мастер-класс по обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста.

  • Образовательные программы
  • docx
  • 14.01.2018
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Цель: повышение теоретического и практического уровня воспитателей в вопросах обучения грамоте детей старшего дошкольного возраста.Этот материал будет полезен для воспитателей дошкольных учреждений, как нужно правильно проводить занятие, что можно включать в него, вся последовательность занятия, его содержание и ход занятия.
Иконка файла материала Мастер - класс по обучению грамоте.).docx
Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста». Пауза настроения:      Возьмитесь все за руки.      К тебе я обращаюсь друг!      Вставай скорее с нами в круг.      Почувствуй радость и тепло,      Нам всем с друзьями хорошо!      Посмотрите друг на друга.      Улыбнитесь­ка друг другу.      Порадуйтесь друг другу,      Поделитесь хорошим настроением со своими друзьями на весь день! Мастер: Я хочу представить вашему вниманию основные методы и приемы,  которые используются при проведении занятий по обучению грамоте в  старшей группе. ­ Как вы понимаете слово «Грамота»? ­ Что значит понятие «грамотный человек»? ­ Давайте вспомним, какие задачи по обучению грамоте стоят перед детским садом? ( различать понятия «звук», «слог», «слово», «предложение».  Называть в последовательности слова в предложении, звуки и слоги в  словах. Находить в предложении слова с заданным звуком, определять место звука в слове..   Я считаю, что обучение грамоте ребенка начинается не тогда, когда  пытаются заставить ребенка запомнить букву, а когда ему скажут: «  Послушай, как поет синичка».    Предлагаю вашему вниманию примерное занятие с основными методами и  приемами для проведения такого  занятия. ­ Скажите, пожалуйста, чем мы занимаемся на этих занятиях? Кто из вас знает, из чего состоит наша речь? (из предоложений). ­Что такое предложение? (слова, тесно связанные друг с другом по смыслу). ­Какой схемой мы обозначаем предложение? ( полоской).Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста». ­ С какой буквы начинается предложение? ( с большой и обозначаем  вертикальной палочкой перед схемой предложения). ­ Что ставим в конце предложения? ( точку). ­ Из чего состоят предложения? ( из слов). ­ А из чего состоят слова? ( из звуков).    Послушайте, о чем я вам сейчас расскажу:      Слушай, что же это звенит?      Может быть, звенит и ползет реактивный самолет?      Сам  летит и сам поет?      Может быть,  мохнатый жук только что покинул сук?      Жук ничем не знаменит. Скучно – вот он и звенит?      Нет, ни – мухи, ни жука, нет ни грома, ни гудка!...    ­ Скажите, что может так звенеть? Вслушайтесь: звенит одна      В целом мире тишина! ­  Но тишину нарушают разные звуки и шумы. ( прошу закрыть глаза:  шуршание пакетом, листание страниц, удар мяча о пол и т.д.). Назовите, что  вы услышали?( …) ­ Да, мы слышим шум дождя, пение птиц – это все звуки окружающего мира. А еще мы слышим друг друга, когда разговариваем. Мы слышим звуки  нашего голоса. Они сливаются и получаются слова, и мы понимаем друг  друга. ­ Давайте поиграем с нашим язычком: ­ ра­ра­ра – начинается иг ( ра), ­Ры­ры – ры – у мальчика  ша..(ры), ­ро –ро – ро – у нас новое вед(ро). ­ар – ар – ар – кипит само(вар), ­ ор­ор­ор­ созрел красный поми(дор), ­ир­ир­ир­мой папа коман(дир), ­за­за­за­вот идет ко(за), ­су­су­су­ мы видели ли(су), ­ ша­ша­ша­ мама моет малы(ша), ­ жу­жу­жу­ молоко дадим е(жу), ­ ля­ля­ля – зеленые по(ля), ­ та­та­та­ у нас дома чисто(та).Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста». ­Расскажите мне  какие бывают звуки? ( гласные и согласные). ­ Какими могут быть согласные звуки? ( твердые и мягкие). ­ Какой фишкой обозначаем гласный звук? Согласный звук? Твердый  согласный? Мягкий согласный?     Звуки мы можем слышать и произносить, а буквы мы видим и читаем. ­ Скажите, как мы произносим гласные звуки? ( их можно пропеть,  протянуть. При произношения нет никаких препятствий). _ А как мы произносим согласные звуки? ( коротко, отрывисто, их нельзя  пропеть и протянуть, они встречают преграду при произношении в виде губ,  языка, неба).  ­ Назовите гласные звуки. Сколько их? ( их 6: А, О, У, И. Э, Ы) ­ Сколько гласных букв? Назовите их. (А, О, У, И, Э, Ы и четыре  йотированные, которые обозначают два звука, это – Ю (йу), Е – (йэ), Е  (йо), Я (йа) ­ Гласные звуки умеют здороваться с согласными звуками.  Сочетание гласного с согласным получается слог ­ Сейчас наши согласные звуки, с которыми мы познакомились на прошлых  занятиях поздороваются с гласными и  подружатся, и тогда они без  препятствий выйдут гулять ( предлагаю поработать со слоговым  домиком со звуками (м), (н), (к), (р).    ­ Наши звуки только и думают, как с нами в прятки поиграть. А также  считают, что вы их не найдете в словах. Попробуем их найти? Дидактическая игра « Угадай, какой звук спрятался?».( Я кидаю мяч вам по очереди и называю слово, а вы должны назвать какой гласный звук там  спрятался): БАК, МАК, СУК, СОК, ДОМ, КИТ, КОТ, РАК, РОГ , РЫСЬ, МЭР,  СЭР. ­ А теперь наоборот. Я называю вам  гласный звук, а вы должны придумать  слово с этим звуком. (У), (Е), (О). Дидактическая игра « Найди свой домик»  Посмотрите, у нас в группе живут гласные звуки.  У каждого звука есть  свой домик. Я вам раздам  картинки, а вы должны правильно расселить  картинки с этим звуком в домикиМастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста».     ­ Вы уже знаете, что в словах могут прятаться несколько гласных звуков,  например: СО­БА­КА  ( сколько гласных в этом слове?), РЫ­БА ( сколько  здесь гласных звуков?), СКАЗ­КА…( звучит волшебная музыка). ­ Ой, я сказала слово « СКАЗКА», и она так и просится к нам в гости.  Давайте попробуем отгадать, что это за сказка просится к нам в гости и  помочь мне ее рассказать и очутиться в ней.  : « Жи­… БЫ.. ДЕ..и БАБ… У них бы… ку… ря…. Снес.. ку..яич..   Яич..не про…, а зо…. Де… би.., би.. не раз…. Мыш… бе…, хвос… мах…, яич… покати… и раз…. Де.. пла… Куроч… кудах… ­ Узнали сказку? Как она называется? Выложите название сказки у себя на  столах полосками. ( приглашаю к доске одного выложить тоже) ­ Сколько слов в этом предложении? А теперь вспомните предложение из  сказки из трех слов и выложите его . ( один работает у доски). Прочитайте  его « СНЕСЛА КУРОЧКА ЯИЧКО.» Дидактическая игра « ЖИВЫЕ СЛОВА» . ( вызываю троих детей –  выстроить предложение из 3 слов с полосками. Нужно встать в правильной  последовательности, чтобы получилось предложение. Каждый, из  вышедших,, называет свое слово. Сидящие за столами, зачитывают  предложение. ­ На сказочной улице, которая называется « КУРОЧКА РЯБА», есть дом, в  котором живут герои этой сказки. ­ Назовите их. (дед, баба, курочка). Их нужно расселить по этажам. На  1этаже будет жить герой с тремя слогами, на втором этаже – герои с двумя  слогами, ну, и на третьем этаже – герой с одним слогом. ( по желанию  выходят к доске, проговаривают слова, определяют сколько слогов в слове с помошью ладошки к подбородку или хлопками. И расселяют их по этажам с  помощью картинок с героями.  ­ Всех героев расселили по своим местам. А сейчас, давайте попробуем  разобрать  Слово « БАБА» ( звуковой анализ слова. За столами и один у доски). Звуковой анализ слова:1 2 3 4 5 6 7 8 Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста». Сколько звуков в слове? Назовите их по порядку. Сколько в слове гласных звуков.? Назовите их. Какой фишкой  обозначаем? Сколько согласных звуков? Назовите их: твердый или мягкий?  Какой фишкой обозначаем? Назовите первый звук, последний, третий звук Каждый звук обозначь соответствующей буквой. ( обозначает у доски,  сидящие за столами проверяют правильность Выстроить слово детьми у доски ( каждый берет свою фишку с  определенным звуком и выстраивают слово, сидящие за столами  проверяют). Составьте предложение с этим словом. ­ ­ Благодарю всех, за то что справились с работой, а теперь, немного  отдохнем:     Физминутка.   1 Встаньте лицом друг к другу, поставьте руки на пояс друг другу. ( Какая буква получилась? Буква Н). 2  Встаньте рядом, возьмитесь за руки, опустите их вниз. Какая буква  получилась? (М) 3  Положите руки на плечи друг другу. Какая буква получилась? (П) 4  Ноги вместе, руки на пояс. ( буква Ф). 5.  Ноги на ширине плеч, руки опустите по швам.  ( Л). 6.  Ноги вместе, руки в стороны.  ( Т ). 7.  Ноги на ширине плеч, руки вверхускрещенные. ( Х ).    Взялись за руки друзья. Буквы стали веселиться:    И смеяться, и кружиться.    То попрыгают немножко,    То похлопают в ладошки, то присядут,  отдохнут.   То опять плясать начнут. _ Молодцы! Хорошо отдохнули. Послушайте, ведь у каждого из нас есть  имя. И у бабы с дедкой есть тоже имена.  Хотите знать, как звали деда и  бабу в сказке?Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста».   ( прикрепляю картинки деда и бабы на доске. Под каждым изображением,  внизу ряд картинок:                         Баба                                                              ДЕД                       МЯЧ                                                              КАПУСТА                         АВТОБУС                                           ОБЕЗЬЯНА                        ШАР                                                              ЛИСА                               АИСТ                                               ЯБЛОКО 1 Обозначить первую букву. 2 По первым буквам складывают слоги, из слогов слово.        К и О – КО,  Л и Я – ЛЯ= КОЛЯ       М и А – МА,  Ш и А – ША = МАША. ­ Какие вы молодцы, теперь знаете , как  зовут бабу и деда. А какими  словами вы могли бы описать героев из сказки? ( дед – добрый, старый,  высокий), ( бабка – старенькая, добрая, ласковая), ( курочка – рябая,  пестрая ), ( мышка – серенькая, маленькая ). ­ А как можно ласково заменить слово БАБА?  (бабуленька, бабушка ),  Слово ДЕД?  (дедушка, дедуля, и т.д.). Молодцы! Деду с бабой очень приятно будет, что  вы знаете столько ласковых слов.  ­ Ну, вот, мы с вами и побывали в сказке. Вам понравилось? А теперь пора  возвращаться в детский сад:  « Покружсь, покружись, в детский садик  возвратись!».       Приглашаю за стол, где приготовлен материал для работы: соль на  тарелочке, пластилин, мозаика,  бумага, счетные палочки.  ­  Скажите пожалуйста, где мы сегодня побывали? Чем  занимались? Кто из  героев сказки понравился вам больше? Прошу назвать первую букву своего  героя и нарисовать ее на соли, выложить мозаикой, вылепить из пластилина,  выложить из счетных палочек букву.  ­Молодцы, все справились и с этим заданием. Благодарю всех за внимание и активную работу на занятии.  У вас  на столах лежат светофорчики  ( зеленый, желтый и красный )  Прошу поднять зеленый светофор, кто владеет достаточной информацией  по теме. Желтый светофор – владеет, но недостаточной информацией.Красный светофор ­  кто не владеет информацией по обучению грамоте. Мастер­класс « Обучение грамоте детей старшего  дошкольного возраста».