мастер – класс
Решение уравнений пй степени с
помощью схемы Горнера
Учитель: Глинова Марина Михайловна, первая квалификационная категория
Класс: 9
Цель мастеркласса: изучение и отработка на практике способа разложение
многочленов на множители с помощью схемы Горнера.
Формируемые УУД:
Предметные:
Знать способы разложения многочлена на множители: группировка, вынесение
общего множителя, применение формул сокращенного умножения.
Уметь применять знания, умения и навыки при разложении многочленов на
множители.
Метапредметные:
Коммуникативные: формирование действий учебного сотрудничества в ходе
групповой работы и работы в парах;
Регулятивные: формирование целевых установок учебной деятельности;
выстраивание алгоритма действий; удержание цели деятельности до получения её
результата.
Познавательные: произвольно и осознанно владеть всеми способами
разложения многочленов на множители (изучаемых в курсе алгебры 7 класса)
Личностные:
формирование познавательного интереса;
самоконтроля;
мотивации
к
навыков самоанализа и
самосовершенствованию.
(слайд1 )
Я долго думала, что же мне показать на мастерклассе? чему я могу
научить и как удивить вас, выпускников основной школы?
(слайд 2)
Сначала я хотела показать вам один из способов умножения многозначных
чисел. Умножать начинают в начальной школе, но и в 5, а порой и в 9 классе
всегда найдется ученик для кого данная операция дается с трудом… Да и
сильный ученик очень часто, допустив ошибку при вычислениях, при
проверке – в 50% случаев допускает ту же ошибку. Как вы умножаете многозначные числа? ( в столбик) Я так и думала, и хотела
познакомить вас с умножением в «прямоугольнике». Но передумала, так как
считаю, что знание таблицы умножения, устранит эту проблему.
(слайд3 )
Затем я хотела показать вам нахождение площадей геометрических
фигур. (Данная тема – обязательное задание в ЕГЭ, а теперь и в ГИА.Для
математиков она очень актуальна: фигур множество, соответственно формул
площадей – тоже – а дети их если сразу не выучили, то потом, обязательно
забудут.) (Слайд 4)
Мне хотелось показать одну единственную формулу (формулу Пика) с
помощью которой даже слабый ученик всегда может посчитать площадь
фигур – одну формулу он всегда запомнит. Но, потом подумала, что скорее
всего вы с ней знакомы и легко вычисляете площадь фигур, используя эту
формулу.
Определиться с темой мне помогла одна ситуация, возникшая на уроке
в 8 классе, при работе с заданием 21 части 2 ОГЭ.
Математика очень многогранная наука и охватить все в ней просто
невозможно.
Давнымдавно один восточный владыка, просвещенный и мудрый,
пожелал узнать все о математике всех времен и народов. Вызвал он
приближенных и объявил им свою волю.
Повелеваю, молвил он, написать мне все о математике. Как она
возникла, какой была раньше, какой стала теперь, какой будет в будущем.
Собрать мне все математические знания, что есть в мире,А самое главное
ответьте на вопрос – что это… математика.
И дал на это пять лет сроку.
Со всего царства были собраны мудрейшие из мудрецов, и им объявили
желание владыки.
Миновало пять лет, и явились приближенные во дворец.
О, великий господин, срок названный тобой ничтожно мал. Мы не успели
собрать даже тысячной доли тех знаний, о которых ты говорил, и мы не
успели дать ответ на твой главный вопрос.
Рассердился владыка, но выглянув в окно увидел, что перед дворцом
выстроился караван верблюдов такой длинный, что конец его терялся гдето
за горизонтом. И на каждом верблюде нагружено по два громадных тюка. А в
каждом тюке было по десять толстенных томов.
Вы смеетесь надо мной! рассердился владыка. Да ведь я до конца своей
жизни не успею прочесть и десятой доли того, что они собрали! Нет, пусть
напишут мне краткую историю математики.
Пусть напишут мне самоесамое главное. Сколько времени нужно на это?
Завтра, о владыка. Ты получишь то, что желаешь! Завтра? удивился правитель. Хорошо.
... Едва солнце взошло на лазурном небе, как владыка потребовал к себе
мудреца. Мудрец вошел, неся в руках маленький ларец из сандалового дерева;
Ты найдешь в нем, овладыка, самое главное в математике всех времен
и народов, произнес мудрец.
Но прежде, чем мы откроем ларец и прочитаем, что там написано, я
хочу предложить вам решение одной задачи, которая вызывает затруднение у
каждого девятиклассника, который с ней сталкивается при подготовке к
ОГЭ. Это и будет тема моего мастеркласса: решение уравнений nх степеней
с помощью схемы Горнера (В школе мы не решаем уравнения пй степени
используя данную схему – но своим наиболее «продвинутым» ученикам,
ориентированным на высокий результат, я ее обязательно показываю) И
решила показать данную схему и вам.
Вопрос: Уравнения какой степени вы умеете решать? (первой, второй,
третьей (если можно вынести неизвестное за скобки или применить способ
группировки)
я предлагаю вам следующее уравнение: х3 + 4х2 – 9х – 36 = 0
Какой способ решения здесь применим? (разложение на множители
способом группировки)
Откройте вариант 10 задание 21? Разберем данное уравнение.
Применим ли здесь способ группировки?
Вот здесь нам и поможет схема Горнера.
Любой многочлен можно разложить по формуле Р(х)=(ха)М(х) +R,
где а – корень многочлена, М(х) – многочлен степени п1, а R – остаток.
Найдем корень многочлена. Что называется корнем многочлена?
Рассмотрим наш многочлен. Каков его свободный член? (400) Корень
многочлена – один из делителей числа 400. Приведите примеры.
Первая группа подставляет вместо х число 1, вторая 2, третья 4.
Итак, многочлен обращается в нуль при х=4.Первый множитель при
разложении равен (х4).
Работаем со схемой Горнера: х4 х2 + 40х – 400 = 1х4 0х3 – 1х2 + 40х
400
4
А0
1
с0 = а0
с0 =1
А1
0
с1=а1+а с◦ 0
с1= 0+4∙1 =
4
А2
1
с2=а2+а с◦ 1
с2= 1 +4∙4
= 15
А3
40
с3=а3+а с◦ 2
с3=40
+4∙15= 100
А4
400
С4=а4+а с◦ 3
С4= 400+
4∙100 = 0
В таблице представлены коэффициенты многочлена М(Х), степень
которого п1. Дан многочлен четвертой степени, многочлен М(х) – будет
третьей степени.
х4 х2 + 40х – 400 = (х4)(1х3 + 4х2 + 15х + 100) + 0
х4 х2 + 40х – 400 = (х4)(х3 + 4х2 + 15х + 100)
Разберем многочлен (х3 + 4х2 + 15х + 100) по алгоритму. Делители числа 100: 1, 1, 2, 2. 4,5,10 и т.д
Подставляем и определяем, что корень уравнения равен 5. Значит
множитель равен (х+5)
Работаем со схемой Горнера: х3 + 4х2 + 15х + 100
А2
15
А0
1
А1
4
А3
100
с3=а3+а с◦ 2
с3=100 +(5)∙20=
0
5
с0 = а0
с0 =1
с1=а1+а с◦ 0
с1= 4+(5)∙1 =
1
с2=а2+а с◦ 1
с2= 15 +(5)∙(
1) = 20
Получаем: х4 х2 + 40х – 400 = (х4)(х+5)(х2– х + 20)
Когда произведение равно нулю?
Х4=0 х=4
Ответ х=4, х=5
х+5=0 х=5 х2– х + 20=0 Д=79 (нет решения)
А теперь вы в группах разберете аналогичное задание самостоятельно.
Вариант 3, задание 21.
(работа в группах)
Удивительно, но вот такой вот замечательный и достаточно простой
способ решения сложного уравнения и, кто знает, может быть и он был
записан мудрецами в тех толстенных томах
И согласитесь, что охватить все математические знания невозможно.
Но мы перед собой такую цель не ставим, она нереальна. А в жизни
нужно ставить лишь реальные цели, чтобы можно было их достичь.
Какую цель мы поставили перед началом работы?
Достигли ли мы ее? Все ли у вас получилось?
Давайте подведем итог нашей работы.
(Слайд: рефлексия)
Сегодня я постаралась доказать, что познание начинается с удивления.
И может быть ктото из вас посмотрит на математику совсем подругому…
Еще много разных задач было у мудрецов в том караване, но что, же
самое главное поместили они в ларец? Как вы думаете?
Правитель открыл крышку ларца. На бархатной подушке лежал
маленький клочок пергамента. Там была написана всего лишь одна фраза:
«Математика это удивление, а через удивление познается мир».
И я желаю вам : «Позвольте себе удивляться каждый день, познавайте мир». aохn+ а1хn1 + a2xn2 …= (xa)( cохn1+ c1хn2 + c2xn3 …) + R
«Математика это
удивление, а через
удивление познается мир». Планируемый результат: должны научиться раскладывать
многочлены на множители (с помощью схемы Горнера)
aохn+ а1хn1 + a2xn2 …=
(xa)( cохn1+ c1хn2 + c2xn3 …) + R
а0
а1
а2
а3
а4
а
с0 = а0 с1=а1+а×с0
с2=а2+а×с1
с3=а3+а×с2 С4=а4+а×с3
Вариант 3задание 21
__________________________________________________________
__________________________________________________________
__________________________________________________________
_________________________________________________________
______________________= (х )( )
а0
а1
а2
а3
а4
а
с0 = а0 с1=а1+а×с0
с2=а2+а×с1
с3=а3+а×с2 С4=а4+а×с3 а
а
а
а0
1
с0 = а0
а1
0
с1=а1+а с◦ 0
а2
9
с2=а2+а с◦ 1
а3
60
а4
100
с3=а3+а с◦ 2 С4=а4+а с◦
3
а0
а1
а2
а3
а4
с0 = а0 с1=а1+а×с0
с2=а2+а×с1
с3=а3+а×с2 С4=а4+а×с3
а0
1
с0 = а0
а1
0
с1=а1+а с◦ 0
а2
9
с2=а2+а с◦ 1
а3
60
а4
100
с3=а3+а с◦ 2 С4=а4+а с◦
3
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Мастер-класс по подготовке к ОГЭ "Решение уравнений n-й степени с помощью схемы Горнера"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.