Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»
Оценка 5

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Оценка 5
Повышение квалификации
docx
библиотека
Взрослым
28.04.2017
Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»
Предлагаемый материал раскрывает понятие "электронный учебник", знакомит с проектом Издательского дома "Фёдоров", предлагает приёмы, формы и методы работы с электронным учебником, а также содержит фрагмент урока литературного чтения, разработанный на основе использования электронного учебника. Может полезен для учителей начальных классов.
мастер-класс Работа с электронным учебником.docx
Здравствуйте, уважаемые коллеги!  Представляю   вашему   вниманию   мастер   ­   класс   по   теме:  «Использование Мастер­ класс электронного учебника на уроках в начальной школе»  (Слайд 1)  Цель: Представить   опыт   работы   по   использованию   электронных   учебников   на уроках в начальной школе (слайд 2). Задачи: 1. Проанализировать   электронный   учебник   с   точки   зрения   помощника   учителю   и детям. 2. Раскрыть   потенциальные   возможности   электронного   учебника   на   уроках   в начальной   школе   с   позиции   требований   ФГОС   через   представленный   фрагмент урока (слайд 3). Образование не стоит на месте. Периодически пополняется педагогическая копилка методов   обучения.   Развитие   новых   информационных   технологий   положило   начало созданию   программного   обеспечения   для   обучения   и   самообразования.   Сегодня сформировалась   потребность   в   ЭУ.  Необходимость   использования   обусловлена   и требованиями   ФГОС,   глобальной   информатизацией   общества,   поиском   эффективных средств обучения.  (Слайд   4).  В   одной   притче   говорится:   “Жил   мудрец,   который   знал   всё.   Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?” А   сам   думает:   “Скажет   живая   –   я   ее   умерщвлю,   скажет   мёртвая   –   выпущу”. Мудрец, подумав, ответил: “Всё в твоих руках”. В наших руках, чтобы ребенок стремился к саморазвитию, испытывал интерес к процессу   учения.   Главная   заповедь   учителя   –   создать   условия   даже   для   маленького продвижения   ученика   вперёд   и   поддержать   его   успех.   А   помогают   в   этом   мне электронные образовательные ресурсы. Одним из них является электронный учебник..  Прежде всего, разберёмся, что такое ЭУ. Что такое электронный учебник? Я предлагаю Вам два термина (слайд 5). Электронный учебник ­ это продукт образовательного характера, который может быть воспроизведен (использован) только с помощью средств информатики (в том числе и компьютера),   соответствующий   утвержденной   программе   обучения   или   программе, разработанной автором для предложенного курса, и имеющий принципиально новые черты по сравнению с ОУ.  Электронный учебник ­ это программно­методический комплекс, обеспечивающий возможность   самостоятельно   освоить   учебный   курс   или   его   большой   раздел.   Он соединяет в себе свойства обычного учебника, справочника, задачника и лабораторного практикума. (Слайд 6). Сегодня  я представлю вам проект Издательского дома «Федоров» – электронные учебники по системе Л.В. Занкова и, на примере учебника по литературному чтения,   покажу,   как   можно   с   ними   работать.   Все   учебники   разработаны   совместно   с компанией «Кирилл   и   Мефодий» –   ведущим   разработчиком   и   производителем электронных   изданий   на   всех   технологических   платформах   (CD,   DVD,   Интернет, мобильный Интернет, гибридный Интернет). http://demo.cm.ru/personal/ (Слайд 7). Все учебники созданы с использованием «облачных технологий» – все данные   хранятся   и   все   вычисления   производятся   на   серверах   компании «Кирилл   и Мефодий». Их не нужно устанавливать на компьютеры, они доступны с любого носителя. Чтобы открыть учебник, необходим только веб­браузер и доступ в интернет. (Слайд   8).  Учебный   процесс,   основанный   на   использовании   ЭУ,  позволяет: ­   усилить   мотивацию,   повысить   интерес   и   расширить   познавательные   потребности обучаемых; ­ обеспечить индивидуализацию обучения; ­   повысить   интерактивность   обучения,   развить   диалогический   характер   учебного процесса; ­ усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала; ­ обучении; ­   включить   в   познавательную   деятельность   арсенал   новых   методов,   основанных   на использовании средств ИКТ; ­   создать   возможности   для   использования   новых   источников   учебной   информации (информационно­справочные   системы,   электронные   энциклопедии,   файловые   архивы, ресурсы сети Интернет); ­ повысить оперативность и индивидуализацию контроля результатов обучения. используемых расширить круг   задач,         в   (Слайд 9). Работа с электронным учебником дает учителю:  ­ оптимизацию времени на подготовку и проведение урока;  ­ систему контроля знаний учащихся;  ­   возможность   реализовать   уровневую   дифференциацию   обучения   за   счет привлечения   дополнительных   материалов,   позволяющих   удовлетворить   потребности учеников с разным уровнем освоения учебного материала;  ­   расширение   информационного   поля;   возможность   создания   собственных коллекций электронных ресурсов, личных материалов. Цветовые, текстовые, звуковые решения, информационная насыщенность экранов соответствуют   эргономическим   требованиям,   учитывают   возрастные   психолого­ педагогические особенности учеников. Интерфейс   (совокупность   средств,   при   помощи   которых   пользователь взаимодействует   с   различными   программами   и   устройствами)  электронного   учебника удобен в работе, интуитивно понятен.  (Страница учебника). Мы видим страницы знакомых нам занковских учебников, но снабженные дополнительной разметкой – в тексте и на полях. Пользователь может выбирать один из режимов просмотра (Работа с кнопками учебника ­  например,  режим  «разворот»,  наиболее   похожий   на   привычный   бумажный учебник, или просмотр одной страницы на экране), может просмотреть учебник в режиме «плитка», который представляет страницы учебника в виде миниатюр, а может просто увеличить или уменьшить масштаб.  Таким   образом,   электронный   учебник   гибко   подстраивается   к   удобному   для пользователя режиму просмотра. Разработчики   предоставили   педагогам   и   ученикам   разнообразные   возможности навигации по учебнику (Работа со страницей учебника ­ можно переходить к нужному материалу через интерактивное оглавление или через функцию «переход к странице», можно   через   просмотр   в   режиме   «плитка»   выбрать   ту   или   иную   страницу,   можно воспользоваться функцией поиска – и нужное вам слово или понятие, упоминаемое в учебнике, будет найдено). Но,   бесспорно,   наибольшую   ценность   имеют   прикрепленные   к   учебникам методические материалы, которые расширяют их основное содержание. (Работа   со   страницей   учебника   –   вкладки   материалов).   Создатели   ЭУ дополнили   и   расширили   материал   галереями   изображений,   аудио­   и   видеозаписями, записями экспериментов и опытов, интерактивными картами и панорамами, ссылками на разнообразные научные и образовательные сайты (в том числе, на «Единую Коллекцию цифровых   образовательных   ресурсов»,   «Каталог   электронных   образовательных ресурсов», «Электронные образовательные ресурсы»). Электронный учебник способен стать важным средством достижения наглядности в обучении. Он позволяет значительно расширить количество объектов для наблюдения, разнообразить   их.   Дети   могут   совершить   виртуальную   экскурсию   в   музеи   России, поработать с интерактивными картами, послушать записи голосов поэтов и музыкальные фрагменты и т.д. Изображения, помещенные на страницах учебника, увеличиваются по клику мышки, позволяя подробно рассмотреть их детали (увеличение картинки с. ). Созданные специально для электронных учебников тестовые задания позволяют на более высоком уровне реализовать задачи текущего тематического контроля. (Контроль с.   )  Тесты   уже   прикреплены   к   главам   и   параграфам   в   соответствии   со   структурой учебного   материала.   Учитель   имеет   возможность   использовать   интерактивные упражнения   в   качестве   домашнего   задания   для   учеников.   Заметим,   что   выполнение интерактивных   заданий   дает   ученикам   дополнительное   эмоциональное   подкрепление. Результаты выполнения заданий фиксируются и хранятся в базе данных, просмотреть их можно в окне «Мои результаты». (Работа со страницей учебника с. ). Создатели снабдили страницы электронного учебника   дополнительным   методическим   комментированием   текста.   При   нажатии   на размеченные   элементы   возникают   всплывающие   окна,   которые   содержат   толкование непонятных   слов,   подсказки,   дополнительные   вопросы   или   комментарии   по   ходу изложения материала. У   учителя   и   ученика   есть   возможность   и   самому   дополнять   учебник разнообразными   материалами,   используя   окно «Мои   материалы»   (учебник   с.  ).   Эта функция   позволяет   прикрепить   к   любой   странице   учебника   текстовые   файлы, презентации, рисунки и другие материалы, созданные пользователем или найденные им в интернете. Кроме того, пользователь может создать заметку­комментарий к фрагменту текста или сделать закладку на нужной странице (показ с. ). Таким образом, электронный учебник может стать мощным средством поддержки вашей работы по традиционному бумажному учебнику. Электронные учебники уже прошли апробацию в российских школах. К каждому учебнику разработаны методические рекомендации. Электронное учебное издание становится опорой для работы учащихся и на дому. Учитель может давать самостоятельные задания учащимся как непосредственно на уроке, так и для выполнения дома. Возможные виды   учебной   деятельности   школьника с   использованием электронного учебного издания (слайд 10): ­ самостоятельная работа с ресурсами, прикреплёнными к параграфам; ­ справочных   изданиях; ­ отбор и сравнение материала из нескольких источников (образовательных ресурсов сети Интернет, ЭОР, научно­популярной литературы);   поиск   информации   в   электронных   ­ овладение навыками работы с текстом (выделение главного, поиск информации для ответа на вопрос и т.п.); ­ подготовка выступлений и докладов с использованием разнообразных источников информации,   предложенных   в   том   числе   в   электронном   учебном   издании; ­   наблюдение   за   демонстрациями,   мультимедийными   учебными   объектами; ­ объяснение и интерпретация наблюдаемых явлений, показанных в интерактивах и видео электронного учебного издания. Функционал   электронных   учебников   по   системе   Л.В.   Занкова   постоянно совершенствуется   и   пополняется. Специально   для   электронных   учебников   по   курсам «Технология»   и   «Изобразительное   искусство»   был   создан   новый   сервис   –   «Галерея этапов».   Галерея   представляет   собой   совокупность   картинок,  иллюстрирующих   этапы выполнения работы. «Галерея этапов» облегчает работу с иллюстративным материалом учебника.   С   помощью   этого   сервиса   учитель   может   наглядно   продемонстрировать процесс выполнения работы (на экране компьютера или интерактивной доски), пошагово разобрать каждый этап в увеличенном масштабе. Учащийся может подробно рассмотреть нужную   иллюстрацию,   сосредоточиться   на   этапах   выполнения   рисунка   или поделки. «Галерею   этапов»  вы   можете   посмотреть   в  составе   демоверсии   электронных учебников.  И, что является немаловажным фактором, цена электронного учебника сопоставима с ценой печатного. А сейчас хотелось бы представить практическую часть – показать на фрагменте урока по литературному чтению, как можно работать с ЭУ.  Фрагмент урока литературного чтения. Тема: Нравственная мораль в баснях И. Крылова ­   Сегодня   познакомимся   с   новым   произведением,   название   которого   вы   сможете определить, расшифровав надпись. ­   Прочитайте,   что   написано,   только   справа   налево,   так   как   их   подписывал   автор (тренировка произвольного внимания). КАР И АКУЩ, ЬДЕБЕЛ (Учебник, «Мои материалы» ­ шифровка басни). ­ расшифровка надписи. ­ а к какому жанру мы можем отнести это произведение? ­ давайте вспомним, что такое басня? (Учебник, «Мои материалы», закладка к с. 64, заметка) ­ Итак, мы с вами определили не только название, но и жанр произведения. ­ а как назвать человека, который пишет басни? ­ а кто знает фамилию автора, который написал басню «Лебедь, Рак и Щука»? ­ что вы о нём знаете? ­ Посмотрите на портрет писателя (Мои файлы – портрет Крылова). ­ каким он вам представляется по характеру? ­ поработаем самостоятельно.  (мои материалы, файл биография Крылова). ­ прочитайте информацию. ­ что интересного узнали? ­ вспомните, какие произведения писал И. А. Крылов. Работа в группах («Мои материалы», иллюстрация «Путаница», «Центон»). 1 группа: Рассмотрите рисунки, вспомните названия басен.  ­ Расскажите, что перепутал художник? 2 группа: работа с центоном. ­ проверка. Знакомство с басней.   ­   Ну,   а   теперь   пришло   время   познакомиться   с   басней.   Знакомиться   будем   путём прослушивания аудиозаписи. ­ перед прослушиванием выполним задания. Задание 1.  В   басне   вам   встретятся   новые   слова   и   словосочетания.   Чтобы   был   понятен   смысл, проведём словарную работу. Словарная работа («Мои заметки»). Задание 2. ­   При   прослушивании   подмечайте   каждую   деталь,   вслушивайтесь   в   каждое   слово, обращайте внимание на голос. Прослушивание аудиозаписи (вкладка). Анализ басни. ­ какие есть предположения, о ком или о чём эта басня? ­ действительно ли она о животных? ­ давайте разбираться. ­ предлагаю дать характеристику персонажам как животным.  ­   поработайте   в   парах,   заполните   таблицу   (2   человека   на   интерактивной   доске, остальные в паре – с таблицей на местах). ­ для этого прочитайте текст ещё раз и найдите слова, которые помогают увидеть образ каждого героя. Лебедь   –   это   большая   сильная   птица,   летает   на   высоте,   у   неё   большой   размах крыльев.   Рак   двигается   по­особенному.   Он   пятится   назад.   А   живёт   рак   под корягами.  Щука плавает в озере куда захочет.  ­ проверка. Проверка понимания содержания – выборочное чтение. ­ Давайте выполним задания: ответим на вопросы крылатыми выражениями из неё. 1. Что однажды задумали сделать Лебедь, Щука и Рак? Однажды Лебедь, Рак да Щука Везти с поклажей воз взялись. 2. Как они старались выполнить работу? Из кожи лезут вон. 3. Получилась ли их затея? А возу все нет ходу. 4.Почему героям не получилось сдвинуть воз? Героям не удалось сдвинуть поклажу, потому что каждый тянул в свою сторону. ­ А теперь проверим себя, на сколько внимательно вы слушали басню ( «Мои материалы» ­ тренажёр – самостоятельное прохождение) http://web­ireland1­new.interneturok.ru/ru/school/chtenie/4­klass/basni/i­krylov­lebed­rak­i­ schuka#tabs ­ В чём же мораль басни? Мораль, в басне раскрывается в последних строках произведения, утверждающих, что успеха в деле не получится, если отсутствует согласие между людьми, которые взялись за него. Прочитав историю о б усилиях рака, щуки и лебедя, можно увидеть, что в каждом деле основное – это хорошая организация. Так, чтобы с успехом осуществить все задуманное, команда, выполняющая общий план, сначала   должна   определить   направление,   в   котором   все   будут   двигаться,   только   так действия будут иметь "лад" и задача будет выполнена как задумано. Становится   понятным,   что   основой   слаженной   работы   есть   умение   каждого   члена команды слышать мнение всех участников, умение уступать друг другу, а согласовывать свои действия с действиями всей команды. Далее можно провести работу по заучиванию басни. Домашним заданием можно дать сочинение басни (с. 67). Рефлексия. Хотелось   бы   подвести   итоги   работы   мастер   –   класса.   Прошу   продолжить предложенные фразы (слайд 11): «Я буду использовать в своей работе ЭУ, потому что…» «Использование ЭОР позволит мне…» «Для меня было новым…» Заключение (слайд 12). Спасибо за внимание и сотрудничество! На память я хочу преподнести буклеты, которые помогут вам в дальнейшем использовании ЭУ. И не забывайте: «Все в наших руках!»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»

Мастер - класс по теме: «Использование электронного учебника на уроках в начальной школе»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.04.2017