч, руки вверхускрещенные. ( Х ).
Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки, то присядут, отдохнут.
То опять плясать начнут.
_ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть
имя. И у бабы с дедкой есть тоже имена. Хотите знать, как звали деда и
бабу в сказке?Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».
( прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением,
внизу ряд картинок:
Баба ДЕД
МЯЧ КАПУСТА
АВТОБУС ОБЕЗЬЯНА
ШАР ЛИСА
АИСТ
ЯБЛОКО
1 Обозначить первую букву.
2 По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.
К и О – КО, Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ
М и А – МА, Ш и А – ША = МАША.
Какие вы молодцы, теперь знаете , как зовут бабу и деда. А какими
словами вы могли бы описать героев из сказки? ( дед – добрый, старый,
высокий), ( бабка – старенькая, добрая, ласковая), ( курочка – рябая,
пестрая ), ( мышка – серенькая, маленькая ).
А как можно ласково заменить слово БАБА? (бабуленька, бабушка ),
Слово ДЕД?
(дедушка, дедуля, и т.д.). Молодцы! Деду с бабой очень приятно будет, что
вы знаете столько ласковых слов.
Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось? А теперь пора
возвращаться в детский сад: « Покружсь, покружись, в детский садик
возвратись!».
Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на
тарелочке, пластилин, мозаика, бумага, счетные палочки.
Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем занимались? Кто из
героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву своего
героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из пластилина,
выложить из счетных палочек букву.
Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и
активную работу на занятии. У вас на столах лежат светофорчики
( зеленый, желтый и красный )
Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией
по теме.
Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.Красный светофор кто не владеет информацией по обучению грамоте.
Мастеркласс « Обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста».