Данная работа будет полезна учителям начальных классов в организации работы со словами из словаря на уроках русского языка. Подробна описана методика использования ассоциативного приема. Этапы работы со словами из словаря. Приведены примеры ассоциативных образов по группам. Есть результативность моей работы.
Рублёва И.А._мастер класс (1) (1).docx
Рублёва Ирина Алексеевна,
учитель начальных классов МБОУ
«Средняя общеобразовательная школа
№1 города Новоалтайска Алтайского
края»
Проект мастеркласса по теме
«Приём ассоциативного запоминания при формировании орфографической зоркости
обучающихся на уроках русского языка»
Цель мастеркласса: познакомить педагогов школ города с системой работы по применению
приёма ассоциативного запоминания, обеспечивающими эффективную работу на уроках русского
языка со словами из словаря.
Задачи мастеркласса:
определить актуальность использования приёма ассоциативного запоминания
познакомить с возможностями использования приема ассоциативного запоминания правописания
словарных слов;
познакомить с системой последовательности действий, приемов и форм педагогической
деятельности при подготовке орфографических минуток на уроках русского языка, направленных
на развитие орфографической зоркости учащихся;
показать результативность деятельности учащихся начальных классов посредством развития их
творческих способностей в образовательном процессе на раскрытие их потенциала.
провести рефлексию мастеркласса.
Ожидаемый результат: повышение профессиональной компетенции учителей начальных классов
в организации работы над словами из словаря на уроках русского языка
Формы организации работы в рамках мастеркласса: презентация опыта, беседа, работа в
группах, межгрупповое взаимодействие.
Оборудование мастеркласса: мультимедийная презентация; раздаточный материал;
методические рекомендации.
Ход мастеркласса Этап
Содержание деятельности мастера
Орг. Момент,
приветствие.
Здравствуйте,
уважаемые коллеги! Рада
приветствовать вас на мастерклассе и
рассчитываю на продуктивное взаимодействие.
Актуальност
ь темы.
Целеполаган
ие,
планирование
мастер
класса
Теоретически
е основы
опыта
Проблема формирования орфографической
зоркости в современной школе приобретает всё
большую актуальность. Существует много
разных традиционных методических приёмов,
которые учителя применяют постоянно в своей
практике для решения этой проблемы. Учащиеся
учат правила, запоминают, заучивают слова,
пишут диктанты, изучение словарных слов
даётся с трудом:
дети устают от монотонного повторения,
неохотно заглядывают на последнюю страницу
учебника в словарь,
высокий уровень тревожности детей перед
написанием словарного диктанта (Слайд 1).
Актуальной для каждого учителя начальных
классов, русского языка и литературы остаётся
задача: как сделать познавательный процесс
изучения словарных слов интересным, а также
снизить тревожность детей перед написанием
словарного диктанта.
Какой вариант решения проблемы
формирования орфографической зоркости на
уроках русского языка нашла для себя я? Это
приём ассоциативного запоминания (Слайд 2).
Мне хотелось бы обратиться к вам с вопросом:
кто знает,
запоминание?
как оно связано со словарными словами?
приходилось ли вам применять в своей
практике данный прием?
Спасибо. Вижу, что среди вас есть мои
единомышленники.
что такое ассоциативное
Предлагаю следующий план мастер
класса: (Слайд 3)
актуальность проблемы,
опыт использования приема в практической
деятельности,
практикум с участниками мастеркласса,
подведение итога мастеркласса.
Принимается план?
В своей работе опираюсь на теоретические
положения ряда российских психологов. Приём
ассоциативного запоминания разработан и
используется учителями на основе
рекомендаций А. Погодиной, О.Л.Соболевой, В.
Агафонова, И. Матюгиным, Е. Чакаберия.
Прежде всего важно уяснить, что такое
Предполагаем
ая
деятельность
участников
мастеркласса
Приветствие,
выражение
готовности к
сотрудничест
ву
Слушают
выступающего
Формы
деятельн
ости
Фронтал
ьная
Фронтал
ьная
Дают свои
ответы
Предложения
участников
мастеркласса,
высказывание
своего мнения
Фронтал
ьная
Восприятие
новой
информации,
осмысление Список литературы
1. Анохина Т.М. Русский язык. Работа со словарными словами. Занимательные материалы.
Волгоград, 2007269с.
2. Гордеев Э.В. Творческий подход к изучению слов с непроверяемыми написаниями //
Начальная школа. 1995. № 1.
3. Жедек П.С. Использование методов развивающего обучения на уроках русского языка в
младших классах. Томск, 1992.
4. Конкина Ю.А. Словарноорфографическая работа на уроках русского языка // Начальная школа.
2004. № 7.
5. Матюгин И.Ю. Как запоминать слова Д.: Сталкер, 1997. 448 с.
6. Матюгин И.Ю. Как развивать хорошую памятьД.: Сталкер, 2003.
7. Ожегов С. И. Словарь русского языка. М., 1986.
8. Погодина А. Словарная работа на основе метода ярких ассоциаций // Начальная школа. 2010.
№ 13.
9. Рождественский Н.С. Обучение орфографии в школе. М.: Владос, 1992. 218 с.
10. Соболева О.Л. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык 1 класс»
11. Шульгина В.П. Методическая копилка для учителя начальных классов РнаД.: Феникс,
2002.
Приложение 1
Результативность обучения русскому языку
р.100.00
р.100.00
р.100.00
р.100.00
р.70.00
р.60.00
р.73.00
р.65.00
р.41.00
р.40.00
р.79.00
р.70.00
р.50.00
р.60.00
р.39.00
Успеваемость
Качество
Словарные слова с асссоц
зап
Словарные слова без
ассоц зап
2 Класс
3 Класс
4 Класс
р.-
1 Класс
Приложение 2
Словарные слова, 3 класс
1. ракета 6. Огромный 12. Галерея 18. Вместе
топор гигант здесь впереди
малина футбол охрана назад
орех кастрюля теперь
лимон 7. Привет тарелка яблоко когда горячий 19.победа
лучше потом
2. остров организм 13. Аптека салют
песок библиотека сверкать
территория 8.шелест комната солдат
один осина
океан пшеница 14. Восток
овёс запад
3. пирог север
шоколад 9. Медленно погода
интересный обычно календарь
газета метро
очень вагон 15. Ботинки
конечно билет сапог
костюм
4. морковь 10. Девочка магазин
огород беседа
помидор лагерь 16. Животное
картофель костёр забота
огурец сейчас
11. инженер петух
5. расстояние профессия
шофер человек 17. Вокруг
трамвай завод прекрасный
багаж счастье
Задание для групповой работы
Приложение 3
к словам одной из групп придумать свои ассоциативные образы;
составить различные виды орфографических минуток с этими словами (3
минимум);
составить с этими словами текст минидиктанта.
Мастер -класс по русскому языку
Мастер -класс по русскому языку
Мастер -класс по русскому языку
Мастер -класс по русскому языку
Мастер -класс по русскому языку
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.